Кемпф, скончалась «после долгой мучительной болезни».
[146]
Ср. прим. 139 к письму [43].
[147]
Ср. прим. 108 к письму [32].
[148]
Гертруда Ясперс предприняла эту поездку вместе с Марианной Ве-бер.
[149]
Майер Давид (Mayer, David; 1834–1929) — коммерсант; овдовев, жил в Пренцлау.
[150]
Майер Додо (Mayer, Dodo), в замужестве Зингер (Singer) — дочь брата Гертруды Ясперс, Артура Майера (Arthur Mayer).
[151]
Работа над «Философией».
[152]
Ср. более позднее высказывание Ясперса из его «Философской автобиографии» (а. а. О., S. 98 ff.): «Появление работы Хайдеггера «Бытие и время» (1927), хоть я тогда не разглядел этого по-настоящему, не привело к углублению наших отношений, но сделало их скорее более поверхностными. Я реагировал, как и за несколько лет до того на его критику моей «Психологии мировоззрений», не особенно заинтересованно. Уже в 1922 году Хайдеггер читал мне отдельные страницы из своей рукописи. Для меня это было непонятно. Я настаивал на естественном способе выражения. Временами Хайдеггер позднее говорил: он, мол, уже продвинулся намного вперед, наброски тех лет уже серьезно переделаны, что-нибудь получится. О содержании вышедшей в 1927 году книги я прежде ничего не знал. И вот я увидел работу, которая с первых же страниц производила впечатление интенсивностью исследования, конструктивностью понятий, меткостью и новизной языка, часто многое проясняющего. Однако, несмотря на блеск мощного анализа, она не казалась мне полезной для того, к чему стремился в философии я. Я радовался успеху человека, с которым был близок, но читать эту работу мне не хотелось, я то и дело застревал, потому что стиль, содержание и образ мысли были мне чужды. Я не воспринял книгу и как нечто, против чего должна быть направлена моя мысль, с чем я должен спорить. В отличие от бесед с Хайдеггером, она не давала мне никакого импульса.
Хайдеггер был, наверное, разочарован. Я, как старший, целиком занятый своей философской работой, не удосужился основательно прочитать и дать критику [его текста], как он, еще молодым человеком, сделал это по отношению к моей «Психологии мировоззрений», выявляя на этой критике свое мышление. Вот почему Хайдеггер, в свою очередь, не испытывал настоящего интереса ко всем моим более поздним публикациям».
[153]
[154]
Относится к тогдашней структуре «Философии».
[155]
На зимний семестр 1927/28 г. была определена тема: «Метафизика. (Ее история и современная истина)» — «Metaphysik. (Ihre Geschichte und gegenwartige Wahrheit)».
[156]
GA Bd. 25: Phanomenologische Interpretation von Kants Kritik der reinen Vernunft. Hrsg. von Ingtraud Gorland, Frankfurt a. M. 27, — 1987.
[157]
Назначение на должность ординарного профессора кафедры философии в Марбурге Хайдеггер получил 19.10.1927. Факультет не согласился с отклонением кандидатуры прусским министерством по делам культов и повторно выдвинул Хайдеггера.
[158]
Saldi «Maria, «Hegels Shakespeare-Interpretation», Berlin 1927. (Издано Ясперсом в серии: Philosophische Forschungen. H. 5.)
[159]
Зальдитг Мария (Saldi«, Maria; род. 1899) — в 1920–1924 гг. изучала философию в университетах Фрайбурга, Вюрцбурга, Мюнхена и Гей-дельберга, в 1924–1926 гг. — филологию и социологию в США. Защитилась в 1927 г. у Ясперса, написав работу о гегелевской интерпретации Шекспира. В 1927–1929 гг. — преподавательская деятельность в США. С 1930 г. — преподавание в различных средних школах Германии. — М. Зальдитт была близким другом семьи Ясперс, особенно во времена национал-социализма.
[160]
Подразумевается текст «Философии».
[161]
Манке Дитрих (Mahnke, Dietrich), рец. на: Dilthey W., Gesammelte Schriften, Bd. 7 // Literarische Berichte aus dem Gebiete der Philosophie. Das umfassende Literaturblatt fur Wissenschaft und allgemeines Geistesleben. Hrsg. von A Hoffinann-Enurt, H. 15/16, Erfurt 1928, S. 34–39. (Множественное число у Ясперса, вероятно, подразумевает, что в 7-м томе собраны различные произведения Дильтея и все они обсуждаются Манке.)
[162]
Завершая свой обзор, Манке говорит, что «недавно разработанная Мартином Хайдеггером «герменевтическая феноменология»» «неожиданным образом» подтверждает чрезвычайную актуальность и перспективную значимость систематических работ Дильтея. Благодаря синтезу Дильтея и Гуссерля станет возможно «более полно реализовать интенции «Феноменологии духа» Гегеля и благодаря имманентной интерпретации психологических и духовно-исторических данностей дать систематическую онтологию истинной, исторически живой действительности…» (S. 38 ff).
[163]
Грасси Эрнесто (Grassi, Ernesto; род. 1902 г.) — философ культуры; с 1937 г. — профессор философии во Фрайбурге-им-Брайсгау, с 1938 г. — в Берлине, с 1948 г. — в Мюнхене, где руководил семинаром по фи-
лософии и духовной истории гуманизма. Основные темы его исторических исследований: античность, Возрождение. Грасси был также издателем нескольких научных серий.
[164]
GA Bd. 26: Metaphysische Anfangsgrunde der Logik. Hrsg. von Klaus Held, Frankfurt a.M. 1978.
[165]
Вебер Альфред (Weber, Alfred; 1868–1958) — социолог, профессор в Гейдельберге; создатель социологии культуры. Основные работы: Kulturgeschichte als Kultursoziologie, Leiden 1935; Prinzipien der Geschichts- und Kultursoziologie, Munchen 1951.
[166]
Зингер Курт (Singer, Kurt; 1885–1962) — в те годы приват-доцент по национальной экономии и социологии в Гамбурге; в годы Третьего рейха эмигрировал в Японию и Австралию.
[167]
Singer K., Das Geld als Zeichen, 1920.
[168]
Кнапп Георг Фридрих (Knapp, Georg Friedrich; 1842–1926) — экономист, приверженец новой исторической школы в экономике, профессор в Лейпциге (1867–1879) и Страсбурге (1874–1919).
[169]
Wirtschaftsdienst. Kriegswirtschaftliche Mitteilungen uber das Ausland. Hrsg. von der Zentralstelle des Hamburgischen Kolonialinstituts, 1916–1943.
[170]
Singer K., Platon der Grunder, Munchen 1927.
[171]
ЭккардтХанс Феликс фон (Eckardt, Hans Felix von; 1890–1957) — с 1927 г. профессор в Гейдельберге; в 1933 г. уволен, в 1946 г. возобновил работу в качестве профессора социологии.
[172]
Зальц Артур (Salz, Arthur; 1881–1963) — с 1917 г. профессор национальной экономии, истории экономики и социологии в Гейдельберге; в 1933 г. уволен, затем эмигрировал в Англию.
[173]
Гундольф Фрвдрих (Gundolf, Friedrich; 1880–1931) — поэт и литературовед, с 1920 г. профессор новой немецкой литературы в Гейдель-берге. Был тесно дружен с Ясперсом.
[174]
Gmndrib der Sozialokonomik. Bearbeitet von S. Altmann, Th. Brinkmann, K. Bucher u. a., Tubingen 1914 ff.
[175]
Ричль Ханс (Ritschi, Hans; род. 1897) — специалист в области финансов, в 1928 г. профессор в Базеле, с 1942 г. — в различных университетах Германии.
[176]
В протестантской теологии конца XDC в. говорили о так называемом ричлеанстве — богословском направлении, основателем которого был Альбрехт Ричль (Albrecht Ritschi; 1822–1889) и к которому примкнул также его сын Огто (1860–1944).
[177]
«Вопросами территориального размещения» («Standortsfragen») в экономических науках называют вопросы об условиях, обеспечивающих оптимальное территориальное размещение производства.
[178]
Ленц Фридрих (Lenz, Friedrich; 1885–1968) — экономист; в 1921–1933 гг. профессор политической экономии в Гисене; в 1933 г. уволен, после эмиграции — профессор в Берлине (1946–1948).
[179]
Семинар по «Критике чистого разума» Канта.
[180]
Вирхов Рудольф (Virchow, Rudolf; 1821–1902) — патолог; в 1849 г. профессор в Вюрцбурге, с 1856 г. — в Берлине; основоположник клеточной патологии. Видный историк медицины и один из зачинателей современной антропологии; как политик был соучредителем прогрессистской партии, а также членом прусской палаты депутатов и германского рейхстага.
[181]
Швёрер Виктор (Schwoerer, Viktor, 1865–1943) — д.ю.н., тайный обер-реггирунгсрат; руководитель отделения по делам высшей школы в баденском министерстве просвещения.
[182]
Литт Теодор (Litt, Theodor; 1880–1962) — философ и педагог; профессор в Бонне и Лейпциге. Работы: Individuum und Gemeinschaft,
Leipzig u. Berlin 1919; Mensch und Welt. Grundlinien einer Philosophie des Geistes, Munchen 1948; Hegel. Versuch einer kritischen Erneuerung, Heidelberg 1953.
[183]
Фрайтаг-Лёрингхоф Бруно фон (Freytag-Loringhoff, Bruno von; род. 1912 г.) — философ, профессор в Тюбингене. Основная область интересов: логика Аристотеля. Основные работы: Die ontologischen Grundlagen der Mathematik, Halle a. d. Saale 1937; Logik. Ihr System und ihr Verhaltnis zur Logistik, Stuttgart 1955 u. 1967,2 Bde.
[184]
Бехер Эрих, см. прим. к письму [41].
[185]
Ротхаккер Эрих (Rothacker, Erich; 1888–1965) — философ и психолог, профессор в Бонне. Область интересов: гуманитарные науки. Ра-боты: Einleitung in die Geisteswissenschaften, Tubingen 1920; Logik und Systematik der Geisteswissenschaften, Munchen u. Berlin 1927 (первая публикация в: Handbuch der Philosophie. Abt 2. Hrsg. von A. Baeumler u. M. Schroter, Munchen 1926); Geschichtsphilosophie, Munchen u. Berlin 1934; Die Schichten der Personlichkeit, Leipzig 1938.
[186]
Дюроф Адольф (Dyroff, Adolf; 1866–1943) — в 1903–1934 гг. профессор философии и педагогики в Бонне. Представитель критического реализма.
[187]
Ср. письмо [36] Ясперса Хайдеггеру от 27.10.1926.
[188]
Швёрер.
[189]
Рихтер.
[190]
Деканом был проф. д-р Пауль Якобсталь (Paul Jacobsthal).
[191]
Берг Бенгт (Berg, Bengt; 1885–1964) — шведский писатель и орнитолог.
[192]
Беккер Оскар (Becker, Oskar, 1889–1964) — с 1928 г. внештатный профессор философии во Фрайбурге, с 1931 г. ординарный профессор в Бонне. Работы главным образом по логике и философии математики.
[193]
Боймлер Альфред (Baeumler, Alfred; 1887–1968) — философ, профессор в Дрездене и Берлине. Отождествлял себе с национал-социализмом. Работы: Das Irrationalitatsproblem in der Asthetik und Logik des 18. Jahrhunderts bis zur Kritik der Urteilskraft, Halle a. d. S. 1923.
[194]
Штенцель Юлиус (Stenzel, Julius; 1883–1936) — философ, профессор в Киле. Основная тема исследований — философия античности. Работы: Studien zur Entwicklung der platonischen Dialektik von Sokrates zu Aristoteles, Leipzig u. Berlin 1931; Zahl und Gestalt bei Platon und Aristoteles, Leipzig 1924.
[195]
Богословы, работавшие в то время в Марбурге: Рудольф Бультман, Ханс фон Зоден (Hans von Soden), Фридрих Хайлер (Friedrich Heiler), Вальтер Баумгартнер (Walter Baumgartner), Генрих Хермелинк (Heinrich Hermelink).
[196]
В архиве Хайдеггера не найдено; скорее всего, не было отправлено.
[197]
Макс Шелер скончался 19 мая 1928 г. во Франкфурте-на-Майне, вскоре после назначения в тамошний университет. Ясперс должен был читать лекции вместо него.
[198]
Вернер Рихтер (Werner Richter) в 1921 г. был германистом в Грайфс-вальдском университете, когда туда пригласили Ясперса.
[199]
Йонас Ханс (Jonas, Hans; род. 1903) — учился у Гуссерля, Хайдеггера, Бультмана и Ясперса. В 1928 г. защитил под руководством Хайдеггера и Бультмана диссертацию о понятии гнозиса. Последующие
работы о гнозисе (Gnosis und spatantiker Geist, 2 Bde, Gottingen 1934–1954) опубликовал уже в эмиграции, которая привела его в 1933 г. в Англию, в 1935 г. в Палестину, в 1949 г. в Канаду, в 1955 г. в США, где он преподавал в Новой школе социальных исследований (Нью-Йорк). В конце 1980-х годов приобрел мировую известность книгой «Принцип ответственности» («Das Prinzip Verantwortung. Versuch einer Ethik fur die technologische Zivilisation», Frankfurt a. M. 1979).
[200]
Можно только догадываться, почему Ясперс «в спешке» отослал это краткое, а не уже написанное более пространное письмо. Вероятно, он не считал ситуацию вполне уместной для замечаний о Шелере.
[201]
Д-р Юстус Шварц (Justus Schwarz) — ученик Хайдеггера.
[202]
ХаймзётХайнц (Heimsoeth, Heinz; 1886–1975) — философ, профессор в Марбурге, Кенигсберге и Кёльне. Историк философии. Опубликовал в т. ч.: Die sechs gro?en Themen der abendlandischen Metaphysik, Berlin 1922; Transzendentale Dialektik — Ein Kommentar zu Kants Kritik der reinen Vernunft, Berlin 1966–1971, 4 Bde; Studien zur Philosophie Immanuel Kants. Bd. 1: Metaphysische Ursprunge und ontologische Grundlagert, Koln 1956.
[203]
T. e. снят из списка возможных кандидатов.
[204]
Подразумевается рецензия Хайдеггера на второй том «Философии символических форм» (Bd. 2: «Das mythische Denken», Berlin 1925), опубликованная в: Deutsche Literaturzeitung 1928,21. H., Spalten 999— 1012.
[205]
В своей рецензии Хайдеггер говорит, что «занятие позиции» по отношению к книге Кассирера нужно осуществить «по трем аспектам»
(ibid.). Третий состоит в «основополагающем вопросе о конститутивной функции мифа в человеческом