Скачать:TXTPDF
Ницше Том 1

к становлению и изменению глубже,37

„метафизичнее» воли к истине, к действительности, к бытию».

Здесь имеются в виду истинное Платона, в себе сущее, идеи, сверхчувственное.

Воля к чувственному и его богатству для Ницше, напротив, есть воля к тому, чего ищет

«метафизика». Следовательно, воля к чувственному метафизична. Эта метафизическая

воля действительно содержится в искусстве.

Ницше говорит (XIV, 368):

«Я раньше всего прочего всерьез воспринял отношение искусства к истине: и

теперь еще я со священным ужасом воспринимаю этот разлад. Ему была посвящена моя

первая книга; „Рождение трагедии» верит в искусство на фоне другой веры: невозможно

жить с истиной, «воля к истине» уже есть симптом вырождения…».

Звучит чудовищно, однако сказанное перестает удивлять — хотя и не утрачивает

своего веса — как только мы понимаем его так, как надо. Итак, воля к истине, и для

Ницше здесь и всегда это означает: воля к «истинному миру» в понимании Платона и

христианства, воля к сверхчувственному, в себе сущему. Воля к такой «истине», по

существу, есть отрицание нашего здешнего мира, в котором искусство как раз и находится

у себя дома. Так как этот мир есть подлинно действительный и единственно истинный,

Ницше, говоря о соотношении искусства и истины, может сказать, что «искусство более

ценно, чем истина» (n. 853; IV); это означает, что чувственное выше и подлиннее

сверхчувственного. Поэтому Ницше и говорит: «У нас есть искусство, дабы мы не

погибли от истины» (n. 822). Здесь истина снова подразумевает «истинный мир»

сверхчувственного, она таит в себе опасность гибели жизни, то есть, как это всегда у

Ницше,— поднимающейся жизни. Сверхчувственное влечет жизнь прочь от полной сил

чувственности, забирает у чувственности эти силы и ослабляет ее. В перспективе

сверхчувственного самоуничижение, отречение и сострадание, смирение и

приниженность становятся настоящей «добродетелью». «Безумцы мира сего», униженные

и изгои становятся «детьми Божьими»; они суть истинно сущие; они внизу, но

принадлежат «горнему» и должны говорить о том, что такое высота, их высота. В

противоположность этому всякое творческое превознесение и всякая гордость в себе

покоящейся жизни воспринимается как мятеж, ослепление и грех. Однако для того, чтобы

мы не погибли от этой «истины» сверхчувственного, чтобы это сверхчувственное совсем

не ослабило жизнь и, в конце концов, не погубило ее, у нас есть искусство. Отсюда в

контексте принципиального отношения искусства и жизни вытекает более широкое и

последнее в нашем ряду положение:

5. Искусство более ценно, чем «истина».

А теперь повторим все прежде названные положения:

1. Искусство есть самая прозрачная и знакомая форма воли к власти.

2. Искусство надо понимать со стороны художника.

3. В соответствии с расширенным понятием художника искусство есть основное

свершение всего сущего; сущее, поскольку оно сущее, есть самосозидающееся, созданное.

4. Искусство есть четко обозначенное противодвижение нигилизму.

Теперь, исходя из этих пяти положений, надо вспомнить об одном уже

приводившемся высказывании Ницше об искусстве: «Мы считаем его величайшим

стимулятором жизни» (n. 808). Раньше мы усматривали в нем лишь образец

переиначивания, к которому прибегает Ницше (полярность шопенгауэровскому

«успокоительному»). Теперь эту фразу надо понять в ее самом точном значении. После

всего сказанного мы сразу понимаем, что определение искусства как «стимулятора»

жизни означает лишь одно: искусство есть форма воли к власти. Так как «стимулятор»

есть влекущее, вздымающее, за-пределы-себя-возносящее, есть стремление к большей

власти и, следовательно, просто власть, то это означает лишь одно: волю к власти.

Поэтому положение об искусстве как величайшем стимуляторе жизни нельзя просто

поставить в ряд с прежними пятью положениями: напротив, оно является главным

тезисом Ницше об искусстве. Его проясняют названные пять.38

Можно сказать, что в общих чертах мы почти справились с нашей задачей. Нам

надо было обнаружить искусство как волю к власти. Таков замысел Ницше. Однако применительно к Ницше мы ищем иное. Мы спрашиваем:

1. Что дает такое понимание искусства для сущностного определения воли к власти

и тем самым — сущего в целом?

Об этом мы сможем узнать только после того, как зададимся еще одним вопросом:

2. Что означает такое толкование искусства для знания об искусстве и отношения

к нему?

Шесть основных моментов в истории эстетики

Начнем со второго вопроса. Для того чтобы ответить на него, необходимо более

подробно охарактеризовать подход Ницше к сущностному определению искусства и рассмотреть его в контексте прежних усилий, направленных на приобретение знаний об

искусстве.

Пять приведенных положений об искусстве устанавливают основные ракурсы, в

которых движется ницшевское вопрошание об искусстве. Ясно одно: Ницше вопрошает

об искусстве не для того, чтобы описать его как какое-то явление или как выражение

культуры — через искусство и характеристику его сущности он хочет показать, чт? есть

воля к власти. Тем не менее его размышление об искусстве движется в унаследованной

традиции, которая определяется как «эстетика». Хотя Ницше выступает против «женской»

эстетики и тем самым отстаивает «мужскую», он все-таки говорит именно об эстетике.

Таким образом, ницшевское вопрошание об искусстве превращается в эстетику,

доведенную до крайних пределов, эстетику, которая как бы сама себя ниспровергает. Но

что отличает вопрошание об искусстве и знание о нем от «эстетики»? Что значит

«эстетика»?

Термин «эстетика» образуется так же, как «логика» и «этика». Здесь всегда надо

добавлять ????????, знание. Логика: ?????? ????????, знания о логосе (?????), то есть

учение о высказывании, суждении как основной форме мышления. Логика: знание о

мышлении, о его правилах и формах. Этика: ????? ????????, знание об этосе (????), о

внутренней установке человека и о том, как она определяет его поведение.

Логика и этика в каждом случае подразумевают человеческое поведение и его

обоснованность.

Так же образуется и слово «эстетика»: ????????? ????????, знание о поведении

человека, основанном на чувстве и восприятии, а также о том, что это поведение

определяет.

То, что определяет мышление, логику, и то, к чему мышление устанавливает свое

отношение, есть истинное.

То, что определяет установку и поведение человека, этику, и то, к чему они

устанавливают отношение, есть благо.

То, что определяет чувствование человека, эстетику, и то, к чему это чувствование

устанавливает отношение, есть прекрасное. Истинное, благое, прекрасное суть предметы

логики, этики и эстетики.

В соответствии с этим эстетика представляет собой рассмотрение чувствования

человека в его отношении к прекрасному, рассмотрение прекрасного, поскольку оно

находится в отношении к этому чувствованию. Само прекрасное есть не что иное, как то,

что, проявляя себя, порождает это состояние чувствования. Однако можно говорить о

прекрасном природы и прекрасном искусства. Так как искусство на свой лад рождает

прекрасное, поскольку является «изящным», размышление над искусством становится

эстетикой. Поэтому в ракурсе знания об искусстве и вопрошания об искусстве эстетика

представляет собой такое о нем размышление, в котором прочувствованное отношение

человека к представленному в искусстве прекрасному становится мерилом его39

определения и обоснования, остается его исходом и целью. Прочувствованное отношение

к искусству и его творениям может стать отношением созидания, наслаждения и

восприятия.

Поскольку в эстетическом рассмотрении искусства художественное произведение

определяется как сотворенное прекрасное, это произведение предстает как носитель и

катализатор прекрасного в отношении к чувствованию человека. Для «субъекта»

художественное произведение полагается как «объект». Определяющим моментом в

рассмотрении этого произведения является субъектно-объектное отношение, причем

отношение чувствующее. Произведение становится предметом в той плоскости, которая

обращена к переживанию. Когда суждение удовлетворяет логическим законам мышления,

мы говорим о том, что оно «логично», и точно так же наименование «эстетического»,

которое, собственно, подразумевает лишь определенный способ рассмотрения и

исследования некоего прочувствованного отношения, мы переносим на само отношение и

говорим об эстетическом чувстве и эстетическом состоянии. Строго говоря, само

состояние чувствования (Gefuhlszustand) не является «эстетическим», но оно может стать

таковым, стать предметом эстетического рассмотрения, которое потому и называется

эстетическим, что заранее обращено к состоянию чувствования, вызываемому

прекрасным, и все с ним соотносит и, исходя из него, определяет.

Термин «эстетика» как размышление об искусстве и прекрасном возник недавно,

он берет начало в XVIII веке, однако само дело, получившее столь точное наименование,

то есть сам способ вопрошания об искусстве и прекрасном в ракурсе чувствования тех,

кто наслаждается искусством и творит его, довольно стар, так же стар, как старо само

размышление об искусстве и прекрасном в западноевропейской мысли. Философское

размышление о сущности искусства и прекрасного уже начинается как эстетика.

В последние десятилетия часто слышатся жалобы на то, что бесчисленные

эстетические размышления и исследования об искусстве и прекрасном ничего не дали,

никак не помогли подступиться к искусству и никак не содействовали пониманию

художественного творчества и основательному художественному воспитанию. Это,

конечно, правильно и прежде всего касается того, что сегодня еще бытует под именем

«эстетики». Однако в своей оценке эстетики и ее отношения к искусству мы не можем

опираться на современность, ибо вопрос о том, находится ли какая-либо эпоха во власти

эстетики и как это выглядит, определяет ли ее эстетическая позиция какое-либо

отношение к искусству и как это происходит, является слишком решающим для

выяснения того, каким образом в этой эпохе искусство формирует историю и формирует

ли ее вообще.

Так как в нашей ситуации речь идет об искусстве как о форме воли к власти, то

есть как о форме бытия вообще, пусть даже четко очерченного, вопрос об эстетике как

основном способе осмысления искусства и знания о нем рассматривается лишь в

основных моментах. Только с помощью такого размышления мы получаем возможность

таким образом постичь ницшевское толкование сущности искусства и тем самым его

отношение к нему, чтобы отсюда мог возникнуть спор.

Для характеристики сущности эстетики, ее роли в западноевропейском мышлении

и ее отношения к истории западноевропейского искусства необходимо рассмотреть шесть

основных моментов, хотя, конечно, такое рассмотрение, скорее, выглядит как простое

указание.

1. Великое греческое искусство не имеет своего понятийного осмысления, которое

к тому же не было бы равнозначным эстетике. Отсутствие такого логического,

современного эпохе осмысления великого искусства не означает, что в ту пору это

искусство только «переживали», что имело место одно лишь темное бурление

«переживаний», ускользающих от понятия и познания. У греков, к счастью, были не

переживания, а настолько исконное, ясное знание и такая страстная устремленность к

нему, что, обладая этой ясностью, они не нуждались ни в какой «эстетике».40

2. Эстетика начинается у греков только в тот момент, когда великое искусство и

сопутствующая ему великая философия устремляются к своему концу. В это время, а

именно в эпоху Платона и Аристотеля, в связи с дальнейшим развитием философии

обозначаются те основные понятия, которые в будущем намечают горизонт для всякого

вопрошания об искусстве. Это прежде всего два понятия: ??? — ?????, materia — forma,

материяформа. Свое происхождение это различие берет в платоновском понимании

сущего в отношении к его виду: ?????, ????. Там, где сущее улавливается как сущее и

отличается от другого сущего по своему виду, происходит установление пределов этого

сущего и его структурное оформление как внешнее и внутреннее ограничение.

Ограничивающее, полагающее пределы есть форма, а ограниченное — материя. В такие

определения привносится то, что вступает в очерченный горизонт в тот момент, когда

произведение искусства постигается как себя являющее (Sichzeigende), ????????? в

соответствии со своим ?????. ????????????, подлинно себя являющее и ярчайшее, есть

прекрасное.

Через ???? произведение искусства движется в сторону обозначения прекрасного

как ????????????.

С различением ??? — ?????, различением, которого сущее касается как таковое,

связано другое понятие, становящееся мерилом для всяческого вопрошания об искусстве:

искусство есть ?????. Давно известно, что как искусство, так и ремесло греки обозначают

одним и тем же словом ?????, а художника и ремесленника — словом ????????. В

соответствии с более поздним, «техническим»

Скачать:TXTPDF

Ницше Том 1 Хайдеггер читать, Ницше Том 1 Хайдеггер читать бесплатно, Ницше Том 1 Хайдеггер читать онлайн