суть самостоятельная действительность. На ощущении победы можно вести видимость духовной жизни лишь до тех пор, пока не будет растрачен весь капитал».
[408]
«Базель, 2 декабря 1949 г.
Глубокоуважаемая редакция!
В выпуске «Цайт» от 1 декабря 1949 г. Пауль Хюнерфельд рецензирует мою книгу «Истоки истории и ее цель». Он говорит о двух недостатках… «второй вызывает еще большие сомнения; он состоит в злобных нападках на Хайдеггера (без упоминания имени) и называет его мышление мышлением со скудным содержанием». Я заявляю, что в этой книге я нигде о Хайдеггере не говорю.
Но как стало возможным подобное — очевидно, искреннее — заблуждение? Мне было трудно отыскать приводимое место, поскольку цитировались лишь слова «мышление со скудным содержанием». Абзац, в котором они находятся, характеризует позицию «Нет» по отношению к эпохе, причем эта позиция сопряжена с повышенным сознанием новооснования. Такая характеристика основана на наблюдениях, дополняет их фантазией, отметает то, что в нее не вписывается, и тогда становится по своему смыслу не категорией, в которую попадает человек, а идеальным типом, с которым можно со-
поставить отдельных людей и с которым каждый может сопоставить сам себя, выясняя, насколько он соответствует или не соответствует этому типу. Опытом, на который опирается такое схематизирование, были прежде всего феномены устной и письменной речи национал-социализма, но и так называемого экзистенциализма, в особенности эпигонов. Рецензент перепугал эту идеально-типическую схему с оценкой личности. Вопреки моему намерению, он отнес высказанное к Хайдеггеру.
Если я захочу вступить с Хайдеггером — о котором здесь не было и речи — в публичную полемику, я сделаю это открыто. Мое отношение к этому выдающемуся мыслителю — до сих пор и уже долгое время личное — не изменится от подобных выступлений. Но опровержение представляется мне необходимым, чтобы пресечь ложные слухи.
Карл Ясперс»
[409]
Критический пассаж в газете «Цайт» таков:
«Увлекательная книга обладает двумя недостатками: первый заключается в ее стиле, который, к сожалению, не свободен от ложных образов, а потому делает простые вещи трудно постижимыми и заставляет усомниться в верности суждений. Второй вызывает еще большие сомнения; он состоит в злобных нападках на Хайдеггера (без упоминания имени) и называет его мышление мышлением «со скудным содержанием». Подобное заблуждение, несомненно, столь же мало достойно мыслителя уровня Карла Ясперса, сколь и философии фрайбургского мыслителя или же благородства подлинно философского высказывания».
[410]
Письмо в газету «Цайт» было опубликовано 22. 12.1949 (S. 16) под заголовком «О Хайдеггере речь не шла».
[411]
Имеется в виду «Об истоке и цели истории» Ясперса.
[412]
Ортега-и-Гассет Хосе (Ortega у Gasset, Jose; 1883–1955) — испанский философ, профессор в Мадриде. По отношению к возможности постижения истины занимал позицию перспективизма. Опубликовал в частности: La rebelion de las masas, Madrid 1929*. Europaische Kultur und europaische Volker, Stuttgart 1954; Vergangenheit und Zukunft im heutigen Menschen, Stuttgart 1955.
[413]
Vom Wesen der Wahrheit, Frankfurt a. M. 1943 (7,1986), а также в: GA Bd. 9, a. a. O., S. 177 ff.
[414]
«Einblick in das, was ist» был общим заголовком всех Бременских докладов: «Das Ding», «Das Gestell», «Die Gefahr», «Die Kehre». Доклад «Das Ding» опубликован в: Vortrage und Aufsatze, Pfullingen 1954, S. 163–185;» «Das Gestell» — в том же томе, под заголовком «Die Frage nach der Technik», S. 13–44; «Die Kehre» — в издании: Die Technik und die Kehre, Pfullingen 1962, S. 37–47***.
[415]
Гюнтер Завацки (Gunther Sawatzki), родом из Данцига, в зимнем семестре 1927/28 г. учился у Ясперса. Защитил диссертацию на тему: «Проблема поэта как мотив развития Сёрена Кьеркегора до 1841 г.» — «Das Problem des Dichters als Motiv in der Entwicklung Soren Kierkegaards bis 1841», Borna — Leipzig 1935.
[416]
Ср. письмо [138] от 2.12.1949, прим. 413.
* Русск. перев.: Восстание масс. / Перев. А. М. Гелескула // Ортега-и-Гассет X., Избранные труды. М., 1997. С. 43–163.
** Русск. перев.: «Вещь» / Перев. В. В. Бибихина // Историко-философский ежегодник ’89. М., 1989, а также в: Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления. Составлен., перев. В. В. Бибихина. М., 1993. С. 316–326.
*** Русск. перев.: «Поворот» / Перев. В.В. Бибихина //Хайдеггер М. Время и бытие. С. 253–258. На языке оригинала все эти доклады опубликованы теперь в: GABd.79.
[417]
Вероятно, подразумевается описание ситуации в письме [136] от 23. 11. 1949.
[418]
Ср. письма [102] от 24. 5. 1930 и [1 10] от 24. 12. 1931.
[419]
Кларк Сэмюэль (Clarke, Samuel; 1675–1729) — английский философ-моралист, математик и теолог; с 1707 г. — священник в Лондоне. В 1715–1716 гг. Лейбниц обменялся с ним несколькими полемическими письмами. О содержании переписки и том, что послужило ее поводом, см.: Die Philosophischen Schriften von Gottfried Wilhelm Leibniz. Hrsg. von C. J. Geihaidt, Bd. 7, Berlin 1890, S. 347–351.
[420]
Экземпляр книги имел посвящение: «Карлу Ясперсу с сердечным приветом. Мартин Хайдеггер. 12. XII. 49».
[421]
Nietzsches Wort «Gott ist tot», S. 193–247.
[422]
Die Zeit des Weltbildes, S. 69-104.
[423]
Wozu Dichter, S. 248–295.
[424]
На этот счет на форзаце книги: «Примечательные совпадения со мной, без влияния, если Хайдеггер не дополнил эти рукописи после 1945 г., по прочтении моих. Последнее, однако, маловероятно».
[425]
В подаренном ему экземпляре книги «Неторные тропы», под Хай-деггеровым объяснением ее заглавия, Ясперс приписал: ««Лесовозными дорогами» («Holzwege») называют дороги для вывоза срублен-ных деревьев, а не проезжие дороги. Это вовсе не «лесные тропы»
[426]
Ясперс интенсивно читал «Неторные тропы» [за исключением «Происхождения произведения искусства» («Der Ursprung des Kunstwerkes») и частично «Понятия опыта у Гегеля» («Hegels Begriff der Erfahrung»)] и испещрил книгу многочисленными замечаниями.
[427]
Относится к отмене запрета на преподавание и обещанию восстановления в статусе пенсионированного профессора.
[428]
В начале февраля 1950 г. Ханна Арендт приезжала во Фрайбург.
[429]
Ср. письмо [127] от 22. 6. 49.
[430]
Вильэер Юлиус (Wilser, Julius; 1888–1949) — профессор во Фрайбурге, с 1934 г. — ординарный профессор палеонтологии в Гейдельбер-ге. Во время ректорства Хайдеггера был канцлером университета.
[431]
СД (SD) — «Служба безопасности» (Sicherheitsdienst).
[432]
Cl.ll. 1938 по март 1945 г. ректором был историк Пауль Шмитгхен-нер (Paul Schmitthenner), в 1940–1945 гг. занимавший также пост министра по делам культов и просвещения в Карлсруэ.
[433]
Die Idee der Universitat, Berlin u. Heidelberg 1946; Nietzsche und das Christentum, Hameln o.J. (1946); Die Schuldfrage, Heidelbeig u. Zurich 1946.
[434]
Немецкое издание расходилось очень медленно, тогда как швейцар-ское в течение года выдержало четыре издания.
[435]
Название лекции: «Духовная ситуация в Германии» («Die geistige Situation in Deutschland»).
[436]
Ср. прим. 436 к письму [143] от 25.3.1950. Замечание, вероятно, относится к работе Ясперса «Вопрос вины».
[437]
Мёллендорф Вильгельм фон (Mollendorff, Wilhelm von; 1887–1944) — профессор анатомии. См. также: Das Rektorat 1933/34. Tatsachen und Gedanken // Die Selbstbehauptung der deutschen Universitat. Das Rektorat 1933/34. Hrsg. von Hermann Heidegger, Frankfurt a. M. 1983, S. 21 ff.
[438]
Прелат Йозеф Зауэр. Ср. письмо [114], прим. 302.
[439]
Гюнтер Пауль (Gunther, Paul; 1892–1969) — профессор физической химии и электрохимии. В 1949 г. был ректором Технического университета в Карлсруэ.
[440]
Керн Эдуард (Kern, Eduard; 1887–1972) — юрист. В1934 г. стал преемником Хайдеггера на посту ректора. Уже в 1946 г. смог вновь занять свою кафедру в Тюбингене.
[441]
Nietsches Wort «Gott ist tot» // Holzwege, Frankfurt a. M. 1950, S. 193–247, а также в: GA Bd. 5. Hrsg. von F.-W. v. Herrmann, Frankfurt a. M. 1977, S. 209–267.
[442]
Kant und das Problem der Metaphysik, Frankfurt a. M. 2,1951; 4. erweiterte Auflage 1973.
[443]
Jaspers K., Einfuhrung in die Philosophie. Zwolf Radio-Vortage, Zurich 1950.
[444]
Вопрос к «Психологии мировоззрений»: пограничная ситуация как центр философии, а также вопрос о методе у Ясперса.
[445]
Сохранилось в архиве Ясперса в виде черновика с пометкой от июля 1952 г.: «Я, наверное, отослал не это письмо, а более краткое». В архиве Хайдеггера это письмо не найдено. Скорее всего, Ясперс послал только письмо [147].
[446]
Объединенный комитет студенческих корпораций (ASTA) Гейдель-бергского университета пригласил Ясперса прочитать три лекции, которые состоялись в конце летнего семестра 1950 г. В тот же год они были опубликованы в Мюнхене под общим названием «Vernunft und Widervemunft in unserer Zeit». Намечавшаяся встреча с Хайдег-гером не состоялась.
[447]
Jaspers K, Von der Wahrheit, Munchen 1947.
[448]
A. a. O, S. 834 ff.
[449]
Jaspers Kt Existenzerhellung, Berlin 1932. S. 24 ff.
[450]
Для въезда в ФРГ.
[451]
Имеются в виду физик-ядерщик Вольфганг Гентнер (Wolfgang Gentner, 1906–1980) и его жена Алиса (урожд. Пфелер). В то время Гентнер был ординарным профессором физики во Фрайбурге; в 1958 г. он был назначен директором Института ядерной физики им. Макса Планка в Гейдельберге.
[452]
Ср. письмо [131] Ясперса Хайдеггеру от 6.8.1949, прим. 371.
[453]
С ранней юности Ясперс страдал бронхоэктазией, которая уже при малейших простудах могла привести к воспалению легких.
[454]
Ср. письмо [132] Хайдеггера Ясперсу от 12.8.1949.
[455]
Речь шла о слухе, будто Хайдеггер осенью 1949 г. сказал гейдельберг-скому историку литературы Паулю Бёкману (Paul Bockmann), что Ясперс ранее занимался плагиатом его идей и потому он, Хайдеггер, в 1933 г. порвал с ним отношения, и бущо в ответ на это Ясперс в 1945 г, своим письмом во Фрайбургскую комиссию по денацификации сильно ему навредил [сообщено в письме Курта Россмана (Kurt Rossmann) Ясперсу от 29.3.1950].
[456]
Речь идет о Ханне Арендг, которая во время своих визитов в Европу всякий раз заезжала из Базеля также и к Хайдеггеру. Как именно она «пресекла» эту историю, неизвестно.
[457]
Письмо [141] Хайдеггера Ясперсу от 7.3.1950.
[458]
Arendt Я., The Origins of Totalitarianism, New York 1951 [на немецком языке: Elemente und Ursprunge totaler Herrschaft, Frankfurt a, M. 1955*.
[459]
Heidegger M., Uber den Humanismus, Frankfurt a. M. 1949, S. 27 f.: «Поскольку Маркс, постигая смысл отчуждения, входит в сущностное измерение истории, — поэтому марксистское понимание истории (Geschichte) превосходит прочую историографию (Historie)… Можно по-разному относиться к учениям коммунизма и их обоснованиям, однако в аспекте истории бытия несомненно: в нем высказывает себя элементарный опыт всемирно-исторического».
[460]
Письмо [122] Ясперса Хайдеггеру от 16.5.1936.
* Русск. перев.: X. Арендт. Происхождение тоталитаризма. М., 1997.
[461]
Семидесятилетие Ясперса.
[462]
«Друзья и знакомые, студенты всех лет моей преподавательской деятельности, власти и организации одарили меня в день моего семидесятилетия дружескими чувствами. Я получил столько писем, телеграмм, цветов и подарков, что теперь в великой благодарности совершенно растерялся: каждому я хочу ответить как полагается и сердечно. Однако это физически невозможно. Потому я прошу Вас вновь проявить доброту и разрешить мне поблагодарить Вас в такой форме. Я принял каждый дошедший до меня знак уважения и симпатии и внутренне ответил на него в задумчивой тишине благодарной признательностью.
Карл Ясперс Базель, февраль 1953 г.».
[463]
На этот счет ср.: DurrE., Jacob Burckhardt als politischer Publizist. Mit seinen Zeitungsberichten aus den Jahren 1844/45. Aus dem Nachla? E. Durrs hrsg. von Werner Kaegi, Zurich 1937 (в особенности фрагмент от 3 мая 1845 г., S. 115 ff).
[464]
Ср. в указанном выше соч. послесловие Вернера Кеги, особенно S. 178–182.
[465]