Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Сумма теологии. Том XII

последует разделению, и потому до тех пор, пока количество остается актуально неразделенным, субстанция вещи в пределах собственных размеров не присутствует несколько раз. Таким образом, тело Христа не присутствует несколько раз в размерах неразделенного хлеба и, следовательно, не присутствует бесконечное множество раз в хлебе вообще, но – столько раз, на сколько он делится частей.

Ответ на возражение 2. Определенные расстояния между частями естественного тела связаны с измеряемым количеством, однако природа субстанции предшествует измеряемому количеству. И коль скоро преложение субстанции хлеба завершается в субстанции тела Христа, а тело Христа непосредственно и в строгом смысле слова находится в этом таинстве посредством субстанции, то это расстояние между частями, имеющее, конечно же, место в истинном теле Христа, присутствует в этом таинстве, как было показано выше (1), не посредством количества, а посредством субстанции.

Ответ на возражение 3. В этом аргументе природа тела рассматривается как измеряемое количество. Но мы уже показали, что тело Христа присутствует в этом таинстве посредством субстанции, а не измеряемого количества.

Раздел 4. НАХОДИТСЯ ЛИ В ЭТОМ ТАИНСТВЕ ВСЕ ИЗМЕРЯЕМОЕ КОЛИЧЕСТВО ТЕЛА ХРИСТА?

С четвертым положением дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что в этом таинстве не находится все измеряемое количество тела Христа. Ведь мы уже показали (3), что в каждой части освященной гостии содержится все тело Христа. Но никакое измеряемое количество не содержится полностью и одновременно в целом и в каждой из его частей. Следовательно, невозможно, чтобы там находилось все измеряемое количество тела Христа.

Возражение 2. Далее, как явствует из сказанного Философом, два измеряемых количества не могут быть вместе, даже если одно из них отделено от субъекта, а второе находится в естественном теле151. Но измеряемое количество хлеба, по свидетельству наших чувств, в этом таинстве сохраняется. Следовательно, измеряемого количества тела Христа в нем нет.

Возражение 3. Далее, если рядом находятся два неравных измеряемых количества, то большее перекрывает меньшее. Но измеряемое количество тела Христа в каждом своем измерении значительно больше измеряемого количества освященной гостии. Поэтому если бы измеряемое количество тела Христа находилось в этом таинстве вместе с измеряемым количеством гостии, то измеряемое количество тела Христа вышло бы за пределы количества гостии, притом что она не лишена субстанции тела Христа. Таким образом, субстанция тела Христа наличествовала бы в этом таинстве даже вне вида хлеба, каковое мнение представляется неразумным, поскольку, как было показано выше (2), субстанция тела Христа находится в этом таинстве исключительно благодаря освящению хлеба. Следовательно, нахождение в этом таинстве всего измеряемого количества тела Христа невозможно.

Этому противоречит следующее: измеряемое количество любого тела не может существовать отдельно от субстанции. Но в этом таинстве, как мы уже показали (1), находится вся субстанция тела Христа. Следовательно, в этом таинстве находится все измеряемое количество тела Христа.

Отвечаю: как уже было сказано (1), части Христа могут присутствовать в этом таинстве двояко: во-первых, посредством силы таинства, во-вторых, по действительному сопутствованию. Измеряемое количество тела Христа не находится в этом таинстве посредством силы таинства, поскольку присутствующее в этом таинстве посредством силы таинства суть то, в чем завершается преложение. Но преложение, которое имеет место в этом таинстве, завершается непосредственно в субстанции тела Христа, а не в размерах, что явствует из того, что измеряемое количество хлеба после освящения сохраняется и только субстанция хлеба исчезает.

Однако поскольку субстанция тела Христа в действительности не лишена измеряемого количества и других акциденций, то, следовательно, остается признать, что все измеряемое количество тела Христа и все прочие его акциденции находятся в этом таинстве по действительному сопутствованию.

Ответ на возражение 1. Способ пребывания каждой вещи определяется тем, что свойственно ей само по себе, а не тем, что соединено с ней акцидентно; так, объект присутствует в зрении постольку, поскольку он бел, а не поскольку он сладок, хотя этот объект может быть одновременно и сладок, и бел; следовательно, сладость находится в зрении по способу белизны, а не по способу сладости. Таким образом, коль скоро субстанция тела Христа присутствует на алтаре посредством силы этого таинства, в то время как измеряемое количество – по сопутствованию и, так сказать, акцидентно, то измеряемое количество тела Христа находится в этом таинстве не надлежащим ему способом (а именно так, что целое находится в целом, а отдельные части – в отдельных частях), а по способу субстанции, природа которой находится вся как в целом, так и в каждой из частей.

Ответ на возражение 2. Два измеряемых количества не могут естественным образом одновременно присутствовать в одном и том же субъекте так, чтобы каждое из них находилось в нем согласно надлежащему способу измеряемого количества. Но в этом таинстве измеряемое количество хлеба находится согласно надлежащему способу, а именно соразмерно, тогда как измеряемое количество тела Христа, как мы уже показали, находится там по способу субстанции.

Ответ на возражение 3. Измеряемое количество тела Христа находится в этом таинстве не соразмерно, как это приличествует количеству и в каковом случае большее выходит за пределы меньшего, но способом, о котором было говорено выше.

Раздел 5. НАХОДИТСЯ ЛИ ТЕЛО ХРИСТА В ЭТОМ ТАИНСТВЕ КАК В МЕСТЕ?

С пятым положением дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что тело Христа находится в этом таинстве как в месте. В самом деле, быть в месте – значит находиться в нем окончательно и ограничительно. Но тело Христа, похоже, находится в этом таинстве окончательно, поскольку оно так представлено там, где наличествуют виды хлеба и вина, что на алтаре нет ничего другого. И точно так же оно, похоже, находится в нем ограничительно, поскольку оно так содержится в виде освященной гостии, что ни само не больше ее, ни она не больше его. Следовательно, тело Христа находится в этом таинстве как в месте.

Возражение 2. Далее, место хлеба и вина не является пустым, поскольку природа не терпит пустоты, и при этом там, как мы уже показали (75, 2), не находится субстанция хлеба, но – только тело Христа. Поэтому это место занято телом Христа. Но то, что занимает место, находится в нем по месту. Следовательно, тело Христа находится в этом таинстве по месту.

Возражение 3. Далее, как уже было сказано (4), тело Христа находится в этом таинстве посредством измеряемого количества и со всеми своими акциденциями. Но нахождение в месте является акциденцией тела, по каковой причине «где» числится среди девяти видов акциденций. Следовательно, тело Христа находится в этом таинстве по месту.

Этому противоречит следующее: как явствует из сказанного Философом, место и находящийся в месте объект должны быть равны друг другу152. Но место, где находится это таинство, намного меньше тела Христа. Следовательно, тело Христа не находится в этом таинстве как в месте.

Отвечаю: как уже было сказано (3), тело Христа находится в этом таинстве не надлежащим измеряемому количеству способом, а, пожалуй, по способу субстанции. Но каждое занимающее место тело находится в месте по способу измеряемого количества, а именно так, что соизмеряется с местом согласно измеряемому количеству. Таким образом, выходит, что тело Христа находится в этом таинстве не как в месте, а по способу субстанции, то есть так, как субстанция содержится в размерах; в самом деле, субстанция тела Христа в этом таинстве сменяет субстанцию хлеба, и потому как субстанция хлеба находилась в своих размерах не по месту, а по способу субстанции, точно так же и субстанция тела Христа. Однако субстанция тела Христа, в отличие от субстанции хлеба, не является субъектом этих размеров, и потому субстанция хлеба там находилась по месту в силу своих размеров, поскольку была сопоставима с этим местом через посредство своих размеров, а субстанция тела Христа сопоставима с этим местом через посредство сторонних размеров, так что, напротив, надлежащие размеры тела Христа сопоставимы с этим местом через посредство субстанции, что противно понятию находящегося в месте тела. Следовательно, тело Христа никоим образом не находится в этом таинстве по месту.

Ответ на возражение 1. Тело Христа не находится в этом таинстве окончательно, поскольку в противном случае оно находилось бы только на том частном алтаре, на котором осуществилось таинство, тогда как оно находится и на небесах в своем собственном виде, и на многих других алтарях в виде таинства. И точно так же очевидно, что оно не находится в этом таинстве ограничительно, поскольку, как мы уже показали, оно не находится в нем согласно сопоставимости своего количества. То же, что оно не выходит за пределы поверхности таинства или какой-либо другой части алтаря, связано не с его нахождением там окончательно и ограничительно, а с тем, что, как уже было сказано (1), оно там есть вследствие освящения и преложения хлеба и вина.

Ответ на возражение 2. Место, в котором находится тело Христа, не пустует не потому, что оно в строгом смысле этого слова занято субстанцией тела Христа, которое, как мы уже показали, не находится там по месту, а потому, что оно занято видами таинства, которые занимают место либо в силу природы размеров, либо, быть может, чудесно, поскольку и само состояние их бытия по способу субстанции чудесно.

Ответ на возражение 3. Как уже было сказано (4), акциденции тела Христа находятся в этом таинстве по действительному сопутствованию. Поэтому в этом таинстве находятся те акциденции тела Христа, которые присущи ему внутренне. Но нахождение в месте – это акциденция сопоставимости с внешним вместилищем. Следовательно, Христу вовсе не необходимо быть в этом таинстве как в месте.

Раздел 6. ДВИЖИМО ЛИ В ЭТОМ ТАИНСТВЕ ТЕЛО ХРИСТА?

С шестым положением дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что тело Христа в этом таинстве движимо. Ведь сказал же Философ, что «когда мы движемся, то необходимо движется вместе с нами и все, что находится в нас»153, и это справедливо даже в отношении духовной субстанции души. Но мы уже показали (74, 3), что «в этом таинстве содержится Христос». Следовательно, Он движется вместе с ним.

Возражение 2. Далее, истина должна быть сообразована с образом. Но в отношении образа этого таинства, пасхального агнца, предписано: «Не оставляйте от него до утра» (Исх. 12:10). Следовательно, если это таинство будет оставлено до утра, то в нем уже не будет тела Христа, и потому оно в этом таинстве не является недвижимым.

Возражение 3. Далее, если бы тело Христа оставалось в этом таинстве до утра, то по той же самой причине оно оставалось бы там и на все последующее время. В самом деле, нельзя утверждать, что оно прекращает там быть вместе с прекращением вида, поскольку существование тела Христа не зависит от этого вида.

Скачать:TXTPDF

Сумма теологии. Том XII Аквинский читать, Сумма теологии. Том XII Аквинский читать бесплатно, Сумма теологии. Том XII Аквинский читать онлайн