Скачать:TXTPDF
Мартин Хайдеггер — Карл Ясперс. Переписка, 1920-1963

Для Гартма-на[59] он был бы удобнее — ведь Кронер прямо в глаза обещал ему в случае приглашения в Марбург ходить на его лекции. Я этого не сделаю, но уже одним «Как» моего присутствия задам ему жару; вместе со мной прибудет ударная группа из 16 человеккое-кто, конечно, неизбежные попутчики, но есть и люди вполне серьезные и дельные.

Как видите, я не намерен становиться чванливым и осторожным профессором, который в своем благополучии будет на все смотреть сквозь пальцы, — иными словами, наша дружба должна теперь конкретизироваться — на это я и намекал, когда писал о «стечении обстоятельств»: одной почтой пришло приглашение в Марбург и знак дружбы от Вас.

Уже без малого год прошел с тех прекрасных дней, которыми я все еще живу, — правда, я до сих пор еще ничего и не напечатал и поневоле терплю, когда на меня показывают как на того, кто ничего не публикует; «Введение»[60] стало книгой, но самое главное — я сам стал увереннее в подлинной конкретной неуверенности; 90 % моих сил уходит на преподавательскую деятельность — в этом семестре я читаю 1 час лекций[61] и веду 3 се-

* Лично (лат.).

** Право на преподавательскую деятельность (лат.).

минара (6 часов), оставляю миру его книги и литературную юз-ню и беру себе молодых людей — «беру» в оборот, крепко, — так, что они целую неделю находятся «под давлением»; один не выдерживает — простейший способ отбора, — другому нужно два-три семестра, пока он поймет, отчего я ничего ему не спускаю — ни лень, ни поверхностность, ни вранье, ни фразерство, в первую очередь «феноменологическое». Вы знаете, я никогда не заставляю делать доклады — только дискуссия, причем не безудержная; в импровизации и диалектические игры я не вступаю, все это требует подготовки, т. е. интенсивных занятий определенными вещами, что далеко не так легко, как написать книгу, и даже не одну. Более всего меня радует, что я могу добиться здесь перемен личным примером и что теперь я свободен. К сожалению, библиотеки в Марбурге очень плохие.

Впрочем, конкретизация нашей дружбы была бы достигнута в том случае, если бы у меня было соответствующее место в Гейцельберге, — основательная перестройка философствования в университетах, т. е. в науках и вместе с ними, никогда не достигается одним только писанием книг. Кто сегодня еще не видит этого и ведет лишь видимость существования в рутине теперешнего [учебного] процесса, не знает, где находится. И чем органичнее, и конкретнее, и незаметнее осуществится этот переворот, тем более необратимым он будет. Для этого необходимо незримое сообществовообще-то сильное слово, слишком похоже на «союз», «кружок» и «направление». Предстоит искоренить идолопоклонство, т. е. раскрыть ужасное и жалкое ремесло различных шаманов от философии, притом при их жизни, чтобы они не думали, будто с ними нам сегодня явилось царствие Божие. Вы, наверное, знаете, что Гуссерль получил приглашение в Берлин;[62] он ведет себя хуже приват-доцента, пугающего должность ординарного профессора с вечным блаженством. Происходящее окутано туманом — прежде всего мнят себя Praeceptor Germaniae, учителем Германии. Гуссерль совершенно расклеился — если когда-либо вообще был «целым», что мне в последнее время представляется все более сомнительным, — мечется туда-сюда, говорит такие тривиальности, что просто жалость берет. Он живет миссией «основоположника феноменологии», хоть никто не знает, что это такое; кто провел здесь один семестр, видит, что происходит, — Гуссерль начинает догадываться, что люди уже не следуют за ним, он, конечно, думает, что это слишком сложно, ведь «математику этического» (новейшее!), разумеется, не понимает никто, хотя он пошел дальше Хайдеггера, о котором он теперь говорит: да, уж конечно, он должен был сразу сам читать лекции и потому не мог посещать мои, а то пошел бы дальше, — и вот это намерено сегодня спасти в Берлине весь мир.

Такая среда изматывает, даже когда полностью от нее отмежевываешься.

Самое большое мое желание сейчаспровести несколько дней у Вас до начала семестра в Марбурге.

И я думаю, оказии для этого будут теперь появляться чаще.

Философствовать будем по-сократовски.

С надежным рукопожатием,

Ваш

Мартин Хайдеггер.

Дружеский привет Вашей жене; моя жена и мальчики сейчас в хижине.

Вопрос с жильем, по-видимому, решится без проблем. Я своевременно объявлюсь.

[17] Мартин Хайдеггер — Карлу Ясперсу

Фрайбург, 2 сент. 23 г.

Дорогой Ясперс!

Завтра еду со старшим сыном на озеро Штарнбергер-Зе, пока не завершится переезд (конец сентября). Оттуда — на несколько дней в родные места, а потом к Вам. Из гейдельбергских дней хочу почерпнуть новый стимул для Марбурга. В ближайшие недели собираюсь работать над лекцией[63], как только буду знать точную дату, заранее Вас извещу. За Вашу дружески предложенную помощь сердечно благодарю. Моя поездка (отвезти детей на время переезда) оплачивается из подъемных — правила довольно либеральны. За «Идею университета»[64] сердечное спасибо. Об этом при встрече.

Сердечный привет от нас всей Вашей семье,

Ваш Мартин Хайдеггер.

Адрес: у проф. Силаши[65]

Фельдафинг под Мюнхеном

[18] Мартин Хайдеггер — Карлу Ясперсу

Фрайбург, 9 окт. 23 г.

Дорогой Ясперс!

К сожалению, вынужден пока отложить свой визит. С обменом жилья ничего не вышло, так как в семье одного из участников кто-то умер. Первоначально нас еще обнадеживали, до конца прошлой недели. Межцу тем тяжело заболел мой отец[66], и мне пришлось на несколько дней съездить домой. А теперь надо спешить в Марбург, искать там комнату. Не очень хорошо, но на первый семестр, возможно, вполне достаточно. Надеюсь, что смогу заехать к Вам на рождественских каникулах.

Излишне говорить Вам, как я радовался, что проведу у Вас денек-другой. То, что хочется сказать, в письмах всегда получается неполным и каким-то «книжным».

Но, может, оно и лучше, если я привезу из Марбурга кое-какие новые впечатления, как раз насчет того, что я хотел с Вами обсудить.

Моя жена останется с детьми здесь и сдаст комнаты внаем, свою библиотеку я тоже пока оставляю — буду снова вести монашеское существование со столом, стулом и кроватью. Если напишете мне в Марбург, я буду очень рад и наверняка найду время ответить.

Сердечные приветы от нас всей Вашей семье,

Ваш Мартин Хайдеггер.

[19] Карл Ясперс — Мартину Хайдеггеру

Гейдельберг, 4.11.23 [почтовый штемпель]

Дорогой Хайдеггер!

Я был несколько разочарован, что вообще вас не увижу; до устного обсуждения было отложено так много всего, а теперь в потоке забвения кое-что затеряется. По поводу иных тезисов Вашего письма, первого после назначения, у меня есть вопросы, касательно некоторых нюансов, — вполне могла бы состояться важная философская дискуссия. Теперь я пуще прежнего робею писать об этом, тем более что моя «Идея университета» — хоть еще и находится по манере и стилю на уровне и в кругу моей «Психологии мировоззрений» — содержит кой-какие высказывания, которые можно считать письмом к Вам. Что ж, надеюсь на следующий раз. Поскольку Вы ничего не пишете и не печатаете, нить слишком тонка, — не то что при встрече, когда Вы можете сами дать ответы и объяснения[67]. Желаю Вам хорошего семестра и плодотворной работы — вот все, что я могу сказать содержательного, покуда размышляя в молчании.

Искренне Ваш Карл Ясперс

[20] Мартин Хайдеггер — Карлу Ясперсу

Марбург, 17 апреля 24 г. Шваналлее, 21

Дорогой мой Ясперс!

На первый взгляд, философствовали мы «меньше», чем во время предыдущей встречи. Но уже само сравнение подобных ситуаций абсурдно, а еще более абсурдно — оценивать их на предмет успехов и неудач. С 23 сентября живу с Вами, уповая, что Вы мой друг. Таково доверие, на котором зиждется все в любви.

Врожденная замкнутость и обстоятельность, вероятно, доставляют Вам как собеседнику изрядные трудности. Но то, что Вы с этим справляетесь — т. е. имеете доверие — и что я имел возможность отчетливо это почувствовать, было самым замечательным переживанием этих дней.

Я живу одиноко — жизнь вместе с женой и детьми есть совершенно иная позитивная возможность. Но для меня как мужчины, которому непременно приходится бороться, дружба — высочайшая возможность, кфсую способен подарить ему другой.

Слова о «боевом содружестве» пришли тогда из моего одиночества. Я думал при этом и о полемике с современностью. Но с тех самых дней я становился все более и более «неполемичным»; не в смысле соглашательства, но в силу растущего понимания, что решающее значение имеет надлежащим образом проделанная позитивная работа. И пробудили это во мне Вы.

За последние «гейдельбергские дни» я Вам особенно благодарен — я захватил их с собой в мою рабочую келью, и они будут сопровождать меня весь семестр. Не пришлете ли мне после праздников Ваш доклад о Канте?[68] Я очень быстро его верну. Вашу «Идею университета» я прочитал еще раз. Когда-нибудь нужно будет «солидарно» высказаться о ней. Но пока я не готов.

Вашу жену я сердечно благодарю за чуткое гостеприимство.

Искренне жму Вашу руку,

Ваш Мартин Хайдеггер.

Необходимую сумму я все-таки достал.

[21] Мартин Хайдеггер — Карлу Ясперсу

Марбург, 2 мая 1924 г.

Дорогой Ясперс!

Сердечное спасибо за Ваше письмо[69]. Второпях только две вещи.

У моего отца случился удар, и жить ему, вероятно, осталось недолго.

На случай, если на обратном пути из Мескирха я не уложусь в один день, хочу попроситься к Вам на ночлег. Кушетка в Вашей комнате на крайний случай вполне подойдет.

И еще: Марсей[70], друг Левита, просил узнать, не согласитесь ли Вы проверить почерк его (больной) матери. Он очень беспокоится за нее и очень верит в Вас. Может быть, в скором времени дадите мне знать?

Сердечный привет,

Ваш

Мартин Хайдеггер.

Сердечный[71] привет Вашей жене.

[22] Мартин Хайдеггер — Карлу Ясперсу

Марбург-на-Лане, 18. VI. 24

Дорогой Ясперс!

Вчера ко мне заходил японец, уже некоторое время работающий у меня, и спросил — будучи уполномочен к этому официально, — не соглашусь ли я поехать на 3 года в Японию.

Японская знать и финансовые тузы основали в Токио институт по изучению европейской культуры, с особым акцентом на гуманитарные науки. Обязанности: еженедельно одна лекция или семинар, а также сотрудничество в ежеквартальном издании. Институт пользуется поддержкой правительства и нацелен на диалог с Европой. Одновременно правительство даст право читать лекции в Токийском университете, где в настоящее время история философии никем не занята.

Годовое жалованье — 10 000 иен (17 000 марок). Переезд с семьей бесплатно. Если я вообще решусь ехать, то лишь наведя подробные справки и после выхода моего «Аристотеля». Преимущества таковы: расширение горизонта, возможность спокойной работы, деньги на строительство дома по возвращении. И все же я не уверен, нужна ли мне такая экскурсия и следует ли на нее пойти.

Кстати, осуществить это не составило бы труда. Моя жена была бы в полном восторге, а значит, встретила бы эту затею с готовностью.

1. Можете ли Вы дать мне совет?

2.

Скачать:TXTPDF

Мартин Хайдеггер - Карл Ясперс. Переписка, 1920-1963 Хайдеггер читать, Мартин Хайдеггер - Карл Ясперс. Переписка, 1920-1963 Хайдеггер читать бесплатно, Мартин Хайдеггер - Карл Ясперс. Переписка, 1920-1963 Хайдеггер читать онлайн