рамку. Ибо откуда последней взяться в наличии, когда ведь всякий раз только «актуальное» переживание
«действительно» и границы рамки, рождение и смерть, будучи прошедшим и лишь наступающим, действительности лишены? По сути и расхожая концепция
«жизненной взаимосвязи» тоже не думает о какой-то «вовне» присутствия протянутой и стягивающей его рамке, но ищет его справедливо в самом
присутствии. Молчаливое онтологическое введение этого сущего как наличного «во времени» делает однако провалом всякую попытку онтологической
характеристики бытия «между» рождением и смертью.
Присутствие не заполняет впервые лишь через фазы своей моментальной действительности как-то
наличный путь и срок «жизни», но простирает само себя так, что заранее свое ему бытие конституируется как протяжение. В бытии присутствия уже
лежит «между» с отнесением к рождению и смерти. Никоим образом, напротив, присутствие не «есть» в некой точке времени действительно и сверх
того еще «окружено» не-действительным своего рождения и своей смерти. Экзистенциально понятое, рождение никак и никогда не есть прошлое в
смысле уже-не-наличного, равно как смерти не присущ бытийный род еще не наличной, но ожидаемой недостачи. Фактичное присутствие экзистирует
рождение, и рождение оно также и умирает в смысле бытия к смерти. Оба «конца» и их «между» суть, пока присутствие фактично экзистирует, и они
суть так, как это единственно возможно на основе бытия присутствия как заботы. В единстве брошенности и беглого, соотв. заступающего бытия к
смерти рождение и смерть присутствиеразмерно «взаимосвязаны». Как забота присутствие есть свое «между».
Конститутивная целость заботы опять же
имеет возможное основание своего единства во временности. Онтологическое прояснение «жизненной взаимосвязи», т.е. специфической протяженности,
подвижности и устойчивости присутствия должно соответственно начинаться в горизонте временного устройства этого сущего. Подвижность экзистенции
не есть движение чего-то наличного. Она получает свою определенность из протяжения присутствия. Специфическую подвижность протяженного
самопротяжения мы называем событием присутствия. Вопрос о «взаимосвязи» присутствия есть онтологическая проблема его события. Высвобождение
структуры события и экзистенциально-временных условий ее возможности означает достижение онтологического понимания историчности.
С анализом
специфической подвижности и устойчивости, свойственных событию присутствия, разыскание возвращается назад к проблеме, которая была затронута
непосредственно перед высветлением временности: к вопросу о постоянстве самости, которую мы определили как кто присутствия . Самостояние
самости есть способ бытия присутствия и основано поэтому в специфическом временении временности. Анализ события подводит к проблемам
тематического исследования временения как такового.
Если вопрос об историчности ведет назад к этим «истокам», то тем самым о месте проблемы
истории уже решено. Его нельзя искать в историографии как науке об истории. Даже когда научно-теоретический способ трактовки проблемы «истории»
полагает целью не только «гносеологическое» (Зиммель) прояснение исторического постижения или логику формирования концепций историографического
описания (Риккерт), но ориентируется также и на «предметную сторону», то и при такой постановке вопроса история в принципе доступна всегда лишь
как объект определенной науки. Основофеномен истории, располагающийся до и в основании возможной историографической тематизации, тем самым
невозвратимо отодвигается в сторону. Как история способна стать возможным предметом историографии, это можно извлечь только из способа бытия
всего исторического, из историчности и ее укоренения во временности.
Если историчность сама подлежит прояснению из временности и исходно из
собственной временности, то в существе этой задачи заложено, что она может разрабатываться только на путях феноменологической конструкции.
Экзистенциально-онтологическое устройство историчности подлежит овладению наперекор затемняющему расхожему толкованию истории присутствия.
Экзистенциальная конструкция историчности имеет свои определенные опоры в расхожей понятности присутствия и руководствуется полученными до сих
пор экзистенциальными структурами.
Разыскание ближайшим образом через характеристику расхожих концепций истории обеспечивает себе ориентировку
относительно моментов, которые обычно считаются существенными для истории. При этом должно стать ясно, что исходно берется как историческое.
Тем самым, намечается место ввода для экспозиции онтологической проблемы историчности.
Путеводную нить для экзистенциальной конструкции
историчности предлагают проведенная интерпретация собственной способности присутствия быть целым и выросший из нее анализ заботы как
временности. Экзистенциальный набросок историчности присутствия лишь обнажает то, что уже скрытно лежит во временении временности. Отвечая
укоренению историчности в заботе присутствие экзистирует всегда как собственно или несобственно историчное. Что под титулом повседневности
стояло для экзистенциальной аналитики присутствия в виду ближайшим горизонтом, проясняется как несобственная историчность присутствия.
К событию
присутствия принадлежит по его сути размыкание и толкование. Из этого бытийного способа сущего, экзистирующего исторично, вырастает
экзистентная возможность выраженного размыкания и осмысления истории. Тематизация, т.е. историографическое размыкание истории есть предпосылка
для возможного «построения исторического мира в науках о духе». Экзистенциальная интерпретация историографии как науки полагает целью
единственно демонстрацию ее онтологического происхождения из историчности присутствия. Лишь отсюда возможно разметить границы, внутри которых
теория науки, ориентирующаяся на фактичное научное производство, сможет подвергать себя непредвиденностям своих проблематизаций.
историчности присутствия пытается показать, что это сущее не потому «временно», что «выступает в истории», но что оно наоборот экзистирует и
способно экзистировать лишь потому что в основании своего бытия оно временно.
Все же присутствие должно называться и «временным» в смысле бытия
«во времени». Фактичное присутствие и без развитой историографии требует и употребляет календарь и часы. Происходящее «с ним» оно ощущает как
события «во времени». Таким же образом процессы неживой и живой природы встречны «во времени». Они внутривременны. Поэтому напрашивалось бы
разбору взаимосвязи между историчностью и временностью предпослать отложенный до следующей главы анализ происхождения «времени»
внутривременности из временности. Но чтобы лишить расхожую характеристику исторического через время внутривременности ее мнимой самопонятности
и исключительности, надо, как того требует и «предметная» взаимосвязь, прежде «дедуцировать» историчность прямо из исходной временности
присутствия. Поскольку же время как внутривременность тоже «идет родом» от временности присутствия, историчность и внутривременность
оказываются равноисходными. Расхожее толкование временного характера истории сохраняет поэтому в своих границах свое право.
Требуется ли после
этого первого обозначения хода онтологической экспозиции историчности из временности еще специального заверения, что нижеследующее разыскание
не держится веры в то, что проблема истории разрешима мановением руки? Скудость имеющихся «категориальных» средств и необеспеченность первичных
онтологических горизонтов становятся тем более гнетущи, чем больше проблема истории доводится до ее исходной укорененности. Нижеследующее
рассмотрение довольствуется указанием на онтологическое место проблемы историчности. По сути речь в последующем анализе идет единственно о том,
чтобы, со своей стороны подготавливая путь, содействовать усвоению исследований Дильтея, которое нынешнему поколению только еще предстоит.
Экспозиция экзистенциальной проблемы историчности, сверх того необходимо ограниченная фундаментально-онтологической направленностью, имеет
следующее членение:
(§ 73 ) расхожая понятность истории и событие присутствия;
(§ 74 ) основоустройство историчности;
(§ 75 ) историчность
(§ 76 ) экзистенциальное происхождение историографии из историчности присутствия;
(§ 77 ) взаимосвязь настоящей
экспозиции проблемы историчности с исследованиями Дильтея и идеями графа Йорка.
§ 73. Расхожая понятность истории и событие присутствия
Ближайшая
цель в том, чтобы найти точку ввода для исходного вопроса о существе истории, т.е. для экзистенциальной конструкции историчности. Эта точка
обозначена тем, что исходно исторично. Рассмотрение начинается поэтому с характеристики того, что в расхожем толковании присутствия
подразумевается выражениями «история» и «исторический». Они многозначны.
Ближе всего лежащая, часто замечаемая, но никак не «случайная»
двузначность термина «история» заявляет о себе в том, что он подразумевает как «историческую действительность» так и возможную науку о ней.
Значение «истории» в смысле исторической науки (историографии) мы пока исключаем.
Среди значений выражения «история», не имеющих в виду ни науку
об истории ни эту последнюю как объект, а само это не обязательно объективируемое сущее, на преимущественное употребление претендует то, в
котором это сущее понято как прошлое. Это значение дает о себе знать в обороте речи: то и то принадлежит уже истории. «Прошло» означает здесь
во-первых: уже не налично, или также: правда еще налично, но без «воздействия» на «современность». Конечно историческое как прошлое имеет и
противоположное значение, когда мы говорим: от истории не уйдешь. Здесь история подразумевает прошедшее , но еще воздействующее. Во всяком
случае, историческое как прошлое понимается в позитивном, соотв. привативном отношении воздействия на «настоящее» в смысле «теперь» и «сегодня»
действенного. «Прошедшее» обладает при этом еще одной примечательной двусмысленностью. Прошлое невозратимо принадлежит более раннему времени,
оно принадлежало к тогдашним событиям и способно тем не менее еще «сегодня» быть в наличии, к примеру остатки греческого храма. «Осколок
прошлого» оказывается с ним еще «настоящим».
Затем, история означает не столько «прошлое» в смысле ушедшего, но происхождение из него. Что
«имеет историю», пребывает во взаимосвязи становления. «Развитие» при этом есть то восхождение то падение. Что таким образом «имеет историю»,
способно вместе с тем таковую «делать». «Делая эпоху», оно «в настоящем» определяет «будущее». История означает здесь «взаимосвязь» событий и
«воздействий», тянущуюся сквозь «прошлое», «настоящее» и «будущее». При этом прошлое не имеет никакого особого преимущества.
История означает
далее целое сущего, изменяющегося «во времени», а именно – в отличие от природы, которая равным образом движется «во времени» – перипетии и
судьбы людей, человеческих союзов и их «культуры». История подразумевает здесь не столько способ бытия, происходящее, сколько сферу сущего,
которая в виду сущностной обусловленности человеческой экзистенции «духом» и «культурой» отличается от природы, хотя последняя тоже известным
образом принадлежит к так понятой истории.
И наконец «историческим» считается традиционное как таковое, будь оно познано историографически или
принято как само собой разумеющееся и в своем истоке потаено.
Если мы соберем названные четыре значения в одно, то получается: история есть
протекающее во времени специфическое событие экзистирующего присутствия, причем так, что «прошедшее» в бытии-друг-с-другом и вместе с тем
«передаваемое по традиции» и продолжающее воздействовать событие считается историей в подчеркнутом смысле.
Все четыре значения имеют взаимосвязь
через то, что отнесены к человеку как «субъекту» свершений. Как надлежит определить событийный характер этих последних? Есть ли событие череда
процессов, попеременное всплывание и исчезание обстоятельств? Каким образом это событие истории принадлежит к присутствию? Присутствие сначала
уже есть фактически «налично», чтобы потом по обстоятельствам попасть «в историю»? Становится ли присутствие историчным лишь через переплетение
с обстоятельствами и происшествиями? Или бытие присутствия только и конституируется через событие, так что лишь поскольку присутствие в своем
бытии исторично, онтологически возможно нечто подобное обстоятельствам, происшествиям и судьбам? Почему во «временной» характеристике
сбывающегося «во времени» присутствия именно прошлое имеет подчеркнутую функцию?
Если история принадлежит к бытию присутствия, а это бытие
основано во временности, то напрашивается начать экзистенциальный анализ историчности с тех черт исторического, которые очевидно имеют
временной смысл. Затем более строгая характеристика примечательного приоритета «прошлого» в концепции истории призвана подготовить экспозицию
основоустройства историчности.
Хранимые в музее древности, домашняя утварь к примеру, принадлежат «прошедшему времени» и все же еще наличны в
«современности». В каком смысле эти средства исторические, когда ведь они еще не ушли? Только в том что они стали предметом историографического
интереса, охраны памятников