Скачать:PDFTXT
Сумма теологии. Том XI

что имею я, в преисподнюю сойдет»269 (Иов. 16:17). Следовательно, Христос сходил в преисподнюю.

Этому противоречит сказанное об аде погибших: «Прежде, нежели отойду (и уже не возвращусь) в страну тьмы и сени смертной» (Иов. 10:21). Но нет ничего «общего у света со тьмою» (2 Кор. 6:14). Следовательно, Христос, наш Свет, не сходил в ад погибших.

Отвечаю: . вещи говорится как о находящейся в месте двояко. Во-первых, по причине ее следствий, и в этом смысле Христос сходил в каждый ад, но по-разному. В самом деле, следствием Его схождения в ад погибших явилось то, что, сойдя туда, Он осрамил их за их неверие и зло. Что же касается тех, которые удерживались в чистилище, то он даровал им надежду на достижение славы. А вот святых отцов, находившихся в аду исключительно по причине первородного греха, Он осиял светом непреходящей славы.

Во-вторых, о вещи говорят как о находящейся в месте по причине ее сущности, и в этом смысле душа Христа сошла только в ту часть ада, в которой находились праведники. То есть Он посетил «в месте» со стороны Своей души тех, кого Он посетил «внутренне благодатью» со стороны Своего Божества. Таким образом, пребывая в одной части ада, Он во всех частях ада произвел сообразное им следствие, что подобно тому, как, пострадав в одной части земли, Он посредством Своих страстей освободил целый мир.

Ответ на возражение 1. Христос, Премудрость Божия, сходил во все глубины бездны, но не путем пространственного перемещения Своей души, а путем сообразного им распространения следствия Своей силы, просвещая при этом только праведников, в связи с чем Писание далее говорит: «Буду просвещать всех, кто уповает на Господа».

Ответ на возражение 2. Страдание бывает двояким. Первое является страданием боли, которую претерпевают люди по причине актуального греха, согласно сказанному в Писании: «Муки ада облегли меня»270 (Пс. 17:6). Другое страдание связано с отсрочкой обретения желанной славы, согласно сказанному в Писании: «Надежда, долго не сбывающаяся, томит сердце» (Прит 13:12), и таковым было страдание, испытываемое святыми отцами в аду Августин имеет в виду именно его, когда в своей проповеди о Страстях говорит, что «они умоляли Христа моленьями слезными». Затем, сойдя в ад, Христос устранил оба эти страдания, но по-разному, поскольку страдания боли Он устранил путем предохранения от них душ, что подобно тому, как о враче говорят, что он освобождает человека от болезни, когда предотвращает ее с помощью лекарств. Те же страдания, которые были обусловлены отсрочкой обретения славы, Он устранил путем дарования славы.

Ответ на возражение 3. Эти слова Петра некоторые относят к сошествию Христа в ад и толкуют их в том смысле, что «Христос проповедовал тем, кто прежде не веровал и был заперт в темнице», то есть в аду «в духе», то есть Своею душой. Поэтому Дамаскин говорит: «Как находящимся на земле Господь благовествовал, таким же образом благовествовал Он и находившимся в аду»271, но не для того, чтобы обратить неверных к вере, а для того, чтобы обличить их неверие, поскольку это проповедование было не чем иным, как явлением Его Божества, обнаруженного им в преисподней Его властным схождением в ад.

Однако Августин в своем письме к Еводию разъясняет этот текст куда лучше, а именно, что это проповедование должно относить не к сошествию Христа в ад, а к деятельности Его Божества, которой Он сообщил действенность от начала мира. Поэтому смысл сказанного по мнению Августина «состоит в том, что «находящимся в темнице», то есть проживающим в смертном теле, которое было темницей души, «духом» Своего Божества Он, «сойдя, проповедал» внутренними вдохновением, дополняющим внешние увещевания праведников; Он, говорю, проповедовал «некогда непокорным», то есть не верившим тому, что говорил им Ной, «ожидавшему их Божию долготерпению», благодаря которому была отсрочена кара Потопа, по каковой причине Петр далее прибавляет: «Во дни Ноя, во время строения Ковчега» (1 Петр. 3:20, 21)».

Ответ на возражение 4. Выражение «лоно Авраамово» можно понимать в двух смыслах. Во-первых, как означающее то успокоение, в котором нет никакой чувственной боли, и в этом смысле оно никак не может быть адом и вообще местом каких бы то ни было страданий. Во-вторых, его можно понимать как означающее лишенность долгожданной славы, и в этом смысле оно обладает признаком ада и страданий. Так вот, в настоящем случае лоном Авраамовым названо успокоение блаженных, которое никак не может быть именовано адом, и на этом лоне Авраамовом не может быть никаких страданий.

Ответ на возражение 5. Григорий говорит, что «высшие области ада тоже называются преисподней…. Ведь если с точки зрения высших небес и этот наш помраченный воздух представляется адским, то с точки зрения высоты того же воздуха лежащая долу земля вполне может представляться адской и преисподней. И точно так же с точки зрения высоты нашей земли те части ада, которые сами по себе находятся выше других адских обителей, могут представляться глубинами бездны»272.

Раздел 3. Был ли Христос в аду весь?

С третьим положением дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что весь Христос не был в аду. В самом деле, одной из частей Христа является Его тело. Но Его тело не сходило в ад. Следовательно, в аду был не весь Христос.

Возражение 2. Далее, ничто не является всем при разделении своих частей. Но являющиеся частями человеческой природы душа и тело, как уже было сказано (50, 3), по Его смерти были разделены, и именно после смерти Он сошел в ад. Следовательно, весь Христос не мог быть в аду.

Возражение 3. Далее, о вещи говорят, что она вся находится в месте, если ни одна из ее частей не находится вне этого места. Но некоторые части Христа находились вне ада; так, например, Его тело находилось во гробе, а Его Божествовезде. Следовательно, в аду был не весь Христос.

Этому противоречат следующие слова Августина: «Весь Сын – с Отцом, весь Сын на небе, на земле, в утробе Девы, на кресте, в аду и в раю, в котором Он принял разбойника».

Отвечаю: из сказанного нами в первой части (I, 31, 2) очевидно, что об ипостаси или личности принято говорить в мужском роде, тогда как о природе – в среднем. Затем, хотя после смерти Христа душа была отделена от тела, тем не менее, как было показано выше (50, 2), она не была отделена от Лица Сына Божия. Следовательно, должно утверждать, что в течение трех смертных дней Христа во гробе был весь Христос, поскольку там находилось все Лицо по причине соединенного с Ним тела, и точно также Он весь находился в аду, поскольку там находилось все Лицо Христа по причине соединенной с Ним души, а везде весь Христос находился по причине божественной Природы.

Ответ на возражение 1. Тело, которое тогда пребывало во гробе, было частью принятой природы, а не несотворенного Лица. Поэтому не схождение в ад тела Христа означает не то, что туда не сходил весь Христос, а только то, что там побывало не все из того, что принадлежит человеческой природе.

Ответ на возражение 2. Соединение души с телом необходимо для целостности человеческой природы, но не для целостности божественного Лица. Поэтому когда смерть разделила соединение души с телом, Христос остался всем, а Его человеческая природа – нет.

Ответ на возражение 3. Лицо Христа является всем в любом конкретном месте, но не исчерпывающе, поскольку Оно не ограничено каким-либо местом. Действительно, все вместе собранные места не могут объять Его необъятность, напротив, Его необъятность обнимает все. То же, что вся вещь находится в месте тогда, когда ни одна из ее частей не находится вне этого места, сказывается о тех вещах, которые находятся в месте телесно и ограниченно. Однако в случае с Богом дело обстоит иначе. Поэтому, как пишет Августин, «не времена или места мы имеем в виду, когда говорим, что весь Христос есть везде, как если бы Он был весь в одно время в одном месте и весь в другое время – в другом, но Он весь есть везде и всегда».

Раздел 4. Останавливался ли Христос в аду?

С четвертым положением дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что Христос не останавливался в аду. В самом деле, Христос сошел в ад для вызволения из него людей. Но Он вызволил их скоро и внезапно посредством Своего схождения, поскольку, согласно сказанному в Писании, «легко в очах Господа скоро и внезапно обогатить бедного» (Сир. 11:21). Следовательно, Он, похоже, не задерживался в аду.

Возражение 2. Далее, Августин в своей проповеди о Страстях говорит, что «пред нашим Господом и Спасителем все «запоры железные» были мгновенно сломаны». Поэтому от имени сопровождавших Христа ангелов сказано: «Поднимите, врата, верхи ваши» (Пс. 23:7, 9). Но Христос сошел в ад для того, чтобы сломать его запоры. Следовательно, Он не останавливался в аду

Возражение 3. Далее, по свидетельству Луки (Лк. 23:43), Господь, вися на кресте, сказал злодею: «Ныне же будешь со Мною в раю!», из чего, по-видимому, можно заключить, что Христос в тот же день уже был в раю. Но Он не был там телесно, поскольку Его тело пребывало во гробе. Таким образом, Он был там душевно, душа же Его сходила в ад. Следовательно, Он не останавливался в аду

Этому противоречат следующие слова Петра: «Бог воскресил Христа, расторгнув узы страданий ада, потому что ему невозможно было удержать Его» (Деян. 2:24). Следовательно, похоже, что Он оставался в аду до часа Своего воскресения.

Отвечаю: Христос, дабы принять на Себя наши наказания, пожелал, чтобы Его тело было положено в гробницу а Его душа сошла в ад. Но тело, являя истинность Его смерти, находилось в гробнице в течение одного дня и двух ночей. Поэтому нам надлежит верить, что Его душа столь же долго пробыла в аду чтобы ее возвращение из ада совпало с возвращением Его тела из гроба.

Ответ на возражение 1. Христос, сойдя в ад, освободил пребывавших там святых так, что, прежде чем вывести их из ада, некоторое время просвещал их светом славы в самом аду поскольку Его душе подобало находиться в аду дотоле, доколе Его тело оставалось во гробе.

Ответ на возражение 2. Упомянутые «запоры ада» должно понимать как препятствия, не дававшие святым отцам покинуть ад из-за вины греха нашего прародителя, и эти запоры были сломаны Христом при схождении в ад силой Его страстей. Однако при этом Он пожелал некоторое время пробыть в аду по причине, приведенной выше.

Ответ на возражение 3. Эти

Скачать:PDFTXT

Сумма теологии. Том XI Аквинский читать, Сумма теологии. Том XI Аквинский читать бесплатно, Сумма теологии. Том XI Аквинский читать онлайн