Скачать:PDFTXT
Сумма теологии. Том XI

всеобщего воскресения (84, 1).

Другие же, отвергая приведенное мнение, усваивают причину этой силы прославленной душе, благодаря излиянию которой вовне, как говорит Августин в своем письме к Диоскору прославится тело. В самом деле, прославленное тело будет настолько покорно прославленной душе, что, как пишет Августин, «тело постоянно будет там, где захочет дух, а дух не захочет ничего такого, что могло бы быть неприличным как для духа, так и для тела»324. Но мы уже показали (1), что прославленному и бессмертному органу приличествует находиться на небесах. Таким образом, тело Христа вознеслось на небеса посредством силы пожелавшей этого души. Но подобно тому, как тело прославляется благодаря причастности душе, точно так же, как говорит Августин, «душа блаженна благодаря причастности Богу»325. Поэтому первым началом вознесения на небеса является божественная сила. Следовательно, Христос восшел на небеса посредством Своей собственной силы: во-первых, Своей божественной силы; во-вторых, силы Своей прославленной души, движущей тело согласно своей воле.

Ответ на возражение 1. О Христе говорят, что Он воскрес посредством собственной силы, хотя Он был воскрешен силой Отца, поскольку сила Отца и сила Сына суть одно. И точно так же Христос восшел на небеса посредством собственной силы, хотя и был вознесен и принят на небесах Отцом.

Ответ на возражение 2. Этот аргумент доказывает то, что Христос не восшел на небеса посредством Своей силы, а именно той, которая является естественной для человеческой природы, однако Он все же восшел на небеса посредством Своих собственных сил, а именно той, которая является божественной, и той, которая является силой Его блаженной души. И хотя вознесение противно природе человеческого тела в его нынешнем состоянии, в котором тело не полностью подчинено души, тем не менее, оно не является чем-то противоестественным или принудительным для прославленного тела, вся природа которого совершенно подчинена духу

Ответ на возражение 3. Хотя божественная сила бесконечна и деятельность ее со стороны действователя бесконечна, однако ее следствие воспринимается вещью сообразно ее способности и расположению Бога. Но тело не способно перемещаться в пространстве мгновенно, поскольку оно, как доказано в шестой книге «Физики», должно быть сообразовано с местом, в соответствии с частями которого исчисляется время. Следовательно, движимое Богом тело движется не с бесконечной скоростью, а с такой, к которой располагает Бог.

Раздел 4. Восшел ли Христос превыше всех небес?

С четвертым положением дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что Христос не восшел превыше всех небес. Ведь сказано же в Писании: «Господь – во святом храме Своем, престол Его – на небесах» (Пс. 10:4). Но то, что на небесах, не выше небес. Следовательно, Христос не восшел превыше всех небес.

Возражение 2. Далее, как доказано в первой книге трактата «О небе», нет такого места, которое было бы выше небес. Но всякое тело должно занимать место. Следовательно, тело Христа не вознеслось превыше всех небес.

Возражение 3. Далее, два тела не могут занимать одно и то же место. Следовательно, коль скоро из одного места в другое нельзя перейти иначе, как только через некоторое посредствующее место, то похоже на то, что для восшествия Христа превыше всех небес необходимо, чтобы небеса были разделены, что представляется невозможным.

Возражение 4. Далее, в Писании сказано, что «облако взяло Его из вида их» (Деян. 1:9). Но облака не могут подниматься за пределы небес. Следовательно, Христос не восшел превыше всех небес.

Возражение 5. Кроме того, мы верим, что Христос вовек пребывает там, куда Он восшел. Но то, что противно природе, не может длиться вовек, поскольку чаще всего происходит и дольше всего сохраняется то, что согласно природе. Следовательно, коль скоро пребывание превыше небес противно природе земного тела, то дело представляется так, что тело Христа не вознеслось превыше небес.

Этому противоречит сказанное в Писании: «Восшедший превыше всех небес – дабы наполнить все» (Еф. 4:10).

Отвечаю: чем более полно что-либо телесное причастно божественной благости, тем выше оно расположено в телесном порядке, а именно в порядке места. В самом деле, Философ дает нам понять, что чем более формальным является тело, тем выше оно по природе, и так это потому что, как явствует из сказанного в первой книге «Физики», каждое тело причастно божественной Сущности именно через посредство формы. Но благодаря славе тело становится в гораздо большей степени причастным божественной благости, чем любое другое природное тело благодаря природной форме, и при этом очевидно, что из всех прославленных тел тело Христа сияет в наибольшей славе. Следовательно, ему в высшей степени приличествует пребывать превыше всех тел. Поэтому глосса на слова Писания: «Восшед на высоту» (Еф. 4:8), говорит: «По достоинству и месту».

Ответ на возражение 1. О месте Бога говорят как о находящемся на небесах не в том смысле, что небеса содержат Его, а скорее в том, что они содержатся Им. Поэтому не какая-либо часть небес находится выше остальных небес, а Сам Он – превыше всех небес, согласно сказанному в Писании: «Слава Твоя простирается превыше небес!» (Пс. 8:2).

Ответ на возражение 2. Место подразумевает понятие вмещения; так, первое вместилище формально является первым местом, и таковы первые небеса. Тела нуждаются в нахождении в месте постольку, поскольку они содержатся небесным телом. Но прославленные тела, и в первую очередьтело Христа, не нуждаются в подобном вмещении, поскольку они ничего не получают от небесных тел, но – только от Бога через посредство души. Поэтому ничто не препятствует телу Христа находиться вне вмещающей небесные тела сферы и вообще какого бы то ни было вместилища. И внешние небеса не нуждаются в пустоте, поскольку в них нет никакого места или находящегося в возможности чувственного тела, но возможность их достижения находится в Самом Христе. Поэтому когда Аристотель доказывает, что вне небес не может быть никаких тел, то имеет в виду, как это явствует из самого доказательства, те тела, которые находятся в естественном состоянии.

Ответ на возражение 3. Хотя по своей природе тело не может занимать какое-либо место одновременно с другим телом, однако Бог, как пишет Григорий, может чудесным образом сделать так, что одно тело будет находиться одновременно с другим в одном и том же месте, как это произошло тогда, когда Христос родился из закрытой утробы Девы или когда Он вошел к ученикам, когда двери были заперты. Таким образом, тело Христа может находиться в одном и том же месте одновременно с другим телом не по причине некоего особого свойства тела, а благодаря содействию или деятельности божественной силы.

Ответ на возражение 4. Это облако было не средством вознесения Христа, а знаком Божества, что подобно тому, как слава Господня явилась Израилю в виде покрывшего Скинию облака (Исх. 40:34;Чис. 9:15).

Ответ на возражение 5. Прославленное тело наделено властью пребывать на небесах или превыше небес не в силу естественных начал, а благодаря блаженной душе, от которой оно обретает славу. И поскольку ни восходящее движение прославленного тела, ни его покой не являются принудительными, то нет ничего, что могло бы воспрепятствовать ему пребывать там вовек.

Раздел 5. Вознеслось ли тело Христа превыше всех духовных тварей?

С пятым положением дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что тело Христа не вознеслось превыше всех духовных тварей. В самом деле, нельзя соотносить то, что не имеет общего отношения. Но нами уже было показано в первой части (I, 8, 2; I, 52, 1), что «место» предицируется телам и духовным тварям в совершенно разных отношениях. Следовательно, похоже, что о теле Христа нельзя говорить, что оно вознеслось превыше всех духовных тварей.

Возражение 2. Далее, как пишет Августин, дух всегда предпочтительнее тела326. Но высшее место приличествует высшему. Следовательно, дело представляется так, что Христос не восшел превыше всех духовных тварей.

Возражение 3. Далее, тело есть в каждом месте, поскольку природа не терпит пустоты. Таким образом, если в порядке природных тел тело не может занять более высокого места, чем дух, то нет и никакого места, которое было бы выше любой духовной твари. Следовательно, тело Христа не могло вознестись превыше всех духовных тварей.

Этому противоречит сказанное в Писании о том, что Бог посадил Христа «превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем» (Еф. 1:21).

Отвечаю: место, идет ли речь о связанном с телесностью месте и в отношении тел, или же о связанном с духовностью месте и в отношении духовных субстанций, является тем более возвышенным, чем более возвышенным является его субъект. Так, небесное место, наивысшее из всех мест, приличествует духовным субстанциям как наивысшим в порядке субстанций. Но хотя тело Христа, если принять во внимание телесное состояние его природы, в порядке субстанций находится ниже духовных субстанций, однако оно, если принять во внимание то достоинство соединения, посредством которого оно личностно соединено с Богом, со стороны этого достоинства возвышенней всех духовных субстанций. Таким образом, в силу указанного превосходства ему подобает занимать место превыше всех духовных субстанций. Поэтому Григорий в своей проповеди на Вознесение говорит, что «Он, Творец всего, вознесся посредством Своей собственной силы надо всем».

Ответ на возражение 1. Хотя место усваивается телесным и духовным субстанциям по-разному тем не менее положение о том, что высшее место приличествует лучшему, остается в силе.

Ответ на возражение 2. Этот аргумент в отношении тела Христа справедлив с точки зрения его телесной природы, но не с точки его формальной стороны соединения.

Ответ на возражение 3. Приведенную аналогию можно рассматривать двояко. Если рассматривать ее со стороны места, то нет такого столь высокого места, которое бы по достоинству превосходило духовную субстанцию, и в этом смысле возражение справедливо. Если же рассматривать ее со стороны достоинства того, чему усваивается место, то в таком случае телу Христа приличествует пребывать превыше духовных тварей.

Раздел 6. Является ли вознесение Христа причиной нашего спасения?

С шестым положением дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что вознесение Христа не является причиной нашего спасения. В самом деле, Христос стал причиной нашего спасения в той мере, в какой Он его заслужил. Но Своим вознесением Он ничего для нас не заслужил, поскольку это Вознесение относится к награде Его превознесения, а заслуга и награда – это не одно и то же, как не одно и тоже путь и его предел. Следовательно, похоже, что вознесение Христа не является причиной нашего спасения.

Возражение 2. Далее, если бы вознесение Христа было причиной нашего спасения, то в таком бы случае, пожалуй, Его вознесение было бы главной причиной нашего. Но оно было даровано нам Его страстями, в связи

Скачать:PDFTXT

Сумма теологии. Том XI Аквинский читать, Сумма теологии. Том XI Аквинский читать бесплатно, Сумма теологии. Том XI Аквинский читать онлайн