Скачать:TXTPDF
Мартин Хайдеггер — Карл Ясперс. Переписка, 1920-1963

Wissensformen und die Gesellschaft», Leipzig 1926, и др. Хайдеггер посвятил Шелеру работу: «Kant und das Problem der Metaphysik», Bonn 1929. (Frankfurt a. M., 4.1973)*. Русск. перев.: «Кант и проблема метафизики» / Перев. О. В. Никифорова. М., 1997.

[41]

Семинар по Аристотелю: «Никомахова этика».

[42]

УЯсперса: «М.Х. иК.ЯЛ

[43]

Вебер Макс (Weber, Max; 1864–1920) — историк, специалист в области политэкономии и социологии; оказал устойчивое влияние на Яс-перса, считавшего его наиболее значимой фигурой современной ему немецкой духовной жизни.

[44]

Ратенау Вальтер (Rathenau, Walther; 1867–1922) — еврейский предприниматель и политик, в 1922 г. — министр иностранных дел; застрелен 24.6.1922 на пути в министерство. Ратенау оставил многотомное литературное наследие, в центре внимания которого были поиски «новой» экономики и нового государственного и общественного строя, альтернативного капиталистической и социалистической моделям.

[45]

Вебер и Ратенау, вероятно, рассматриваются Ясперсом как гетерогенные духовные фигуры: национально ориентированный, но никогда не занимавший политических постов Макс Вебер — и Вальтер Ратенау, занимавший высокие посты, «политик у власти», проклинаемый в националистических и антисемитских кругах.

[46]

Венде Эрих (Wende, Erich; 1884–1966) — в 1913–1933 гг. занимался в прусском министерстве по делам культов главным образом университетскими делами и созданием педагогических академий; дослужился до министериальдиректора*.

[47]

Беккер Карл Генрих (Becker, Carl Heinrich; 1876–1933) — ориенталист и прусский политик, с 1916 г. — в прусском министерстве по делам культов, в 1921 г. и в 1925–1930 гг. — министр по делам культов. Он неизменно способствовал реформе высшей школы, был основателем первых педагогических академий и Немецкой писательской академии.

[48]

В летнем семестре 1922 г. Ясперс читал курс лекций по истории новейшей философии.

[49]

Овербек Франц (Oveibeck, Franz; 1837–1905) — протестантский богослов; в 1870–1897 гг. — профессор по Новому Завету и древней истории церкви (Базель); дружил с Ницше. Речь идет об изданной Карлом Альбрехтом Бернулли книге «Christentum und Kultur. Gedanken und Anmerkungen zur modernen Theologie von Franz Oveibeck», Basel 1919.

[50]

«Allgemeine Psychopathologie», Berlin, 3, — 1923.

[51]

Вальтер Герда (Walther, Gerda; 1897–1977) — ученица Гуссерля и Пфендера (Pfander). Работы: «Zur Ontologie der sozialen Gemeinschaften» // Jahrb. fur Philosophie und phanomenologische Forschung, Bd. IV, Halle a. d. S. 1923. — Позднее пыталась применить феноменологию также и к области мистического.

[52]

Хух Рикарда (Huch, Ricarda; 1864–1947) — историк, романистка и поэтесса; в 1933 г. в знак протеста против национал-социализма вышла из Прусской академии искусств. Работы: «Der gro?e Krieg in Deutschland», Leipzig 1912–1914, 3 Bde; «Die Romantik», Leipzig 1899–1902,2 Bde.

[53]

Конрад-Мартиус Хедвиг (Conrad-Martius, Hedwig; 1888–1966) — представительница гёттингенской школы феноменологии; занималась исследованием законов бытия и сущности, проблемой реальности. Работы: «Realontologie» // Jahrb. ftir Philosophie und phanomenologische Forschung, Bd. VI, Halle a. d. S. 1923; «Farben» // Husserl-Festschrift, Halle a. d. S. 1929; «Der Selbstaufbau der Natur», Hamburg 1944; «Die Zeit», Munchen 1954.

[54]

См. письмо [7] Ясперса к Хайдегтеру от 1. 8. 1921.

[55]

Онкен Герман (Oncken, Hermann; 1869–1945) — историк; как и Яс-перс, родом из Ольденбурга. Профессор в Чикаго (1905–1906), Ги-сене (1906), Гейдельберге (1907–1923, по специальности новейшая история), Мюнхене (1923) и Берлине (1928–1935), где досрочно вышел на пенсию. Онкен стремился сделать политическую историю более фактологической, избегая метафизических интерпретаций.

[56]

По поводу приглашений в университеты Киля и Грайфсвальда в 1921 г.

[57]

Курциус Людвиг (Curtius, Ludwig; 1874–1954) — специалист по классической археологии, профессор в Эрлангене и Фрайбурге-им-Брай-сгау, в 1920–1928 гг. преподавал в Гейдельберге и затем был назначен первым директором Археологического института в Риме. Считается одним из крупнейших представителей герменевтического подхода в археологии. Об отношениях Курциуса с Ясперсом, с которым он был тесно дружен, см: Curtius L, «Deutsche und antike Welt. Lebenserinnerungen», Stuttgart 1950, S. 365 ff.

[58]

Рихтер Вернер (Richter, Werner; 1887–1960) — германист и политик, область интересов: проблемы культуры. В 1925–1932 гг. — министе-риальдиректор в прусском министерстве науки, искусства и народного образования.

[59]

Гартман Николай (Hartmann, Nicolai; 1882–1950) — профессор в Марбурге, Кёльне, Берлине, Гётгингене. Близок к марбургской школе; предложил новый вариант онтологии: «Grundzuge einer Metaphysik der Erkenntnis», Berlin/Leipzig, 2. erganzte Aufl. 1925; «Zur Grundlegung der Ontologie», Meisenheim 3.1948; «Moglichkeit und Wirklichkeit», Berlin 1938; «Der Aufbau der realen Welt», Meisenheim 2. 1949. В своей материальной этике ценностей находился под влиянием Шелера, см.: «Ethik», Berlin 3.1949.

[60]

Неясно, к чему относится это замечание*.

[61]

Под заглавием «Онтология» Хайдеггер читал об аристотелевской «Герменевтике фактичности» (Теперь в: G A Bd. 63, Hrsg. v. Kate Brocker-Oltmanns, Frankfurt a.M. 1988). На семинаре для начинающих рассматривались Гуссерлевы «Логические исследования», т. II (Husserl, «Logische Untersuchungen», Bd. II; вероятно, VI исследование), на коллоквиуме (совместно с Эббингаузом) речь шла об избранных местах работы Канта «Религия в пределах только разума» («Die Religion innerhalb der Grenzen der bloben Vernunft»).

[62]

4 июля 1923 г. Гуссерль получил приглашение в Берлин на кафедру Эрнста Трёльча (Ernst Troeltsch)**.

[63]

«Der Beginn der neuzeitlichen Pliilosophie (Descartes-Interpretation)» — «Начало философии нового времени (интерпретация Декарта)». Лекция зимнего семестра 1923/24 г. в: GA Bd. 17, hrsg. von F.-W. v. Herrmann»*.

[64]

Работа Ясперса: «Die Idee der Universitat», Berlin 1923.

[65]

Силаши Вильгельм (Szilasi, Wilhelm; 1889–1966) — ученик Гуссерля, был дружен с Хайдеггером. После запрета Хайде1теру на преподавание он с 1947 г. замещал Хайдеггера на кафедре. Работы: «Macht und Ohnmacht des Geistes», Bern 1946; «Einfuhrung in die Phanomenologie Husserls», Tubingen 1959.

[66]

Хайдеггер Фридрих (Heidegger, Friedrich; 1851–1924) — ризничий и бондарь в Мескирхе.

[67]

В связи с «Идеей университета» у Ясперса было, по-видимому, первое временное омрачение дружбы с Хайдеггером. См.: «Philosophische Autobiographie», a. a. O., S. 97.

[68]

Доклад Ясперса о Канте на торжествах в Гейдельберге по случаю 200-летия со дня рождения Канта.

[69]

В архиве отсутствует.

[70]

Марсей Вальтер (Marseille, Walther) в 1926 г. защитил под руководством Хайдеггера докторскую диссертацию.

[71]

У Хайдеггера: «серд.».

[72]

Ледерер Эмиль (Lederer, Emil; 1882–1939) — экономист, в 1918–1931 гг. — профессор национальной экономии в Гейдельберге, затемпрофессор общественно-политических наук в Берлине; в 1933 г. эмигрировал в Нью-Йорк, где стал профессором в Новой школе социальных исследований (New School for Social Research).

[73]

Хайс Роберт (Heib, Robert; 1903–1974) — ученик Хайдеггера, позднее — профессор психологии во Фрайбурге-им-Брайсгау. Работы: «Logik des Widerspruchs», Berlin u. Leipzig 1932; «Der Gang des Geistes», Bern 1948; «Die gro?en Dialektiker des 19. Jahrhunderts: Hegel, Kierkegaard, Marx», Koln u. Berlin 1963.

[74]

Бультман Рудольф (Bultmann, Rudolf; 1884–1976) — профессор теологии в Марбурге; поборник демифологизации. Опубликовал в т. ч.: «Offenbarung und Heilsgeschehen», Munchen 1941; «Das Evangelium des Johannes», Gottingen 10.1941; «Glauben und Verstehen», Tubingen, Bd. I 1933; Bd. II1952; Bd. III1960; Bd. IV1965. — В Марбурге завязалась прочная дружба с Хайдеггером.

[75]

В архивах не найдено.

[76]

Речь идет о серии публикаций «Философские исследования» («Philosophische Forschungen») у Юлиуса Шпрингера в Берлине, которую Ясперс издавал как серию диссертаций своих учеников. В1925 г. вышли две первые книги из этой серии.

[77]

«Prolegomena zur Geschichte des Zeitbegrifis», теперь в: GA Bd. 20, hrsg. von Petra Jaeger. Frankfurt a. M., 2. durchges. Aufl. 1988′.

[78]

Йенш Эрих Рудольф (Jaensch, Erich Rudolf; 1883–1940) — профессор в Марбурге. Основная область интересов: психология восприятия (эйдетика).

«Русск. перев.: Пролегомены к истории понятия времени/ Перев. Е.В. Борисова. Томск, 1998.

[79]

Николай Гартман принял в 1925 г. приглашение в Кёльн.

К плану предоставить Хайдеггеру место ординарного профессора, освобождаемое Гартманом, следующие детали. В протоколе от 24 июня 1925 г. 2-го заседания комиссии по определению кандидатов на освобождающуюся вакансию имеется следующая запись: «Ведекинд (Wedekind) спрашивает, какие труды Хайдеггера имеются в опубликованном виде. Гартман отвечает, что имеется новая, совершенно выдающаяся работа Хайдеггера, которая, правда, так же, как и его более ранний труд [по Аристотелю], еще не напечатана». 5 августа философский факультет Марбургского университета предлагает прусскому министру по делам культов первым в списке кандидатов на место Николая Гартмана Мартина Хайдеггера. 8 января 1926 г. министр К.-Г. Беккер (С. H. Becker) пишет в Мар-бурп «При всем признании преподавательских успехов профессора Хайдеггера мне все же представляется невозможным предоставить ему место полного профессора кафедры философии, имеющей столь большое историческое значение, пока выдающиеся литературные достижения не найдут особого признания коллег по специальности, которого требует такое назначение». 18 июля философский факультет вновь пишет в берлинское министерство, выражая «просьбу к г-ну министру назначить профессора Хайдеггера, помещенного в списке от 5.8.1925 на первом месте. Факультет считает такую просьбу оправданной, поскольку за это время г-н Хайдеггер довел свою работу «Бытие и время» до печати. Оттиски этой работы в двух экземплярах прилагаются к данному ходатайству». 25 ноября министр вновь отклоняет предложение, отсылая обратно и оттиски.

После повторных усилий факультета Хайдеггер 19. X. 27 получает место ординарного профессора (см. письмо [49]). Эти детали любезно предоставил Тед Кизиль (Ted Kisiel), обнаруживший документы.

[80]

Кассирер Эрнст (Cassirer, Ernst; 1874–1945) — философ; в 1919— \ 1933 гг. — профессор в Гамбурге, затемэмиграция в различных европейских странах, а в 1941 г. — в США. Опубликовал в т. ч.: «Philosophie der symbolischen Formen», Berlin 1923–1929, 3 Bde; «Substanzbegriff und FunktionsbegrifT, Berlin 1910*; «Das Erkenntnisproblem in der Philosophie und Wissenschaft der neueren Zeit», Berlin 1906–1920,3 Bde.

[81]

Вундг Макс (Wundt, Max; 1876–1963) — философ, профессор в Тюбингене с 1929 г. Работы по немецкому идеализму и немецкой философии.

[82]

Баух Бруно (Bauch, Bruno; 1877–1942) — философ, профессор в Йене. Главная область исследований: теория культуры.

[83]

Шольц Генрих (Scholz, Heinrich; 1884–1956) — теолог и философ; в 1918–1928 гг. — профессор философии в Киле, затем в Мюнстере. Представитель логистики. Работы: «Grundzuge der mathematischen Logik», Berlin, Gottingen, Heidelberg 1961 (совместно с Г. Хазенъйе-гером).

[84]

Гофман Эрнст (Hoffmann, Ernst; 1880–1952) — профессор античной философии в Гейдельберге.

[85]

Небель Герхард (Nebel, Gerhard; 1903–1974) — ученик Хайдеггера, эссеист. Опубликовал в т. ч.: «Griechischer Ursprung», Wuppertal 1948; «Die Not der Gotter», Hamburg 1957; «Orte und Feste», Hamburg 1962.

[86]

Франк Эрих (Frank, Erich; 1883–1949) — философ, первоначально изучал историю и классическую филологию, а затем, с 1907 г., в Гейдельберге, обратился к философии. Находился сначала под влиянием Генриха Риккерга и Вильгельма Виндельбанда, под руководством которого защитил работу о Канте, затем все больше испытывал влияние экзистенциальной философии; в 1923 г. защитился под руководством Ясперса (тема исследования: «Платон и так называемые пифагорейцы. Глава из истории немецкого духа» — «Plato und die sogenannten Pythagoreer. Ein Kapitel aus der Geschichte des griechischen Geistes», Halle a. d. S. 1923; в 1927 г. стал внештатным профессором в Гейдельберге, а в 1928 г. — ординарным профессором в Марбурге; в 1939 г. эмигрировал в США, где преподавал в различных университетах. О его оценке философии Ясперса см.: Frank E., «Wissen, Wollen, Glauben. Gesammelte Aufsatze zur Philosophiegeschichte und Existentialphilosophie», Zurich und Stuttgart 1955, S. 269–288.

[87]

Ebbinghaus /., «Kantinterpretation und Kantkritik» // Deutsche Vierteljahresschrift fur Literaturwissenschaft und Geistesgeschichte, Bd. II, H. l, 1924, S. 80-115.

Эббингауз

Скачать:TXTPDF

Мартин Хайдеггер - Карл Ясперс. Переписка, 1920-1963 Хайдеггер читать, Мартин Хайдеггер - Карл Ясперс. Переписка, 1920-1963 Хайдеггер читать бесплатно, Мартин Хайдеггер - Карл Ясперс. Переписка, 1920-1963 Хайдеггер читать онлайн