небесного тела какое-то совершенство или нетленность, а просто место, соответствующее достоинству). И это соответствие в полной мере приличествовало Его славе, добавив Ему некоторый вид радости, хотя и не так, как если бы Он начал испытывать радость, взойдя на небеса, а так, что к Его радости добавилась радость совершения. Поэтому глосса на слова Писания: «Блаженство –в деснице Твоей вовек!» (Пс. 15:11), говорит: «Мое блаженство восседать рядом с Тобою, став невидимым для людских очей».
Ответ на возражение 3. Хотя Вознесение лишило верных телесного присутствия Христа, однако Он до сих пор находится рядом с ними Своим Божеством, поскольку Он Сам сказал: «Я с вами во все дни до скончания века!» (Мф. 28:20). В самом деле, как говорит папа Лев, «Своим восхождением на небеса Он не отрекся от усыновленных».
Напротив, Его восхождение на небеса, посредством которого Он лишил нас Своего телесного присутствия, принесло нам еще больше пользы, чем могло принести Его телесное присутствие.
Во-первых, потому, что оно привело к возрастанию нашей веры, которая является верой в невидимое. Поэтому Господь говорит, что Святой Дух придет в мир и «обличит мир о грехе и о правде… (о грехе – что не веруют в Меня)» (Ин. 16:8, 9). Августин, комментируя эти слова, говорит, что «отделить верных от неверных означает обличить неверных, и потому Он далее говорит: «Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня» (Ин. 16:10), ибо «блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин. 20:29). Таким образом, мир обличается ради нашей праведности, поскольку мы уверовали в Того, Кого не видели».
Во-вторых, оно привело к возрастанию нашей надежды, в связи с чем Он говорит: «Когда пойду и приготовлю вам место, – приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где –Я» (Ин. 14:3). В самом деле, возведя на небеса принятую Им человеческую природу, Христос даровал нам надежду на наше восхождение туда, поскольку, как сказано в Писании, «где будет труп – там соберутся орлы» (Мф. 24:28). По той же причине читаем: «Идущий пред ними откроет им путь»322 (Мих. 2:13).
В-третьих, оно направило пыл нашей любви к горним вещам. Поэтому апостол говорит: «Ищите горнего (где Христос сидит одесную Бога), о горнем помышляйте, а не о земном» (Кол. 3:1, 2), поскольку, как сказано в Писании, «где сокровище ваше – там будет и сердце ваше!» (Мф. 6:21). И поскольку направляющей нас к горнему Любовью является Святой Дух, Господь сказал ученикам: «Лучше для вас, чтобы Я пошел, ибо если Я не пойду, Утешитель не придет к вам, а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин. 16:7). Комментируя эти слова, Августин говорит: «Нельзя получить Духа, зная Христа только по плоти. Лишившись же Христа по плоти, они духовно обрели не только Святого Духа, но и Отца и Сына».
Ответ на возражение 4. Хотя небесное место приличествовало Христу сразу же по Его воскресении к бессмертной жизни, тем не менее, для того, чтобы утвердить истинность Своего воскресения, Он отложил Свое вознесение до срока. В связи с этим читаем, что Он явил «Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им» (Деян. 1:3). Глосса же на эти слова говорит, что «поскольку в продолжение сорока часов Он был мертв, постольку в течение сорока дней Он свидетельствовал о Своем воскресении. А еще сорок дней можно понимать как образ этого мира, в котором Христос пребывает в Своей Церкви, поскольку человек состоит из четырех элементов и предостережен заповедями Десятисловия».
Раздел 2. подобало ли Христу восходить на небеса согласно Своей божественной Природе?
Со вторым положением дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что Христу подобало восходить на небеса согласно Своей божественной Природе. Ведь сказано же в Писании: «Восшел Бог при восклицаниях» (Пс. 46:6); и еще: «Который по небесам принесся на помощь тебе» (Вт 33:26). Но эти слова были сказаны о Боге еще до воплощения Христа. Следовательно, Христу надлежало восходить на небеса как Богу.
Возражение 2. Далее, взойти на небо приличествует только тому, кто сошел с небес, согласно сказанному в Писании: «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес» (Ин. 3:13); и еще: «Нисшедший, Он же есть и восшедший» (Еф. 4:10). Но Христос сошел с небес не как человек, а как Бог, поскольку до этого Его Природа на небесах была не человеческой, а божественной. Следовательно, похоже, что Христос восшел на небеса как Бог.
Возражение 3. Далее, посредством Своего вознесения Христос восшел к Отцу Но Он восшел равным Отцу не как человек, поскольку в отношении этого Своего человечества Он говорит: «Отец Мой – более Меня» (Ин. 14:28). Следовательно, похоже, что Христос восшел как Бог
Этому противоречит следующее: глосса на слова Писания: «Нисшедший, Он же есть и восшедший» (Еф. 4:10), говорит: «Понятно, что Он нисшел и восшел согласно Своему человечеству».
Отвечаю: выражение «согласно» может означать две вещи: состояние того, кто восшел, и причину его восшествия. Если это выражение означает состояние того, кто восшел, то Вознесение никоим образом не приличествует Христу согласно состоянию Его божественной Природы, причем как потому, что нет ничего, что было бы выше божественной Природы, к чему Он мог бы взойти, так и потому что восхождение – это пространственное движение, которое не сообразно неподвижной и не находящейся в каком бы то ни было месте божественной Природе. Однако Вознесение приличествует Христу согласно Его человеческой природе, которая ограничена местом и может быть субъектом движения. Таким образом, в указанном смысле можно говорить, что Христос восшел на небеса не как Бог, а как человек.
Но если выражение «согласно» означает причину Вознесения, то коль скоро Христос восшел на небеса в достоинстве Своего Божества, а не в достоинстве Своей человеческой природы, то должно утверждать, что Христос восшел на небеса не как человек, а как Бог. Поэтому в своей проповеди на Вознесение Августин говорит: «Распятие Сына человеческого было нашим деянием, Его же деянием было Его вознесение».
Ответ на возражение 1. В приведенных словах пророчески предрекается воплощение Бога. Кроме того, хотя восшествие в строгом смысле слова не связано с божественной Природой, тем не менее о нем так можно говорить метафорически, как, например, можно говорить о «вознесении сердца человека», когда его сердце покоряется и смиряется пред Богом. И точно также о Боге метафорически говорят как о возносящем ту тварь, которую Он подчиняет Себе.
Ответ на возражение 2. Восшедший, Он же есть и нисшедший. Так, Августин говорит: «Кто есть нисшедший? Богочеловек. Кто есть восшедший? Тот же Богочеловек». Однако Христу усваивается двоякое нисшествие: одно, в силу которого о Нем говорят как о нисшедшем с небес, и оно усваивается Богочеловеку постольку, поскольку Он есть Бог, ибо о Нем должно говорить как о восшедшем или нисшедшем не посредством какого-либо пространственного движения, а посредством «уничижения Себя Самого», поскольку «Он, будучи образом Божиим, принял образ раба». Ведь подобно тому, как о Нем говорят как об уничижившем Себя не в том смысле, что Он утратил Свое величие, а в том, что Он воспринял нашу малость, точно так же о Нем говорят как о нисшедшем с небес не в том смысле, что Он покинул небеса, а в том, что Он воспринял человеческую природу в единстве личности.
А есть и другое нисшествие, посредством которого Он, как сказано, «нисходил прежде в преисподние места земли» (Еф. 4:9). Такое нисшествие является пространственным и, следовательно, принадлежит Христу согласно состоянию человеческой природы.
Ответ на возражение 3. О Христе говорится как о восшедшем к Отцу постольку поскольку Он восшел, чтобы воссесть одесную Отца, и это приличествует Христу как согласно Его божественной Природе, так и согласно Его человеческой природе, о чем мы поговорим ниже (58, 3).
Раздел 3. Восшел ли Христос посредством Своей собственной силы?
С третьим положением дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что Христос не восшел посредством Своей собственной силы. Ведь сказано же в Писании, что «Господь, Иисус, после беседования с ними был вознесен на небо»323 (Мк. 16:19); и еще: «Сказав сие, Он поднялся в глазах их – и облако взяло Его из вида их» (Деян. 1:9). Но то, что возносят или берут, похоже, движется кем-то другим. Следовательно, Христос восшел на небеса посредством не Своей силы, а силы кого-то другого.
Возражение 2. Далее, Христос пребывал в земном теле, подобном нашему. Но вознесение противно природе земного тела. То же, что движется вопреки природе, никоим образом не движется посредством собственной силы. Следовательно, Христос не восшел на небеса посредством Своей собственной силы.
Возражение 3. Далее, собственная сила Христа божественна. Но это движение, похоже, не было божественным. Ведь коль скоро божественная сила бесконечна, то обусловленное ею движение должно быть мгновенным, и потому если бы речь шла о таком движении Он не смог бы возноситься на небеса так, как читаем в «Деяниях», а именно «в глазах» своих учеников. Следовательно, похоже, что Христос не восшел на небеса посредством Своей собственной силы.
Этому противоречит сказанное в Писании: «Величественный в своей одежде, выступающий в полноте силы своей» (Ис. 63:1). И Григорий в своей проповеди на Вознесение говорит: «Следует заметить, что об Илие сказано как о вознесенном в колеснице, чем нам дается понять, что обычный человек нуждается в помощи других. Но о Спасителе нигде не сказано, что Он был вознесен в колеснице или ангелами, поскольку Он, Творец всего, вознесся посредством Своей собственной силы».
Отвечаю: . Христе наличествует двоякая природа, а именно божественная и человеческая. Поэтому Его собственную силу можно рассматривать в обоих отношениях. И точно так же можно говорить о двоякой силе со стороны Его человеческой природы. Одна из них является естественной и проистекает из начал природы, и посредством такой силы Христос никак не мог вознестись на небо. Другая же – это находящаяся в человеческой природе Христа сила славы, и именно посредством нее Он восшел на небеса.
Однако находятся такие, которые тщатся усвоить причину этой силы природе пятой сущности. Это, говорят они, свет, который, по их мнению, входя в состав человеческого тела, примиряет противоположные элементы так, что в нынешнем состоянии смертности в человеческих телах преобладающей является природа элементов, согласно которой человеческое тело посредством собственной силы стремится вниз, а в состоянии славы преобладающей является небесная природа, посредством склонности и силы которой тело Христа и тела святых вознеслись на небеса. Впрочем, мы уже говорили об этих баснях в первой части (I, 76, 7), и еще поговорим более полно при рассмотрении