Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Сумма теологии. Том XII

через них Богом действия, выводить из тайны к общеизвестности. По чину нашего священного предания мы узнаем их из тайных наставлений»112. Поэтому апостол, рассуждая о службе Евхаристии, пишет: «Прочее устрою, когда приду» (1 Кор. 11:34).

Ответ на возражение 2. Причиной спасения является святость. Поэтому независимо от того, говорим ли мы помазание «спасения» или «освящения», мы говорим одно и то же.

Ответ на возражение 3. Крещение является возрождением к духовной жизни, которую человек проживает внутренне. Поэтому в крестильной форме упомянуто только одно действие, относящееся к освящаемому человеку. Это же таинство определено не только к внутреннему освящению человека, но и к укреплению его в его внешней борьбе. Поэтому помимо упоминания о внутреннем освящении, выраженном словами: «Утверждаю тебя помазанием спасения», человек означается внешне крестным знамением для внешней духовной борьбы, на что указывают слова: «Знаменую тебя крестным знамением».

Затем, само слово «крещение», которое означает «очищение», указывает и на материю, каковой является вода очищения, и на следствие, каковым является спасение. В то же время слово «конфирмация» на них не указывает, и потому их следует упомянуть отдельно.

Кроме того, мы уже показали (66, 5), что местоимение «я» в крестильной форме не является обязательным, поскольку оно подразумевается глаголом от первого лица. То же, что его добавляют, связано с желанием выразить намерение. Однако это не столь уж и важно для конфирмации, которая сообщается только совершеннейшими служителями, о чем мы поговорим ниже (11).

Раздел 5. ПОЛАГАЕТ ЛИ ТАИНСТВО КОНФИРМАЦИИ ПЕЧАТЬ?

С пятым положением дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что таинство конфирмации не полагает печать. В самом деле, печать является отличительным знаком. Но таинство конфирмации не отличает человека ни от неверующих, поскольку это делает следствие крещения, ни от других верующих, поскольку это таинство определено к духовной борьбе, которая обязательна для всех верующих. Следовательно, это таинство не полагает духовную печать.

Возражение 2. Далее, как уже было сказано (63, 2), печать является духовной силой. Затем, сила бывает активной или пассивной. Но активная сила таинств сообщается таинством ординации, а пассивная, или восприимчивая, сила – таинством крещения. Следовательно, таинство конфирмации не полагает какую-либо духовную печать.

Возражение 3. Далее, при обрезании, которое является телесным знаком, никакой духовный знак не полагается. Но в этом таинстве полагается телесный знак, когда на челе человека миром полагается крестное знамение. Следовательно, это таинство не полагает духовную печать.

Этому противоречит следующее: печать полагается каждым неповторяющимся таинством. Но это таинство не повторяется; так, Григорий II говорит: «Что же до того человека, который был повторно миропомазан епископом, то подобное повторение должно запретить». Следовательно, конфирмация полагает печать.

Отвечаю: как уже было сказано (63, 2), печать – это духовная сила, определенная к некоторым священным действиям. Затем, мы уже показали (1; 65, 1), что крещение является духовным возрождением к христианской жизни, тогда как конфирмация – некоторым духовным ростом, благодаря которому человек достигает совершенного духовного возраста. Но на примере телесной жизни мы видим, что действие, приличествующее человеку сразу же после рождения, отличается от действия, приличествующего ему по достижении совершенного возраста. Поэтому посредством таинства конфирмации человек получает духовную силу в отношении священных действий, отличающихся от тех, в отношении которых он получил силу при крещении. В самом деле, при крещении он получает силу делать то, что относится к его собственному спасению, поскольку его жизнь протекает внутри его самого, тогда как при конфирмации он получает силу делать то, что относится к духовной борьбе с врагами веры. Это со всей очевидностью показано нам на примере апостолов, которые вначале, еще не получив полноты Святого Духа, «вошли в горницу, где и пребывали… в молитве» (Деян. 1:13, 14), тогда как впоследствии они вышли и не боялись исповедовать свою веру публично, даже перед лицом врагов христианской веры. Отсюда понятно, что таинство конфирмации полагает печать.

Ответ на возражение 1. Все обязаны вести духовную борьбу с нашими невидимыми врагами. Но бороться с видимыми врагами, а именно с гонителями веры, исповедуя имя Христа, приличествует прошедшим конфирмацию, то есть духовно возмужалым, согласно сказанному в Писании: «Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого» (1 Ин. 2:14). Поэтому печать конфирмации – это отличительный знак не между неверующими и верующими, а между духовно взрослыми и теми, о которых сказано: «Как новорожденные младенцы» (1 Петр. 2:2).

Ответ на возражение 2. Все таинства являются заявлением веры. Поэтому как получающий крещение обретает силу свидетельствовать о своей вере посредством причащения другим таинствам, так и получающий конфирмацию обретает силу публично исповедать свою веру посредством слов, некоторым образом «по чину».

Ответ на возражение 3. Таинства Старого Закона названы «относящимися до плоти» (Евр. 9:10), поскольку они, так сказать, ничего не соделывали внутренне. Поэтому при обрезании знак полагался не в душе, а только на теле. Но при конфирмации, таинстве Нового Закона, духовный знак полагается одновременно со знаком телесным.

Раздел 6. ПРЕДПОЛАГАЕТ ЛИ ПЕЧАТЬ КОНФИРМАЦИИ НАЛИЧИЕ ПЕЧАТИ КРЕЩЕНИЯ?

С шестым положением дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что печать конфирмации не предполагает обязательного наличия печати крещения. В самом деле, таинство конфирмации определено к публичному исповеданию веры Христовой. Но многие и до своего крещения публично исповедали веру Христову и даже проливали за нее свою кровь. Следовательно, печать конфирмации не предполагает наличия печати крещения.

Возражение 2. Далее, нет никаких письменных свидетельств о том, что апостолы были крещены, но только сказано, что «Сам Иисус не крестил – а ученики Его» (Ин. 4:2). Однако впоследствии они приняли конфирмацию от сошедшего на них Святого Духа. Следовательно, точно так же и другие могут принять конфирмацию до своего крещения.

Возражение 3. Далее, в Писании сказано, что «когда Петр еще продолжал эту речь, Святой Дух сошел на всех, слушавших слово… и слышали их говорящими языками», после чего он «велел им креститься» (Деян. 10:22 – 48). Следовательно, точно также и другие могут принять конфирмацию до своего крещения.

Этому противоречит следующее: Рабан Мавр говорит: «Наконец, крещеному посредством возложения руки первосвященника дается Утешитель, дабы крещеный был укреплен Святым Духом для оглашения своей веры».

Отвечаю: печать конфирмации предполагает обязательное наличие печати крещения, так что если некрещеный примет конфирмацию, то не получит ничего, и потому должен будет вновь принять конфирмацию после своего крещения. И так это потому, что, как явствует из вышесказанного (1), конфирмация соотносится с крещением как рост – с рождением. Но очевидно, что никто не может достигнуть совершенного возраста, если прежде не будет рожден, и точно так же если человек не крестится, то не может принять таинство конфирмации.

Ответ на возражение 1. Божественная сила не ограничивается таинствами. Поэтому человек может получить духовную силу для публичного исповедания веры Христовой без получения таинства конфирмации, равно как может и без крещения получить отпущение грехов. Однако подобно тому, как никто не может получить следствие крещения без желания креститься, точно так же никто не может получить следствие конфирмации без желания принять конфирмацию, притом что человек может иметь это желание и до своего крещения.

Ответ на возражение 2. Как говорит Августин, «из слов Господа: «Омытому нужно только ноги умыть» (Ин. 13:10), мы заключаем, что Петр и другие ученики Христа были крещены – либо крещением Иоанна, как полагают иные, либо же, что представляется более вероятным, крещением Христа, Который не отказывался руководить крещением, чтобы, имея служителей, с их помощью крестить других».

Ответ на возражение 3. Слушавшие проповедь Петра чудесным образом получили не таинство конфирмации, а его следствие. Ведь мы уже показали, что следствие конфирмации может быть даровано человеку до его крещения, тогда как само таинство – нет. И как следствие конфирмации, каковое суть духовная сила, предполагает наличие следствия крещения, каковое суть оправдание, точно так же и таинство конфирмации предполагает наличие таинства крещения.

Раздел 7. ДАРУЕТСЯ ЛИ В ЭТОМ ТАИНСТВЕ ОСВЯЩАЮЩАЯ БЛАГОДАТЬ?

С седьмым положением дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что в этом таинстве не даруется освящающая благодать. В самом деле, освящающая благодать определена против греха. Но это таинство, как мы уже показали (6), сообщается только крещеному, который очищен от греха. Следовательно, в этом таинстве не даруется освящающая благодать.

Возражение 2. Далее, в освящающей благодати больше всего нуждаются грешники, которые могут быть оправданы только ею. Таким образом, если бы в этом таинстве даровалась освящающая благодать, то, похоже, его нужно было бы сообщать пребывающим в грехе. Однако это совсем нет так.

Возражение 3. Далее, освящающая благодать определена только к одному следствию, и потому вид у нее может быть только один. Но в одном и том же субъекте не может наличествовать две формы одного и того же вида. Следовательно, коль скоро человек получает освящающую благодать при крещении, то дело представляется так, что при конфирмации, которая сообщается только крещеным, освящающая благодать не даруется.

Этому противоречат следующие слова папы Мельхиада: «Святой Дух дарует в купели полноту невинности, а при конфирмации Он сообщает возрастание благодати».

Отвечаю: в этом таинстве, как уже было сказано (1), крещеному для его укрепления дается Святой Дух, как Он был дан апостолам в день Пятидесятницы, о чем читаем во второй главе «Деяний апостолов», и как Он был дан крещеным, на которых апостолы возложили руки, как сказано в восьмой главе «Деяний апостолов». Но еще в первой части мы доказали (I, 43, 3), что Святой Дух не посылается и не дается без освящающей благодати. Отсюда очевидно, что в этом таинстве даруется освящающая благодать.

Ответ на возражение 1. Освящающая благодать, действительно, устраняет грех, однако она обусловливает и другие следствия, поскольку ее достаточно для того, чтобы шаг за шагом вести человека к жизни вечной. Поэтому Павлу было сказано: «Довольно для тебя благодати Моей» (2 Кор. 12:9); и сам он говорит о себе: «Благодатию Божиею есмь то, что есмь» (1 Кор. 15:10). Следовательно, освящающая благодать сообщается не только для отпущения греха, но и для возрастания и утверждения в праведности. И именно так она даруется в этом таинстве.

Ответ на возражение 2. Как явствует из самого имени этого таинства, оно сообщается ради «утверждения» в том, что уже есть. Следовательно, его нельзя сообщать тому, кто не находится в состоянии благодати. Поэтому оно не сообщается некрещеным, а также тем взрослым грешникам, которые не были возрождены покаянием. В связи с этим в постановлении Орлеанского собора сказано, что «люди должны подойти к конфирмации через пост и исповедание своих грехов, чтобы, очистившись, они смогли принять дар Святого Духа». К тому же рассматриваемое таинство совершенствует следствие не только крещения, но и покаяния,

Скачать:TXTPDF

Сумма теологии. Том XII Аквинский читать, Сумма теологии. Том XII Аквинский читать бесплатно, Сумма теологии. Том XII Аквинский читать онлайн