Скачать:TXTPDF
Ницше Том 1

вещи, ???? ??? ?? ?? ??? ???

??????? ?????? ????? ??? ??? ????? ?????????, «но и производит произрастающее из земли,

растения и животных», ??? ??????, «и даже себя самого», кроме того, небо и землю, ???

?????, «и даже богов», а также все, что есть в небесах и в преисподней. Этот созидатель,

превосходящий все сущее и даже богов — просто удивительный человек! Да, такой

?????????? существует, но в нем нет ничего необычного, и делать такое может каждый из

нас. Все дело только в том, чтобы разобраться, «каким способом он [все это] создает», ????

????? ?????.

Итак, размышляя о произведенном и самом произведении, надо обращать

внимание на ??????. Обычно мы правильно, но недостаточно переводим это греческое

слово как «способ» и «манера»; ?????? означает то, как некто обращен, куда он обращен, в90

чем он пребывает, как обращается, на что остается обращенным и с чем остается

связанным, к чем устремляется. Что это значит в области про-из-ведения? Можно сказать,

что способ, к которому обращается сапожник, отличается от того способа, в соответствии

с которым к делу приступает столяр. Это так, но здесь различие определяется тем, что в

данный момент должно быть произведено, а также выбранным материалом и обработкой,

которую он потребует. И тем не менее во всем этом способе произведения господствует

один и тот же ??????. В какой мере? Это станет ясно из продолжения беседы.

??? ??? ? ?????? ?????; «каков тот ??????», который делает возможным

произведение, могущее в упомянутом, ничем более не ограниченном объеме производить

??????, «все и всяческое»? Этот ?????? не грозит никакими затруднениями, и, прибегнув к

нему, можно сразу же и всюду начинать творить. ??????? ?? ??? ?? ’?????? ????? ?????????

?????????? ??????? (596 d), «если тебе хочется как можно быстрее, просто возьми зеркало

и води им по сторонам».

???? ??? ????? ???????? ??? ?? ?? ?? ??????, ???? ?? ???, ???? ?? ?????? ?? ??? ?????

??? ??? ????? ??? ???? ??? ????? ??? ????? ???????, «ты быстро сотворишь Солнце и все,

что на небе, и землю, и себя самого, и прочие живые существа, а также предметы и

растения и все, чего мы сейчас касались».

Из такого поворота беседы мы видим, сколь важно изначально мыслить ??????

(«соделывание») так, как его мыслили греки, то есть как про-из-ведение. Такое

произведение эйдоса совершает зеркало, оно наделяет возможностью присутствия все

сущее — так, как оно выглядит.

Однако тут же надо выявить важное различие в способе (??????) произведения. Это

различие позволяет составить более четкое представление о ?????????? и, следовательно,

о ???????, «после-делании» как подражании (Nach-machen). Если бы мы захотели понять

??????, «делание», в неопределенном смысле изготовления, тогда пример с зеркалом не

имел бы никакой силы, так как зеркало не «изготовляет» Солнца. Но если мы понимаем

про-из-ведение так, как его понимали греки, то есть в смысле сополагания (Beistellen)

идеи (эйдоса чего-либо в чем-либо другом, все равно как), тогда в этом конкретном

смысле зеркало действительно про-изводит Солнце.

Поэтому, имея в виду зеркало и возникающее в нем отражение, Главкон тотчас

признает: ???, «да», это произведение «сущего», но оговаривается: ?????????, ?? ??????

???? ?? ??? ?? ???????, являющееся в зеркале «лишь видится каким-либо, но не есть

присутствующее в несокрытости (Unverborgenheit)» (то есть неискаженное «одной лишь

видимостью», кажимостью). Сократ соглашается: ????? — ??? ??? ???? ???? ?? ????,

«прекрасно, и говоря так, ты приступаешь к существу (дела)». Хотя отражение производит

сущее как себя обнаруживающее, оно не производит его как сущее в его не-сокрытости, в

неискаженном бытии (Nichtverstelltsein). Здесь друг другу противостоят ?? ?????????? и ??

?? ???????: сущее как себя обнаруживающее и сущее как неискаженное. Однако ни в коем

случае нельзя думать, что ?????????? как «кажимость» и «кажущееся» находится на

какой-то одной стороне, a ?? ?? ??????? как «бытие» — на другой: в обоих случаях ?? —

«при-сутствующее», но различными способами присутствия. Но разве себя

обнаруживающее и неискаженное — не одно и то же? И да, и нет. Оно одно и то же как

то, что присутствует (дом), одно и то же, поскольку каждый раз оно есть присутствие,

хотя и осуществляющееся различными способами (??????). Один раз «дом» присутствует

в обнаружении себя, появляясь на металлической поверхности зеркала и посредством ее; в

другой раз «дом» присутствует, обнаруживая себя в камне и дереве. Чем острее мы

улавливаем эту самотождественность, тем яснее должно становиться различие. Здесь

Платон стремится постичь различие в способах (??????), то есть прежде всего добиться

определения того «способа», в котором само ?? обнаруживает себя наиболее чисто — не

тогда, когда его производят через что-либо другое, а тогда, когда его вид, ?????, составляет

бытие. Это самообнаружение есть ????? как ????.

Налицо два способа присутствия: дом (то есть ????) обнаруживается в зеркале и в91

самом наличном «доме». Следовательно, необходимо различать и разъяснять два вида

произведения и производителя. Если каждого про-из-водителя мы станем называть

??????????, тогда зеркальный мастер предстанет как ?????????? особого рода. Поэтому

Сократ продолжает: ??? ???????? ??? ????? ?????????? ??? ? ???????? ?????, «к такому

виду про-из-водителей — виду зеркальщиков — я думаю, относится и живописец».

Художник позволяет сущему присутствовать, но присутствовать как ?????????, то есть

как «обнаруживающее себя в проблеске (Durchscheinen) через другое»; ??? ????? ????? ?

?????, «то, что он производит, он производит не как несокрытое». Он не производит ?????.

?????? ????? ?? ???? ??? ? ???????? ?????? ?????, «и живописец производит кровать», но

????? ????, «в некотором роде». Здесь ?????? означает то, каким образом присутствует ??

(????), и вместе с тем то, в чем и через что ?? как ???? производит себя и полагает в

присутствие. В одном случае ?????? — это зеркало, в другом — раскрашенная

поверхность, в третьем — дерево, в котором стол начинает присутствовать.

Сразу хочется сказать, что одни люди делают «кажущиеся» вещи, другие —

«действительные». Но является ли для греков стол, изготовленный столяром,

«действительным», сущим столом? Иначе говоря, когда столяр изготовляет тот или иной

стол, производит ли он подлинно сущий стол или изготовление является таким сопринесением (Beibringen), которое никогда не может произвести «самого» стола? Мы уже

слышали о том, что и он чего-то не производит и как плотник не может произвести

своими средствами: ?? ?? ????? [??? ?????] ?????, «но он не производит чистый эйдос

(идею) [например, кровати]». Он предполагает его как уже данную ему и тем самым как к

нему при-веденную и для него про-из-веденную.

Но что представляет собой этот ????? сам по себе и в отношении к какой-либо

отдельной кровати, которую производит плотник? То ?????… ? ?? ????? ????? ? ???? ?????,

плотник производит не «образ [кровати], о котором мы говорим, что он и был бы

кроватью как таковой», то есть тем, что он есть как таковой: ? ????, quid est, quidditas,

чтойность (Washeit). Очевидно, эта чтойность является существенностью сущего, через

которую оно «есть в начале и в конце», ?????? ?v (597 а). Но если ремесленник не

производит ????? в себе, а всегда только взирает на него как на нечто уже ему предпоставленное, если ????? есть подлинно сущее в сущем, тогда он производит не бытие

сущего, а лишь то или иное сущее, ??? ? ???? ?????, ???? ?????? ????, «не что-бытие

(Wassein) кровати, а какую-то кровать».

Таким образом, и ремесленник, который, правда, вторгается в грубую

действительность и действует в ней, не находится у самого сущего, у ?? ?? ???????.

Поэтому Сократ говорит: ????? ??? ?????????? ?? ??? ????? [?? ????? ??? ??????????]

??????? ?? ???????? ?? ???? ????????, «значит, мы нисколько не удивимся, если даже оно

[изготовленное ремесленником] предстанет как нечто темное и смутное по отношению к

несокрытости». Древесина для кровати, камни для постройки дома хотя и выражают

идею, но это про-из-ведение все-таки затемняет и делает смутным ее изначальное сияние.

Поэтому в каком-то смысле дом, который мы называем «настоящим», нисходит до того

же уровня, на котором находятся отражение дома в зеркале и дом на картине. Греческое

слово ??????? нелегко перевести: оно подразумевает затемнение и искажение того, что

присутствует. По отношению к неискаженному это затемняющее предстает как смутное и

слабое; в нем нет внутренней силы присутствия самого сущего.

Теперь наступает момент, когда Сократ призывает (в контексте всего сказанного)

попытаться разъяснить сущность подражания (???????). Для этой цели более глубоко и

лаконично резюмируются все результаты предыдущего рассуждения.

В начале рассуждения стало ясно: существуют, к примеру, разнообразные

отдельные кровати, размещенные в различных домах. Это множество легко увидеть,

окинув все вокруг беглым взором. Поэтому в начале беседы Сократ (Платон), с глубокой

иронией упоминая о том, что мы теперь собираемся постичь, говорит (596 а): ????? ???

???????? ????????? ?????????? ??????? ???????? ?????, «многообразное и множественное92

видят те, кто смотрит слабыми глазами, а не те, у кого взгляд более острый». Взирающие

более проникновенно видят меньше, но зато они усматривают существенное и простое.

Они не растворяются в одном только многообразии, которое остается лишенным

сущности. Слабые глаза видят бесчисленное разнообразие отдельных кроватей,

проникновенный же взор видит иное, даже если он падает на одну единственную кровать,

и именно поэтому для слабых глаз множественное становится всего лишь еще большим

разнообразием, которое расценивается как «многое», как изобилие, тогда как для

проникновенного взора, напротив, простое становится еще проще. В таком упрощении

возникает сущностная многослойность: первое (единое) про-из-веденное Богом, (чистый)

один и тот же образ, идея; второе, изготовленное плотником; третье, изображенное

художником. Простое называется в слове ?????, но в то же время ??????? ????? ?????? ?????

????????? (597 b). Мы должны перевести так: «эти самые кровати здесь возникают трояким

образом». ??? ??? ? ?? ?? ????? ????, «одна существует в самой природе». Мы замечаем,

что такой перевод недостаточно глубок. Что здесь означает ?????, «природа»? В природе

нет кроватей, они не растут, как деревья и кустарники. Однако для Платона и прежде

всего для первоначальной греческой философии ????? есть раскрытие, она раскрывается,

обнаруживает самое себя, распускаясь из себя самой, как роза. То, что мы называем

«природой» (ландшафт, природа, рассмотренная со стороны) есть лишь определенный вид

природы, вид ?????’а в сущностном смысле, согласно которому природа есть

присутствующее, разворачивающееся из самого себя. ????? — это изначальное греческое

ключевое слово для обозначения самого бытия в смысле раскрывающегося из себя самого

и таким образом царящего присутствия.

? ?? ?? ????? ????, «сущая в природе» кровать означает: бытийствующее

(Wesende), присутствующее в чистом бытии из самого себя, из себя исходящее (aus sich

Herauskommende) противостоит тому, что про-из-водится только через нечто другое. ?

????? ????? означает «то, что само непосредственно про-из-водит из себя свой чистый

образ». То, что присутствует таким образом, представляет собой простое усмотрение

чистого эйдоса (?????), не опосредствованное ничем другим, то есть представляет собой

идею (????). Человек не может сделать, чтобы такое воссияло, распустилось (????).

Человек не может производить ????, он может только пред-ставлять ее. Поэтому Сократ

говорит о ????? ????? так: ?? ?????? ??, ?? ??????, ???? ??????????, «о ней, я полагаю, мы

могли мы сказать, что ее доставил и по-ставил Бог».

??? ?? ?? ?? ? ??????, «другая [кровать] есть то, что изготовляет ремесленник». ???

?? ?? ? ????????, «третья

Скачать:TXTPDF

Ницше Том 1 Хайдеггер читать, Ницше Том 1 Хайдеггер читать бесплатно, Ницше Том 1 Хайдеггер читать онлайн