Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Сумма теологии. Том XII

похоже, что таинство крещения невозможно без веры.

Возражение 2. Далее, в таинствах Церкви ничего не делается всуе. Но согласно церковному обряду пришедшего креститься человека спрашивают о его вере: «Веруешь ли в Бога, Отца всемогущего?». Следовательно, похоже, что крещению необходима вера.

Возражение 3. Далее, для крещения необходимо намерение получить таинство. Но это невозможно без правой веры; действительно, крещение является таинством правой веры, поскольку, как говорит Августин в своей книге о крещении младенцев, его следствием является «соединение крестящихся с Христом», что невозможно без правой веры, согласно сказанному в Писании: «Верою вселиться Христу в сердца ваши» (Еф. 3:17). Следовательно, похоже, что тот, у кого нет правой веры, не может получить таинство крещения.

Возражение 4. Кроме того, как мы уже показали во второй части (ИИ-ИИ, 10, 3), неверие является тягчайшим грехом. Но нельзя крестить тех, кто пребывает в грехе; следовательно, тех, кто пребывает в неверии, крестить нельзя.

Этому противоречит следующее: Григорий в письме к епископу Квирику говорит: «Нам известно, что по староотеческим обычаям обратившихся к святой Церкви еретиков, кои прежде были крещены во имя Троицы, допускали к ее груди после или миропомазания, или рукоположения, или простого исповедания веры». Но этого не могло бы быть, если бы для получения крещения человеку была нужна вера.

Отвечаю: как явствует из вышесказанного (63, 6; 66, 9), крещение производит в душе двоякое следствие, а именно печать и благодать. Поэтому что-либо может быть необходимым для крещения тоже двояко. Во-первых, как то, без чего не может быть получена благодать, которая является конечным следствием таинства. И в этом смысле для крещения необходима правая вера, поскольку, как явствует из слов Писания, «правда Божия чрез веру в Иисуса, Христа» (Рим. 3:22).

Во-вторых, что-либо может быть необходимым для крещения потому, что без него не может быть запечатлена крестильная печать. И в этом смысле при исполнении всего того, что присуще таинству, правая вера крестимого необходима не больше, чем правая вера крестящего, поскольку таинство совершается благодаря силе Божией, а не праведности служителя или получателя крещения.

Ответ на возражение 1. Эти слова Господа сказаны о крещении как о ведущем нас к спасению путем сообщения освящающей благодати, для чего, конечно же, необходима правая вера. Поэтому Он недвусмысленно говорит: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет».

Ответ на возражение 2. Намерением Церкви при крещении людей является очищение их от греха, согласно сказанному в Писании: «Плодом сего будет снятие греха» (Ис. 27:9). Вследствие этой своей заботы она не желает крестить кого-либо помимо имеющих правую веру, без которой отпущение грехов невозможно. Поэтому она спрашивает пришедших креститься, веруют ли они. Тот же, кто, не имея правой веры, получает крещение вне Церкви, не получает его ко спасению. В связи с этим Августин говорит: «От Церкви, уподобляемой раю, мы знаем, что люди могут быть крещены и в сообществах, отделенных от Церкви, но что в другом месте никто не может получить или сохранить свою часть среди святых».

Ответ на возражение 3. Даже тот, у кого нет правой веры в отношении всего остального, может, имея правую веру в отношении таинства крещения, беспрепятственно обладать намерением это таинство получить. Но даже если он и заблуждается в отношении этого таинства, ему для его получения достаточно иметь общее намерение креститься в соответствии с установлением Христа и сообщением его Церковью.

Ответ на возражение 4. Подобно тому, как таинство крещения не должно сообщать не желающему оставить другие свои грехи, точно так же его не должно сообщать не желающему отречься от своего неверия. Тем не менее, если кому-либо из таких сообщается это таинство, то он получает его, хотя и не ко спасению.

Раздел 9. НАДЛЕЖИТ ЛИ КРЕСТИТЬ ДЕТЕЙ?

С девятым положением дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что детей крестить нельзя. Ведь мы уже показали (7), что необходимо намерение крестимого креститься. Но у детей такого намерения быть не может, поскольку они не умеют пользоваться свободной волей. Следовательно, похоже, что таинство крещения они получать не могут.

Возражение 2. Далее, как уже было сказано (39, 5; 66, 1), крещение является таинством веры. Но у детей, по разъяснению Августина, нет той веры, которой необходим акт воли со стороны верующего. И при этом нельзя утверждать, что их спасение подразумевается в вере их родителей, поскольку последние иногда бывают неверующими, и это их неверие скорее могло бы поспособствовать проклятию их детей. Следовательно, похоже, что дети не могут креститься.

Возражение 3. Далее, в Писании сказано, что крещение есть «не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести» (1 Петр. 3:21). На у детей нет никакой совести, ни доброй, ни злой, поскольку они не умеют пользоваться разумом; и при этом они, будучи несмышлеными, не могут должным образом обещать. Следовательно, детей крестить нельзя.

Этому противоречат следующие слова Дионисия: «Божественные наставники наши», то есть апостолы, «положили принимать младенцев по священному чину»94, то есть крестить.

Отвечаю: как говорит апостол, «если преступлением одного смерть царствовала посредством одного», то есть Адама, «то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса, Христа» (Рим. 5:17). Но дети получают первородный грех от греха Адама, о чем свидетельствует тот факт, что они находятся под проклятьем смерти, которая, как в том же месте говорит апостол, из-за греха первого человека «перешла во всех» (Рим. 5:12). Следовательно, дети тем более могут получить благодать чрез посредство Христа, чтобы царствовать в вечной жизни. Но Сам Господь сказал: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божие» (Ин. 3:5). Поэтому детей необходимо крестить, чтобы они, навлекшие на себя при рождении проклятие чрез Адама, при втором рождении смогли получить спасение чрез Христа. Кроме того, детям приличествует получать крещение потому, что если их с самого детства воспитывать в соответствии с христианским модусом жизни, то впоследствии им будет куда легче придерживаться его, согласно сказанному в Писании: «Наставь юношу при начале пути его – он не уклонится от него, когда и состарится» (Прит. 22:6). Эту же причину приводит и Дионисий.

Ответ на возражение 1. Производимое крещением духовное возрождение некоторым образом подобно плотскому рождению в том отношении, что как находящийся в материнской утробе младенец питается не отдельно, а вместе с питанием матери, точно так же не умеющие пользоваться разумом дети, как бы находящиеся в утробе их матери Церкви, получает спасение не в соответствии со своим собственным актом, а в соответствии с актом Церкви. Поэтому Августин говорит: «Церковь, матерь наша, предлагает своим чадам свой материнский рот, чтобы они могли всасывать священные тайны, поскольку они покуда еще не могут ни своими собственными сердцами уверовать в праведность, ни своими собственными ртами исповедоваться ко спасению…. И если о них по справедливости говорят, что они веруют, потому, что они некоторым образом исповедают веру словами своих крестных, то почему о них также нельзя сказать как о раскаивающихся, коль скоро они словами все тех же крестных свидетельствуют об отречении от дел дьявола и мира сего?». По той же самой причине о них можно сказать и как о намеревающихся в соответствии не с их собственным актом намерения, ибо они подчас противятся и плачут, а с актом принесших их для крещения.

Ответ на возражение 2. Как пишет в своем письме к Бонифацию Августин, «в Церкви Спасителя нашего младенцы веруют через посредство других подобно тому, как от других они унаследовали отпускаемые при крещении грехи». То же, что их родители не веруют, нисколько не препятствует их спасению, поскольку, как пишет Августин тому же Бонифацию, «мы полагаем, что младенцы могут принять благодать в свои души не столько от рук принесших (хотя и от них, если они добры и верны), сколько от всего сообщества святых и верных. Ибо они по справедливости полагаются приносимыми и теми, кто рад этому принесению, и теми, любовью которых они объединяются в общении со Святым Духом». И неверие их собственных родителей, даже если после крещения они стремятся заразить их поклонением демонам, не причиняет детям вреда. Ведь, по словам Августина, «стоит ребенку родиться по воле других, и он уже впредь не может быть опутан узами чужого греха, если только сам того не захочет, согласно сказанному: «Как душа отца, так и душа сына – Мои; душа согрешающая – та умрет» (Иез. 18:4). Оттого же, что он унаследовал от Адама, он освобождается благодатью этого таинства, поскольку до этого у него еще не было отдельной жизни». Кроме того, вера одного и тем более всей Церкви помогает ребенку благодаря деятельности Святого Духа, собирающего Церковь воедино и сообщающего блага одного ее члена другому.

Ответ на возражение 3. Подобно тому, как при крещении дитя верит не само, а через посредство других, точно так же и обещает оно не само, а через посредство других, которые в Церкви исповедают веру вместо ребенка, соединяемого с этой верой таинством веры. Что же касается доброй совести, то ребенок приобретает ее сам, хотя, конечно, не в отношении акта, а в отношении навыка посредством освящающей благодати.

Раздел 10. МОЖНО ЛИ КРЕСТИТЬ ДЕТЕЙ ЕВРЕЕВ И ДРУГИХ НЕВЕРНЫХ ПРОТИВ ВОЛИ ИХ РОДИТЕЛЕЙ?

С десятым положением дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что детей евреев и других неверных должно крестить против воли их родителей. В самом деле, гораздо важнее спасти человека от вечной смерти, чем от смерти временной. Но ребенка, которому угрожает временная смерть, нужно спасать даже тогда, когда родители по злому умыслу стремятся воспрепятствовать спасению. Следовательно, тем более необходимо спасать детей неверных от вечной смерти даже против воли их родителей.

Возражение 2. Далее, дети рабов суть сами рабы и находятся во власти своих хозяев. Но евреи и все остальные неверные являются рабами царей и правителей. Следовательно, нет ничего неправосудного в том, чтобы крестить детей евреев и других неверных рабов.

Возражение 3. Далее, любой человек в большей степени принадлежит Богу, от Которого он получил свою душу, чем своему плотскому отцу, от которого он получил свое тело. Следовательно, нет ничего неправосудного в том, чтобы отнять детей неверных от их плотских родителей и посвятить их Богу посредством крещения.

Этому противоречит сказанное в «Декреталиях», цитирующих решение Толедского собора: «Относительно евреев священный собор постановляет, чтобы никто из них впредь не понуждался к вере, ибо спасаются не против воли, а добровольно, дабы праведность была непорочной».

Отвечаю: дети неверных либо умеют пользоваться разумом, либо нет. Если умеют, то, значит, они уже могут направлять свои действия в отношении

Скачать:TXTPDF

Сумма теологии. Том XII Аквинский читать, Сумма теологии. Том XII Аквинский читать бесплатно, Сумма теологии. Том XII Аквинский читать онлайн