Скачать:TXTPDF
Ницше Том 1

мере оно выступает как

необходимое.

Однако, приступая к этому, мы ни в коей мере не стремимся к тому, чтобы

ограничиться одним только выяснением того, как Платон воспринимал искусство: мы

хотели бы, отталкиваясь от Платона, для которого такое разобщение искусства и истины

бесспорно, уловить намек на то, где и как в «перевертывании» платонизма, предпринятом

Ницше, мы можем напасть на след такого разлада. К тому же на этом пути расхожее

наименование «платонизм» должно приобрести более полное и определенное значение.

Итак, мы ставим два вопроса:

1. В сфере каких определений вращается для Платона то, что мы называем

«искусством»?

2. В каком контексте обсуждается вопрос о соотношении искусства и истины?

К первому вопросу. Обычно, говоря о греческом наименовании того, что мы

называем «искусством», прибегают к слову ?????. Мы уже касались значения этого

термина, но нам надо ясно сознавать, что у греков вообще нет слова, которое

соответствует тому, что мы подразумеваем под «искусством» в более тесном смысле. Для

нас слово «искусство» наделено многозначностью, причем не случайной. Будучи84

непревзойденным знатоками мысли и слова, греки сразу же разложили эту

многозначность на множество разных однозначных слов. Если под «искусством» мы

подразумеваем некую способность в смысле умения разбираться в чем-либо, если имеем в

виду дающее ориентацию и тем самым господствующее знание, тогда у греков это будет

?????. Это знание вбирает в себя (хотя в нем никогда нет чего-то существенно важного)

сведения о правилах и приемах какого-либо образа действий.

Если, напротив, под «искусством» мы понимаем способность в смысле хорошо

натренированного и ставшего как бы второй натурой (и основным способом вот-бытия)

умения что-либо исполнять, если имеем в виду способность как манеру осуществления,

тогда у греков это будет ??????, ?????????, заботливость исполнения (ср. Platon, Repbl.

374). Эта заботливость есть нечто большее, чем натренированное старание, она есть

самообладание собранной воедино Решимости к сущему, «забота». Как таковую мы

должны понимать и глубочайшую сущность ?????, чтобы избавить ее от более позднего

чисто «технического» истолкования. Единство ?????? и ?????, обозначает основную

установку предвосхищающего раз-решения вот-бытия к основанию сущего из него

самого.

Если же мы целиком и полностью понимаем под «искусством» нечто

произведенное в результате акта произведения, нечто полученное вследствие создания и

само создание, тогда греки в таком случае говорят о ?????? и ???????. Тот факт, что словом

??????? прежде всего обозначается создание чего-либо в словах, что слово ??????? в

смысле «поэзии» главным образом стало обозначать словесное искусство, искусство

поэтическое, свидетельствует о том, что во всем греческом искусстве данный его вид

занимал первенствующее место. Поэтому не случайно и то, что, говоря о соотношении

искусства и истины и вынося свое решение по этому поводу, Платон главным образом

ведет речь о поэтическом искусстве и поэте.

Ко второму вопросу.

Прежде всего надо обратить внимание на то, где и в какой связи Платон ставит

вопрос о соотношении искусства и истины, ибо в рамках многоаспектного размышления

над искусством, осуществляемого Платоном, сама постановка этого вопроса определяет

форму его истолкования. Платон ставит этот вопрос в «диалоге» который называется

????????, в большей беседе о «государстве» как основной форме человеческого

общежития, и потому принято считать, что он ставится в «политическом» ключе и что эту

«политическую» постановку вопроса надо противопоставлять или, во всяком случае,

принципиально отличать от «эстетической» и тем самым «теоретической» его постановки

в самом широком смысле. Конечно, вопрошание Платона об искусстве, поскольку оно

появляется в связи с ????????, можно назвать политическим, только при этом надо, вопервых, знать, что значит «политическое», и, во-вторых, сказать об этом. Его учение об

искусстве можно и должно понимать как политическое, только в таком случае само слово

«политическое» необходимо осмыслять в соответствии с тем понятием, которое дает о

себе знать из самой беседы о сущности ?????’а. Это тем более необходимо, что по всей

своей структуре и динамике данный большой диалог направлен на то, чтобы показать, что

утверждающее основание и определяющая сущность всякого политического бытия

заключается, ни больше ни меньше, в «теоретическом», то есть в сущностном знании о

том, что есть ???? и ??????????. Это греческое слово переводят как «справедливость» и

тем самым упускают из виду его подлинный смысл, поскольку названное тотчас же

переносится в область нравственного или даже только «правового». Однако ???? — это

метафизическое, изначально не нравственное понятие; оно именует бытие в отношении

сообразного сущности сочетания всего сущего. Поскольку благодаря философии того же

Платона понятие ???? смещается в просвет нравственного, тем более необходимо

удерживать и его метафизический смысл, потому что в противном случае исчезнет

греческий фон этой беседы о государстве. Знание о ????, о законах сочетаемости бытия

сущего есть философия, и поэтому решающий вывод всего диалога о государстве гласит:85

??? ???? ?????????? ?????????? (??????), то есть «сущностно необходимо, чтобы

властвовали философы» (ср. Politeia lib. Х, 473). Этот тезис говорит не о том, что учители

философии должны заправлять делами государства, а о том, что основные способы

поведения, которые утверждают и определяют сообщество, должны основываться на

сущностном знании, правда, с той предпосылкой, что это сообщество как

упорядоченность бытия учреждается из самого себя, не заимствуя критерии из какоголибо другого порядка. Свободное самообоснование вот-бытия само подводит себя под

юрисдикцию знания, а не веры, поскольку под ним понимается божественное возвещение

истины, обоснованное сообразно откровению. Всякое знание представляет собой связь с

сущим, явленным на свет через само это знание. Для Платона бытие становится зримым в

«идеях». Они суть бытие сущего и потому сами предстают как истинно сущее, как

истинное.

Таким образом, когда хотят сказать, что Платон ставит вопрос об искусстве в

политическом контексте, это может означать лишь то, что он дает оценку искусству в

ракурсе его местоположения в государстве с точки зрения сущности и несущей основы

этого государства, с точки зрения «истины». Такое вопрошание об искусстве в высшей

степени «теоретично». Различие между политическим и теоретическим вопрошанием

теряет здесь всякий смысл.

Тот факт, что вопрос Платона об искусстве становится началом «эстетики»,

утверждается не на том, что здесь мы имеем дело вообще с теоретическим началом как

таковым, то есть вытекающим из толкования бытия, а на том, что «теоретическое» как

постижение бытия сущности основывается на вполне определенном истолковании бытия.

????, усмотренный образ характеризует бытие, причем для такого способа видения,

который в увиденном как таковом постигает чистое присутствие. «Бытие» находится в

сущностном отношении «к», оно определенным образом равнозначно раскрытию и

проявлению себя, равнозначно ????????? того, что есть ???????. Постижение идей как

идей — в отношении к возможности его свершения, а не в отношении к целеполаганию —

основывает на ????, на том, что в эстетике Ницше соответствует опьянению. Идея, по

большей части любимая и желанная в ???? и, таким образом, поставленная в

принципиальное отношение, есть та идея, которая одновременно выступает как

являющееся и кажущееся во всей полноте своего сияния. Это ????????????, которое

одновременно есть ????????????, предстает как ???? ??? ?????, идея прекрасного,

красоты.

О прекрасном и эросе Платон в первую очередь говорит в диалоге «Пир».

Постановка вопроса в «Государстве» и постановка вопроса в «Пире» сводятся воедино на

изначальной основе — и к тому же в соотнесении с основным вопросом философии — в

диалоге «Федр». Здесь Платон предпринимает самое глубокое и широкое вопрошание об

искусстве и прекрасном, придавая этому вопрошанию самую строгую и законченную

форму. Об этом надо упомянуть для того, чтобы не забывать, что важные для нас в

настоящий момент рассуждения об искусстве, представленные в «Государстве», не

являются единственными в этом отношении.

Но каким образом в связи с ведущим вопросом о государстве возникает вопрос об

искусстве? Речь идет о структуре человеческого общежития, о том, что в нем как целом

должно направлять это целое и что как направляемое принадлежит этому состоянию.

Платон не дает описания каких-либо государственных образований, равно как не

придумывает никакого идеала будущего государства: просто, исходя из бытия и

основного отношения человека к нему, он дает набросок внутреннего порядка

человеческого общежития. Определяются критерии и принципы подготовки к достойному

участию в этом общежитии, а также к деятельному существованию. В ходе такого

вопрошания, помимо прочего, возникает вопрос о том, принадлежит ли и искусство, и

особенно искусство поэтическое, к этому сообществу и если да, то каким образом? Этот

вопрос становится предметом обсуждения в III книге «Государства» (1— 18). Здесь86

(правда, лишь в ракурсе предварительного истолкования) показано, что все, что дает

искусство, всегда есть изображение сущего; нельзя сказать, что оно бездеятельно, но его

произведение и делание, ??????, всегда представляет собой ???????, подражание,

отображение и преображение, сочинительство в смысле измышления. Поэтому в нем

скрывается опасность постоянного обмана и лжи. Сообразно сущности своего творчества

оно не имеет никакого непосредственного, нормативного отношения к истинному и

истинно сущему. Отсюда непреложным образом вытекает одно: в иерархии форм

деятельности и ценностных установок внутри общества и для общества искусство не

может иметь никакого высшего звания. Его допускают туда только при условии строгого

ограничения его роли и подчинения его творчества определенным требованиям и

предписаниям, вытекающим из направляющих законов государственного бытия.

Отсюда ясно, что выносить решение о сущности искусства и его ограниченной

значимости в государстве можно только на основании изначального и подлинного

отношения к сущему как полагающему меру (Ma?stabsetzende), на основании того

соотношения, которому ведома ????, которое знает о том, что согласуется с бытием, а что

никоим образом не сочетается с ним. Поэтому после предварительных бесед об искусстве

и прочих видах деятельности в государстве начинает обсуждаться вопрос об

основном отношении к бытию, а через него — вопрос об истинном отношении к сущему

и, следовательно, вопрос об истине. Следя за этими беседами, в начале VII главы мы

наталкиваемся на обсуждение сущности истины в контексте притчи о пещере. Только

потом, на этом просторном и широком пути дается определение философии как

аристократического знания о бытии сущего: это происходит в ретроспективе

обоснования лишь предварительно намеченных тезисов и в том числе тезисов об

искусстве (в конце X и последней книги).

Здесь, во-первых, говорится о том, что искусство есть ???????, а затем о том,

почему в силу такого его характера оно может занимать только второстепенное

положение. Здесь решается вопрос (но лишь в определенном аспекте) о метафизическом

взаимоотношении искусства и истины. Анализируя X главу, мы коснемся только самого

главного, не вдаваясь в детали диалога и не заостряя внимания на том, какие изменения и

акцентировку претерпело все, рассмотренное здесь, в поздних диалогах Платона.

В качестве предпосылки неколебимым остается тезис о том, что всякое искусство

есть ???????. Мы переводим это слово как «подражание». В начале X книги задается

вопрос о том, что такое ???????? Мы легко склоняемся к тому, чтобы тотчас усмотреть

здесь «примитивное» представление об искусстве или, по крайней мере, одностороннее

представление о нем в смысле того художественного направления, которое обычно

называют «натурализмом» (описание налично данного). От обеих точек зрения надо

заранее держаться подальше, но еще ошибочнее мнение, согласно которому предпосылка

о том, что искусство есть ???????, произвольна, в чем можно убедиться благодаря

предпринятому в X главе разъяснению сущности понятия ???????, в котором объясняется

не только само слово, но и названный им предмет до его внутренней возможности и

подтверждающих его оснований. Речь идет не о чем ином, как об основном представлении

греков о сущем как таковом, об их понимании бытия. Так как с вопросом о бытии тесно

связан вопрос об истине, в

Скачать:TXTPDF

Ницше Том 1 Хайдеггер читать, Ницше Том 1 Хайдеггер читать бесплатно, Ницше Том 1 Хайдеггер читать онлайн