Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Сумма теологии. Том XI

необходимая вещь – это рвение к справедливости, чтобы вершить суд не из ненависти или злобы, а из любви к справедливости, согласно сказанному в Писании: «Кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому как отец к сыну своему» (Прит. 3:12). В-третьих, необходима мудрость, на которой должно основываться суждение, согласно сказанному в Писании: «Мудрый судья рассудит народ свой»337 (Сир. 10:1). Первые две упомянутые вещи являются условиями суда, а на третьей зиждется судебное право, поскольку мерилом суда является закон мудрости и истины, согласно которому осуществляется суд.

И коль скоро Сын есть и рожденная Мудрость, и проистекающая от Отца Истина, и Его совершенный Образ, то власть судить по справедливости усваивается Сыну Божию. В связи со всем этим Августин говорит: «Это и есть та неизменная Истина, которая по справедливости называется законом всех искусств и искусством всемогущего Художника. Ибо как мы и все разумные души судим о низших предметах сообразно с истиной, так точно о нас самих судит сама единая Истина, когда мы бываем с Нею соединены. О самой же Истине не судит и Отец, потому что Она не меньше, чем Он, и притом все, о чем судит Отец, Он судит через Нее». И несколько ниже он прибавляет: «Поэтому Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну»338.

Ответ на возражение 1. Этот аргумент доказывает то, что власть вершить суд обща всей Троице, и это соответствует истине. Тем не менее, эта власть, как уже было сказано, посредством особого усвоения отдана Сыну.

Ответ на возражение 2. Как говорит Августин, вечность усваивается Отцу постольку поскольку Он есть Начало, которое предполагается в идее вечности. А несколько ниже он говорит, что Сын есть искусство Отца339. Поэтому власть судить усваивается Отцу постольку, поскольку Он есть Начало Сына, а само совершение суда усваивается Сыну постольку, поскольку Он есть искусство и мудрость Отца. В самом деле, как Отец сотворил все через Сына постольку, поскольку Сын есть Его искусство, точно так же Он судит все через Сына, поскольку Сын есть Его мудрость и истина. Именно это и имеет в виду Даниил, когда сперва говорит, что «воссел Ветхий днями», и когда далее прибавляет, что Сын Человеческий «дошел до Ветхого днями… и Ему дана власть, слава и царство» (Дан. 7:13, 14). Этим нам дается понять, что судебная власть принадлежит Отцу Который дал Сыну власть вершить суд.

Ответ на возражение 3. По словам Августина, «Христос сказал, что Святой Дух обличит мир о грехе, так, как если бы сказал, что «Он прольется любовью в сердца ваши». Ведь только по устранении страха можно обрести свободу обличать»340. Таким образом, власть судить усваивается Святому Духу не в смысле совершения суда, а в смысле желания человека иметь правильное суждение.

Раздел 2. Принадлежит ли Христу власть судить как человеку?

Со вторым положением дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что власть судить не принадлежит Христу как человеку. В самом деле, Августин говорит, что суд усваивается Сыну постольку, поскольку Он есть закон изначальной истины341. Но это является атрибутом Христа как Бога. Следовательно, власть судить принадлежит Христу не как человеку а как Богу.

Возражение 2. Далее, судебной власти надлежит вознаграждать добро и карать зло. Но являющееся наградой добрых дел вечное блаженство даруется одним только Богом; так, Августин говорит, что душа благословится через причастность Богу, а не через причастность святой душе. Следовательно, похоже, что власть судить принадлежит Христу не как человеку а как Богу.

Возражение 3. Далее, Христос как Судия будет судить тайны сердца, согласно сказанному в Писании: «Не судите никак прежде времени, пока не приидет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения» (1 Кор. 4:5). Но это присуще исключительно божественной власти, согласно сказанному в Писании: «Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено – кто узнает его? Я, Господь, проникаю сердце и испытываю внутренности, чтобы воздать каждому по пути его» (Иер. 17:9, 10). Следовательно, власть судить принадлежит Христу не как человеку а как Богу.

Этому противоречит сказанное в Писании о том, что Отец «дал Ему власть производить и суд – потому что Он есть Сын Человеческий» (Ин. 5:27).

Отвечаю: Златоуст, похоже, считал, что власть судить принадлежит Христу не как человеку, а только как Богу. Поэтому вышеприведенные слова из евангелия от Иоанна о том, что Отец «дал Ему власть производить и суд – потому что Он есть Сын Человеческий», он разъясняет так: «Он получил власть производить суд не постольку поскольку Он – человек, а постольку поскольку Он – Сын невыразимого Бога, и именно поэтому Он Судия. Но так как используемые выражения превосходят то, что усваивается человеку, далее Он говорит: «Не дивитесь сему», ибо Он есть не только Сын Человеческий, но и Сын Божий»342. Доказательством этого, по его мнению, служит сила Воскресения, в связи с чем он ссылается на последующие Его слова: «Ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия».

Однако здесь должно иметь в виду, что хотя верховной властью судить обладает Бог, тем не менее и люди имеют право судить тех, кто подчинен их судебной власти. В связи с этим читаем: «Судите справедливо», и несколько ниже: «Ибо суд – дело Божие» (Вт 1:16, 17), то есть вы, так сказать, судите посредством Его власти. Затем, ранее мы уже говорили (8, 1) о том, что Христос даже в Своей человеческой природе является Главой всей Церкви, и что Бог «все покорил под ноги Его». Следовательно, Ему подобает осуществлять судебную власть также и согласно Его человеческой природе. Поэтому, судя по всему, вышеприведенные слова Священного Писания надлежит истолковывать так: Отец «дал Ему власть производить и суд – потому что Он есть Сын Человеческий» не по причине состояния Его природы, поскольку иначе, как замечает Златоуст, такой властью обладали бы все люди343, а по причине той благодати Главы, которую в Свой человеческой природе обрел Христос.

Далее, такая власть судить приличествует Христу согласно Его человеческой природе по трем причинам. Во-первых, из-за Его подобия и сродства с людьми. В самом деле, как Бог соделывает через посредствующие причины как ближайшие к своим следствиям, точно так же Он судит людей через Человека Христа, чтобы Его суд был сладостен людям. Поэтому апостол говорит: «Мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха (посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати)» (Евр. 4:15, 16). Во-вторых, потому, что в Судный День, по словам Августина, «восстанут мертвые тела, воскрешенные Богом через Сына Человеческого», равно как «через того же Христа Он воскрешает души», поскольку «Он есть Сын Божий»344. В-третьих, потому, что, как замечает Августин, «судимый по справедливости должен видеть своего судию. Однако судимы будут и добрые, и злые. Поэтому образ раба при суде будет явлен и добрым, и злым, но образ Божий будет сохранен только для добрых».

Ответ на возражение 1. Суд принадлежит истине как своему мерилу а исполненному истины человеку он принадлежит как тому, кто заодно с истиной, являясь своего рода законом и «одушевленным правосудием»345. Поэтому Августин далее ссылается на слова апостола: «Духовный судит о всем» (1 Кор. 2:15). Но душа Христа гораздо больше, чем любая другая тварь, соединена с истиной и исполнена истины, согласно сказанному в Писании: «Мы видели славу Его… полного благодати и истины» (Ин. 1:14). И потому судить о всем в первую очередь приличествует именно душе Христа.

Ответ на возражение 2. Дарование душам блаженства через причастность Себе приличествует исключительно Богу, но приведение их к такому блаженству является правом Христа, поскольку Он есть их (лава и вождь их спасения, согласно сказанному в Писании: «Приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил чрез страдания» (Евр. 2:10).

Ответ на возражение 3. Ведать и судить сердечные тайны непосредственно подобает Богу, но благодаря излиянию Божества в душу Христа Он тоже может ведать и судить сердечные тайны, о чем мы уже говорили (10, 2) при рассуждении о знании Христа. В связи с этим читаем: «В день, когда… Бог будет судить тайные дела человеков чрез Иисуса, Христа» (Рим. 2:16).

Раздел 3. Обрел ли Христос Свою власть судить посредством Своей заслуги?

С третьим положением дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что Христос не обрел Свою власть судить посредством Своей заслуги. В самом деле, судебная власть зиждется на царском достоинстве, согласно сказанному в Писании: «Царь, сидящий на престоле суда, разгоняет очами своими все злое» (Прит 20:8). Но Христос обладает царской властью как приличествующей единородному Сыну Божию без какой бы то ни было заслуги, в связи с чем читаем: «И даст Ему Господь, Бог, престол Давида, отца Его, и будет царствовать над домом Иакова вовек» (Лк. 1:32, 33). Следовательно, Христос не обрел власть судить посредством Своей заслуги.

Возражение 2. Далее, как уже было сказано (2), власть судить подобает Христу постольку, поскольку Он есть наш Глава. Но благодать главенства не принадлежит Христу по причине заслуге, а является следствием личностного соединения божественной и человеческой природ, согласно сказанному в Писании: «Мы видели славу Его… полного благодати и истины346, как единородного от Отца… и от полноты Его все мы приняли» (Ин. 1:14, 16), и все это связано с понятием главенства. Следовательно, похоже, что Христос не обрел власть судить посредством заслуги.

Возражение 3. Далее, апостол говорит: «Духовный судит о всем» (1 Кор. 2:15). Но человек становится духовным через благодать, которую он получает не по заслуге, «иначе благодать не была бы уже благодатью» (Рим. 11:6). Следовательно, похоже, что и Христос, и вообще кто-либо может обрести власть судить не в силу заслуги, а исключительно по благодати.

Этому противоречит сказанное в Писании: «Ты преисполнен суждениями нечестивых (суждение и осуждение – близки)» (Иов. 36:17). И Августин говорит: «Воссядет Судия, прежде стоявший пред судьей; поистине осудит злых Тот, Кто ложно был осужден злыми».

Отвечаю: ничто не препятствует одному и тому же приличествовать кому-либо в силу нескольких различных причин; так, слава тела по Воскресении приличествовала Христу не только

как подобающая Его Божеству и славе Его души, но также и по заслуге смиренности Его страстей. И точно так же должно утверждать, что власть судить принадлежит Человеку Христу по причине и Его божественной личности, и достоинства Его главенства, и полноты Его благодати по навыку А еще Он получил ее по заслуге, поскольку согласно божественной правосудности Судией должен быть Тот,

Скачать:PDFTXT

Сумма теологии. Том XI Аквинский читать, Сумма теологии. Том XI Аквинский читать бесплатно, Сумма теологии. Том XI Аквинский читать онлайн