Скачать:PDFTXT
Сумма теологии. Том XI

бы достаточно для удостоверения видящего, например Фомы, которому было сказано: «Ты поверил, потому что увидел Меня» (Ин. 20:29).

Возражение 3. Далее, Дамаскин говорит, что «иные вещи, которые поистине сказываются о воскресшем Христе, например язвы, приличествуют Ему не по естеству, а по домостроительству спасения в удостоверение того, что воскресло то самое тело, которое пострадало»293. Но с исчезновением причины исчезает и следствие. Поэтому дело представляется так, что после того, как ученики уверовали в воскресение, Его раны должны были исчезнуть. Однако не сохранение Им навсегда того, что Он принял, не приличествует неизменности Его славы. Следовательно, похоже, что при Своем воскресении Ему не надлежало воскрешать тело с ранами.

Этому противоречит сказанное Господом Фоме: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои, подай руку твою и вложи в ребра Мои, и не будь неверующим, но верующим!» (Ин. 20:27).

Отвечаю: при воскресении Христа восстановление тела с ранами приличествовало Его душе. Во-первых, ради прославления Христа. Так, Беда, комментируя сказанное в евангелии от Луки (Лк. 24:40), говорит, что Он сохранил Свои язвы не потому, что не мог исцелить их, «но чтобы неизменно носить их как свидетельство Своей победы». В связи с этим Августин говорит: «Быть может, в будущем царстве мы будем видеть на телах блаженных мучеников следы тех ран, которые они приняли за имя Христа, и раны эти будут у них не безобразием, а достоинством, некою сияющею в теле красотою, но красотою не тела, а добродетели»294. Во-вторых, чтобы в сердцах учеников утвердилась вера в Его воскресение. В-третьих, чтобы по словам Беды, «судя нас с Отцом, Он мог обнаружить нам принятую за нас смерть». В-четвертых продолжает Беда, «чтобы Он, являяследы Своей смерти, мог засвидетельствовать искупленным Его кровью, сколь милостивым было это искупление». Наконец, «чтобы в Судный День Он мог укорять их за их праведное осуждение». Поэтому, как говорит Августин, «Христос специально сохранил Свои телесные раны. Ведь как он показал их Фоме, который уверовал только тогда, когда увидел их и вложил в них персты, точно так же Он будет показывать Свои раны Своим врагам, дабы их обвинила самая Истина, говоря: «Се, человек, коего Вы распяли, се, язвы, кои вы причинили; узнайте пронзенные вами ребра, ибо они были отверсты вами и за вас, но вы не станете сопричастниками»».

Ответ на возражение 1. Сохранившиеся на теле Христа раны должно усваивать не тлению или изъяну, а превознесению славы, поскольку они свидетельствуют о Его власти. К тому же эти израненные места наделены особой сияющей красотою.

Ответ на возражение 2. Хотя отверстые раны и нарушают цельность ткани, тем не менее это с лихвой покрывается превознесенной красотой славы, ибо тело, не умалившись, усовершилось. То же, что Фома не только созерцал, но и касался ран, папа Лев разъясняет так: «Для его личной веры было достаточно видеть то, что он видел; то же, что он прикоснулся к увиденному, было сделано ради нас».

Ответ на возражение 3. Христос пожелал, чтобы язвы Его ран сохранились на Его теле, не только ради утверждения, веры Его учеников, но и по ряду других причин, из-за которых эти язвы будут сохраняться на Его теле всегда. Так, Августин говорит: «Я верю, что тело Господне пребывает на небесах таким, каким оно было вознесено на небеса». И Григорий говорит, что «если бы что-либо, вопреки проповеданной Павлом истине, могло измениться в теле Христа после Его воскресения, то Господь по воскресении вновь возвратился бы в смерть. Какой глупец станет утверждать подобное? Разве что тот, кто вообще отрицает истинное воскресение плоти»295. Отсюда понятно, что бывшие на теле Христа после воскресения раны навсегда останутся на Его теле.

Вопрос 55. Об обнаружении Воскресения

Далее мы исследуем обнаружение Воскресения, под каковым заглавием наличествует шесть пунктов: 1) надлежало ли обнаружить воскресение Христа всем людям или же только некоторым конкретным индивидам; 2) приличествовало ли им видеть Его воскресение; 3) надлежало ли Ему после воскресения жить вместе с учениками; 4) приличествовало ли Ему являться ученикам «в ином образе»; 5) надлежало ли Ему приводить доказательства Своего воскресения; 6) об убедительности этих доказательств.

Раздел 1. Должно ли было обнаружить воскресение Христа всем людям?

С первым положением дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что воскресение Христа должно было обнаружить всем людям. В самом деле, как должно явно порицать явный грех, согласно сказанному в Писании: «Согрешающих обличай пред всеми» (1 Тим. 5:20), точно так же должно явно восхвалять явную заслугу. Но, как говорит Августин, «причиной заслуги славы Воскресения явилась смиренность Страстей»296. Следовательно, коль скоро страсти Христовы, которые Он претерпевал явно, были обнаружены всем, то похоже на то, что и славу Его воскресения должно было обнаружить всем.

Возражение 2. Далее, воскресение Христа, как и Его страсти, было определено к нашему спасению, согласно сказанному в Писании о том, что Он «воскрес для оправдания нашего» (Рим. 4:25). Но то, что связано со всеобщим благом, должно быть обнаружено всем. Следовательно, воскресение Христа должно было обнаружить всем, а не отдельным избранным.

Возражение 3. Далее, те, кому было обнаружено Воскресение, стали его свидетелями, в связи с чем читаем: «Сего Бог воскресил из мертвых, чему мы – свидетели» (Деян. 3:15). И они свидетельствовали, проповедуя явно, чего не подобает делать женам, согласно сказанному в Писании: «Жены ваши в церквах да молчат» (1 Кор. 14:34); и еще: «А учить жене не позволяю» (1 Тим. 2:12). Следовательно, представляется неправильным, что воскресение Христа было вначале явлено женам, а потом уже всем остальным.

Этому противоречит сказанное в Писании: «Сего Бог воскресил в третий день и дал Ему являться не всему народу, но свидетелям, предизбранным от Бога» (Деян. 10:40, 41).

Отвечаю: об одних вещах мы узнаем в соответствии с общим законом природы, а о других, которые обнаруживает нам Бог, – по особой благодати. Затем, по словам Дионисия, согласно божественно установленному закону, подобные вещи открываются Богом наиболее возвышенным людям, которые затем сообщают о них остальным, каковой порядок наблюдается и в иерархии небесных духов297. Но то, что связано с грядущей славой, не поддается общему для всех людей познанию, согласно сказанному в Писании: «Никакой глаз не видел, Боже, кроме Тебя, что приуготовил Ты для надеющихся на Тебя»298 (Ис. 64:4). Поэтому о таких вещах люди могут узнать только через посредство божественного откровения, согласно сказанному апостолом: «Нам Бог открыл это Духом Своим» (1 Кор. 2:10). Следовательно, коль скоро Христос воскрес в славе, Его воскресение было обнаружено не всем, а только некоторым, благодаря проповеди которых о нем смогли узнать и другие.

Ответ на возражение 1. Страсти Христовы произошли в теле, которое тогда обладало страдательной природой, о которой все знают в соответствии с общим законом, и потому Его страсти могли быть обнаружены всем. Но Воскресение, по словам апостола, было исполнено «славою Отца» (Рим. 6:4). Поэтому оно было обнаружено не всем, а только некоторым.

Что же касается явного осуждения тех, кто очевидным образом грешит, то это должно относить к наказаниям нынешней жизни. И точно так же надлежит явно вознаграждать за очевидные заслуги, чтобы побуждать других к подражанию. Но наказания и награды будущей жизни очевидны далеко не всем, а только тем, кто предопределен к этому Богом.

Ответ на возражение 2. Поскольку воскресение Христа было определено к спасению всех, то о нем надлежало узнать всем, однако путем его непосредственного обнаружения не всем, а только некоторым, благодаря проповеди которых о нем смогли узнать все.

Ответ на возражение 3. Жене непозволительно публично учить в церкви, но она может сообщать известное ей в частных беседах. Поэтому, как пишет в своем комментарии к евангелию от Луки (Лк. 24:22) Амвросий, женщины были посланы свидетельствовать о Воскресении не ко всем, а к своим домочадцам. Что касается того, что Христос вначале явился жене, то так это потому, что поскольку именно жена принесла мужу источник смерти, то ей и надлежало объявить о явлении воскресшего в славе Христа. Поэтому Кирилл, комментируя сказанное в евангелии от Иоанна (Ин. 20:17), говорит: «Жена, бывшая прежде служительницей смерти, приходит первой, чтобы увидеть и объявить о чудесной тайне Воскресения. Так жены удостоились искупления бесчестья и устранения проклятья». Кроме того, это показывает, что с точки зрения состояния славы жены ни в чем не уступают мужам, и если они воспламенены большей любовью, то имеют достигнуть и большей славы созерцания Божия. В самом деле, жены были столь постоянны в своей любви к Господу, что даже когда ученики отошли от гроба, они оставались рядом, и потому они были первыми, кто увидел Его воскресшим в славе.

Раздел 2. Приличествовало ли ученикам видеть его воскресение?

Со вторым положением дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что ученикам приличествовало видеть Его воскресение. В самом деле, их служением было свидетельствовать о Воскресении, согласно сказанному в Писании: «Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа, Иисуса, Христа» (Деян. 4:33). Но наилучшим свидетелем является очевидец. Следовательно, им приличествовало самим видеть воскресение Христа.

Возражение 2. Далее, ради удостоверения веры ученикам было дано увидеть вознесение Христа на небеса, согласно сказанному в Писании: «Он поднялся в глазах их» (Деян. 1:9). Но им также надлежало веровать и в Воскресение. Следовательно, похоже, что Христу надлежало воскреснуть на глазах у учеников.

Возражение 3. Далее, воскрешение Лазаря было прообразом грядущего воскресения Христа. Но Господь воскресил Лазаря на глазах у учеников. Следовательно, похоже, что Христу надлежало воскреснуть на глазах у учеников.

Этому противоречит сказанное в Писании: «Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии, Магдалине» (Мк. 16:9). Но Мария Магдалина не видела Его воскресения, поскольку, не найдя Его во гробе, она увидела ангела, который сказал ей: «Он воскрес! Его нет здесь!». Следовательно, Его воскресения не видел никто.

Отвечаю: по словам апостола, «установленное от Бога хорошо установлено»299 (Рим. 13:1). Затем, божественно установленный порядок таков, что, как говорит Дионисий, превышающее разумение человеков сообщается им ангелами300. Но Христос по воскресении избрал не общепринятый образ жизни, а своего рода бессмертное и богоподобное состояние, согласно сказанному в Писании: «А что живет – то живет для Бога» (Рим. 6:10). Поэтому воскресению Христа приличествовало быть не непосредственно засвидетельствованным людьми, а объявленным им ангелами. В связи с этим Иларий говорит, что «первым вестником Воскресения был ангел, дабы обозначить покорность воле Отца».

Ответ на возражение 1. Апостолы свидетельствовали о Воскресении как очевидцы, поскольку собственными глазами видели живого Христа, о Котором знали, что Он умер. Но подобно тому, как человек приходит от слышания веры к блаженному созерцанию, точно

Скачать:PDFTXT

Сумма теологии. Том XI Аквинский читать, Сумма теологии. Том XI Аквинский читать бесплатно, Сумма теологии. Том XI Аквинский читать онлайн