Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Сумма теологии. Том XII

тремя.

Ответ на возражение 1. Как уже было сказано (2), грех, будучи злом, может быть совершен в одном отдельном пункте, и потому грех, совершенный в мысли, является особым видом греха. Другим видом является грех, который совершается в мысли и слове, а третьим видом – грех, который совершается в мысли, слове и деле. А как бы неотделимыми частями этого последнего греха являются тот, что присутствует в мысли, тот, что присутствует в слове, и тот, что присутствует в деле. Поэтому эти три являются неотделимыми частями совершающегося в них покаяния.

Ответ на возражение 2. Одна неотделимая часть может содержать в себе целое, хотя и не со стороны его сущности, что подобно тому, как основание, так сказать, виртуально содержит в себе все здание. И в этом смысле раскаяние виртуально содержит все покаяние.

Ответ на возражение 3. У всех неотделимых частей есть некоторый порядок соотнесенности друг с другом. При этом некоторые соотносятся только по положению (последовательному как армейские части, или соприкасающемуся, как части кучи, или подогнанному, как части дома, или продолжающемуся, как части линии), тогда как некоторые помимо этого соотносятся по силе (как части животного, первой из которых является сердце, а все остальные зависят друг от друга в определенном порядке), а еще некоторые соотносятся по времени (как части времени и движения). Так вот, части покаяния, будучи действиями, соотносятся друг с другом в порядке силы и времени, но не в порядке положения, поскольку не занимают места.

Раздел 4. ПРАВИЛЬНО ЛИ РАЗДЕЛЯТЬ ПОКАЯНИЕ НА ПОКАЯНИЕ ПЕРЕД КРЕЩЕНИЕМ, ПОКАЯНИЕ ЗА СМЕРТНЫЕ ГРЕХИ И ПОКАЯНИЕ ЗА ГРЕХИ ПРОСТИТЕЛЬНЫЕ?

С четвертым положением дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что неправильно разделять покаяние на покаяние перед крещением, покаяние за смертные грехи и покаяние за грехи простительные. В самом деле, мы уже показали (84, 6), что покаяние является второй доской после кораблекрушения, тогда как крещение – первой. Следовательно, то, что предшествует крещению, не может быть названо видом покаяния.

Возражение 2. Далее, то, что может уничтожить большее, может уничтожить и меньшее. Но смертный грех больше простительного, и потому покаяние, которое относится к смертным грехам, относится также и к простительным. Следовательно, их не должно считать различными видами покаяния.

Возражение 3. Далее, человек совершает простительные и смертные грехи не только после крещения, но и перед ним. Поэтому если после крещения покаяние за простительные грехи отличается от покаяния за грехи смертные, то точно так же они должны отличаться и перед крещением. Следовательно, разделение покаяния на эти виды является неправильным.

Этому противоречит следующее: Августин в своей книге «О пользе покаяния» говорит, что видами покаяния являются эти три273.

Отвечаю: это разделение относится к покаянию как добродетели, Затем, должно иметь в виду, что каждая добродетель действует, сообразуясь со временем, а также в соответствии с другими надлежащими обстоятельствами, и то, что добродетель покаяния действует именно в это время, соответствует требованиям Нового Закона.

Далее, покаянию надлежит ненавидеть прошлые грехи и в то же время стремиться изменить жизнь человека к лучшему, что является, так сказать, целью покаяния. И так как нравственные вопросы, как было показано во второй части (ИИ-И, 1,3; ИИ-И, 18,4,6), получают свой вид от цели, то есть смысл различать виды покаяния согласно различию предполагаемых кающимся изменений.

Кающийся же предполагает троякое изменение. Первым является возрождение к новой жизни, и это приличествует тому покаянию, которое предшествует крещению. Вторым – обновление прошлой жизни после того, как она подверглась порче, и это приличествует покаянию за совершенные после крещения смертные грехи. Третьим – изменение к более совершенной жизнедеятельности, и это приличествует покаянию за простительные грехи, которые, как было показано выше (87, 3), отпускаются благодаря пылкому акту любви.

Ответ на возражение 1. Предшествующее крещению покаяние является не таинством, а располагающим к этому таинству актом добродетели.

Ответ на возражение 2. То покаяние, которое очищает от смертных грехов, очищает также и от грехов простительных, но не наоборот. Поэтому эти два вида покаяния соотносятся друг с другом как совершенное с несовершенным.

Ответ на возражение 3. Перед крещением не существует простительных грехов без смертных. И поскольку простительный грех, как уже было сказано (87, 4), не может быть отпущен без отпущения смертного, то покаяние за смертные грехи перед крещением не отличается от покаяния за грехи простительные.

Послесловие переводчика

Осенью 1273 года Фома внезапно прекращает писать «Сумму теологии» и она остается незавершенной. Согласно церковному преданию, Фома получил откровение, в котором Господь одобрил его работу («Ты правильно писал обо Мне»). Впрочем, это не вполне объясняет столь решительный отказ от продолжения литературных трудов, которые сам Фома, по воспоминаниям его друга и секретаря Реджинальда Пипернского, позднее назвал «подобными соломе». Сохранившееся описание его поведения в те дни («сидел, озираясь с безумным видом») наводит на мысль о том, что он перенес какой-то «удар», но было ли это следствием видения, в котором ему открылись такие глубины, которые невозможно ни объять, ни передать, или недуга, или того и другого вместе – так и осталось тайной. На все просьбы друзей вернуться к «Сумме» Фома неизменно отвечал: «Не могу». В начале 1274 года Аквинат по распоряжению папы Григория X отправился на заседание второго Лионского собора, чтобы участвовать в дискуссии о возможности примирения Западной и Восточной Церквей. 7 марта 1274 года, не доехав до Лиона, он скончался.

Впоследствии Реджинальд Пипернский (возможно, при поддержке других учеников Фомы), используя развернутый план всего «Трактата о таинствах», ряд набросков к нему и выдержки из других работ Аквината, «завершил» трактат, создав «Приложение к третьей части» (99 вопросов), а также два отдельных «Дополнения» (3 вопроса). Однако их нельзя считать в прямом смысле слова окончанием «Суммы теологии» святого Фомы Аквинского.

Комментарии

1

De Doctr. Christ. II.

2

De Civ. Dei X, 5.

3

Prior. II.

4

Tract. LXX in Joan.

5

De Coel. Hier. I.

6

De Doctr. Christ. II.

7

Contra Faust. XIX.

8

Ibid.

9

Ibid.

10

Tract. LXX in Joan.

11

Ibid.

12

De Doctr. Christ. II.

13

Contra Faust. XIX.

14

Peri Herrn. I.

15

Tract. LXX in Joan.

16

Metaph. VIII, 3.

17

De Spir. Sanct. 24.

18

Peri Herrn. X.

19

Contra Faust. XIX.

20

De Coel. Hier. I, 2.

21

Contra Faust. XIX.

22

Ibid.

23

Нот. VI in Ezech.

24

Contra Faust. XIX.

25

Ibid.

26

Gen. ad Lit. XII, 16.

27

Tract. LXX in Joan.

28

Contra Faust. XIX.

29

Tract. LXX in Joan.

30

Metaph. VIII, 3.

31

Phys. IV, 2.

32

Tract. LXX in Joan.

33

Tract. XIX in Joan.

34

Tract. LXX in Joan.

35

De Doctr. Christ. II.

36

De Eccl. Hier. II.

37

То есть посвящения для различного церковного служения.

38

Ethic. II, 4.

39

De Eccl. Hier. II.

40

Polit. I, 2.

41

DeTrin. XV, 32.

42

De Eccl. Hier. V.

43

Tract. LXX in Joan.

44

De Coel. Hier. V, 3.

45

De Civ. Dei XXI, 6.

46

Tract. LXXII in Joan.

47

Tract. V in Joan.

48

Ibid.

49

De Eccl. Hier. I.

50

Ethic. II, 2.

51

De Coel. Hier. IX.

52

De Eccl. Hier. V.

53

Contra Faust. XIX.

54

Sacram. I.

55

De Eccl. Hier. Ill; IV.

56

То есть Петр Ломбардский.

57

Ethic. I, 1.

58

De Eccl. Hier. III.

59

Ibid.

60

De Coelo I, 4.

61

Tract. XXVI in Joan.

62

De Fide Orth. IV.

63

Sacram. II.

64

Tract. LXX in Joan.

65

De Eccl. Hier. II.

66

Contra Faust. IV.

67

De Eccl. Hier. V.

68

De Fide Orth. IV.

69

Нот. XXV in Joan.

70

Нот. II in Matt.

71

Meteor. II.

72

В каноническом переводе: «Когда слушают, не размножай разговора».

73

Имеются в виду вопросы болгарского царя Бориса.

74

Нот. XXV in Joan.

75

Рабан Мавр (ок. 780–856) – франкский теолог, видный деятель «каролингского возрождения».

76

De Fide Orth. IV.

77

В каноническом переводе: «В котором немногие… спаслись от воды».

78

De Eccl. Hier. V.

79

De Coel. Hier. IV.

80

«…дискосу и потиру», то есть таинству Евхаристии. На дискосе (блюде) происходит таинство претворения освященного хлеба в истинное тело Христово, в потире (чаше) вино претворяется в истинную кровь Христову.

81

De Eccl. Hier. V.

82

Ibid.

83

De Eccl. Hier. II.

84

De Eccl. Hier. V; VI.

85

В каноническом переводе: «Учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии».

86

«Послание к галатам» (Гал. 3:28).

87

В каноническом переводе – просто «словом».

88

De Eccl. Hier. II.

89

De Eccl. Hier. VII.

90

Ethic. VIII, 13.

91

Moral. IV.

92

Metaph. V, 5.

93

De Fide Orth. II.

94

De Eccl. Hier. VII.

95

Confess. IV, 4.

96

Ibid.

97

В каноническом переводе: «Существующие же власти от Бога установлены».

98

В каноническом переводе: «Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия… открыть всем…».

99

De Eccl. Hier. II.

100

В каноническом переводе слова «по благодати Божией» отсутствуют.

101

В каноническом переводе: «Дар Божийжизнь вечная».

102

De Fide Orth. II.

103

Contra Faust. XIX.

104

Moral. IV.

105

De Fide Orth. IV.

106

De Eccl. Hier. V.

107

Ibid.

108

Horn. XXIX in Ezech.

109

De Eccl. Hier. II.

110

De Eccl. Hier. IV.

111

Tract. LXX in Joan.

112

De Eccl. Hier. VII.

113

Нот. I De Machab.

114

Ethic. IV, 15.

115

De Eccl. Hier. IV.

116

Нот. XXXVI in Joan.

117

Metaph. V, 6.

118

Confess. VII, 10.

119

Буквально: «Помощь в дороге». Причащение умирающего или находящегося в смертельной опасности.

120

Гостия (от латинского «hostia», то есть «жертва») – Евхаристический хлеб в католическом обряде.

121

De Fide Orth. IV.

122

Ibid.

123

De Eccl. Hier. II.

124

Артотириты – от греческого «artos», то есть «хлеб», и «tyros», то есть «сыр».

125

Катафригийцы, или пепузиане, – секта последователей ересиарха Монтана, живших в провинции Фригия со столицей в родном городе Монтана Пепузе, который они называли Иерусалимом.

126

De Anima II, 4.

127

Qq. LXXXIII, 61.

128

Etym. XX.

129

Заявленный в преамбуле перечень рассматриваемых вопросов не полностью совпадает с темами разделов.

130

Tract. XXX in Joan.

131

Horn. XXVIII in Evang.

132

Tract. XCIV in Joan.

133

De Eccl. Hier. III.

134

Ethic. IX, 12.

135

Tract. XXVII in Joan.

136

De Fide Orth. IV.

137

Qq. LXXXIII, 21.

138

В данном случае речь идет не о формальном, а о субстанциальном превращении, которое согласно церковной традиции называется «преложением».

139

Phys. IИИ, 1.

140

Horn. XLVII in Evang.

141

To есть полное превращение, или преложение, одной субстанции в другую. В православии используется аналогичный по смыслу термин «пресуществление».

142

Metaph. VII, 9.

143

Metaph. IV, 4.

144

De Causis 1.

145

De Anima III, 6.

146

De Anima II, 1.

147

Phys. VI, 1.

148

Phys. VIII, 3.

149

Phys. I, 7.

150

To есть общности субстанции.

151

Metaph. III.

152

Phys. IV.

153

Topic. II, 7.

154

De Anima III, 6.

155

Metaph. IV, 7.

156

DeTrin. I, 2.

157

Phys. IV, 9.

158

Metaph. IИИ, 5

159

Categ. VI.

160

Metaph. VII, 10.

161

De Anima II, 5.

162

Phys. V, 1.

163

Metaph. III, 5.

164

De Gener. et Corrupt. I, 3.

165

De Gener. et Corrupt. II, 8.

166

De Anima II, 4.

167

Ibid.

168

Meteor. IV, 9.

169

De Anima II, 8.

170

De Gener. et Corrupt. I, 10.

171

De Gener. et Corrupt. I, 5.

172

Согласно православной традиции принято говорить: «Сие есть кровь Моя».

173

De Cons. Evang. II.

174

В каноническом переводе: «Сие есть кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов».

175

De Fide Orth. IV.

176

Tract. L_XX in Joan.

177

Peri Herrn. I.

178

Horn. D XXVin Joan.

179

Horn. XLVI in Joan.

180

Tract. XXVI in Joan.

181

De Fide Orth. IV.

182

De Civ. Dei XXI, 25.

183

Tract. XXVI in Joan.

184

Ibid.

185

Ibid.

186

Ibid.

187

Horn. XLVI in Joan.

188

Qq. LXXXIII, 36.

189

Tract. XXVI in Joan.

190

De Fide Orth. IV.

191

Tract. XXVI in Joan.

192

Ibid.

193

Ibid.

194

De Lib. Arb. II.

195

Tract. CXXI in Joan.

196

Tract. LXII in Joan.

197

De Eccl. Hier. VII.

198

Евкратию.

199

Gen. ad Lit. XII, 15.

200

Августин – первый архиепископ Кентерберийский.

201

De Eccl. Hier. III.

202

De Eccl. Hier. II.

203

Tract. XI in Joan.

204

Phys. IV, 3.

205

Tract. LXII in Joan.

206

Ibid.

207

Horn. LXXXII in Matt.

208

Tract. LXII in Joan.

209

Ibid.

210

Tract. XXVI in Joan.

211

De Eccl. Hier. IV.

212

De Eccl. Hier. V.

213

Ibid.

214

De Civ. Dei X, 5.

215

De Eccl. Hier. III.

216

В каноническом переводе: «Ни один человек из семени Аарона, священника, у которого на теле есть недостаток, не должен приступать, чтобы приносить жертвы Господу».

217

De Fide Orth.

Скачать:TXTPDF

Сумма теологии. Том XII Аквинский читать, Сумма теологии. Том XII Аквинский читать бесплатно, Сумма теологии. Том XII Аквинский читать онлайн