от всяческого наказания; 3) устраняет ли крещение наказания нынешней жизни за грех; 4) даруются ли человеку посредством крещения благодать и добродетели; 5) о сообщаемых крещением следствиях добродетели; 6) получают ли при крещении благодать и добродетели даже дети; 7) отверзает ли крещение для крестящихся врата царствия небесного; 8) производит ли крещение одинаковое следствие во всех крестящихся; 9) препятствует ли следствию крещения лукавство; 10) производит ли крещение следствие при прекращении лукавства.
Раздел 1. УСТРАНЯЕТ ЛИ КРЕЩЕНИЕ ВСЕ ГРЕХИ?
С первым положением дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что крещение устраняет не все грехи. В самом деле, крещение – это духовное возрождение, которое соответствует плотскому рождению. Но вследствие плотского рождения человек получает только первородный грех. Следовательно, и крещение устраняет только первородный грех.
Возражение 2. Далее, покаяние является достаточной причиной для отпущения актуальных грехов. Но взрослым перед крещением необходимо покаяться, согласно сказанному в Писании: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас» (Деян. 2:38). Следовательно, крещение не связано с отпущением актуальных грехов.
Возражение 3. Далее, для разных болезней нужны разные лекарства; так, Иероним, комментируя слова из Евангелия от Марка (Мк. 9:27, 28), говорит: «Что лечит пяту, не исцелит ока». Но устраняемый крещением изначальный грех по роду отличен от актуального греха. Следовательно, крещение устраняет не все грехи.
Этому противоречит сказанное в Писании: «Окроплю вас чистою водою – и вы очиститесь от всех скверн ваших» (Иез. 36:25).
Отвечаю: апостол говорит: «Все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились» (Рим. 6:3). И несколько ниже заключает: «Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6:11). Отсюда понятно, что при крещении человек умирает для ветхости греха и начинает жить в обновлении благодатью. Но любой грех связан с первобытной ветхостью. Следовательно, крещение устраняет всяческий грех.
Ответ на возражение 1. Как говорит апостол, грех Адама не столь всеохватен, как сообщаемый при крещении дар Христа, поскольку «суд за одно преступление – к осуждению, а дар благодати – к оправданию от многих преступлений» (Рим. 5:15, 16). В связи с этим в книге Августина о крещении младенцев читаем, что «при чувственном рождении мы получаем только первородный грех, тогда как при новом рождении в Духе нам вместе с первородным грехом прощаются все произвольные грехи».
Ответ на возражение 2. Любой грех может быть прощен не иначе, как только силой страстей Христовых, в связи с чем апостол говорит, что «без пролития крови не бывает прощения» (Евр. 9:22). Следовательно, без веры в страсти Христа и желания причаститься им посредством или крещения, или подчинения себя власти Церкви, никакое движение человеческой воли не может быть достаточным для отпущения греха. Поэтому когда взрослый приступает к крещению, все его грехи отпускаются ему уже постольку, поскольку его намерением является креститься, однако при актуальном крещении они отпускаются более совершенно.
Ответ на возражение 3. Этот аргумент справедлив, когда речь идет о специальных средствах. Но крещение действует посредством силы страстей Христовых, универсального средства от всех грехов, и потому крещение освобождает от всех грехов.
Раздел 2. ОСВОБОЖДАЕТ ЛИ КРЕЩЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ОТ ПРИЛИЧЕСТВУЮЩЕГО ГРЕХУ НАКАЗАНИЯ?
Со вторым положением дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что крещение не освобождает человека от приличествующего греху наказания. Ведь сказал же апостол, что «установленное от Бога хорошо установлено»97 (Рим. 13:1). Но установленная вина, по словам Августина, искупается только наказанием. Следовательно, крещение не освобождает человека от наказания за прежние прегрешения.
Возражение 2. Далее, следствие таинства в некотором смысле подобно самому таинству, поскольку, как уже было сказано (62, 1), таинства Нового Закона «производят то, что означают». Но если омовение крещения вполне можно уподобить очищению от пятна греха, то отпущению долга наказания – никак. Следовательно, крещение не устраняет долга наказания.
Возражение 3. Далее, человек не подлежит наказанию после того, как его долг наказания прощен, иначе это было бы неправосудно. Поэтому если бы долг наказания прощался посредством крещения, то после крещения вешать совершившего прежде убийство преступника было бы неправосудно, то есть крещение смягчало бы строгость человеческого законодательства, что представляется нежелательным. Следовательно, крещение не устраняет долга наказания.
Этому противоречит следующее: Амвросий, комментируя слова апостола: «Дары и призвание Божие – непреложны» (Рим. 11:29), говорит: «Благодатью Божией при крещении все отпускается даром».
Отвечаю: как мы уже говорили (49, 3; 68, 5), посредством крещения человек соединяется со страстями и смертью Христа, согласно сказанному в Писании: «Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним» (Рим. 6:8). Отсюда понятно, что страсти Христовы сообщаются каждому крестимому так, чтобы он был исцелен, как если бы он сам пострадал и умер. Но мы уже показали (68, 5), что страсти Христа являются достаточным воздаянием за все грехи всех людей. Следовательно, крестимый освобождается от всего своего долга наказания, приличествующего ему за грехи так, как если бы он сам принес достаточное воздаяние за все свои грехи.
Ответ на возражение 1. Коль скоро муки страстей Христовых сообщаются крестимому, который становится членом Христа, так, как если бы он претерпел эти муки сам, то и его грехи устанавливаются муками страстей Христовых.
Ответ на возражение 2. Вода не только очищает, но и освежает. Поэтому подобно тому, как посредством очищения она обозначает омытие вины, точно так же посредством освежения она обозначает освобождение от долга наказания.
Ответ на возражение 3. В налагаемых человеческим судом наказаниях должно усматривать не только то, какого наказания заслуживает человек перед Богом, но и то, что он задолжал людям, которые пострадали от его греха или были введены им в соблазн. Поэтому хотя крещение и освобождает убийцу от его долга наказания перед Богом, тем не менее, его долг перед людьми остается; кроме того, представляется также правосудным и то, что его наказание должно послужить уроком тем, которые были соблазнены его грехом. Впрочем, правитель может проявить милосердие и освободить его от этого наказания.
Раздел 3. УСТРАНЯЕТ ЛИ КРЕЩЕНИЕ НАКАЗАНИЯ НЫНЕШНЕЙ ЖИЗНИ ЗА ГРЕХ?
С третьим положением дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что крещение должно устранять наказания нынешней жизни за грех. Ведь сказал же апостол, что дар Христа более всеохватен, чем грех Адама (Рим. 5:15). Но из-за греха Адама, по словам апостола, «смерть вошла в мир» (Рим. 5:12), а вместе с нею, понятно, и все другие наказания нынешней жизни. Следовательно, посредством получаемого при крещении дара Христа человек освобождается от наказаний нынешней жизни.
Возражение 2. Далее, крещение устраняет вину как первородного, так и актуального греха. Но оно устраняет вину актуального греха так, что освобождает человека от всего обусловленного им долга наказания. Следовательно, оно также освобождает человека от наказаний нынешней жизни, являющихся наказанием за первородный грех.
Возражение 3. Далее, при устранении причины устраняется и следствие. Но причиной нынешних наказаний является устраняемый крещением первородный грех. Следовательно, такого рода наказания не должны сохраняться.
Этому противоречит следующее: глосса на слова Писания: «Чтобы упразднено было тело греховное» (Рим. 6:6), говорит: «Следствием крещения является распятие ветхого человека и упразднение тела греховного не так, как если бы живая человеческая плоть была избавлена от разрушения тем вожделением, которым она была измарана от рождения, атак, что оно не сможет повредить ему, когда он умрет, хотя оно и было в нем, когда он родился». Следовательно, по той же самой причине крещение не устраняет и прочие наказания.
Отвечаю: хотя крещение и наделено силой устранять наказания нынешней жизни, тем не менее, оно устраняет их не во время нынешней жизни, но – только по воскрешении, когда «смертное сие облечется в бессмертие» (1 Кор. 15:54). И это представляется обоснованным.
Во-первых, потому, что, как мы уже показали (49, 3; 68, 5), посредством крещения человек соединяется с Христом и становится Его членом. Но в присоединенном члене приличествует быть тому же, что есть и в Главе. Затем, от момента Своего зачатия Христос был «полон благодати и истины», притом что обладал страдательным телом, которое через посредство Его страстей и смерти было воскрешено к жизни в славе. Поэтому христианин при крещении получает благодать в отношении своей души, сохраняя при этом страдательное тело, чтобы иметь возможность пострадать в нем за Христа, хотя, в конце концов, он будет воскрешен для бесстрастной жизни. Поэтому апостол говорит: «Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас» (Рим. 8:11); и далее продолжает: «Наследники Божии, сонаследники же Христу (если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться)» (Рим. 8:17).
Во-вторых, потому, что это уместно для нашего духовного наставления, поскольку человек может заслужить венец победителя только в борьбе с вожделением и другими пороками, которым он подвержен. Поэтому глосса на слова Писания: «Чтобы упразднено было тело греховное» (Рим. 6:6), говорит: «Если человек после крещения живет во плоти, то может, имея вожделение, бороться с ним и с Божьей помощью побеждать», в подтверждение чего читаем: «Вот, те народы, которых оставил Господь, чтобы искушать ими израильтян… для того только, чтобы знали и учились войне последующие роды сынов Израилевых» (Суд. 3:1, 2).
В-третьих, потому, что иначе люди стали бы стремиться к крещению ради обретения бесстрастия в нынешней жизни, а не ради славы жизни вечной. Поэтому апостол говорит: «И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков» (1 Кор. 15:19).
Ответ на возражение 1. Глосса на слова Писания: «Дабы нам не быть уже рабами греху» (Рим. 6:6), говорит: «Подобно человеку, который, пленив грозного врага своего, умерщвляет его не сразу, но оставляет какое-то время жить в стыде и страдании, Христос сперва сковывает наше наказание, чтобы впоследствии его уничтожить».
Ответ на возражение 2. Как говорит глосса на те же слова, «наказание за грех двояко: наказание ада и преходящее на казание. Христос полностью упразднил наказание ада, так что крещеные и поистине раскаявшиеся более не находятся в его власти. Однако Он до времени полностью не упразднил преходящее наказание, поскольку голод, жажда и смерть все еще остаются. Но Он ниспроверг его силу и власть в том смысле, что человек больше не должен страшиться его; в последний же день оно будет полностью истреблено».
Ответ на возражение 3. Как уже было сказано (ИИ-И, 81,1; ИИ-И, 82,1), первородный грех распространялся таким образом, что вначале человек испортил природу, и затем природа испортила человека. Христос же, напротив, вначале восстанавливает то, что относится к самому человеку, чтобы впоследствии восстановить то, что относится к природе всех людей. Поэтому посредством крещения Он сразу же освобождает человека от вины первородного греха и