Если же дети при крещении изо всех сил противятся ему, то, как пишет Августин в своем письме к Дардану, «это не вменяется им в вину, поскольку они еще столь малы, что не ведают, что творят, так что, похоже, ничего не творят вовсе».
Ответ на возражение 3. Как говорит Августин, «Церковь, матерь наша, предоставляет младенцам ноги другого, чтобы они могли прийти, сердце другого, которым они могут верить, язык другого, которым они могут исповедоваться». Таким образом, дети веруют посредством не собственного акта, а прилагаемой к ним верой Церкви, и силой именно этой веры им даруются благодать и добродетели.
Ответ на возражение 4. Чувственное намерение тех, кто приносит крестить детей, не причиняет последним вреда, поскольку никогда грех одного не причинит вреда другому без его на это согласия. Поэтому в своем письме к Бонифацию Августин говорит: «Не беспокойся о том, что некоторые приносят крестить младенцев не в уповании на их новое рождение к вечной жизни посредством духовной благодати, но поскольку считают его средством, позволяющим сохранить или поправить здоровье. Ни у кого не отнимется его возрождение ТОЛЬКО ЛИШЬ потому, ЧТО ОН был принесен не ради него».
Раздел 7. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ СЛЕДСТВИЕМ КРЕЩЕНИЯ ОТКРЫТИЕ ВРАТ ЦАРСТВИЯ НЕБЕСНОГО?
С седьмым положением дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что открытие врат царствия небесного не является следствием крещения. В самом деле, нет нужды открывать то, что уже открыто. Но врата царствия небесного были открыты посредством страстей Христовых, в связи с чем читаем: «После сего я взглянул – и вот, дверь отверста на небе» (Откр. 4:1). Следовательно, открытие врат царствия небесного не является следствием крещения.
Возражение 2. Далее, крещение обладало своим следствием сразу же после своего установления. Но некоторые, по свидетельству Иоанна (Ин. 3:22, 26), крестились крещением Христовым прежде Его страстей, и если им случилось умереть до их наступления, то для них врата царствия небесного не были отверсты, поскольку никто не вошел ими прежде Христа, согласно сказанному в Писании: «Пред ними пойдет стенорушитель» (Мих. 2:13). Следовательно, открытие врат царствия небесного не является следствием крещения.
Возражение 3. Далее, как мы уже показали (3), крещеный остается субъектом смерти и других наказаний нынешней жизни. Но никто из тех, кто является субъектом наказания, не может войти в царствие небесное, что очевидно на примере пребывающих в чистилище. Следовательно, открытие врат царствия небесного не является следствием крещения.
Этому противоречит следующее: Беда, комментируя слова Писания: «Отверзлось небо» (Лк. 3:21), говорит: «Здесь нам явлена сила крещения, принятие которого отверзает человеку врата царствия небесного».
Отвечаю: для того, чтобы открыть врата царствия небесного, необходимо устранить не дающее войти ими препятствие. Затем, таким препятствием является вина и долг наказания. Но ранее мы уже показали (1; 2), что крещение устраняет и всяческую вину, и весь долг наказания. Таким образом, выходит, что следствием крещения является открытие врат царствия небесного.
Ответ на возражение 1. Крещение отверзает крещеным врата царствия небесного постольку, поскольку соединяет их со страстями Христа путем приложения к людям их силы.
Ответ на возражение 2. До тех пор, пока страсти Христовы свершились не актуально, а только в вере тех, кто в них веровал, крещение точно так же отверзало врата не актуально, а только в надежде. В самом деле, крещеные, которым случилось умереть тогда в ожидании, умерли с твердым упованием войти в царствие небесное.
Ответ на возражение 3. Причиной того, что крещеные являются субъектами смерти и других наказаний нынешней жизни, является не их личный долг наказания, а состояние их природы. Следовательно, ничто не препятствует им войти в царствие небесное после того, как смерть отделит их души от тел, поскольку, так сказать, их естественный долг будет оплачен.
Раздел 8. ПРОИЗВОДИТ ЛИ КРЕЩЕНИЕ ОДИНАКОВОЕ СЛЕДСТВИЕ ВО ВСЕХ?
С восьмым положением дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что крещение не производит во всех одинаковое следствие. В самом деле, следствие крещения устраняет вину. Но в одних оно устраняет больше грехов, чем в других (ведь в детях оно устраняет лишь первородный грех, тогда как во взрослых – еще и актуальные грехи, в иных немногочисленные, а в иных многочисленные). Таким образом, крещение не производит одинаковое следствие во всех.
Возражение 2. Далее, посредством крещения человеку даруются благодать и добродетели. Но некоторые после крещения, похоже, обладают большей благодатью и более совершенными добродетелями, чем остальные крещеные. Таким образом, крещение не производит одинаковое следствие во всех.
Возражение 3. Далее, природа совершенствуется благодатью как материя – формой. Но материя вмещает ту форму, которая сообразна ее вместимости. Поэтому, коль скоро некоторые крестимые, в том числе и дети, обладают большей вместимостью в отношении природных даров, чем другие, то дело представляется так, что некоторые получают большую благодать, чем другие.
Возражение 4. Кроме того, при крещении некоторые получают не только духовное, но и телесное здоровье; так, Константин при крещении очистился от проказы. Но не все немощные при крещении получают телесное здоровье. Таким образом, его следствие не одинаково во всех.
Этому противоречат следующие слова Писания: «Одна вера, одно крещение» (Еф. 4:5). Но одна и та же причина производит одинаковое следствие. Поэтому крещение производит одинаковое следствие во всех.
Отвечаю: у крещения двоякое следствие, сущностное и акцидентное. Сущностным следствием крещения является то, ради чего установлено крещение, а именно возрождение людей к духовной жизни. Поэтому коль скоро все дети расположены к крещению одинаковым образом, поскольку они крестятся согласно не своей собственной вере, а таковой Церкви, все они получают одинаковое следствие крещения. Что же касается взрослых, которые крестятся согласно своей собственной вере, то они расположены к крещению по-разному, поскольку одни приступают к нему с большей набожностью, а другие – с меньшей. По этой причине некоторые становятся в большей мере причастными благодати обновления, а некоторые – в меньшей, что подобно тому, как от одного и того же огня наиболее жарко бывает тому, кто к нему ближе, хотя сам огонь распространяет свой жар на всех одинаково.
Акцидентным же следствием крещения является то, к чему само крещение не определено, но что чудесным образом производится при крещении божественной силой; так, глосса на слова Писания: «Дабы нам не быть уже рабами греху» (Рим. 6:6), говорит: «Уничтожение закона греховного, находящегося в членах наших, даруется при крещении только посредством невыразимого чуда Господня». Такого рода следствия получаются крестимыми по-разному даже тогда, когда они приступают с равной набожностью, и даруются они сообразно порядку божественного Промысла.
Ответ на возражение 1. Наименьшей крестильной благодати достаточно для того, чтобы устранить все грехи. Поэтому то, что одному отпускается больше грехов, чем другому, связано не с большей действенностью крещения, а с состоянием крестящегося, поскольку каждому отпускается все, что в нем есть.
Ответ на возражение 2. То, что в крещеных обнаруживается большая или меньшая благодать, обусловливается двумя причинами. Во-первых, тем, что, как уже было сказано, один может получить при крещении большую благодать, чем другой, в связи со своей большей набожностью. Во-вторых, тем, что хотя они получают равную благодать, тем не менее, используют они ее по-разному, поскольку один более прилепляется и подвизается в ней, тогда как другой препятствует ей своим небрежением.
Ответ на возражение 3. Различные степени человеческой вместимости связаны не с различием умов, которые обновляются посредством крещения (поскольку все люди, принадлежа к одному виду, наделены одной формой), а с различием тел. С ангелами, которые различаются по виду, дело обстоит иначе. Поэтому людям, а отличие от ангелов, дары благодати не даруются сообразно вместимости каждого из них в отношении природных даров.
Ответ на возражение 4. Телесное здоровье является не сущностным следствием крещения, а чудесным произведением промысла Божия.
Раздел 9. ПРЕПЯТСТВУЕТ ЛИ СЛЕДСТВИЮ КРЕЩЕНИЯ ЛУКАВСТВО?
С девятым положением дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что лукавство не препятствует следствию крещения. Так, апостол говорит: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3:27). Но все, получающие крещение Христа, крестятся во Христа. Значит, все они облекаются во Христа, то есть получают следствие крещения. Следовательно, лукавство не препятствует следствию крещения.
Возражение 2. Далее, в крещении действует сила Божия, могущая изменять человеческую волю к лучшему. Но то, что может быть устранено действенной причиной, никак не может препятствовать ее следствию. Таким образом, выходит, что лукавство не может препятствовать следствию крещения.
Возражение 3. Далее, следствием крещения является благодать, которой противен грех. Затем, есть немало гораздо более тяжких грехов, чем лукавство, однако никто не говорит, что они препятствуют следствию крещения. Следовательно, не препятствует ему и лукавство.
Этому противоречит сказанное в Писании: «Святой Дух премудрости удалится от лукавства» (Прем. 1:5). Но следствие крещения исходит от Святого Духа. Следовательно, лукавство препятствует следствию крещения.
Отвечаю: как говорит Дамаскин, «Бог не принуждает силою к добродетели»102. Поэтому для того, чтобы человек был оправдан крещением, он должен по своей воле принять и крещение, и крестильное следствие. Затем, человека называют лукавым тогда, когда его воля не соглашается с крещением или его следствием. Так, согласно Августину, человек может считаться лукавым в четырех случаях: во-первых, когда он не верует, поскольку крещение – это таинство веры; во-вторых, когда он презирает само таинство; в-третьих, когда при сообщении таинства он соблюдает отличающийся от предписанного Церковью обряд; в-четвертых, когда он приступает к таинству без набожности. Отсюда очевидно, что лукавство препятствует следствию крещения.
Ответ на возражение 1. «Крещение во Христа» можно понимать двояко. Во-первых, «во Христа» – в смысле «сообразно с Христом», и тот, кто крестится во Христа именно так, то есть, сообразуясь с Ним верой и любовью, облекается во Христа благодатью. Во-вторых, о человеке говорят как о «крестящемся во Христа» постольку, поскольку он получает таинство Христа, и в этом смысле все облекаются во Христа как причастные Ему посредством печати, но не как сообразованные с Ним благодатью.
Ответ на возражение 2. Если Бог изменяет человеческую волю, делая ее, прежде злую, доброй, то человек не приступает с лукавством. Но Бог это делает не всегда. Кроме того, целью таинства является не сделать из неправедного праведного, а оправдать того, кто приступает праведно.
Ответ на возражение 3. Человека называют лукавым тогда, когда он представляется желающим того, чего он не желает. Но тот, кто приступает к крещению, одним только этим свидетельствует о том, что у него есть правая вера в Христа, благоговение перед таинством, а также желание подчиниться Церкви и отречься от греха. Поэтому если приступающий к крещению человек прилепляется к какому-либо греху, то он приступает с лукавством, что, по сути, есть то же, что и приступать без набожности. Впрочем, последнее справедливо в отношении смертного греха, который противен