Скачать:PDFTXT
Сумма теологии. Том XI

и смерти. В самом деле, Он мог предотвратить Свои страсти и смерть. Во-первых, потому что Он мог обуздать Своих врагов либо избавив их от стремления убить Его, либо лишив их возможности это сделать. Во-вторых, потому, что Его дух обладал властью сохранения Его плотской природы от причинения любого ущерба, и такой же силой обладала душа Христа, поскольку она, по словам Августина, была соединена с божественным Словом в единстве личности229. Следовательно, коль скоро душа Христа не сохранила Его тело от причиняемого ему ущерба, но пожелала, чтобы Его материальной природе был причинен этот ущерб, о Нем говорят, что Он расстался с жизнью, то есть умер, добровольно.

Ответ на возражение 1. Слыша слова: «Никто не отнимает ее у Меня», мы должны понимать их в смысле «против Моей воли», поскольку «отнять» в строгом смысле слова означает взять нечто у того, кто не желает или не может противиться этому

Ответ на возражение 2. Христос, желая показать, что насильственно причиненные Страсти не умаляют Его жизни, сохранил силу Своей телесной природы настолько, чтобы в последний миг иметь возможность возопить громким голосом, и потому Его смерть должно причислять к Его чудесам. В связи с этим читаем в Писании: «Сотник, стоявший напротив Его, увидев, что Он, так возгласив, испустил дух, сказал: «Истинно, человек сей был Сын Божий!»» (Мк. 15:39). Удивительным в смерти Христа было также и то, что Он умер гораздо раньше тех, которые были распяты вместе с Ним. Поэтому Иоанн говорит, что «воины и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним», чтобы те побыстрее умерли, «но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней» (Ин. 19:32, 33). И у Марка читаем, что «Пилат удивился, что Он уже умер» (Мк. 15:44). Таким образом, как Он пожелал, чтобы Его телесная природа до конца сберегла свою силу точно так же Он пожелал, чтобы она внезапно погибла от причиненного ей ущерба.

Ответ на возражение 3. Хотя Христос и претерпел насильственную смерть, однако умер Он добровольно. В самом деле, Его телу было причинено насилие, но возобладало оно над Его телом в той мере, в какой Он этого пожелал.

Раздел 2. Умер ли Христос из послушания?

Со вторым положением дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что Христос умер не из послушания. В самом деле, послушание связано с предписанием. Но нигде не сказано, что Христу было предписано пострадать. Следовательно, Он пострадал не из послушания.

Возражение 2. Далее, о человеке говорят как о послушном, если он исполняет то, что предписано ему как необходимое исполнить. Но Христос страдал не по необходимости, а добровольно. Следовательно, Он пострадал не из послушания.

Возражение 3. Далее, добродетель любви возвышенней добродетели послушания. Но мы знаем, что Христос предал Себя из любви, согласно сказанному в Писании: «Живите в любви (как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас)» (Еф. 5:2). Следовательно, страсти Христовы должно усваивать не послушанию, а любви.

Этому противоречит сказанное в Писании: «Быв послушным» Отцу «даже до смерти» (Филип. 2:8).

Отвечаю: Христу приличествовало пострадать из послушания. Во-первых, это соответствовало оправданию человечества, поскольку, согласно сказанному, «как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие» (Рим. 5:19). Во-вторых, это способствовало примирению человека с Богом, в связи с чем читаем: «Мы примирились с Богом смертью Сына Его» (Рим. 5:10), а именно постольку поскольку смерть Христа была подобающей жертвой Богу, согласно сказанному о том, что Он «предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное» (Еф. 5:2). Но послушание предпочтительнее всех жертв, согласно сказанному в Писании: «Послушание – лучше жертвы» (1 Цар.15:22). Поэтому жертве страстей и смерти Христовых подобало быть следствием послушания. В-третьих, это соответствовало Его победе, посредством которой Он восторжествовал над смертью и ее виновником, поскольку воин может победить только тогда, когда повинуется своему командиру. Так и Христос одержал победу, быв послушным Богу, согласно сказанному в Писании: «Послушный будет говорить всегда»230 (Прит 21:28).

Ответ на возражение 1. Христу было предписано пострадать Отцом, в связи с чем читаем: «Имею власть отдать ее – и власть имею опять принять ее! Сию заповедь получил Я от Отца Моего!» (Ин. 10:18), а именно отдать Свою жизнь и вновь принять ее. Из чего, по словам Златоуста, вовсе не следует, что «Он ждал предписания и нуждался в том, чтобы его получить. Этим Он показал, что Его труды были добровольными, и пресек любые подозрения в том, что не был послушен»231 Отцу. Однако коль скоро совершение Старого Закона наступило со смертью Христа, согласно сказанному Им перед смертью: «Совершилось!» (Ин. 19:30), из этого следует, что посредством Своих страданий Он совершил все предписания Старого Закона. Он совершил все нравственные предписания, которые зиждутся на заповедях любви, поскольку претерпел как из любви к Отцу, согласно сказанному: «Чтобы мир знал, что Я люблю Отца и, как заповедал Мне Отец, так и творю. Встаньте, пойдем отсюда!» (Ин. 14:31), то есть к месту Страстей, так и из любви к ближнему, согласно сказанному: «Возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (ал. 2, 20). И точно также посредством Своих страстей Христос совершил все обрядовые предписания Закона, которые в первую очередь были определены к жертвам и жертвоприношениям, поскольку все древние жертвы были образами той истинной жертвы, которую Своею смертью принес за нас Христос. Поэтому читаем в Писании: «Никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу (это есть тень будущего, а тело – во Христе)» (Кол. 2:16, 17), а именно потому, что Христос соотносится со всем этим как тело – с тенью. И точно так же посредством Своих страстей Христос совершил все судебные предписания Закона, которые в первую очередь были определены к воздаянию тем, кто пострадал невинно, поскольку, как читаем в псалме (Пс. 68:5), Он «отдал» то, чего «не отнимал», пострадав прикрепленным к древу по причине того плода, который вопреки заповеди Божией был сорван человеком с древа.

Ответ на возражение 2. Хотя послушание подразумевает необходимость в отношении предписанного, однако оно также подразумевает и добровольность в отношении исполнения предписанного. И именно таким было послушание Христа: действительно, хотя сами по себе Его страсти и смерть были противны естественной воле, тем не менее, в отношении них Христос пожелал исполнить волю Божию, согласно сказанному в Писании: «Я желаю исполнить волю Твою, Боже мой» (Пс. 39:9). Поэтому Он сказал: «Если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, – да будет воля Твоя!» (Мф. 26:42).

Ответ на возражение 3. Христос пострадал и из любви, и из послушания, поскольку исполнил предписания любви из послушания и из любви был послушен заповеди Отца.

Раздел 3. Предал ли Христа страстям Бог Отец?

С третьим положением дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что Бог Отец не предавал Христа страстям. В самом деле, предать невинного человека мучениям и смерти является злым и жестоким поступком. Но, как сказано, «Бог – верен, и нет неправды в Нем» (Вт. 32:4). Следовательно, Он не предавал страстям и смерти невинного Христа.

Возражение 2. Далее, трудно поверить, что человек предается смерти и сам, и кем-то другим. Но Христос предал Себя за нас, в связи с чем читаем, что Он «предал душу Свою на смерть» (Ис. 53:12). Следовательно, похоже, что Бог Отец не предавал Его.

Возражение 3. Далее, Иуда осужден за то, что предал Христа евреям, согласно сказанному в Писании: «Один из вас – диавол» (Ин. 6:71), а именно Иуда, который предал Его. И точно так же евреи осуждаются за то, что предали Его Пилату, в связи с чем читаем: «Твой народ и первосвященники предали Тебя мне» (Ин. 18:35). И еще читаем, что Пилат «предал Его им на распятие» (Ин. 19:16). Но, согласно сказанному в Писании, нет никакого «общения праведности с беззаконием» (2 Кор. 6:14). Следовательно, похоже, что Бог Отец не предавал Христа Его страстям.

Этому противоречит сказанное в Писании о том, что Бог «Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас» (Рим. 8:32).

Отвечаю: как уже было сказано (2), Христос пострадал добровольно из послушания Отцу. Поэтому нам надлежит говорить, что Бог Отец предал Христа страстям в трех отношениях. Во-первых, поскольку посредством Своей вечной воли Он предопределил страсти Христовы к искуплению человечества, согласно сказанному Исайей: «Господь возложил на Него грехи всех нас» (Ис. 53:6); и еще: «Господу угодно было поразить Его» (Ис. 53:10). Во-вторых, поскольку посредством всевания любви Он вдохновил Его желанием пострадать за нас, и потому в том же месте читаем: «Он истязуем был – но страдал добровольно» (Ис. 53:7). В-третьих, поскольку не защитил Его от страстей, но предал Его гонителям, в связи с чем читаем, что распятый на кресте Христос возопил: «Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27:46), а именно, как говорит Августин, Он оставил Его в руках Его гонителей.

Ответ на возражение 1. Предать невинного человека мучениям и смерти против его воли, действительно является злым и жестоким поступком. Однако Бог Отец поступил с Христом иначе, поскольку вдохновил Его желанием пострадать за нас. Этим нам была явлена и «строгость» Божия, поскольку Он не отпускает грех без наказания, на что указывает апостол, когда говорит, что Бог «Сына Своего не пощадил», и Его «благость», поскольку человек может воздать Ему безо всякого для себя наказания, на что указывает апостол, когда говорит, что Бог «предал Его за всех нас»; и еще: «Которого», то есть Христа, «Бог предложил в жертву умилостивления в крови Его чрез веру» (Рим. 3:25).

Ответ на возражение 2. Как Бог Христос Сам предал Себя смерти посредством тех же воли и акта, что и Его Отец, но как человек Он предал Себя посредством той воли, которая была вдохновлена Отцом. Поэтому нет никакого противоречия в том, что и Отец предал Его, и Христос предал Себя.

Ответ на возражение 3. Один и тот же акт может быть добрым или дурным в зависимости от намерения. Отец предал Христа и Христос предал Себя из любви, и потому мы славим обоих. Иуда же предал Христа из жадности, евреи – из зависти, а Пилат – из мирского страха, поскольку убоялся кесаря, и потому мы их осуждаем.

Раздел 4. Приличествовало ли Христу претерпеть от рук язычников?

С четвертым положением дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что Христу

Скачать:PDFTXT

Сумма теологии. Том XI Аквинский читать, Сумма теологии. Том XI Аквинский читать бесплатно, Сумма теологии. Том XI Аквинский читать онлайн