1. Женщине не дозволено проповедовать открыто, но при этом дозволено учить и наставлять в частном порядке, и точно так же ей не дозволено крестить открыто и торжественно, но при этом дозволено крестить в случае необходимости.
Ответ на возражение 2. Когда крещение отправляется торжественно и по всем правилам, его должен сообщать священник, которому вменено попечение о душах, или же тот, кто его замещает. Однако в безотлагательных случаях может крестить и женщина.
Ответ на возражение 3. В плотском порождении муж и жена соучаствуют в соответствии с силой присущей им природы, согласно которой жена не может быть активным, но – только пассивным началом порождения. Однако в духовном порождении они действуют не посредством какой-либо присущей им силы, а лишь инструментально посредством силы Христа. Поэтому в случае необходимости женщина может крестить на тех же основаниях, что и мужчина.
Но даже если женщине случится крестить кого-либо без какой бы то ни было необходимости, то, как и в случае с мирянином (3), крестить повторно не нужно. Сама же крестившая при таких обстоятельствах грешила, как грешили вместе с нею и те, которые соучаствовали в этом, получая от нее крещение или принося ей что-либо для того, чтобы креститься.
Раздел 5. МОЖЕТ ЛИ НЕКРЕЩЕНЫЙ СООБЩАТЬ ТАИНСТВО КРЕЩЕНИЯ?
С пятым положением дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что некрещеный не может сообщать таинство крещения. В самом деле, никто не может дать то, чего не имеет. Но некрещеный не имеет таинства крещения. Следовательно, он не может его и дать.
Возражение 2. Далее, человек сообщает таинство крещения как служитель Церкви. Но некрещеный никак не принадлежит
Церкви, ни в действительности, ни по посвящению. Следовательно, он не может сообщать таинство крещения.
Возражение 3. Далее, сообщение таинства превосходней его получения. Но некрещеный не может получать другие таинства. Следовательно, он тем более не может какое-либо таинство сообщать.
Этому противоречат следующие слова Исидора: «Папа не принимает во внимание, каков крестящий человек, поскольку Святой Дух сообщает благодать крещения даже в том случае, когда крестящим является язычник». Но крещеного никто не назовет язычником. Следовательно, некрещеный может сообщать таинство крещения.
Отвечаю: Августин оставил этот вопрос открытым, поскольку сказал: «Иное дело, могут ли крестить даже те, которые никогда не были христианами; здесь утверждать что-либо было бы опрометчиво, ибо вопрос столь сложен, что его решение должно быть подкреплено авторитетом священного собора». Но впоследствии Церковь приняла решение, что сообщать таинство крещения может и некрещеный, а также иудей или язычник, если он крестит с соблюдением церковной формы. Поэтому папа Николай I, отвечая на вопросы болгар, говорит: «Ты пишешь, что о многих крещеных в твоей стране ты точно не знаешь, были ли они крещены христианином или язычником. Если они крестились во имя Троицы, то не должны креститься повторно». Но в случае несоблюдения церковной формы таинство крещения не сообщается. В указанном смысле должно понимать сказанное Григорием II епископу Бонифацию: «Тех, относительно которых ты говоришь, что они были крещены язычниками», а именно с использованием отвергаемой Церковью формы, «мы постановляем крестить повторно во имя Троицы». Причина этого состоит в том, что как со стороны материи – в той мере, в какой она присуща таинству – подходит любая вода, так и со стороны служителя подходит любой человек. Поэтому в безотлагательном случае может крестить и некрещеный. Так, если двое некрещеных крестят друг друга (один крестит другого и впоследствии крестится им), то каждый получает не только таинство, но и действительность таинства. Но если это совершается без какой-либо на то необходимости, то оба, крестящий и крестимый, тяжко грешат, что делает крестильное следствие бесполезным, хотя само таинство сохраняет законную силу
Ответ на возражение 1. Тот, кто крестит, предлагает только свое внешнее служение, тогда как внутренне крестящий Христос может использовать всех людей так, как Он того пожелает. Поэтому некрещеный может крестить, в связи с чем папа Николай I говорит: «Не их», то есть крестящих, «крещение, но Его», то есть Христа.
Ответ на возражение 2. Хотя некрещеный и не принадлежит Церкви ни в действительности, ни по посвящению, тем не менее, он может принадлежать ей по намерению и по подобию действия, а именно постольку, поскольку он намерен делать то, что делает Церковь, и при крещении соблюдает церковную форму, действуя тем самым как служитель Христа, Который не ограничивает Свою силу ни в отношении крестящихся, ни в отношении Своих таинств.
Ответ на возражение 3. Другие таинства не столь необходимы, как крещение. Поэтому некрещеному дозволяется крестить и не дозволяется получать другие таинства.
Раздел 5. МОГУТ ЛИ НЕСКОЛЬКО ЧЕЛОВЕК ОДНОВРЕМЕННО КРЕСТИТЬ ОДНОГО?
С шестым положением дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что несколько могут крестить одновременно. В самом деле, единство содержится в множестве, но не наоборот Поэтому дело представляется так, что многие могут делать то же, что и один, но не наоборот; так, многие грузят судно, которое может загрузить и один. Но один человек может крестить. Следовательно, одновременно могут крестить и несколько.
Возражение 2. Далее, одному действователю труднее воздействовать на многое, чем многим одновременно воздействовать на одно. Но один человек может одновременно крестить нескольких. Следовательно, многие тем более могут одновременно крестить одного.
Возражение 3. Далее, крещение является наиболее необходимым таинством. Но иногда одновременное крещение несколькими одного представляется необходимым; например, если младенцу угрожает смерть, а из двоих присутствующих один глух, а другой безрук или лишен кистей, то в таком случае калеке надлежит произносить слова, а глухому – производить крестильные действия. Следовательно, похоже, что несколько могут одновременно крестить одного.
Этому противоречит следующее: там, где наличествует один действователь, наличествует и одно действие. Поэтому если бы несколько крестили одного, то похоже, что тогда имели бы место несколько крещений, что противно сказанному в Писании: «Одна вера, одно крещение» (Еф. 4:5).
Отвечаю: таинство крещения получает свою силу по преимуществу от своей формы, которую апостол назвал «словом жизни»87 (Еф. 5:26). Поэтому если бы несколько должны были одновременно крестить одного, то не вполне ясно, с какой именно словесной формой. Так, если бы они говорили: «Мы крестим тебя во имя Отца, и Сына, и Святого Духа», то, по утверждению некоторых, таинство крещения не было бы сообщено постольку, поскольку церковная форма, а именно: «Я крещу тебя во имя Отца, и Сына, и Святого Духа», не была бы соблюдена. Однако это опровергается формой, соблюдаемой в греческой Церкви. В самом деле, они могли бы сказать: «Крещается раб Божий такой– то во имя Отца, и Сына, и Святого Духа», под каковой формой получают таинство крещения греки, хотя эта форма отличается от нашей гораздо больше, чем: «Мы крестим тебя…».
Поэтому нам следует обратить внимание на то, что намерение, выражаемое посредством формы: «Мы крестим тебя», означает, что несколько совместно сообщают одно крещение, что представляется противным понятию служителя, поскольку человек не может крестить иначе, как только в качестве служителя, представляющего Христа. И коль скоро есть только один Христос, то должен быть и только один представляющий Христа служитель. Поэтому апостол недвусмысленно говорит: «Один Господь, одна вера, одно крещение» (Еф. 4:5). Следовательно, противное этому намерение упраздняет таинство крещения.
С другой стороны, если бы каждый стал говорить: «Я крещу тебя во имя Отца, и Сына, и Святого Духа», то тогда каждый обозначил бы собственное намерение, как если бы он сообщал крещение независимо от другого. Это может иметь место тогда, когда оба стремятся крестить одного. В таком случае слова того, кто произносит крестильную форму первым, сообщают таинство крещения, в то время как если другой, пусть даже и обладающий преимущественным правом крестить, вознамерится их повторить, то он подлежит наказанию как крестящий повторно. Если же они произнесут слова одновременно и вместе погрузят или обольют человека, то их надлежит наказать за неподобающий способ крещения, но не за повторное крещение, поскольку каждый намеревался крестить некрещеного и каждый крестил. Однако при этом они не сообщают нескольких таинств, но один внутренне крестящий Христос сообщает одно таинство посредством их обоих.
Ответ на возражение 1. Этот аргумент справедлив в отношении тех действователей, которые действуют посредством собственной силы. Но люди крестят посредством не собственный силы, а силы Христа, Который, будучи одним, усовершает Свои дела посредством одного служителя.
Ответ на возражение 2. Можно одновременно крестить нескольких, используя форму: «Я крещу вас», в случае необходимости, например, если на них может обрушиться дом или меч и тому подобное, не дающее времени для того, чтобы крестить их по отдельности. Однако это не обусловливает изменения в церковной форме, поскольку здесь множественная форма получается посредством удвоения единственной, тем более что в Писании мы обнаруживаем похожее выражение, когда читаем: «Крестя их…» и так далее (Мф. 28:19). Однако между крестящим и крестимым нельзя ставить знак равенства, поскольку главный Креститель, Христос, один, в то время как посредством крещения одним во Христе становятся многие.
Ответ на возражение 3. Как уже было сказано (66, 1), целостность крещения состоит в словесной форме и использовании материи. Поэтому не крестит ни тот, кто только произносит слова, ни тот, кто только погружает. В самом деле, нет такой словесной формы, которая бы приличествовала случаю, когда один произносит слова, а погружает другой. Так, он не может сказать: «Я крещу тебя», поскольку не погружает, и потому не крестит. Также не может он сказать: «Мы крестим тебя», поскольку никто не крестит. (Ведь если один человек написал одну часть книги, а другой – другую, то выражение «мы написали книгу» в строгом смысле слова не отражает действительность и является риторической фигурой синекдоха, в который целое подменяется частью.)
Раздел 7. НЕОБХОДИМО ЛИ ДЛЯ КРЕЩЕНИЯ, ЧТОБЫ КТО-НИБУДЬ ПРИНЯЛ КРЕСТИМОГО ИЗ СВЯЩЕННОЙ КУПЕЛИ?
С седьмым положением дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что принятие кем-либо крестимого из священной купели не является необходимым для крещения. В самом деле, наше крещение освящено крещением Христа и сообразуется с ним. Однако Христос при крещении не был принят из какой-либо купели, но, согласно сказанному, «крестившись, Иисус тотчас вышел из воды» (Мф. 3:16). Следовательно, похоже, что и при крещении остальных никто не должен принимать крестимого из священной купели.
Возражение 2. Далее, мы уже показали (3), что крещение – это духовное возрождение. Но при плотском порождении ничего помимо активного начала, то есть отца, и пассивного начала, то есть матери, не нужно. И коль скоро при крещении, как говорит Августин в своей проповеди на Богоявление, отца заменяет крестящий, а мать заменяет сама вода крещения, то дело представляется так, что в том, чтобы еще кто-то принимал крестимого из священной купели,