Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Сумма теологии. Том XII

никакой необходимости нет

Возражение 3. Далее, в таинствах Церкви не должно соблюдаться ничего нелепого. Но представляется нелепым, что после крещения взрослые люди, которые могут самостоятельно встать и покинуть священную купель, должны поддерживаться другими. Следовательно, нет никакой необходимости в том, чтобы кто-либо при крещении, особенно при крещении взрослых, принимал крестимого из священной купели.

Этому противоречит следующее: Дионисий говорит, что «иереи, взяв крещаемого, вручают его восприемнику и руководителю его в обращении к вере»88.

Отвечаю: имеющее место при крещении духовное возрождение в некотором отношении подобно плотскому порождению, в связи с чем читаем: «Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко» (1 Петр. 2:2). Но в случае плотского рождения новорожденный нуждается в кормлении и руководстве. Поэтому и в случае духовного рождения кто-то должен взять на себя обязанность кормильца и руководителя, образовывая и наставляя новообращенного в отношении того, что касается христианской веры и модуса жизни. В самом деле, младенцы и новообращенные нуждаются в особой заботе, а между тем духовенство, занятое попечением над всею паствой, не располагает на это временем. Поэтому кому-то необходимо принять крестимого из священной купели ради дальнейшего наставления и руководства. Именно это имеет в виду Дионисий, когда говорит: «Божественные наставники наши», то есть апостолы, «положили принимать младенцев по священному чину так, чтобы естественные родители приводимого ребенка передавали его какому-либо посвященному в тайны божественного учения доброму руководителю, которым бы впоследствии дитя было руководимо как духовным отцом и наставником на стезях спасения»89.

Ответ на возражение 1. Христос крестился не затем, чтобы возродиться, но чтобы Самому возрождать других; поэтому после Своего крещения Он, в отличие от других детей, ни в каком наставнике не нуждался.

Ответ на возражение 2. При плотском порождении ничего помимо отца и матери не требуется; однако для того, чтобы помочь последней в ее муках нужна повитуха, а для того, чтобы ребенок правильно рос, нужны кормилица и наставник, и именно их при крещении заменяет тот, кто принимает ребенка из священной купели. Поэтому для самого таинства он не нужен и в случае необходимости водное крещение может осуществить один человек.

Ответ на возражение 3. То, что крестимый принимается из священной купели духовным отцом, связано с его духовной, а не телесной слабостью, о чем уже было сказано.

Раздел 8. ОБЯЗАН ЛИ ПРИНИМАЮЩИЙ ИЗ СВЯЩЕННОЙ КУПЕЛИ НАСТАВЛЯТЬ ТОГО, КОГО ОН ПРИНЯЛ?

С восьмым положением дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что принимающий кого-либо из священной купели не обязан его наставлять. В самом деле, наставлять могут только наставленные. Однако людей из священной купели дозволяется принимать даже тем, кто не образован и дурно наставлен. Следовательно, принимающий крестимого из священной купели не обязан его наставлять.

Возражение 2. Далее, лучше, чтобы сына наставлял отец, а не посторонний; ведь сказал же Философ, что сын получает от отца «существование, воспитание и образование»90. Следовательно, если бы крестные были обязаны наставлять своих крестников, то плотским родителям приличествовало бы как никому другому быть крестными своего ребенка. Однако, как явствует из «Декреталий», это запрещено.

Возражение 3. Далее, лучше, когда наставляют несколько, чем один. Следовательно, если бы крестные были обязаны наставлять своих крестников, то было бы лучше иметь нескольких крестных, чем только одного. Однако это своим декретом запретил папа Лев, сказав, что «ребенку не должно иметь более одного крестного отца или матери».

Этому противоречит следующее: в своей пасхальной проповеди Августин говорит: «Прежде всего, хочу предостеречь вас, мужи и жены, принявшие при крещении детей, что вы пред Богом в ответе за тех, над кем вам вверено попечение при принятии из священной купели».

Отвечаю: каждый человек должен исполнить то, что он обязался исполнить. Но мы уже показали (7), что крестные обязуются быть наставниками. Поэтому они обязаны заботиться о своих крестниках тогда, когда это необходимо, например, если дети растут среди неверующих. Но если они растут среди добрых католиков, то крестные могут быть свободны от этого обязательства, поскольку есть все основания полагать, что дети будут надлежащим образом наставлены своими родителями. Однако в случае возникновения подозрения в том, что имеет место обратное, они обязаны по мере возможности позаботиться о духовном благополучии своих крестников.

Ответ на возражение 1. Там, где налицо какая-либо угроза, крестный, как говорит Дионисий, должен быть «посвящен в тайны божественного учения». Но там, где ничего явно не угрожает, а именно когда дети растут среди добрых католиков, крестным может быть всякий, поскольку все то, что касается христианских норм жизни и веры, общеизвестно. Впрочем, по установлению Майнцского собора некрещеный не может быть крестным, хотя некрещеный может крестить, и так это потому, что, как было показано выше (7), крестящий необходим для таинства, а крестный – нет.

Ответ на возражение 2. Подобно тому, как духовное порождение отличается от плотского, точно так же духовное образование отличается от телесного, согласно сказанному в Писании: «Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить?» (Евр. 12:9). Поэтому при отсутствии непреодолимых обстоятельств духовный отец должен отличаться от плотского.

Ответ на возражение 3. При наличии нескольких главных наставников в образовании было бы много путаницы. Поэтому при крещении должен быть один главный крестный, а другие могут быть допущены как его помощники.

Вопрос 68. О ПОЛУЧАТЕЛЯХ КРЕЩЕНИЯ

Далее мы рассмотрим получателей крещения, в отношении которых наличествует двенадцать пунктов: 1) все ли обязаны получить крещение; 2) может ли человек спастись без крещения; 3) можно ли откладывать крещение; 4) должны ли креститься грешники; 5) надлежит ли налагать епитимию на крестившихся грешников; 6) необходимо ли исповедание грехов; 7) необходимо ли намерение крестимого; 8) необходима ли вера; 9) могут ли креститься младенцы; 10) могут ли креститься дети евреев против воли своих родителей; 11) может ли кто-либо креститься в утробе матери; 12) могут ли креститься сумасшедшие и слабоумные.

Раздел 1. ВСЕ ЛИ ОБЯЗАНЫ ПОЛУЧИТЬ КРЕЩЕНИЕ?

С первым положением дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что не все обязаны получить крещение. В самом деле, Христос не сузил путь человека к спасению. Но до пришествия Христа люди могли спастись без крещения; следовательно, могут они спастись без крещения и после пришествия Христа.

Возражение 2. Далее, похоже, что крещение было установлено в первую очередь как средство против первородного греха. Но если крещеный лишен первородного греха, то дело представляется так, что он не может передать его своим детям. Следовательно, похоже, что дети крещеных могут не креститься.

Возражение 3. Далее, крещение сообщается для того, чтобы человек мог благодатно очиститься от греха. Но тот, кто освящен в утробе, обладает всем этим и без крещения. Следовательно, не все обязаны получить крещение.

Этому противоречит сказанное в Писании: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божие» (Ин. 3:5). Кроме того, в книге «О церковных догматах» сказано: «Мы верим, что пути спасения открыты только для тех, кто крещен».

Отвечаю: то, без чего люди не могут получить спасение, является для них обязательным. Затем, очевидно, что никто не может получить спасение иначе, как только через посредство Христа, согласно сказанному апостолом: «Как преступлением одного – всем человекам осуждение, так правдою одного – всем человекам оправдание к жизни» (Рим. 5:18). Но крещение сообщается человеку ради того, чтобы он, возродившись, мог облечься в Христа и стать Его членом, в связи с чем читаем: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3:27). Отсюда понятно, что креститься обязаны все и что без крещения человеческое спасение невозможно.

Ответ на возражение 1. Никогда, ни до, ни после пришествия Христа люди не могли спастись иначе, как только став членами Христа, поскольку, как говорит Писание, «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:12). Но до пришествия Христа люди облекались во Христа верой в Его грядущее пришествие, и «печатью» этой веры, по словам апостола, было обрезание (Рим. 4:11), а до того, как было установлено обрезание, как говорит Григорий, люди облекались во Христа «только верой»91 и жертвоприношениями, посредством которых ветхозаветные отцы исповедали свою веру. Далее, после пришествия Христа люди тоже облекаются во Христа верой, согласно сказанному в Писании: «Верою вселиться Христу в сердца ваши» (Еф. 3:17). Однако вера в случившееся обозначается иначе, чем вера в то, что имеет случиться в будущем (так, для обозначения настоящего, прошедшего и будущего мы используем разные формы глаголов). Поэтому хотя само таинство крещения не всегда было необходимо для спасения, тем не менее, вера, таинством которой является крещение, была необходима всегда.

Ответ на возражение 2. Как мы уже говорили во второй части (II-I, 81, 3), крещеные обновляются крещением в духе, вто время как их тела сохраняют свою подчиненность ветхому греху, согласно сказанному в Писании: «Тело – мертво для греха, но дух – жив для праведности» (Рим. 8:10). Поэтому Августин утверждает, что «не все то, что есть в человеке, крестится». Но очевидно, что в телесном порождении человек участвует не душевно, а телесно. Следовательно, дети крещеных рождаются с первородным грехом и потому должны креститься.

Ответ на возражение 3. Освященные в утробе действительно получают очищающую от первородного греха благодать, однако они не получают сообразующую их с Христом печать. Поэтому если кто-либо ныне будет освящен в утробе, то ему надлежит креститься, чтобы посредством печати быть сообразованным с другими членами Христа.

Раздел 2. МОЖЕТ ЛИ ЧЕЛОВЕК СПАСТИСЬ БЕЗ КРЕЩЕНИЯ?

Со вторым положением дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что никто не может спастись без крещения. Ведь сказал же Господь: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божие» (Ин. 3:5). Но войти в царствие Божие может только спасенный. Следовательно, никто не может спастись без крещения, через посредство которого человек возрождается от воды и Святого Духа.

Возражение 2. Далее, в книге «О церковных догматах» сказано: «Мы верим, что оглашенный, умерший при совершении пусть и столь добрых трудов, может обрести жизнь вечную разве только в том случае, если претерпит мученичество, в котором заключены все священные силы крещения». Но если бы можно было спастись без крещения, то в первую очередь спасались бы хвалимые за добрые труды оглашенные, поскольку у них, похоже, есть «вера, действующая любовью» (Гал. 5:6). Следовательно, дело обстоит так, что без крещения не может спастись никто.

Возражение 3. Далее, как уже было сказано (1), таинство крещения необходимо для спасения. Но необходимым называется то, «без чего нечто не может быть»92. Следовательно, похоже, что никто не может спастись без крещения.

Этому противоречит следующее: Августин говорит, что «иным ради

Скачать:TXTPDF

Сумма теологии. Том XII Аквинский читать, Сумма теологии. Том XII Аквинский читать бесплатно, Сумма теологии. Том XII Аквинский читать онлайн