не приличествовало претерпеть от рук язычников. В самом деле, коль скоро людям предстояло быть искупленными от греха смертью Христа, представляется неправильным, что многие из них согрешили в Его смерти. Но евреи, от имени которых сказано: «Это – наследник; пойдем, убьем его» (Мф. 21:38), согрешили в Его смерти. Следовательно, похоже, что язычникам не приличествовало соучаствовать в грехе убийства Христа.
Возражение 2. Далее, истина должна соответствовать образу. Но образные жертвы Старого Закона предлагались не язычниками, а евреями. Следовательно, истинная жертва, каковою были страсти Христовы, не должна была быть предложена язычниками.
Возражение 3. Далее, в Писании читаем, что евреи «еще более искали убить» Христа, поскольку «Он не только нарушал субботу но и «Отцом Своим» называл Бога, делая Себя равным Богу» (Ин. 5:18). Но все это, похоже, было противно только Закону евреев, в связи с чем они сами сказали: «По Закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим» (Ин. 19:7). Следовательно, представляется правильным, чтобы Христос пострадал от рук не язычников, а евреев, которые, говоря: «Нам не позволено предавать смерти никого» (Ин. 18:31), лгали, поскольку согласно Закону, как явствует из сказанного в книге «Левит» (Лев. 20), было немало грехов, за которые предавали смерти.
Этому противоречит сказанное Самим Господом: «Предадут Его язычникам на поругание, и биение, и распятие» (Мф. 20:19).
Отвечаю: следствие страстей Христовых было предвозвещено самим способом Его смерти. В самом деле, произведенным страстями Христовыми следствием было спасение. Вначале, как явствует из сказанного в книге «Деяния» (Деян. 2:41; 4, 4), были спасены многие крестившиеся по Его смерти евреи, а впоследствии благодаря проповеди евреев о страстях Христовых узнали и язычники. Поэтому Христу подобало вначале пострадать от евреев, а после того, как они передали Его язычникам, завершить Свои страсти в руках язычников.
Ответ на возражение 1. Являя нам полноту Своей любви, по причине которой Он пострадал, Христос на кресте молился за Своих гонителей. Поэтому для того, чтобы плоды Его молитвы могли быть получены как евреями, так и язычниками, Христос пожелал пострадать от тех и других.
Ответ на возражение 2. Страсти Христовы были предложением жертвы со стороны добровольного принятия Им смерти по причине любви, но со стороны причиненных Ему гонителями страданий это была не жертва, а особенно тяжкий грех.
Ответ на возражение 3. Августин говорит, что слова евреев о том, что им «не позволено предавать смерти никого», должно понимать так, что им нельзя было предавать кого-либо смерти в дни уже наступившего священного празднества. Или же, как замечает Златоуст, они хотели, чтобы Он был убит не как нарушитель Закона, а как объявивший о Своем царстве бунтовщик, судить которого они были не вправе232. Или, возможно, им было не позволено, как им хотелось, Его распять, но – только побить камнями, как позже они побили Стефана. Но наиболее правильным объяснением представляется то, что им не позволяли никого предавать смерти покорившие их римляне.
Раздел 5. Знали ли гонители Христа, кем Он был?
С пятым положением дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что гонители Христа знали, кем Он был. Так, в Писании мы читаем, что виноградари, увидев сына, сказали друг другу: «Это – наследник; пойдем, убьем его» (Мф. 21:38). Иероним, комментируя эти слова, замечает, что «таким образом Господь со всей очевидностью показал, что вожди евреев распяли Сына Божия не по неведенью, а из зависти, поскольку поняли, что Он был Тот, к Кому обратился Отец устами пророка: «Проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе»». Следовательно, похоже на то, что они знали: Он был Христос и Сын Божий.
Возражение 2. Далее, Господь говорит: «Теперь и видели – и возненавидели и Меня, и Отца Моего» (Ин. 15:24). Но если видели, то и знали. Следовательно, евреи, зная Христа, причинили Ему страсти из ненависти.
Возражение 3. Далее, в поучении Эфесского собора сказано: «Как тот, кто порвал княжеское послание, заслуживает смерти как презревший княжеское слово, так и распявшие Его евреи наказаны за то, что осмелились поднять руку на Самое Слово Божие». Но если бы они не знали, что Он был Сыном Божиим, то их неведенье служило бы им оправданием. Следовательно, похоже, что распявшие Христа евреи знали, что Он был Сыном Божиим.
Этому противоречит сказанное в Писании: «Если бы познали, то не распяли бы Господа славы» (1 Кор. 2:8). ИПетр, обращаясь к евреям, говорит: «Я знаю, братия, что вы, как и начальники ваши, сделали это по неведенью» (Деян. 3:17). И Господь, вися на кресте, сказал: «Отче! Прости им – ибо не знают, что делают!» (Лк. 23:34).
Отвечаю: среди евреев одни были по чину старшими, а другие младшими. Так вот, говорят, что старшие, которых называют «начальниками», знали, как и бесы, что Он был обетованный Законом Христос, поскольку видели в Нем все признаки, о которых предвозвещали пророки, но и они не знали тайны Его Божества. Поэтому апостол говорит: «Если бы познали, то не распяли бы Господа славы». Однако не следует думать, что это неведенье извиняет их преступление, поскольку оно было, так сказать, напускным неведеньем. Ведь им были явлены очевидные признаки Его Божества, но из ненависти и зависти к Христу они толковали их превратно и не хотели верить Его словам о том, что Он есть Сын Божий. Поэтому Сам Он говорит: «Если бы Я не пришел и не говорил им, – то не имели бы греха, а теперь не имеют извинения во грехе своем!» (Ин. 15:22). И далее Он продолжает: «Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал – то не имели бы греха» (Ин. 15:24). И что еще могут они привести в свою защиту, кроме слов из книги Иова: «Они говорят Богу: «Отойди от нас, не хотим мы знать путей Твоих!»» (Иов. 21:14).
Младшие же чины, то есть простонародье, не знавшие тайн Священных Писаний, не могли в полной мере познать, что Он был Христос и Сын Божий. В самом деле, хотя некоторые из них уверовали в Него, тем не менее, большинство не уверовало. Впрочем, они, как читаем в Писании (Ин. 7:31, 41), видя признаки силы в Его учении, подчас сомневались в том, был ли Он Христом, однако, будучи впоследствии введены в заблуждение своими начальниками, так и не уверовали, что Он был Сыном Божиим и Христом. Поэтому Петр и сказал им: «Я знаю, братия, что вы, как и начальники ваши, сделали это по неведенью», то есть потому, что были обмануты своими начальниками.
Ответ на возражение 1. Под произнесшими эти слова виноградарями обозначены начальники народа, которые знали, что Он был наследником, ибо им было ведомо, что Он был обетованным Законом Христом. Однако слова псалма: «Проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе» (Пс. 2:8), похоже, не согласуются с таким ответом, поскольку они адресованы Тому, Кому сказано: «Ты – Сын Мой; Я ныне родил Тебя». Поэтому если бы они знали, что Он был Тем, Кому сказано: «Проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе», то из этого бы следовало, что они знали, что он был Сыном Божиим. Так, Златоуст, комментируя эти слова, говорит, что «они знали, что он был Сыном Божиим». И Беда в своем комментарии к словам Писания: «Ибо не знают, что делают!» (Лк. 23:34), говорит: «Заметь, что Он молится не о тех, которые, зная, что Он – Сын Божий, предпочли не признать Его, а распять». Однако на это можно возразить, что хотя они и признали в Нем Сына Божия, но признали не по Его естеству, а единственно по величию Его благодати.
Тем не менее мы вправе предполагать, что они знали о том, что Он был поистине Сыном Божиим, поскольку им были явлены все признаки этого, однако из ненависти и зависти не пожелали поверить этим признакам, посредством которых могли бы познать, что Он был Сыном Божиим.
Ответ на возражение 2. Вначале читаем: «Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал – то не имели бы греха», а уже после сказано: «Теперь и видели – и возненавидели и Меня, и Отца Моего» (Ин. 15:24). Все это свидетельствует о том, что они видели чудесные дела Христовы, но вследствие своей ненависти не познали Его как Сына Божия.
Ответ на возражение 3. Напускное неведенье не только не снимает вины, но, пожалуй, даже усугубляет ее, поскольку оно показывает, что человек настолько расположен к греху, что предпочитает оставаться в неведении, лишь бы не прекратить грешить. Поэтому евреи согрешили как распявшие не только Человека Христа, но и Бога.
Раздел 6. Был ли грех распявших Христа особенно тяжким грехом?
С шестым положением дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что грех распявших Христа не был особенно тяжким грехом. В самом деле, тот грех, у которого есть хоть какое-нибудь оправдание, не является особенно тяжким. Но Господь Сам простил грех Своего распятия, когда сказал: «Отче! Прости им – ибо не знают, что делают!» (Лк. 23:34). Следовательно, их грех не был особенно тяжким.
Возражение 2. Далее, Господь сказал Пилату: «Более греха на том, что предал Меня тебе» (Ин. 19:11). Но именно Пилат приказал своим служителям распять Христа. Следовательно, похоже, что грех предателя Иуды больше, чем грех распявших Его.
Возражение 3. Далее, Философ говорит, что «никто не терпит неправосудие по своей воле», и при этом замечает, что «никто не терпит неправосудие, если никто не поступает неправосудно»233. Поэтому если нечто причиняется тому, кто этого желает, то в этом нет ничего неправосудного. Но Христос, как было показано выше (1), страдал добровольно. Таким образом, распявшие Христа не причинили Ему никакой неправосудности и, следовательно, их грех не был особенно тяжким грехом.
Этому противоречит следующее: Златоуст, комментируя слова: «Дополняйте же меру отцов ваших» (Мф. 23:32), говорит: «Поистине они превзошли меру своих отцов, ибо те убивали людей, а эти распяли Бога».
Отвечаю: как уже было сказано (5), начальники евреев знали, что Он был Христом, а если в них и было какое-либо неведенье, то оно было напускным и не могло извинить их поступка. Поэтому их грех был наиболее тяжким как с точки зрения вида греха, так и с точки зрения преступного намерения их воли. Грех евреев был наиболее тяжким по виду со стороны общего порядка вещей, хотя в одном отношении неведенье все же облегчило их грех. Поэтому Беда, комментируя сказанное в евангелии от Луки: «Отче! Прости им – ибо не знают, что