Скачать:PDFTXT
Сумма теологии. Том XI

слова Господа должно понимать как сказанные не о земном и телесном рае, а о рае духовном, находящиеся в котором наслаждаются божественной славой. Поэтому с точки зрения места злодей, которому было сказано: «Ныне же будешь со Мною», вместе с Христом сошествовал в ад, а с точки зрения награды он в этот день пребывал в раю, поскольку вместе с другими святыми он наслаждался Божеством Христа.

Раздел 5. Вызволил ли сошедший в ад Христос оттуда святых отцов?

С пятым положением дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что Христос, сойдя в ад, не вызволил оттуда святых отцов. Ведь сказал же Августин: «Для меня покуда не ясно, как именно Христос, сойдя в ад, вознаградил пребывавших на лоне Авраамовом праведников, поскольку у меня нет свидетельства их избавления благодаря блаженному присутствию Его Божества». Но главным Его даром стало бы вызволение их из ада. Следовательно, похоже, что Христос не вызволил святых отцов из ада.

Возражение 2. Далее, никто не удерживается в аду иначе, как только по причине греха. Но еще при своей жизни святые отцы были оправданы от греха верой в Христа. Следовательно, их не нужно было вызволять из ада во время сошествия в него Христа.

Возражение 3. Далее, при устранении причины устраняется и следствие. Но Христос сошел в ад по причине греха, который, как было показано выше (49, 1), был устранен Страстями. Следовательно, святые отцы не были вызволены при сошествии Христа в ад.

Этому противоречит сказанное Августином в ранее упоминавшейся нами проповеди о Страстях о том, что Христос, сойдя в ад, «сломал все «запоры железные» ада и освободил всех праведников, удерживавшихся по причине изначального греха».

Отвечаю: как уже было сказано (4), Христос при сошествии в ад действовал силой Своих страстей. Затем, ранее (49, 1) мы показали, что благодаря страстям Христовым человечество была избавлено не только от греха, но и от долга наказания. Но долг наказания удерживал людей двояко: во-первых, со стороны актуального греха, совершенного лично каждым; во-вторых, со стороны греха всего человечества, которым, как сказано в пятой главе «Послания к римлянам», как произошедшие от прародителя согрешили все, и наказанием за него является телесная смерть. Кроме того, наказанием за него, как явствует из второй и третьей глав книги «Бытие», также является лишение славы, поскольку после согрешения Бог изгнал человека из рая, ранее предупредив его о наказании греха смертью. Таким образом, Христос, сойдя в ад, силой Своих страстей избавил святых оттого наказания, которым они были лишены жизни в славе, а именно от неспособности созерцать Бога в Его Сущности, в чем, как было показано в первой части (I, 3, 8), состоит человеческое блаженство. Но святые отцы удерживались в аду потому, что вследствие греха прародителя им был закрыт доступ к жизни в славе. Так что Христос, сойдя в ад, вызволил из него святых отцов, о чем Писание говорит так: «Ради крови Завета твоего Я освобожу узников твоих изо рва, в котором нет воды» (Зах. 9:11). И еще читаем (Кол. 2:15), что Он «отнял силы у начальств и властей», то есть, как разъясняет глосса, у ада, вызволив из него Исаака, Иакова и другие праведные души, «восторжествовав над ними», то есть возведя их из этого царства тьмы на небеса.

Ответ на возражение 1. Августин в настоящем случае опровергает тех, которые утверждали, что древние праведники до сошествия Христа в ад были подвержены страданиям. Поэтому несколько выше он говорит: «Иные полагают, что награда, дарованная древним святым, состояла в том, что сошествие Господа в ад освободило их от страданий. Однако я не могу понять, как мог Авраам, на лоне которого пребывал нищий, каким бы то ни было образом страдать». Следовательно, когда он далее замечает, что ему «покуда не ясно, что именно Христос, сойдя в ад, дал древним праведникам», то это должно понимать как сказанное об избавлении их от наказания посредством страданий. Однако Христос все же одарил их со стороны достижения ими славы, что, в свою очередь, освободило их от мук ожидания долгожданной славы. Но коль скоро самая надежда на нее даровала им великую «радость, согласно сказанному в Писании: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой» (Ин. 8:56), то далее он добавляет, что у него «нет свидетельства их избавления благодаря блаженному присутствию Его Божества», нет потому, что и до сошествия Христа они были блаженны в своей надежде, хотя актуально еще не обрели окончательного блаженства.

Ответ на возражение 2. Святые отцы еще во время своей жизни были оправданы от изначального и актуального грехов чрез веру в Христа. При этом они были освобождены от наказания за актуальные грехи, но не от наказания за первородный грех, вследствие которого они были лишены славы, поскольку еще не была заплачена цена искупления человека. Ведь так и ныне верные освобождаются крещением и от наказания за актуальные грехи, и от наказания за первородный грех со стороны лишения славы, но при этом все еще связаны наказанием за первородный грех в отношении телесной смерти, поскольку они обновлены в духе, а не по плоти, согласно сказанному в Писании: «Тело – мертво для греха, но дух – жив для праведности» (Рим. 8:10).

Ответ на возражение 3. Сразу же после смерти Христа Его душа сошла в ад и даровала удерживаемым там святым плоды Его страстей. Однако дотоле, доколе Христос оставался в аду, и они оставались там, поскольку самое Его присутствие являлось частью полноты их славы.

Раздел 6. Вызволил ли Христос из ада кого-либо из погибших?

С шестым положением дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что Христос вызволил из ада некоторых погибших. Ведь сказано же в Писании: «И будут собраны вместе, как узники, в ров, и будут заключены в темницу, и после многих дней их посетят»273 (Ис. 24:22). Но это, по словам Иеронима, сказано о тех, кто «поклонялся небесным светилам». Следовательно, дело представляется так, что при Своем сошествии в ад Христос посетил даже погибших, что, похоже, подразумевает их избавление.

Возражение 2. Далее, глосса на слова Писания: «Ради крови Завета твоего Я освобожу узников твоих изо рва, в котором нет воды» (Зах. 9:11), замечает: «Ты вызволишь тех, кто томится в месте мучения, в котором не прохладит сострадание, о котором молил тот богач». Но в месте мучения томятся только погибшие. Следовательно, Христос вызволил из ада некоторых погибших.

Возражение 3. Далее, сила Христа в аду не была меньшей, чем в этом мире, поскольку Он всюду действовал силой Своего Божества. Но в этом мире Он избавлял людей, находящихся в разных состояниях. Следовательно, и в аду Он избавил некоторых из тех, которые находились в состоянии погибших.

Этому противоречит следующее: глосса на слова Писания: «Смерть, Я буду твоей смертью; ад, Я буду твоим жалом» (Ос. 13:14), говорит: «Вызволю избранных и оставлю там проклятых». Но погибшими в аду являются проклятые. Следовательно, сошествие Христа в ад не вызволило из ада никого из погибших.

Отвечаю: как уже было сказано (5), при сошествии в ад Христос действовал силой Своих страстей. Следовательно, Его сошествие в ад принесло плоды избавления только тем, кто был соединен с Его страстями чрез оживленную любовью веру посредством которой устраняются грехи. Но в аду погибших удерживаются только те, которые, будучи неверными, нисколько не веровали в страсти Христовы, или же, если веровали, то не были сообразны любви страдающего Христа, и потому их нельзя было очистить от их грехов. Поэтому сошествие Христа в ад не принесло им избавления от долга наказания в аду

Ответ на возражение 1. Когда Христос сошел в ад, все, в какой бы части ада они ни находились, в том или ином отношении были посещены: одни – в утешение и избавление, другие, а именно погибшие, – в смущение и посрамление. Поэтому далее в том же месте сказано: «И покраснеет луна, и устыдится солнце», и т. д.

Сказанное также можно отнести к посещению их в Судный День, но не для избавления, а для еще большего смущения, согласно сказанному в Писании: «Я посещу тех, которые сидят на дрожжах своих»274 (Соф. 1:12).

Ответ на возражение 2. Слова глоссы: «В котором не прохладит сострадание», должно понимать как сказанные о прохладе полного избавления, поскольку святые отцы не могли быть вызволены из этой темницы ада до сошествия Христа.

Ответ на возражение 3. То, что из ада были избавлены люди не из всех состояний, в отличие от людей этого мира, которые были избавлены из всех состояний, связано не с какой-либо недостаточностью силы со стороны Христа, а с различием обстоятельств каждого из этих состояний. В самом деле, пока люди живут здесь внизу, они могут быть обращены к вере и любви, поскольку в нынешней жизни люди не укоренены в добре или зле, как это случается с ними после того, как они расстаются с нынешней жизнью.

Раздел 7

Были ли вызволены Христом дети, умершие в первородном грехе?

С седьмым положением дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что умершие в первородном грехе дети были вызволены из ада сошедшим туда Христом. В самом деле, как и святые отцы, дети удерживались в аду просто из-за первородного греха. Но святые отцы, как было показано выше (5), были вызволены из ада. Следовательно, точно также и дети были вызволены из ада Христом.

Возражение 2. Далее, апостол говорит: «Если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного человека, Иисуса, Христа, преизбыточествует для многих» (Рим. 5:15). Но дети, которые, умерши, не имели никакого греха помимо первородного, удерживаются в аду вследствие греха их прародителя. Следовательно, они в первую очередь должны были быть вызволены из ада по благодати Христовой.

Возражение 3. Далее, как явствует из вышесказанного (5), сошествие Христа в ад, как и крещение, деятельно посредством силы страстей Христовых. Но дети избавляются от первородного греха и ада посредством крещения. Следовательно, они точно так же были избавлены от него и посредством сошествия Христа в ад.

Этому противоречит сказанное апостолом о Христе, «Которого Бог предложил в жертву умилостивления в крови Его, чрез веру» (Рим. 3:25). Но умершие в первородном грехе дети никоим образом не были причастны вере в Христа. Следовательно, они, не получив плодов умилостивления Христа, не были вызволены Им из ада.

Отвечаю: как уже было сказано (6), следствием сошествия Христа в ад было избавление только тех, кто был соединен со страстями Христовыми, властью которых произошло вызволение при сошествии Христа в ад, чрез веру и любовь. Но

Скачать:PDFTXT

Сумма теологии. Том XI Аквинский читать, Сумма теологии. Том XI Аквинский читать бесплатно, Сумма теологии. Том XI Аквинский читать онлайн