таинств как человек.
Возражение 5. Кроме того, главным в обусловливании внутреннего следствия действователем является тот, сила которого обусловливает действенность таинств. Но таинства черпают свою силу в страстях Христовых и во имя Его, согласно сказанному апостолом: «Разве Павел распялся за вас? Или во имя Павлово вы крестились?» (1 Кор. 1:13). Следовательно, Христос производил внутреннее следствие таинств как человек.
Этому противоречит сказанное Августином о том, что «сила Божия внутренне действует в таинствах, производя их спасительное следствие». Но сила Божия – это Христос как Бог, а не как человек. Следовательно, Христос производит внутреннее следствие таинств не как человек, а как Бог.
Отвечаю: Христос производит внутреннее следствие таинств и как Бог, и как человек, но по-разному. Как Бог Он действует в таинствах посредством Своей силы, а как человек Он содействует произведению внутреннего следствия таинств посредством заслуги и действенно, хотя и инструментально. В самом деле, мы уже показали (48, 1, 6; 49, 1), что страсти Христовы, которые приличествуют Ему со стороны Его человеческой природы, являются причиной оправдания и посредством заслуги, и действенно, но не как их основная причина или Его собственная сила, а как орудие, поскольку Его человечество, как уже было сказано (13, 2), явилось орудием Его Божества.
Однако коль скоро речь идет об орудии, объединенном с Божеством в единстве Лица, то оно некоторым образом главенствует и наделено действенностью в отношении внешних орудий, каковыми, как было разъяснено выше (1), являются служители Церкви и сами таинства. Поэтому подобно тому, как Христос как Бог обладает силой «власти» над таинствами, точно так же как человек Он обладает главенствующей силой служения, или силой «превосходства», которая заключается в четырех вещах. Во-первых, в том, что, как уже было сказано (62, 5), в таинствах действует заслуга и сила Его страстей. А так как силе Страстей мы причащаемся чрез веру, согласно сказанному в Писании: «Которого Бог предложил в жертву умилостивления в крови Его чрез веру» (Рим. 3:25), то мы объявляем о своей вере, обращаясь к имени Христа. Таким образом, во-вторых, сила превосходства Христа в таинствах состоит в том, что они освящаются посредством обращения к Его имени. Затем, поскольку своею силой таинства обязаны своему учреждению, то, в-третьих, превосходство силы Христа состоит в том, что учреждать таинства может только Тот, Кто дает им их силу. А так как не причина зависит от следствия, но, пожалуй, наоборот, то к превосходству силы Христовой относится также и то, что Он может даровать следствие таинств без сообщения самого внешнего таинства.
Из сказанного очевидно, как разрешить все разногласия, поскольку, как видим, аргументы обеих сторон в определенной степени являются истинными.
Раздел 4. МОЖЕТ ЛИ ХРИСТОС СООБЩАТЬ СЛУЖИТЕЛЯМ ТУ СИЛУ, КОТОРОЙ ОН ОБЛАДАЕТ В ТАИНСТВАХ?
С четвертым положением дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что Христос не может сообщать служителям ту силу, которой Он обладает в таинствах. В самом деле, Августин, возражая Максиму, говорит: «Если бы Он мог, но не делал, то был бы ревнив к Своей силе». Но у исполненного любовью Христа не было никакой ревности. Следовательно, коль скоро Христос не сообщил Свою силу служителям, то, похоже, Он этого сделать не мог.
Возражение 2. Далее, Августин, комментируя слова Писания: «И больше сих сотворит» (Ин. 14:12), говорит: «Воистину, это дело», а именно превращение нечестивого в праведника, «является большим, чем сотворение неба и земли»46. Но Христос не мог сообщить Своим ученикам силу сотворения неба и земли, а потому не мог и наделить их силой соделывания праведника из нечестивого. И коль скоро оправдание нечестивых производится тою силой, которой Христос обладает в таинствах, то, следовательно, Он не может сообщать эту силу служителям.
Возражение 3. Далее, Христос есть лава Церкви, и потому благодати надлежит проистекать от Него к другим, согласно сказанному в Писании: «От полноты Его веемы приняли» (Ин. 1:16). И это не может быть сообщено другим, иначе Церковь имела бы много глав и утратила свое благолепие. Следовательно, похоже, что Христос не может сообщать Свою силу служителям.
Этому противоречит следующее: Августин, комментируя слова Писания: «Я не знал Его» (Ин. 1:31), говорит: «Он не знал, что Господь, обладая властью крестить,… пожелает оставить ее Себе»47. Но Иоанн не пребывал бы в неведении, если бы эта сила была несообщимой. Следовательно, Христос может сообщать Свою силу служителям.
Отвечаю: как уже было сказано (3), Христос в таинствах обладает двоякой силой. Первой является сила «власти», которая принадлежит Ему как Богу, и эту силу Он не может сообщить никакой твари подобно тому, как не может Он сообщить ей божественную Сущность. Второй является сила «превосходства», которая принадлежит Ему как человеку. Эту силу Он мог бы сообщать служителям путем наделения их полнотой благодати, достаточной для того, чтобы или их заслуги содействовали произведению следствия таинств, или обращение к их имени освящало таинства, или они сами могли учреждать таинства, или их простого пожелания было достаточно для того, чтобы сообщить следствие таинств без исполнения обряда таинства. В самом деле, чем могущественней объединенное орудие, тем легче оно может передать свою силу отделенному орудию, как, например, рука – палке.
Ответ на возражение 1. Христос воздержался от сообщения служителям Своей силы превосходства не из ревности, а ради блага верующих, чтобы они не возлагали свои упования на людей и чтобы не возникло обусловливающее разделение Церкви разнообразие таинств, что нам показано на примере тех, кто говорил: «Я – Павлов!; Я – Аполлосов!; Я – Кифин!» (1 Кор. 1:12).
Ответ на возражение 2. Это возражение истинно с точки зрения силы власти, которая принадлежит Христу как Богу. Однако и сила превосходства может быть названа властью по сравнению с другими служителями. Поэтому глосса на слова Писания: «Разве разделился Христос?» (1 Кор. 1:13), говорит, что «Он мог бы предоставить силу власти в крещении тем, кому Он дал силу его исполнять».
Ответ на возражение 3. Христос не пожелал сообщить служителям Свою силу превосходства из-за неуместности многоглавия в Церкви. Однако если бы Он это сделал, то был бы верховным главой, а все другие были бы в Его подчинении.
Раздел 5. МОГУТ ЛИ ТАИНСТВА СООБЩАТЬСЯ ЗЛЫМИ СЛУЖИТЕЛЯМИ?
С пятым положением дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что таинства не могут сообщаться злыми служителями. В самом деле, таинства Нового Закона определены к очищению от греха и дарованию благодати. Но злые люди, будучи сами нечисты, не могут очистить от греха других, согласно сказанному в Писании: «От нечистого что может быть чистого?» (Сир. 34:4). Кроме того, коль скоро они лишены благодати, то, похоже, не могут и сообщать благодать, поскольку никто не может дать то, чего не имеет. Следовательно, похоже, что таинства не могут сообщаться злыми людьми.
Возражение 2. Далее, как уже было сказано (3; 62, 5), всю свою силу таинства получают от Христа. Но злые люди отделены от Христа, поскольку не имеют любви, посредством которой члены объединяются со своею главой, согласно сказанному в Писании: «Пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог – в нем» (1 Ин. 4:16). Следовательно, похоже, что таинства не могут сообщаться злыми людьми.
Возражение 3. Далее, если того, что необходимо для таинства, например материи или формы, недостает, то таинство недействительно. Но для таинства требуется незапятнанный грехом служитель, согласно сказанному в Писании: «Никто из семени твоего во все роды их, у которого на теле будет недостаток, не должен приступать, чтобы приносить хлеб Богу своему» (Лев. 21:17). Следовательно, похоже, что если служитель зол, то у таинства не будет никакого следствия.
Этому противоречит следующее: Августин, комментируя слова Писания: «На Кого увидишь Духа…» и так далее (Ин. 1:33), говорит: «Иоанн не знал, что Господь, обладая властью крестить, пожелает оставить ее Себе, притом что служение, конечно же, будет передано людям, как добрым, так и злым…. Ибо что тебе до того, что служитель дурен, когда Господь добр?»48.
Отвечаю: как уже было сказано (1), служители Церкви действуют в таинствах инструментально, поскольку, так сказать, служитель обладает природой орудия. Но ранее мы показали (62, 1), что орудие действует посредством не своей формы, а силы того, кто его движет. Поэтому любая форма или сила, которая есть у орудия сверх того, чем оно обладает как именно орудие, является его акциденцией (так, например, тело врача, являющееся орудием его души, в которой находится его врачебное искусство, может быть здоровым или больным; или водопровод может быть сделан из олова или серебра). Следовательно, даже злые служители Церкви могут сообщать таинства.
Ответ на возражение 1. Служители Церкви очищают от греха причастников таинств не посредством своей собственной силы, равно как и не они даруют им благодать, но все это соделывает Христос посредством Своей силы, пользуясь ими как Своими орудиями. Поэтому-то причащающиеся таинствам получают следствие, посредством которого они уподобляются не служителям, а Христу.
Ответ на возражение 2. Члены Христовы объединяются со своею Главой любовью, чтобы получить от Него жизнь, в связи с чем читаем: «Не любящий… пребывает в смерти» (1 Ин. 3:14). Но человек может действовать с помощью безжизненного и телесно отделенного от него орудия, объединяясь с ним посредством некоторого вида движения; так, ремесленник одним способом работает своей рукой и другим – своим топором. И точно так же соделывает в таинствах Христос: посредством злых людей как безжизненных орудий и посредством добрых людей как орудий живых.
Ответ на возражение 3. Нечто может требоваться таинству двояко. Во-первых, как то, что ему присуще (например, приличествующая ему форма или материя), и если его недостает, то таинство недействительно. Во-вторых, оно может требоваться таинству в силу некоторой уместности. И именно в этом смысле таинства нуждаются в добрых служителях.
Раздел 6. СОГРЕШАЮТ ЛИ НЕЧЕСТИВЫЕ, КОГДА ИСПОЛНЯЮТ ТАИНСТВА?
С шестым положением дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что нечестивые, исполняя таинства, не совершают греха. Ведь подобно тому, как люди служат Богу таинствами, точно так же они служат Ему делами любви, в связи с чем читаем: «Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу» (Евр. 13:16). Но нечестивые, служа Богу делами любви, не совершают греха; напротив, их убеждают поступать именно так, согласно сказанному в Писании: «Царь, да будет благоугоден тебе совет мой – искупи… беззакония твои милосердием к бедным» (Дан. 4:24). Следовательно, похоже, что нечестивые, исполняя таинства, не совершают греха.
Возражение 2. Далее, тот, кто содействует греху другого, тоже виновен в грехе, согласно сказанному в Писании: «Делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют» (Рим. 1:32). Но если бы злые служители, исполняя таинства,