Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Сумма теологии. Том XII

похоже, установил это таинство в квасном хлебе, поскольку, как читаем в Писании (Исх. 12), евреи, согласно Закону, начинали использовать пресный хлеб с наступления дня Пасхи, который отмечался в четырнадцатый день месяца, а Христос установил это таинство во время вечери, которую Он справил «пред праздником Пасхи» (Ин. 13:1). Следовательно, и нам надлежит отмечать это таинство с квасным хлебом.

Возражение 2. Далее, во времена благодати законные соблюдения были упразднены. Но использование опресноков, как явствует из книги «Исход (Исх. 12), было соблюдением Закона. Следовательно, в этом таинстве не нужно использовать пресный хлеб.

Возражение 3. Далее, как уже было сказано (65, 1; 73, 3), крещение является таинством веры, а Евхаристия – таинством любви. Но глосса на слова Писания: «Царство небесное подобно закваске…» и так далее (Мф. 13:33), говорит, что закваска обозначает рвение любви. Следовательно, это таинство надлежит делать из квасного хлеба.

Возражение 4. Кроме того, наличие или отсутствие в хлебе квасцов суть просто акциденция хлеба, которая не привносит изменения в его вид. Но в случае материи таинства крещения такие виды акциденций как солена ли вода или пресна, тепла или холодна, не имеют никакого значения. Следовательно, не нужно придавать никакого значения и тому, является ли хлеб пресным или квасным.

Этому противоречит следующее: согласно «Декреталиям», священник, «буде он вознамерится отправлять таинство, используя квасной хлеб и деревянную чашу», подлежит наказанию.

Отвечаю: в отношении материи этого таинства можно усматривать две вещи, а именно необходимое и уместное. Необходимо, чтобы хлеб был пшеничным, без чего, как мы уже показали (3), таинство не имеет силы. Но не необходимо, чтобы хлеб был пресным или квасным, поскольку таинство может быть отправлено с обоими.

Уместным же является то, что каждый священник при отправлении таинства соблюдает обряд своей Церкви. Но в данном случае обычаи различных Церквей разнятся; так, Григорий говорит: «Римская Церковь предлагает пресный хлеб, поскольку Господь принял плоть без соития, а греческая Церковь предлагает квасной хлеб, поскольку Слово Отца облеклось в плоть подобно тому, как квасцы смешиваются с мукой». Поэтому если бы наш священник стал отправлять обряд латинской Церкви с квасным хлебом или если бы греческий священник стал отправлять обряд греческой Церкви с пресным хлебом, то он согрешил бы тем, что извратил обряд своей Церкви. Однако обычай отправлять таинство с пресным хлебом представляется более обоснованным. Во-первых, самим учреждением Христа, Который установил это таинство «в первый день опресноков» (Мф. 26:17;Мк. 14:12;Лк. 22:7), начиная с которого, как сказано в книге «Исход» (Исх. 12:15, 19), в домах евреев не должно быть ничего квасного. Во-вторых, потому, что хлеб является надлежащим таинством тела Христова, которое было зачато непорочно, а не Его Божества, о чем будет сказано ниже (76, 1). В-третьих, потому, что это больше сообразуется с чистотой верующих, которая необходима для принятия этого таинства, согласно сказанному в Писании: «Пасха наша», Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать… с опресноками чистоты и истины» (1 Кор. 5:7, 8).

Впрочем, нельзя назвать необоснованным и греческий обычай – как с точки зрения того значения, о котором упомянул Григорий, так и в смысле неприятия ереси назареев, которые смешивали законные соблюдения с Евангелием.

Ответ на возражение 1. Как сказано в книге «Исход» (Исх. 12), пасхальные празднества начинались вечером четырнадцатого лунного дня. Это же таинство было установлено Христом после заклания пасхального агнца в тот день, который, по словам Иоанна, предшествовал празднику Пасхи (остальные евангелисты называют его «первым днем опресноков»), когда, как мы уже говорили, в домах евреев не должно было оставаться ничего квасного. Более полно этот вопрос был исследован нами в трактате, посвященном страстям Господним (46, 9).

Ответ на возражение 2. Намерением отмечающих таинство с опресноками является не соблюдение законных обрядов, а сообразованность с установлением Христа; так что они нисколько не являются последователями иудаизма, в противном случае и отправляющие его с квасным хлебом были бы последователями иудаизма, поскольку евреи предлагали квасной хлеб на праздник первых плодов.

Ответ на возражение 3. Закваска обозначает любовь по причине одного единственного следствия, а именно того, что она делает хлеб вкусным и большим; однако она также обозначает и порчу его изначальной природы.

Ответ на возражение 4. Все, что подверглось брожению, причастно порче, а это таинство, как мы уже показали (3), нельзя делать из испорченного хлеба. Таким образом, различие между пресным и квасным хлебом является гораздо большим, чем между теплой и холодной крестильной водой, поскольку возможна такая порча квасного хлеба, при которой его уже нельзя использовать в таинстве.

Раздел 5. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ НАДЛЕЖАЩЕЙ МАТЕРИЕЙ ЭТОГО ТАИНСТВА ВИНОГРАДНОЕ ВИНО?

С пятым положением дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что виноградное вино не является надлежащей материей этого таинства. Ведь как вода является материей крещения, точно так же материей этого таинства является вино. Но крещение можно сообщать посредством любого вида воды. Следовательно, и это таинство можно отправлять с любым видом вина, например гранатовым или шелковичным, поскольку далеко не во всех странах растет виноград.

Возражение 2. Далее, виноградный уксус, по словам Исидора, является разновидностью вина128. Но это таинство нельзя отправлять с уксусом. Следовательно, похоже, что виноградное вино не является надлежащей материей этого таинства.

Возражение 3. Далее, из винограда получают не только процеженное вино, но также сок из недозрелого винограда и виноградное сусло. Однако из них это таинство, похоже, делать нельзя, согласно сказанному на Шестом соборе: «Нам стало известно, что в некоторых церквях священники добавляют к священной жертве виноградины и предлагают людям то и другое вместе. В связи с этим постановляем, чтобы впредь никакой священник этого делать не смел». И папа Юлий I упрекает тех священников, «которые в таинстве чаши Господней предлагают вино, отжатое ими из виноградин». Следовательно, похоже, что виноградное вино не является надлежащей материей этого таинства.

Этому противоречит следующее: Господь сравнивает Себя не только с зерном пшеницы, но и с виноградной лозой, когда говорит: «Я есмь истинная виноградная лоза» (Ин. 15:1). Но мы уже показали (3), что материей этого таинства является только пшеничный хлеб. Следовательно, надлежащей материей этого таинства является только виноградное вино.

Отвечаю: это таинство может быть совершено только с виноградным вином. Во-первых, по причине учреждения Христа, Который установил это таинство в виноградном вине, как явствует из слов, сказанных Им самим при учреждении этого таинства: «Отныне не буду пить от плода сего виноградного» (Мф. 26:29). Во-вторых, потому, что в качестве материи таинств, как мы уже показали (3), выбирается то, что всеми и в собственном смысле слова считается таковым. Но вином приято называть именно виноградное вино, тогда как другие спиртные напитки называют вином в силу их схожести с вином виноградным. В-третьих, потому, что виноградное вино больше всего соответствует духовности следствия этого таинства, в связи с чем читаем: «Вино, которое веселит сердце человека» (Пс. 103:15).

Ответ на возражение 1. Такие спиртные напитки называют вином не в прямом смысле слова, а по причине их схожести с вином. При этом настоящее вино может быть доставлено в те страны, в которых не растет виноград, в достаточном количестве для этого таинства.

Ответ на возражение 2. Вино становится уксусом в результате порчи, и потому, как говорит Философ, обратного изменения уксуса в вино не происходит. Следовательно, подобно тому, как это таинство не может быть сделано из полностью испортившегося хлеба, точно так же оно не может быть сделано и из уксуса. Однако его можно сделать из подкисающего вина, равно как и из начавшего портиться хлеба, хотя, как уже было сказано (3), поступающий так грешит.

Ответ на возражение 3. Сок из недозрелого винограда находится в стадии незавершенного порождения и потому еще не имеет вида вина, по каковой причине его нельзя использовать для этого таинства. Что же касается сусла, то оно уже обладает видом вина, поскольку его сладость указывает на брожение, которое является следствием естественной теплоты, и потому это таинство может делаться из сусла. Что же касается целых виноградин, то смешивать их с этим таинством нельзя, поскольку в этом случае в нем будет присутствовать нечто помимо вина. Кроме того, не следует наливать в потир только что отжатое из винограда сусло, поскольку в нем содержится много примесей, хотя в экстренных случаях допускается и это, в связи с чем папа Юлий далее продолжает: «В случае необходимости пусть отжимают виноград в чашу».

Раздел 6. НУЖНО ЛИ РАЗБАВЛЯТЬ ВИНО ВОДОЙ?

С шестым положением дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что вино нельзя разбавлять водой, поскольку жертва Христа была предвозвещена приношением Мельхиседека, о котором сказано, что он вынес только хлеб и вино (Быт. 14:18). Следовательно, похоже, что в этом таинстве нельзя добавлять воду

Возражение 2. Далее, у каждого таинства есть своя, соответствующая ему материя. Но вода – это материя крещения. Следовательно, ее нельзя использовать в качестве материи этого таинства.

Возражение 3. Далее, материей этого таинства являются хлеб и вино. Но к хлебу ничего не добавляют. Следовательно, ничего нельзя добавлять и к вину.

Этому противоречат следующие слова папы Александра I «Что касается приношений таинства, которые во время мессы предлагаются Господу, то в жертву надлежит предлагать только хлеб и смешанное с водою вино».

Отвечаю: воду надлежит смешивать с предлагаемым в этом таинстве вином. Во-первых, по причине учреждения, поскольку есть все основания полагать, что Господь, следуя обычаям той страны, установил это таинство в разбавленном водою вине, в связи с чем читаем: «Пейте вино, мною растворенное» (Прит. 9:5). Во-вторых, потому, что это сообразуется со страстями нашего Господа, в связи с чем папа Александр I говорит: «В чаше Господней не должно предлагать ни одно вино, ни одну воду, но то и другое вместе, поскольку нам сказано, что то и другое истекло из Его бока во время Страстей». В-третьих, потому, что это должным образом обозначает следствие этого таинства, в связи с чем папа Юлий говорит: «Мы видим, что люди обозначены водой, а кровь Христова – вином. Поэтому когда в чаше вода смешивается с вином, люди делаются едиными с Христом». В-четвертых, потому, что это соответствует четвертому следствию этого таинства, а именно вступлению в жизнь вечную, в связи с чем Амвросий говорит: «Вода стекает в потир и течет к жизни вечной».

Ответ на возражение 1. Как говорит Амвросий, жертва Христа была обозначена не только приношением Мельхиседека, но и водой, которая истекла из камня в пустыне, согласно сказанному в Писании: «Все… пили из духовного последующего камня» (1 Кор. 10:4).

Ответ на возражение 2. При крещении вода используется ради очищения, а в этом таинстве она используется ради укрепления,

Скачать:TXTPDF

Сумма теологии. Том XII Аквинский читать, Сумма теологии. Том XII Аквинский читать бесплатно, Сумма теологии. Том XII Аквинский читать онлайн