Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Мартин Хайдеггер — Карл Ясперс. Переписка, 1920-1963

Universitat Basel) // Die Wandlung 3/1948, S. 721–733.

373. Курциус Эрнст Роберт (Curtius, Ernst Robert; 1886–1956) — романист в Марбурге, Гейдельберге и Бонне. Опубликовал в т. ч.: Europaische Literatur und lateinsches Mittelalter, Bern 1948; Kritische Essays zur europaischen Literatur, Bern 1950. Пользовался большим авторитетом в кругах романистов. Намек Хайдеггера относится к трем памфлетам Курциуса, направленным против критики Гете Яс-персом: «Goethe oder Jaspers?» // Die Tat, 2.4.1949; «Darf man Jaspers angreifen?» // Rhein-Neckar-Zeitung, 17. 5.1949; «Goethe, Jaspers, Curtius» // Die Zeit, 2.7.1949.

374. Лукач Дьёрдь (Lukacs, Gyorgy; 1885–1971) — венгерский философ, марксист, профессор в Будапеште, активно участвовал в политике. Работы: Geschichte und Klassenbewu?tsein, Berlin 1923; Яростно критиковал Хайдеггера после войны в статье: Heidegger redivivus // Sinn und Form, Jg. l, H. 3,1949, S. 37–62.

375. Лессинг о ветряных мельницах: Hamburger Dramaturgie, 77. Stuck (Bd. 5, S. 223 в издании: Petersen/Olshausen, Berlin, Leipzig, Wien u. Stuttgart

1925): «И вольно господам ссориться; их воображение превращает ветряные мельницы в великанов».

376. Сяо Пауль Ши-и (Hsiao, Paul Shih-Yi; 1911–1986) — работал над Гердеровской энциклопедией и посещал лекции Хайдеггера 40-х гг.; с 1974 г. до своей смерти — профессор университета Фу-йен в Тайбэе.

377. GA Bd. 54: Parmenides. Hrsg. von Manfred S. Frings, Frankfurt a. M. 1982, а также: GA Bd. 55: Heraklit. Hrsg. von Manfied S. Frings, Frankfurt a. M., 2. durchges. Aufl. 1987.

378. Platons Lehre von der Wahrheit Mit einem Brief uber den «Humanismus», Bern 1974 (а также: GA Bd. 9: Wegmaricen. Hrsg. von F.-W. v. Herrmann, Frankfurt a. M. 1976, S. 203–238; 313–364.

379. Ср. письмо [129] от 5.7.1949 Хайдеггера Ясперсу.

380. В заключение своей критики Лукач упрекает Хайдеггера, что тот остается под властью «общей картины мира экзистенциализма», «из которого Сартр и его ученики судорожно ищут путь в социальную реальность, картины, в которую Ясперс в тщеславном самолюбовании погружается» (Georg Lukacs: Heidegger redivivus, a. а. О., S. 61). — Более подробное сравнение отсутствует.

381. С. И. Тюльпанов возглавлял в 1945–1949 гг. информационное управление советской военной администрации в Германии. Его задачей было представлять интересы Советского Союза в политической жизни советской зоны оккупации. Его ведомство фактически осуществляло цензуру прессы, радио и культурной жизни. — Замечание о личных нападках, возможно, относится к Jvfe 7 (за июль 1949 г.) журнала «Айнхайт» («Einheit» — «Теоретический журнал научного социализма», орган правления Социалистической единой партии), где (с. 664 слл.) опубликована заметка под заголовком «Идеологическое наступление» («Ideologische Offensive»). Там есть, в частности, такие слова: «…инициативный комитет советских и немецких товарищей постановил по случаю 40-летия выхо-

да в свет работы Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» пригласить широкие круги общественности на пятидневную философскую дискуссию в Дом советской культуры… По сути своей это мероприятие было решительным наступлением диалектического материализма по всему фронту против одной из наиболее реакционных форм современного идеализма. После введения тов. проф. Тюльпанова, изложившего боевую программу конференции… тов. д-р Георг Менде и проф. Петер Штайнигер охарактеризовали экзистенциалистскую философию страха, свойственную утратившей почву мелкой буржуазии (первый — в ее немецких, второй — во французских разновидностях)…» — [Эта информация была получена издателем от д-ра Винсента фон Вроблевски (Vincent von Wro-blewsky) из Восточного Берлина.]

382. Jaspers K., Die Idee der Universitat, Berlin u. Heidelberg 1946 (Schriften der Universitat Heidelberg, H. 1).

383. Речь, вероятно, идет о романисте Вернере Крауссе (род. 1900), соиздателе журнала «Вандлунг», который в 1947 г. обосновался в Лейпциге и Берлине.

384. По окончании нескольких докладов первого Женевского международного совещания (Rencontres Internationales de Geneve) в 1946 г. состоялась дискуссия между Лукачем и Ясперсом, и не одна. См.: Benda et al., L’Esprit Europeen. Textes in-extenso des Conferences et des entretiens organises par les Rencontres Internationales de Geneve Neuchatel 1946, p. 198 ff., 249 ff., 325 ff.

385. Ср.: Jaspers K., Heidelberger Erinnerungen // Heidelberger Jahrbucher V. Hrsg. von der Universitats-Gesellschaft Heidelberg, Berlin, Gottingen, Heidelberg 1961, S. 1-10, особенно S. 5.

386. Ср.: Heidegger M., Uber den Humanismus, Frankfurt a. M. 1949, S. 22 ff.

387. Ср., в частности, гл. V в «Weltgeschichtliche Betrachtungen» Якоба Буркхардта, озаглавленную «Индивидуум и всеобщее. (Историческое величие)» — «Das Individuum und das Allgemeine. (Die historische Gro?e)».

388. Jaspers K., Vom europaischen Geist. Vortrag, gehalten bei den Rencontres Internationales de Geneve September 1946, Munchen 1947.

389. Jaspers K, Vom Ursprung und Ziel der Geschichte, Zurich (Artemis) 1949 und Munchen (Pieper) 1949.

390. Vom Ursprung und Ziel der Geschichte, ed. Zurich, S. 126 ff.

391. A.a.O.S. 108ff.

392. Имеется в виду Верхний Энгадин, где начиная с 1879 г. Ницше часто проводил летние месяцы.

393. Намек на книгу Франца Йозефа Брехта (Franz Josef Brecht), вышедшую в Германии в 1948 г., а год спустя — в Базеле («Schicksal und Auftrag des Menschen. Philosophische Interpretationen zu Rainer Maria Rilkes Duineser Elegien»). Через базельское издательство Брехт послал экземпляр Ясперсу.

394. Bollnow O.F., Existenzphilosophie // Systematische Philosophie. Hrsg. von Nicolai Hartmann, Stuttgart u. Berlin 1942, S. 313–430, особенно S. 382.

395. Jaspers K.y Vom Ursprung und Ziel der Geschichte, Zurich u. Munchen 1949; Vom europaischen Geist. Vortrag, gehalten bei den Rencontres Internationales de Geneve September 1946, Munchen 1947.

396. Мартину Хайдеггеру — Сердечно, К. Я.

397. Ср.: Vom Ursprung und Ziel der Geschichte, Zurich u. Munchen 1949, S. 18 ff.

398. О «сущности техники» ср.: «Письмо о гуманизме» (Brief uber den Humanismus in: GA Bd. 9: Wegmarken. Hrsg. von F.-W. v. Herrmann, Frankfurt a. M. 1976, S. 340 ff.

399. 26.9.1949.

400. Кэте Викториус (Kathe Victorius), бывшей ученице Хайдеггера, Яс-перс 26. 3. 1949 написал письмо о Хайдеггере, которое проясняет

его отношение к Хайдеггеру. Процитируем следующий пассаж, касающийся Хайдегтера: «Предисловие * Хайдеггера я прочитал сразу. С печальным воспоминанием: все тот же порыв к решающему в философствовании, который я почувствовал в нем почти 30 лет тому назад. Однако сейчас читаешь это предисловие не без легкого неудовольствия, по крайней мере я не мог от этого отделаться. По сравнению с прежними годами два изменения: ранее он «обходил» «Бытие и время», не читая по нему лекции, теперь же эта работа рассматривается как каноническая книга, интерпретируется, защищается от непонимания, — и тогда он более чем когда-либо рассыпается в «разговорах о…», которые так резко отвергал, — вместо того чтобы осуществлять это мышление. Это — пробуждение ожиданий, которые не сбываются. Юношеское обещание, которое человек все еще дает, хотя давно уже не юн. — Но главное сохраняется: он касается сущностного. На этом пути важно яснее очертить «представление» и «память» («Andenken»), — слова, которыми он обозначает различие между «метафизикой» и подлинной философией. На сей счет давно уже высказаны куда более глубокие соображения — например, у Шеллинга. Я желал бы, чтобы Хайдег-гер опубликовал свои более обширные рукописи — тогда стало бы ясно, в чем дело. Но и теперь, как прежде, я рад: есть человек, который знает нечто такое, о чем ныне догадываются лишь немногие или не догадывается вообще никто. При всех глубоких различиях, еюгрлрс^вр всей причудливости его дикции, звучит для меня вшшнедр^ественно. Если он прав в том, что философствование такого рода «свершается», а не просто мыслится как «вещь» (eine Sache) — и в этом я целиком и полностью с ним согласен, — то оно должно проявляться также и в личных делах, и в поведении. Я не имею в виду давней чепухи вроде «жить согласно своему учению»,

«Имеется в виду Введение к 5-му изданию (Frankfurt a. M. 1949) «Что такое метафизика?» («Was ist Metaphysik?»).

я говорю о соответствии уровню. Когда мы доказываем или опровергаем наше дело не научно убедительными аргументами, но самой нашей сущностью, тогда оно становится человеческим языком, неотделимым от живого философствования».

401. Прим. Ясперса к письму [136] от 23.11.1949: «ответил сразу, кроме того, написал Телленбаху».

402. Der Feldweg, Frankfurt a. M. 1949 (8, —1986)*.

403. Holzwege, Frankfurt a. M. 1950 (6, — 1980), а также в: GA Bd. 5. Hrsg. von F.-W. v. Herrmann, Frankfurt a. M. 1977.

404. Речь идет об «инициативе» Герда Телленбаха, ректора Фрайбургского университета, с целью восстановить Хайдеггера в должности. Яс-перс написал по этому поводу письмо, на которое ссылается в неотправленном письме от 1. 3.48 (прим. 349).

405. Экземпляр надписан: «С сердечным приветом Карлу Ясперсу. Мартин Хайдеггер. Ноябрь 1949».

406. Huhnerfeld Р., Philosophen pragen das Bild der Zeit. Sartre und Jaspers in neuen Buchern (S. 9). В этой статье Хюнерфельд рецензировал работу Ясперса «Vom Ursprung und Ziel der Geschichte», одновременно опубликованную в Мюнхене и Цюрихе».

407. Речь идет о следующем фрагменте: «Вопрос об истории в целом, однако, еще ждет окончательного ответа. Но уже сам вопрос, а так-

‘Русск. перев.: Проселок/Перев. Ал. В. Михайлова // Мартин Хайдеггер. Работы и размышления разных лет. М., 1994.

» Русск. перев.: Истоки истории и ее цель / Перев. М. И. Левиной // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994. С. 28–286.

же попытки ответить на него помогают нам избежать скороспелых заключений мнимого знания, которое тотчас исчезает; склонности к схватыванию собственной эпохи, которую так легко оклеветать; объявлений о всеобщей несостоятельности, звучащих сегодня уже чуть ли не старомодно; претензий найти нечто совершенно новое, основополагающее, что непременно должно нас спасти и отныне противопоставляется всему развитию от Платона до Гегеля или Ницше. Значение собственного мышления при скудости содержания странным образом завышается (подделываясь под экстремальную, но обоснованную позицию Ницше). Однако торжественное «Нет» и заклинание Ничто не суть самостоятельная действительность. На ощущении победы можно вести видимость духовной жизни лишь до тех пор, пока не будет растрачен весь капитал».

408. «Базель, 2 декабря 1949 г.

Глубокоуважаемая редакция!

В выпуске «Цайт» от 1 декабря 1949 г. Пауль Хюнерфельд рецензирует мою книгу «Истоки истории и ее цель». Он говорит о двух недостатках… «второй вызывает еще большие сомнения; он состоит в злобных нападках на Хайдеггера (без упоминания имени) и называет его мышление мышлением со скудным содержанием». Я заявляю, что в этой книге я нигде о Хайдеггере не говорю.

Но как стало возможным подобное — очевидно, искреннее — заблуждение? Мне было трудно отыскать приводимое место, поскольку цитировались лишь слова «мышление со скудным содержанием». Абзац, в котором они находятся, характеризует позицию «Нет» по отношению к эпохе, причем эта позиция сопряжена с повышенным сознанием новооснования. Такая характеристика основана на наблюдениях, дополняет их фантазией, отметает то, что в нее не вписывается, и тогда становится по своему смыслу не категорией, в которую попадает человек, а идеальным типом, с которым можно со-

поставить отдельных людей и с которым каждый может сопоставить сам

Скачать:TXTPDF

Мартин Хайдеггер - Карл Ясперс. Переписка, 1920-1963 Хайдеггер читать, Мартин Хайдеггер - Карл Ясперс. Переписка, 1920-1963 Хайдеггер читать бесплатно, Мартин Хайдеггер - Карл Ясперс. Переписка, 1920-1963 Хайдеггер читать онлайн