их пользы было дано невидимое освящение без видимых таинств; и хотя можно получить видимое освящение, каковое суть видимое таинство, что пользы было бы в нем без этого невидимого освящения?». И коль скоро таинство крещения является видимым освящением, то дело представляется так, что человек может спастись благодаря невидимому освящению без таинства крещения.
Отвечаю: таинства крещения может недоставать кому-либо двояко. Во-первых, и в действительности, и в желании, как это имеет место с теми, кто не крещен и не желает креститься, что недвусмысленно указывает на презрение к таинству со стороны тех, кто может действовать произвольно. Поэтому те, которым недостает крещения именно так, спастись не могут (ведь они ни посредством таинства, ни даже мысленно не соединили себя с Христом, чрез посредство Которого только и можно спастись).
Во-вторых, кому-либо может недоставать таинства крещения в действительности, но не в желании, как, например, когда человек желает креститься, но вследствие несчастного случая гибнет накануне своего крещения. Такой человек может спастись без актуального крещения благодаря своему желанию креститься, каковое желание является следствием «веры, действующей любовью», посредством которой Бог, сила Которого не ограничивается видимыми таинствами, освящает человека внутренне. Поэтому Амвросий говорит о Валентиниане, который умер, будучи еще оглашенным: «Я лишился его, того, кого должен был возродить. Но не лишился благодати он, ибо о ней молился».
Ответ на возражение 1. Как сказано в Писании, «человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце» (1 Цар. 16:7). Но тот, кто желает посредством крещения «родиться от воды и Духа», возрождается в сердце, хотя и не в теле, в связи с чем апостол говорит, что «то – обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве; ему – и похвала (не от людей – но от Бога)» (Рим. 2:29).
Ответ на возражение 2. Никто не обретет жизни вечной дотоле, доколе полностью не будет свободен от вины и долга наказания. Но такое полное отпущение человек получает при крещении и мученичестве, о котором по справедливости сказано, что оно «заключает в себе все священные силы крещения», то есть полностью избавляет от вины и наказания. Поэтому можно предположить, что оглашенный, который желал креститься (иначе бы он не умер при свершении добрых трудов, которые невозможны без «веры, действующей любовью»), сразу же по своей смерти не обретает жизни вечной и терпит наказание за свои прошлые грехи, однако впоследствии спасается, но, как читаем, «так, как бы из огня» (1 Кор. 3:15).
Ответ на возражение 3. О таинстве крещения говорят как о необходимом для спасения постольку, поскольку человек не может быть спасен без хотя бы желания креститься, «каковое желание вместе с Богом считается делом».
Раздел 3. МОЖНО ЛИ ОТКЛАДЫВАТЬ КРЕЩЕНИЕ?
С третьим положением дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что крещение может быть отложено. Ведь сказал же папа Лев, что «для празднования крещения римским понтификом определены два времени», а именно Пасха и Троица. «Поэтому мы увещеваем твое блаженство не добавлять каких-либо дней к сим общепринятым». Следовательно, похоже, что крещение надлежит сообщать не сразу, но откладывать его до вышеупомянутых времен.
Возражение 2. Далее, в постановлениях Агдского собора сказано: «Если евреи, дурная вера которых часто возвращает их на их «блевотину», желают подчиниться закону католической Церкви, им надлежит в течение восьми месяцев вступать в притвор вместе с оглашенными и только после, в случае обнаружения исповедания ими истинной веры, они, наконец, смогут заслужить благодать крещения». Следовательно, людей не нужно крестить сразу, но крещение надлежит откладывать на некоторое установленное время.
Возражение 3. Далее, в Писании сказано, что «плодом сего будет снятие греха» (Ис. 27:9). Но при отсрочке крещения грех, похоже, снимается или, во всяком случае, облегчается. Во-первых, потому, что согрешающие после крещения грешат более тяжко, согласно сказанному в Писании: «Сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто… не почитает за святыню кровь завета», то есть крещение, «которою освящен?» (Евр. 10:29). Во-вторых, потому, что крещение устраняет прошлые грехи, но никак не будущие, и потому чем дольше оно откладывается, тем больше грехов устраняет. Следовательно, похоже, что крещение нужно откладывать как можно дольше.
Этому противоречат следующие слова Писания: «Не медли обратиться к Господу и не откладывай со дня на день» (Сир. 5:8). Но совершенно обращаются к Богу те, которые возрождаются крещением во Христе. Следовательно, крещение нельзя откладывать со дня на день.
Отвечаю: в этом вопросе должно проводить различение и принимать во внимание то, кем именно, детьми или взрослыми, являются те, коих должно крестить. В самом деле, если речь идет о детях, то крещение откладывать нельзя. Во-первых, потому, что среди них мы не ищем тех, которые лучше наставлены или полнее обращены. Во-вторых, в связи с опасностью смерти, ибо из всех имеющихся средств им доступно лишь таинство крещения.
С другой стороны, как мы уже показали (2), у взрослых таким дополнительным средством является простое желание креститься. Поэтому крещение не следует сообщать взрослым сразу же после их обращения, но его надлежит отложить на некоторое установленное время. Во-первых, для безопасности Церкви, чтобы она при крещении не была обманута теми, которые под лживым предлогом желают проникнуть в нее, согласно сказанному в Писании: «Не всякому духу верьте – но испытывайте духов, от Бога ли они» (1 Ин. 4:1). Поэтому подступившие к крещению подвергаются испытанию, чтобы они в отведенное для этого время смогли доказать свою веру и нравственность. Во-вторых, это делается ради пользы самих крестящихся, которым требуется какое-то время для того, чтобы быть полностью наставленными в вере и обученными тому, что приличествует христианскому модусу жизни. В-третьих, отсрочка нужна и ради оказания некоторого почтения таинству, и потому людей допускают к крещению на главные празднества, а именно Пасху и Пятидесятницу, благодаря чему они приступают к таинству с большей набожностью.
Впрочем, есть две причины, по которым следует избегать отсрочки. Во-первых, когда имеющие креститься представляются совершенно наставленными в вере и готовыми к крещению; так, Филипп сразу же окрестил евнуха (Деян. 8), а Петр – Корнилия и бывших с ним (Деян. 10). Во-вторых, из-за болезни или какой-либо смертельной опасности. Поэтому папа Лев говорит: «Те, которым угрожает смерть, болезнь, осада, гонение или кораблекрушение, должны креститься незамедлительно». Если же человек умирает до получения им таинства в тот период времени, который назначен ему Церковью, то он, как мы уже показали (2), спасается, «но так, как бы из огня». Однако если он откладывает крещение дольше, чем определено ему Церковью, то грешит, за исключением тех случаев, когда это обусловлено непреодолимой причиной и делается с дозволения церковных властей. Но и этот грех вместе с другими его грехами может быть очищен последующим покаянием, которое, как мы уже показали (66, 11), замещает крещение.
Ответ на возражение 1. Этот декрет папы Льва относительно двух времен празднования крещения должно, как мы уже показали, понимать так: «При отсутствии смертельной опасности» (каковая всегда угрожает младенцам).
Ответ на возражение 2. Это постановление о евреях было обусловлено желанием обезопасить Церковь, чтобы они, не будучи еще до конца обращенными, не извратили веру простых людей. Однако далее в том же постановлении сказано: «Если в течение установленного срока их настигнет тяжкий недуг, их надлежит немедля крестить».
Ответ на возражение 3. Крещение посредством сообщаемой им благодати не только устраняет прошлые грехи, но и препятствует совершению будущих. При этом не следует забывать, во-первых, что люди не могут не грешить и, во-вторых, что их грехи могут быть менее тяжкими или же могут быть очищены, согласно сказанному в Писании: «Дети мои! Сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцом – Иисуса, Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши» (1 Ин. 2:1, 2).
Раздел 4. ДОЛЖНЫ ЛИ КРЕСТИТЬСЯ ГРЕШНИКИ?
С четвертым положением дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что грешники должны креститься. Ведь сказано же в Писании: «В тот день откроется источник дому Давидову и жителям Иерусалима для омытия греха и нечистоты» (Зах. 13:1), где под источником подразумевается крещение. Следовательно, похоже, что таинство крещения нужно сообщать и грешникам.
Возражение 2. Далее, Господь сказал: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Мф. 9:12). Но больные – это грешники. Следовательно, коль скоро крещение является лекарством врачевателя наших душ, Христа, то дело представляется так, что это таинство необходимо сообщать грешникам.
Возражение 3. Далее, грешники не должны быть лишены никакого вспоможения. Но крещеные грешники получают духовную помощь от самой печати крещения, которая является расположением к благодати. Следовательно, похоже, что таинство крещения нужно сообщать грешникам.
Этому противоречат следующие слова Августина: «Тот, Кто сотворил тебя без тебя, не оправдает тебя без тебя». Но грешник не содействует Богу, поскольку его воля расположена дурно. Следовательно, использовать крещение в качестве средства оправдания бесполезно.
Отвечаю: о человеке можно говорить как о грешнике двояко. Во-первых, по причине прежде навлеченного им пятна и долга наказания, и грешникам в этом смысле нужно сообщать таинство крещения, поскольку оно установлено именно для того, чтобы очистить от нечистоты греха, согласно сказанному в Писании: «Очистив «банею водною» посредством слова» (Еф. 5:26).
Во-вторых, человек может быть назван грешником потому, что желает грешить и намеренно пребывает в грехе, и грешникам в этом смысле сообщать таинство крещения нельзя. Во-первых, конечно же, потому, что посредством крещения люди облекаются во Христа, согласно сказанному в Писании: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3:27). Но дотоле, доколе человек желает грешить, он не может соединиться с Христом, согласно сказанному в Писании: «Какое общение праведности с беззаконием?» (2 Кор. 6:14). Поэтому Августин в своей книге о покаянии говорит: «Никто из тех, кто способен действовать произвольно, не может начать новую жизнь, не раскаявшись в жизни прежней». Во-вторых, потому, что в делах Христа и Церкви не должно быть ничего бесполезного. Но то, что не достигает своей цели, бесполезно; с другой стороны, тот, кто желает грешить, не может в то же самое время быть очищенным от греха, что является целью крещения, поскольку это бы означало соединение двух взаимоисключающих вещей. В-третьих, потому, что священные знаки не должны содержать в себе ничего ложного, а между тем знак, не соответствующий тому, что он означает, ложен. Но само то, что человек приступает к крестильному очищению, означает, что он приготовил себя к внутреннему очищению, чего никак не может иметь места с тем, кто намерен остаться в грехе. Отсюда очевидно, что такому человеку таинство крещения сообщать нельзя.
Ответ на возражение 1. Приведенные слова должно понимать как сказанные о