согласно сказанному в Писании: «Он… водит меня к водам тихим, подкрепляет душу мою» (Пс. 22:2, 3).
Ответ на возражение 3. Хлеб делается из воды и муки, и потому как вода смешивается с вином, так и этот хлеб делается не без воды.
Раздел 7. ПРИСУЩЕ ЛИ ЭТОМУ ТАИНСТВУ ДОБАВЛЕНИЕ ВОДЫ?
С седьмым положением дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что добавление воды присуще этому таинству. В самом деле, Киприан пишет Цецилию: «Таким образом, чашу Господню не составляет ни одна вода, ни одно вино, но то и другое вместе, равно как и телом Господним не может быть ни одна мука, ни одна вода, но то и другое вместе в составе одного хлеба». Но для этого таинства необходимо смешение воды с мукой. Следовательно, точно так же необходимо и смешение воды с вином.
Возражение 2. Далее, во время страстей Господних, поминовением которых является это таинство, из Его бока истекла не только кровь, но и вода. Но вино, каковое суть таинство крови, необходимо для этого таинства. Следовательно, необходима и вода.
Возражение 3. Далее, если бы вода не была присуща этому таинству, то было бы неважно, какая именно используется вода, так что можно было бы использовать розовую воду или какой– либо иной ее вид из тех, использование которых неприемлемо для Церкви. Следовательно, вода сущностно необходима для этого таинства.
Этому противоречит следующее: Киприан пишет Цецилию: «Если кто из предшественников наших по невежеству или по простоте не соблюдал и не держался этого», то есть разбавления вина водой, «то простим ему его неведение». Но он не сказал бы так, если бы вода была присуща этому таинству так же, как вино или хлеб. Следовательно, для этого таинства разбавление вина водой не является сущностно необходимым.
Отвечаю: судить о знаке должно со стороны того, что он обозначает Затем, добавление воды к вину, как мы уже показали (6), обозначает причащение этому таинству верующих в том отношении, что посредством смешения воды с вином обозначается единство людей с Христом. Кроме того, к этому также относится и истечение воды из бока распятого Христа, поскольку вода символизирует очищение от грехов, что явилось следствием страстей Христовых. Но ранее мы уже говорили (73, 1) о том, что это таинство завершается при самом освящении материи, в то время как ее использование верующими является не тем, что присуще таинству, а только его следствием. Поэтому для этого таинства добавление воды не является сущностно необходимым.
Ответ на возражение 1. Сказанное Киприаном должно понимать в том смысле, в каком мы говорим, что если нечто существует ненадлежащим образом, то оно не существует. Поэтому аналогия отсылает к тому, что следовало бы делать, а не к тому, что делать необходимо, поскольку вода необходима для хлеба, но не для вина.
Ответ на возражение 2. Истечение крови непосредственно связано со страстями Христа, поскольку истечение крови из раненного человеческого тела совершенно естественно. А вот истечение воды во время Страстей не было необходимым и просто указывало на следствие, каковым является омытие грехов и укрепление нас против жара вожделения. Поэтому вода в этом таинстве не предлагается нам отдельно от вина (как вино предлагается отдельно от хлеба), но она предлагается в смешении с вином, что указывает на то, что вино сущностно принадлежит этому таинству как таковое, тогда как вода – как нечто, добавленное к вину.
Ответ на возражение 3. Поскольку смешение воды с вином не является необходимым для таинства, то с точки зрения сущности таинства неважно, какая именно вода добавляется к вину, естественная или искусственная, например розовая. А вот с точки зрения уместности таинства тот, кто добавляет любую другую воду помимо естественной и истинной, грешит, поскольку из бока распятого Христа истекла истинная вода (а вовсе не флегма, как предполагали иные). Этим, как говорит папа Иннокентий III в одном из своих декретов, было показано, что тело Христа поистине состояло из четырех элементов, равно как и истечением крови было показано, что оно состояло из четырех жидкостей. Однако коль скоро смешение воды с мукой необходимо для этого таинства, поскольку из них вместе создается один хлеб, то в случае смешения с мукой не истинной воды, а розовой или какого-либо иного экстракта, таинство не имело бы силы, поскольку такой хлеб не был бы истинным.
Раздел 8. НУЖНО ЛИ ДОБАВЛЯТЬ МНОГО ВОДЫ?
С восьмым положением дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что воду нужно добавлять в большом количестве, поскольку из бока Христа чувственно истекли и кровь, и вода, в связи с чем читаем: «И видевший засвидетельствовал» (Ин. 19:35). Но в этом таинстве вода может быть чувственно представлена только при использовании ее в большом количестве. Следовательно, похоже, что воду нужно добавлять в большом количестве.
Возражение 2. Далее, при смешении с вином небольшого количества воды природа последней разрушается. Но разрушенное утрачивает свое бытие. Поэтому добавлять в этом таинстве небольшое количество воды – это все равно, что не добавлять ее вообще. Но вообще не добавлять воду нельзя. Следовательно, нельзя и добавлять ее в небольшом количестве.
Возражение 3. Далее, если бы было достаточно добавить немного воды, то было бы достаточно добавить одну ее каплю в целую бочку вина. Но это представляется нелепым. Следовательно, недостаточно добавлять небольшое количество воды.
Этому противоречит сказанное в «Декреталиях»: «В вашей стране распространено пагубное заблуждение – добавлять воду в количестве большем, чем есть вина, в жертве, в которой согласно разумному обычаю всей Церкви должно использоваться больше вина, чем воды».
Отвечаю: как говорит папа Иннокентий III в одном из своих декретов, в отношении добавления воды к вину существует троякое мнение. Так, некоторые говорят, что когда вино превращается в кровь вода остается водой; но такое мнение несостоятельно, поскольку в таинстве алтаря после освящения не остается ничего, что не было бы телом и кровью Христа. И так это потому, что, как сказал Амвросий в своей книге «Об обязанностях священнослужителей», «до благословения вид и именование различны, после же благословения означается Тело, иначе ему бы не поклонялись поклонением «latria». Поэтому другие говорят, что как вино превращается в кровь, так и вода превращается в ту воду, которая истекла из бока Христа. Но и это мнение не представляется разумным, поскольку в таком бы случае вода освящалась отдельно от вина подобно тому, как вино освящается отдельно от хлеба.
Из всего этого он делает вывод, что наилучшим является мнение тех, которые утверждают, что вода изменяется в вино, а вино – в кровь. Но это может иметь место только в том случае, когда воды добавляют немного, что позволяет ей измениться в вино. Следовательно, всегда лучше добавлять немного воды, особенно если вино некрепко, поскольку если воды будет добавлено так много, что она уничтожит вид вина, то отправление таинства станет невозможным. Поэтому папа Юлий I осуждает тех, которые «целый год вымачивают льняную ткань в сусле, чтобы во время мессы ополоскать часть ее в воде и сделать из этого приношение».
Ответ на возражение 1. Для обозначения этого таинства достаточно того, что вода схватывается чувствами при ее смешении с вином, и потому нет никакой необходимости в том, чтобы она была чувственно воспринимаема после смешения.
Ответ на возражение 2. Отсутствие воды полностью исключает обозначение, поскольку смешение воды с вином обозначает единство людей с Христом.
Ответ на возражение 3. Добавление воды в бочку вина не является обозначением этого таинства, поскольку воду надлежит добавлять в вино при актуальном отправлении таинства.
Вопрос 75. ОБ ИЗМЕНЕНИИ ХЛЕБА И ВИНА В ТЕЛО И КРОВЬ ХРИСТА
Теперь мы исследуем изменение хлеба и вина в тело и кровь Христа, под каковым заглавием наличествует восемь пунктов: 1) сохраняются ли в этом таинстве после освящения субстанции хлеба и вина129; 2) уничтожаются ли они; 3) изменяются ли они в тело и кровь Христа; 4) сохраняются ли после изменения акциденции; 5) сохраняются ли субстанциальные формы; 6) является ли это изменение мгновенным; 7) является ли оно самым чудесным из всех изменений; 8) в каких словах его приличествует выражать.
Раздел 1. ПРИСУТСТВУЕТ ЛИ В ЭТОМ ТАИНСТВЕ ТЕЛО ХРИСТА ПОИСТИНЕ ИЛИ ЖЕ ТОЛЬКО КАК ОБРАЗ ЛИБО ЗНАК?
С первым положением дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что тело Христа не поистине присутствует в этом таинстве, но – только как образ или знак. Ведь читаем же мы в Писании, что когда Господь сказал: «Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь…» и так далее, «многие из учеников Его, слыша то, говорили: «Какие страшные слова», на что Он возразил им: «Дух животворит – плоть не пользует нимало» (Ин. 6:54, 60, 63), как если бы Он, как говорит в своих «Толкованиях на псалмы» Августин, сказал: «Разумейте сказанное духовно. Вы не будете есть это видимое вами тело, ни пить кровь, которую прольют имеющие Меня распять. Сказанное вам есть тайна, которая животворит духовно, а плоть не пользует нимало».
Возражение 2. Далее, Господь сказал: «Се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). Затем, Августин, разъясняя эти слова, говорит: «Господь до скончания века пребывает там, на небесах, но истина Господня пребывает здесь, с нами; ибо тело, в котором Он воскрес, сосредоточено в одном месте, а Его истина распространена вовне и повсюду»130. Следовательно, тело Христа в этом таинстве присутствует не поистине, а только как знак.
Возражение 3. Далее, тело не может одновременно быть в нескольких местах – ведь даже ангел не может быть сразу везде. Но у Христа истинное тело и оно находится на небесах. Следовательно, похоже, что в таинстве алтаря оно присутствует не поистине, а только как знак.
Возражение 4. Кроме того, таинства Церкви определены к пользе верующих. Но, как сказал Григорий в одной из своих проповедей, царедворца упрекнули за то, что он «просил о телесном присутствии Господа»131. А еще, как пишет Августин в своем комментарии к словам из евангелия от Иоанна: «Если Я не пойду, Утешитель на придет к вам» (Ин. 16:7), апостолы были отделены от получения Святого Духа, поскольку были соединены с Его телесным присутствием132. Следовательно, в таинстве алтаря Христос не пребывает посредством Своего телесного присутствия.
Этому противоречат следующие слова Илария: «Не может быть ни малейших сомнений в истинности тела и крови Христовых, ибо и мы веруем, и Сам Господь говорит, что Его плоть есть поистине пища, а Его кровь – поистине питие». И Амвросий говорит: «Как Господь Иисус Христос есть истинный Сын Божий, так и мы принимаем истинную плоть Христа и пьем Его истинную кровь».
Отвечаю: присутствие в