бытии и в совокупности сущего вообще» (ibid.). Ему должна предшествовать «сущностная интерпретация» (1008) мифа, которая «останется случайной и бесцельной до тех пор, пока не будет основана на радикальной онтологии бытия в свете проблемы бытия в целом» (1008). Используя терминологию экзистенциалов «Бытия и времени», Хайдеггер затем показывает, как следовало бы онтологически определить «место представления о мане».
[206]
Видимо, подразумевается невозможность онтологизации бытия.
[207]
Philosophische Hefte, l, Berlin 1928 (Специальный выпуск, посвященный «Бытию и времени»).
[208]
Marcuse //., Beitrage zu einer Phanomenologie des historischen Materialismus// Philosophische Hefte, l, a. a. O. S. 48–68.
[209]
В летнем семестре 1928 г. Ясперс вел семинар по философии истории Гегеля.
[210]
Хайдеггер М, Бытие и время. М., 1997; § 82.
[211]
Ср.: Jaspers ?, Notizen zu Martin Heidegger, Hrsg. von H. Saner, Munchen 1978, S. 26 f; 266.
[212]
Когда это было — установить с точностью не удалось.
[213]
Речь идет о «Философии» К. Ясперса.
[214]
[215]
Бергсон Анри (Bergson, Henri; 1859–1941) — французский философ, профессор в Коллеж де Франс. Во французской и европейской философии вызвал переворот, который обычно (хотя и недостаточно точно) называют «философией жизни». Среди его публикаций: Essai sur les donnees immediates de la conscience, Paris 1889; Mattere et memoire. Essai sur la relation du corps a l’esprit, Paris 1896; Les deux sources de la morale et de la religion, Paris 1932.
[216]
Опубликовано в: GA Bd. 26: Metaphysische Anfangsgrunde der Logik. Hrsg. von Klaus Held, Frankfurt a. M. 1978.
[217]
Соссюр Орас Бенедикт де (Saussure, Horace Benedict de; 1740–1799) — женевский естествоиспытатель; изучал геологию и географию Альп, в 1787 г. совершил восхождение на Монблан, который с помощью барометрических изменений определил как высочайшую гору Европы.
[218]
Saussure, Horace B. de, Voyages dans les Alpes, 4 Bde. 1779–1796; на нем. языке: Reisen durch die Alpen, 4 Bde, Leipzig 1781–1798.0 восхождении на Монблан (Bd. IV, S. 327): «…у меня было такое чувство, будто я пережил всю вселенную, и вот теперь ее труп лежит простертый у моих ног».
[219]
В летнем семестре 1923 г. Ясперс вел семинар по Кьеркегору.
[220]
Приглашение Ясперса в Бонн.
[221]
Риккергу.
[222]
Приглашение Ротхаккера в Бонн.
[223]
В архиве Хайдегтера не обнаружено.
[224]
После переговоров с факультетом по поводу приглашения.
[225]
В прусское министерство науки, культуры и народного образования, которое ведало приглашением в Бонн.
[226]
Вероятно, подразумевается англист Вальтер Франц Ширмер (Walter Franz Schirmer), преподававший в Бонне в 1925–1929 гг.
[227]
Ср. по этому поюду письмо [36] Ясперса к Хайдегтеру от 27.10.1926.
[228]
Список на замещение кафедры Макса Шелера, который скончался в мае 1929 г. во Франкфурте-на-Майне.
[229]
Деканом философского факультета был проф. Пауль Якобсталь.
[230]
Гризебах Эберхард (Grisebach, Eberhard; 1880–1945) — философ культуры. Работы: Wahrheit und Wirklichkeiten, Halle a. d. S. 1919; Erkenntnis und Glaube., Halle a. d. S. 1923.
[231]
Тиллих Пауль (Tillich, Paul; 1886–1965) — теолог и философ, профессор в Марбурге, Франкфурте-на-Майне, Нью-Йорке, Гарварде и Чикаго. Опубликовал в т. ч.: Mystik und Schuldbewu?tsein in Sche-llings philosophischer Entwicklung, Gutersloh 1912; Uber die Idee einer Theologie der Kultur// Religionsphilosophie der Kultur. Zwei Entwurfe von Gustav Radbruch und Paul Tulich, Berlin 1919, S. 29–52. (P.T.: Gesammelte Werke, Stuttgart 1967, Bd. IX, S. 13–31).
[232]
Вертхаймер Макс (Wertheimer, Max; 1880–1943) — психолог, один из основателей гештальтпсихологии, профессор во Франкфурте-на-Майне, с 1933 г. — в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке.
[233]
Речь идет о замене Шелеру.
[234]
Из министерства по делам культов и просвещения.
[235]
Речь идет о предложении министерства на тот случай, если Ясперс останется в Гейдельберге.
[236]
Вольфганг Виндельбанд, министериальрат в прусском министерстве науки, культуры и народного образования.
[237]
Выплаты на жилье были повышены на 30 марок в месяц. Это было связано с обещаниями министерства, данными протестантской церковной общине Гейдельберга (которой принадлежал дом JSfe 66 по ул. Плёк), сделать все, чтобы договор об аренде, истекавший в конце марта 1932 г., был бы продлен по крайней мере до 1 апреля 1935 г.
[238]
На полях: «пожалуйста, совершенно конфиденциально».
[239]
Одно только повышение базового оклада составило 40 % (с 10 000 до 14 000 марок ежемесячно). Со всеми надбавками месячный оклад Ясперса составлял на 1.4.1929 свыше 17 000 марок.
[240]
На полях: «так же» (т. е.: сугубо конфиденциально).
[241]
Этот план осуществился только в летнем семестре 1929 г. Рукопись лекции в архиве Хайдеггера отсутствует.
[242]
Werner Jaeger, Uber Ursprung und Kreislauf des philosophischen Lebensideals // Sitzungsberichte der Koniglich-Preubischen Akademie der Wissenschaften zu Berlin. Philosophisch-historische Klasse, Berlin 1928, Jg. 1928, Bd. XXV, S. 390–421.
[243]
Речь шла о замещении вакансии Карла Ноймана (Carl Neumann; 1860–1934), который в 1911–1929 гг. был в Гейдельберге ординарным профессором кафедры новой истории искусства.
[244]
Янцен Ханс (Jantzen, Hans; 1891–1967) — в 1916–1931 гг. ординарный профессор новой истории искусства во Фрайбурге-им-Брайс-гау, в 1931–1935 гг. — во Франкфурте-на-Майне, с 1935 г. — в Мюнхене.
[245]
Расшифровка не однозначна.
[246]
Панофски Эрвин (Panofcky, Erwin; 1892–1968) — в 1926–1933 гг. профессор истории искусства в Гамбурге; впоследствии эмигрировал в
США, где с 1935 г. преподавал в Институте повышения квалификации (Institute for Advanced Study) в Принстоне. Был одним из крупнейших специалистов по Дюреру, опубликовал также несколько фундаментальных работ по истории форм, теории искусства и иконографии.
[247]
Фабрициус Эрнст (Fabricius, Ernst; 1857–1942) — профессор древней истории во Фрайбургском университете.
[248]
Хайдегтер прочитал доклады на тему: ««Критика чистого разума» Канта и задача основоположения метафизики» («Kants Kritik der reinen Vernunft und die Aufgabe einer Grundlegung der Metaphysik»). Там состоялась и примечательная дискуссия с Кассирером.
[249]
В зимнем семестре 1928/29 г. Ясперс читал курс «Кант и Кьеркегор» («Kant und Kierkegaard»).
[250]
Работа Хайдеггера «Kant und das Problem der Metaphysik», Bonn 1929*, посвящена Максу Шелеру. 4-е, расширенное издание: Frankfurt a. M. 1973.
[251]
Второе издание «Бытия и времени».
[252]
Набросок; окончательный вариант в архиве Хайдеггера отсутствует.
[253]
Ясперс читал, в частности, доклад, опубликованный в «Абендблатт дер франкфуртер цайтунг» от 22.4.1929, где дискуссия между Кас-
» Русск. перев.: «Кант и проблема метафизики» / Перев. О. В. Никифорова. М., 1997.
сирером и Хайдеггером была представлена как одно из главных событий трехнедельной конференции в Давосе.
[254]
«О сущности основания» [Vom Wesen des Grundes // Festschrift Edmund Husseri zu 70. Geburtstag gewidmet, Halle a. d. S. 1929, S. 71-100 (Separatdruck des Jahrbuches fur Philosophie und phanomenologische Forschung. Erganzungsband)]. С посвящением Хайдеггера: «С сердечными пожеланиями. Ваш Мартин Хайдегтер. 14. IV. 29».
[255]
Арендт Ханна (Arendt, Hanna; 1906–1975) — политолог; в 1924–1925 гг. училась у Хайдеггера в Марбурге, а затем, после семестра обучения у Гуссерля, — у Ясперса (с 1926 г.). В 1929 г. защитила диссертацию «Понятие любви у Августина. Попытка философской интерпретации» («Der Liebesbegriff bei Augustin. Versuch einer philosophischen Interpretation»), опубликована в 1929 г. как девятый (и последний) выпуск в издаваемой Ясперсом серии «Философские исследования». В 1933 г. эмигрировала в Париж, а в 1941 г. — в США. В 1946–1948 гг. работала главным редактором, затем занималась писательской деятельностью; с 1963 г. — профессор политической тео* рии в Чикаго, а с 1968 г. — в Новой школе социальных исследований (Нью-Йорк). В 1951 г. вышел ее главный труд: «Происхождение тоталитаризма» («The Origins of Totalitarianism»).
[256]
Ср. по этому поводу письмо № 10 Ясперса Ханне Арендт от 4.8.1929 (в: Hannah Arendt/Karl Jaspers: Briefwechsel 1926–1969, hrsg. von L. Kohler u. H. Saner, Munchen 1985, S. 44 ff). К оценке диссертации Ясперсом см. его отзыв в указанной переписке (S. 723 f.).
[257]
По поводу Общества поддержки см. письмо [31] от 17.2.1926, прим. 101.
[258]
В 1929 г. Ханна Арендт начала работу над «жизнеописанием» «немецкой еврейки» Рахель Варнгаген (1771–1833); исследование вышло в свет только после Второй мировой войны, сначала в английском переводе, а в 1959 г. — на немецком языке.
[259]
В летнем семестре 1929 г. лекция была обозначена как «Немецкий идеализм (Фихте, Гегель, Шеллинг) и философские проблемы современности» [GA Bd. 28: Der deutsche Idealismus (Fichte, Hegel, Schelling) und die philosophische Problemlage der Gegenwart. Hrsg. von Ingtraud Gorland. Frankfurt a. M. 1997].
[260]
Edmund Husseri zum siebzigsten Geburtstag // Akademische Mitteilungen. Organ fur die gesamten Interessen der Studentenschaft an der Albert-Ludwigs-Universitat in Freiburg i. Br., Vierte Folge, IX. Sem., Nr. 3, 14.5.1929, S. 46 f.
[261]
ХерригельОйген(Herrigel,Eugen; 1885–1955) — в 1924–1929 гг. профессор философии в университете Тохоку (Сендай, Япония), с 1929 г. ординарный профессор в Эрлангене. Херригель был учеником Г. Рик-керта, отсюда — предостережение Ясперса.
[262]
В середине июня 1929 г. скончался ректор Гейдельбергского университета юрист Карл Хайнсхаймер (Karl Heinsheimer). Согласно протоколу заседания от 6.7.1929 (Universitatsarchiv Heidelberg B-1261/ l,2), уже в первом туре выборов 53 голосами из 55 был избран новый ректор, медик Эмиль Готшлих (Emil Gotschlich). Борьба за выборы, о которой говорит Ясперс, таким образом, относится не к нему. На том же заседании происходили выборы одного из ординарных профессоров Большого ученого совета в Малый совет. Здесь имела место борьба между кандидатами, а именно между Альфредом Вебером, Карлом Майстером (Karl Meister; 1880–1963, филолог-классик) и Вилли Андреасом (Willy Andreas; 1884–1967, новая история). При перебаллотировке Карл Майстер неожиданно опередил Альфреда Вебера. Ясперс, вероятно, имеет в виду именно это.
[263]
«Kant und das Problem der Metaphysik», Bonn 1929. — С дарственной надписью: «С сердечным приветом. Мартин Хайдеггер».
[264]
Относительно «дерзких вопросов» по поводу речи, посвященной Гуссерлю (ср. письмо [85] от 7.7.1929), можно лишь предположить следующее: Хайдеггер, который порой в письмах высказывался о Гуссерле весьма скептично и даже непочтительно, по поводу 70-летия Гуссерля 8.4.1929 произнес прямо-таки хвалебную речь в честь «водительства» Гуссерля и его «философской экзистенции». По словам Хайдегтера, исследования Гуссерля «впервые создали совершенно новое пространство философского вопрошания, с новыми задачами, иными оценками, новым взглядом на сокровенные силы великой традиции европейской философии» (S. 46). Эта новая философия Гуссерля — «не просто схема ориентации в мире, да и вообще не средство и продукт человеческого бытия, но — само это бытие, коль скоро оно свершается в свободе из своего истока» (S. 47). Оно открыто «диалогу с действующими силами всего бытия» (ibid.). Но это и есть «позиция философа: вслушивание в изначальную песнь, что слышна во всяком сущностном событии мира» (ibid.). Очевидно, эти слова о Гуссерле Ясперс воспринял тогда чуть ли не как гротеск. Гуссерль был для него образцом человека, который совершил превращение философии в науку, человеком, который осуществил «акт видения», хоть и видел большей частью лишь безразличное. (Ср.: Jaspers K., Rechenschaft und Ausblick, Munchen 1958, S. 386.) К тому же он, вероятно, расценил намек на «схему ориентации в мире» как косвенную критику по своему адресу. И, наконец, он вполне мог задать вопрос: в чем же вообще заключается «водительство» в философии?
[265]
Вероятно, относится к письму или открытке Ясперса; в архиве Хай-деггера не обнаружено. Отзыв касается Ханны Арендт.
[266]
Рицлер Курт (Riezler, Kurt; 1882–1955) — философ и дипломат, профессор во Франкфурте-на-Майне и Нью-Йорке. Работы по политической теории, философии истории и эстетике.
[267]
Мария