Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Сумма теологии. Том XII

является материей этого таинства.

Отвечаю: миро является надлежащей материей этого таинства. В самом деле, как уже было сказано (1), в этом таинстве сообщается полнота Святого Духа ради придания присущей совершенному возрасту духовной силы. Затем, когда человек достигает совершенного возраста, он вступает в общение с другими, тогда как до той поры он живет частной жизнью, обращенной, так сказать, на самого себя. Но благодать Святого Духа обозначается маслом, по каковой причине о Христе сказано, что Он «помазан елеем радости» (Пс. 44:8), поскольку исполнен дарами Святого Духа. Следовательно, масло является надлежащей материей этого таинства. Бальзам же добавляется в масло из-за распространяемого им благоухания, в связи с чем апостол говорит: «Мы – Христово благоухание Богу…» и так далее (2 Кор. 2:15). И хотя есть немало других благовонных вещей, тем не менее, предпочтение отдано бальзаму как потому, что у него особое благоухание, так и потому, что он предохраняет от порчи. Поэтому в Писании сказано: «Как отличная смирна, распространила благоухание» (Сир. 24:17).

Ответ на возражение 1. Христос Своею властью, посредством которой Он действует в таинствах, даровал апостолам действенность этого таинства, то есть полноту Святого Духа, без самого таинства, поскольку они получили «начаток Духа» (Рим. 8:23). Однако кое-что из того, что связано с материей этого таинства, было чувственным образом явлено апостолам, когда они получали Святого Духа. В самом деле, то, что Святой Дух чувственно сошел на них в виде огня, отсылает нас к тому же значению, что и масло, за тем только исключением, что огонь обладает активной силой, в то время как масло, являющееся материей и побудительной причиной огня, пассивной. Так надлежало быть потому, что благодать Святого Духа имела впоследствии излиться на других через посредство апостолов. Затем, Святой Дух почил на апостолах в виде языков, что отсылает к тому же значению, что и благовонный бальзам, за тем только исключением, что язык позволяет нам общаться с другими посредством речи, а бальзам – посредством аромата. Так надлежало быть потому, что, так сказать, апостолы исполнились Святым Духом как учителя веры, тогда как остальные верующие – как исполняющие то, в чем были наставлены.

То же самое можно сказать и о том случае, когда при возложении рук и проповедовании апостолов полнота Святого Духа зримым образом сошла на верующих, как вначале и на апостолов, в связи с чем Петр говорит: «Когда же начал я говорить, сошел на них Дух Святой (как и на нас вначале)» (Деян. 11:15). В самом деле, там, где Бог чудесным образом являет зримые знаки, в чувственной материи таинства нет никакой необходимости.

Однако в большинстве случаев, когда никаких таких видимых знаков не было, апостолы при сообщении таинства использовали миро. Так, Дионисий говорит, что «есть и другое усовершающее священнодействие, которое началовожди наши», то есть апостолы, «называют таинством освящения мира»110.

Ответ на возражение 2. Крещение даруется просто ради получения духовной жизни, и потому ему приличествует простая материя. Это же таинство сообщается ради получения полноты Святого Духа, действия Которого многообразны, согласно сказанному в Писании: «Она есть Дух» Святой, «единородный, многочастный» (Прем. 7:22); и еще: «Дары различны, но Дух – один и тот же» (1 Кор. 12:4). Следовательно, этому таинству приличествует составная материя.

Ответ на возражение 3. Те свойства масла, благодаря которым оно является знаком Святого Духа, скорее обнаруживаются в оливковом масле, чем в каком бы то ни было другом. Да и сама олива, вечнозеленое дерево, символизирует возрождение и милосердную деятельность Святого Духа.

Кроме того, именно это масло является маслом в собственном смысле этого слова и широко используется везде, где оно есть. Всякая же другая называемая маслом жидкость получила это имя по причине схожести с этим маслом и используется, как правило, в случае отсутствия оливкового масла. Поэтому в этом и некоторых других таинствах используется только оливковое масло.

Ответ на возражение 4. Крещение является абсолютно необходимым таинством, и потому его материя должна быть всегда под рукой. Что же касается материи не столь необходимого таинства, то будет вполне достаточно, если разослать ее во все концы мира не составляет большого труда.

Раздел 3. СУЩНОСТНО ЛИ НЕОБХОДИМО ДЛЯ ЭТОГО ТАИНСТВА, ЧТОБЫ ЯВЛЯЮЩЕЕСЯ ЕГО МАТЕРИЕЙ МИРО БЫЛО ПРЕДВАРИТЕЛЬНО ОСВЯЩЕНО ЕПИСКОПОМ?

С третьим положением дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что предварительное освящение епископом материи этого таинства, мира, не является для этого таинства сущностно необходимым. В самом деле, крещение, посредством которого даруется полное отпущение грехов, не уступает по своей действенности этому таинству. Но хотя крестильная вода определенным образом благословляется перед использованием ее при крещении, тем не менее, это не является сущностно необходимым для таинства, поскольку в экстренных случаях без этого можно обойтись. Следовательно, предварительное освящение епископом мира для рассматриваемого таинства тоже не является сущностно необходимым.

Возражение 2. Далее, не должно дважды освящать одно и то же. Но материя таинства освящается при самом сообщении таинства посредством словесной формы, в связи с чем Августин говорит: «Слово соединяется со стихией и образуется таинство»111. Следовательно, освящать миро до сообщения таинства не должно.

Возражение 3. Далее, всякое используемое в таинствах освящение определено к дару благодати. Но составленная из масла и благовонного бальзама чувственная материя невосприимчива к благодати. Следовательно, ее освящать не должно.

Этому противоречат следующие слова папы Иннокентия I «Священники при крещении могут помазывать крестимых предварительно освященным епископом миром, однако им не дозволено осенять этим маслом лоб, что приличествует делать только епископу при даровании им Утешителя». Но это делается именно в рассматриваемом таинстве. Следовательно, для этого таинства сущностно необходимо предварительное освящение епископом его материи.

Отвечаю: как мы уже показали (64, 3), полное освящение таинств производится Христом. Однако должно иметь в виду, что Христос сообщил только некоторые таинства из тех, которые обладают телесной материей, а именно крещение и Евхаристию. Поэтому материя этих таинств обрела некую способность к совершенствованию этих таинств от самого акта сообщившего их Христа. На это указывает Златоуст, говоря, что «никогда бы воды крещения не помогли верующим очиститься от грехов, если бы не были освящены касанием тела нашего Господа». И точно так же Сам Господь «взял хлеб и, благословив… также и чашу…» (Лк. 22:19, 20). По этой причине материя этих таинств не нуждается в каком-либо предварительном благословении, поскольку достаточно одного благословения Христа, а если и используется то или иное благословение, то не по необходимости, а ради торжественности таинства. Однако Христос не сообщал видимого помазания, чтобы не было умалено то невидимое помазание, которым Он был «помазан… более соучастников» Своих (Пс. 44:8). Поэтому благословение мира, святого елея и масла для соборования предшествует их использованию в таинствах.

Сказанного достаточно для ответа на возражение 1.

Ответ на возражение 2. Объекты этих освящений мира разнятся. Ведь как орудие получает инструментальную силу двояким образом: когда оно получает форму орудия и когда оно приводится в движение действователем, точно так же и материя таинств нуждается в двояком освящении: посредством одного она становится пригодной для таинства, а посредством другого она применяется для производства следствия.

Ответ на возражение 3. Телесная материя восприимчива к благодати, но не как субъект благодати, а как орудие благодати, о чем уже было сказано (62, 3). И эта материя таинств освящается либо Христом, либо епископом, который в Церкви олицетворяет Христа.

Раздел 4. ПРАВИЛЬНОЙ ЛИ ЯВЛЯЕТСЯ СЛОВЕСНАЯ ФОРМА ЭТОГО ТАИНСТВА: «ЗНАМЕНУЮ ТЕБЯ КРЕСТНЫМ ЗНАМЕНИЕМ…» И ТАК ДАЛЕЕ?

С четвертым положением дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что словесная форма этого таинства: «Знаменую тебя крестным знамением и утверждаю тебя помазанием спасения, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь», является ненадлежащей. В самом деле, таинства мы унаследовали от Христа и апостолов. Однако Христос не устанавливал эту форму, и при этом нигде не сказано о том, что ее использовали апостолы. Следовательно, такая форма не приличествует этому таинству.

Возражение 2. Далее, подобно тому, как таинство повсюду одинаково, точно так же должна быть одинаковой и форма, поскольку все получает свое единство и бытие от своей формы. Но эта форма используется не всеми; так, некоторые говорят: «Утверждаю тебя помазанием освящения». Следовательно, вышеупомянутая форма не приличествует этому таинству.

Возражение 3. Далее, мы уже показали (2), что это таинство должно быть сообразовано с крещением как совершенствование с тем, что совершенствуется. Однако в словесной форме крещения нет никакого упоминания ни о знамении и кресте Христа, хотя при крещении, по словам апостола, человек умирает с Христом (Рим. 6:3 – 8), ни о следствии, каковым является спасение, хотя крещение необходимо для спасения. Кроме того, в крестильной форме имеет место только одно действие, которое крестящий обозначает словами: «Я крещу тебя», чего нельзя сказать о рассматриваемой нами форме. Следовательно, она не является надлежащей формой этого таинства.

Этому противоречит авторитет Церкви, которая всегда использует эту словесную форму.

Отвечаю: вышеупомянутая форма приличествует этому таинству. В самом деле, подобно тому, как форма естественной вещи сообщает ей ее вид, точно так же форма таинства должна содержать в себе все, что относится к виду таинства. Затем, из того, что уже было сказано (2), очевидно, что в этом таинстве сообщается Святой Дух ради укрепления в духовной борьбе. Поэтому для этого таинства необходимы три вещи, и все они содержатся в вышеупомянутой форме. Первой из них является причина сообщения полноты духовной силы, каковой причиной является Пресвятая Троица, и она обозначена словами: «Во имя Отца…» и так далее. Второй является духовная сила, даруемая человеку ко спасению посредством видимой материи таинства, и о ней упоминают слова: «Утверждаю тебя помазанием спасения». Третьей является знак, который получает сражающийся, как это имеет место в телесном бою, когда солдаты отмечаются знаком своего командира. К этому знаку, с которым, так сказать, одержал победу наш Царь, относятся слова: «Знаменую тебя крестным знамением».

Ответ на возражение 1. Как уже было сказано (2), подчас следствие этого таинства, то есть полнота Святого Духа, сообщалось посредством апостольского служения, сопровождаемого некоторыми видимыми знаками, чудесно соделанными Богом, Который может даровать следствие таинства без самого таинства. В таких случаях не было никакой необходимости ни в материи, ни в форме этого таинства. С другой стороны, иногда они сообщали это таинство как служители таинства, и тогда они использовали материю и форму согласно заповеди Христа. Ведь апостолы при сообщении таинств соблюдали немало такого, что не нашло отражения в общеизвестных священных текстах. В связи с этим Дионисий в конце своего трактата «О церковной иерархии» говорит: «Что же касается совершительных призываний, то непозволительно истолковывать их письменно и таинственное значение их, равно как и совершаемые

Скачать:TXTPDF

Сумма теологии. Том XII Аквинский читать, Сумма теологии. Том XII Аквинский читать бесплатно, Сумма теологии. Том XII Аквинский читать онлайн