Скачать:TXTPDF
Ницше Том 1

видит наступление нового дня. Разум, то есть в данном случае

знание и вопрошание человека, пробуждается для самого себя.

«5. „Истинный мир» — идея, ни к чему больше ненужная, даже более не

обязывающая, — ставшая бесполезной, ставшая лишней идея, следовательно,

опровергнутая идея: так упраздним же ее!»

На этом этапе Ницше уже обозначает первый шаг своего собственного пути в

философии. Теперь выражение «истинный мир» он пишет в кавычках. Это больше не те

слова, содержание которых он сам мог бы подтвердить. «Истинный мир» упраздняется, но

обратим внимание на причину: потому что он стал бесполезным, лишним. В

предрассветных сумерках вырисовывается новый критерий: утверждается то, что никогда

и ни при каком отношении не затрагивает человеческого существования, не притязает на

него, и поэтому: «Светлый день; завтрак; возвращение bon sens и веселости; краска стыда

Платона; дьявольский шум всех свободных умов». Здесь Ницше думает о перемене в себе

самом, той перемене, о которой вполне красноречиво говорят заголовки написанных в ту

пору сочинений: «Человеческое, слишком человеческое» (1878 г.), «Странник и его тень»

(1880 г.), «Утренняя заря» (1881 г.) и «Веселая наука» (1882 г.). Платонизм преодолен,105

поскольку сверхчувственный мир как мир истинный упразднен, но зато остается

чувственный мир, находящийся во власти позитивизма. Стоит поспорить и с ним, так как

Ницше не хочет ни оставаться в рассветных сумерках, ни довольствоваться

дополуденным временем. Несмотря на упразднение сверхчувственного мира как мира

истинного все еще остается незанятым место, отведенное для высшего, и остается

строительный чертеж с рассечением на высшее и низшее: позитивизм. Здесь снова

возникает вопрос.

«6. Мы упразднили истинный мир: какой же мир остался? Быть может,

кажущийся? … Нет! Вместе с истинным миром мы упразднили и кажущийся!».

Добавление шестого этапа показывает, что Ницше должен (и как именно) стать выше себя

самого и простого упразднения сверхчувственного. Об этом сразу же говорят

взволнованный стиль и манера письма, как только ясность сделанного им шага сменяется

полным сиянием, в котором исчезает всякая тень. Поэтому: «Полдень; мгновение самой

короткой тени; конец самого долгого заблуждения; кульминационный пункт

человечества; INCIPIT ZARATHUSTRA». Начало последнего этапа его собственной

философии.

Описание всех шести этапов истории позитивизма задумано таким образом, что

«истинный мир», о существовании которого и праве на существование идет речь, каждый

раз соотносится с определенным видом человека, тем видом, который относится к этому

миру. Поэтому «перевертывание» платонизма и, в конце концов, выход из него изменяют

самого человека. При завершении платонизма решается вопрос об изменении человека.

Именно так надо понимать слова о «кульминационном пункте человечества», понимать

как высшую точку этого решения — решения о том, должен ли с завершением платонизма

завершиться и прежний человек, не должен ли прийти ему на смену такой человек,

которого Ницше называет «последним человеком», или его тоже можно преодолеть, и

тогда будет положено начало «сверхчеловеку»: «Incipit Zarathustra». Под

«сверхчеловеком» Ницше подразумевает не какое-то чудесное сказочное существо, но

человека, который превосходит прежнего. Однако прежний человек есть тот,

существование которого и его отношение к бытию определяется платонизмом в какойлибо его форме или смешением нескольких форм. Последний человек есть необходимое

следствие непреодоленного нигилизма. Большую опасность Ницше усматривает в том,

что дело может закончиться последним человеком, простым результатом всей истории

платонизма, увеличивающимся распространением и опошлением последнего человека.

«Противоположность сверхчеловека — последний человек: я создал его одновременно со

сверхчеловеком» (XIV, 262).

Это значит, что конец как конец становится виден только из начала. Или наоборот:

кто такой сверхчеловек, станет ясно только тогда, когда обозначится последний человек

как таковой.

Теперь остается уяснить максимальное противопоставление Платону и платонизму

и увидеть, каким образом Ницше занимает свое место. Что происходит, когда вместе с

истинным миром упраздняется и кажущийся?

«Истинный мир», сверхчувственное, и кажущийся мир, чувственное, вместе

составляют то, что противостоит чистому ничто: образуют сущее в целом. Когда оба мира

упраздняются, тогда все низвергается в пустое ничто. Ницше не может этого допустить,

ибо он стремится к преодолению нигилизма в любой форме. Когда мы вспоминаем, что

Ницше хочет через свою физиологическую эстетику утвердить искусство на

плотствующей жизни, вспоминаем, как именно он собирается это сделать, тогда мы

видим, что речь идет о признании чувственного мира, а не о его упразднении. Однако

согласно дословному прочтению последнего этапа истории платонизма «кажущийся мир

упраздняется». И это действительно так. Но согласно истолкованию платонизма

«кажущийся мир» — это просто мир чувственный. Благодаря его упразднению

открывается путь для принятия чувственного начала, а вместе с ним и нечувственного106

мира духа. Достаточно вспомнить о том, что Ницше говорит в 820 разделе «Воли к

власти»: «Я желаю себе самому и всем тем, кто живет, дерзает, жить без опасений

совестливого пуританина,— желаю все большего одухотворения и разнообразия своих

чувств; да, мы хотим благодарить чувства за их утонченность, полноту и силу и дать им

лучшее от духа, что мы имеем». Таким образом, нет необходимости ни в упразднении

чувственного, ни в упразднении нечувственного. Напротив, необходимо покончить с

превратным толкованием и поношением чувственного, равно как и с превознесением

сверхчувственного. Необходимо подготовить путь для нового истолкования чувственного

на основе новой иерархии чувственного и нечувственного. Эта новая иерархия не

предполагает простой перемены мест внутри старой иерархической схемы и одной лишь

высокой оценки чувственного и принижения нечувственного, не предполагает вознесения

на самый верх того, что было в самом низу. Новая иерархия и новое утверждение

ценностей означает изменение иерархической схемы, поскольку «переворачивание»

платонизма должно привести к выходу из него. Насколько широко это происходит и

может происходить у Ницше, насколько широко это приводит к преодолению платонизма

— все эти вопросы должна задать критика, причем задать их только после того, как мы

своей мыслью проследуем за глубочайшим волением мысли самого Ницшечерез все

неясное, двусмысленное и половинчатое, что здесь легко можно было бы поставить ему в

укор.

Новое истолкование чувственности и волнующий разлад

между искусством и истиной

Мы спрашиваем: какое новое истолкование и градация чувственного и

нечувственного возникают в результате произошедшего «переворачивания» платонизма?

В какой мере «чувственное» является подлинной «реальностью»? Какое изменение

сопутствует этому «переворачиванию»? Какое изменение лежит в его основе? Мы

должны задавать вопрос именно таким образом, потому что речь идет не о том, чтобы

сначала совершить это «переворачивание», а потом, исходя из возникшего нового

положения, спрашивать, что же получилось? «Переворачивание» скорее получает

движущую силу и направление движения из нового вопроса и его основополагающего

опыта, в котором истинно сущее, реальное или «реальность» должны быть определены

заново.

Нельзя сказать, что мы не готовы к таким вопросам, если вспомнить, что ради

этого мы прошли дорогой целой лекции.

Прежде всего, четкое и строгое соотнесение всех вопросов с искусством должно

было воочию обозначить новую реальность. В частности, изложение ницшевской

«физиологической эстетики» было задумано так, чтобы теперь у нас возникла

необходимость основательнее разобраться во всем, что было там сказано, дабы

проследить за основным направлением его истолкования чувственного, то есть увидеть,

как Ницше, после того, как кажущийся и истинный миры платонизма были упразднены,

обретает место для своей мысли.

Основополагающей действительностью для искусства, согласно Ницше, является

опьянение. В противоположность Вагнеру он понимает это чувство раскрывающейся

силы, полноты и попеременного возрастания всех способностей как бытие-превыше-себя

и, таким образом, как к-самому-себе-возвращение в высшей прозрачности бытия, а не как

слепое, головокружительное парение. В то же время Ницше видит в этом разверзание

бездны «жизни», кроющихся в ней противоречий, но не как некоего нравственного зла, не

как чего-то отрицаемого, а как того, что он принимает. «Физиологическое», чувственноплотское содержит в себе это «превыше-себя». Этот внутренний настрой «чувственного»

пояснялся через подчеркивание связи опьянения с красотой и творчества и наслаждения

произведением искусства — с формой. Для него характерны постоянство, порядок,

перспектива, граница и закон. Чувственное в себе направлено на перспективу, порядок, на107

то, что поддается управлению, на упроченное. Теперь нам остается все, что здесь сказано

о сущности «чувственного», постичь в его принципиальных связях, чтобы увидеть, каким

образом для Ницше чувственное составляет подлинную реальность.

Живое открыто иным силам, но, противостоя им, оно в то же время упорядочивает

их согласно форме и ритму, чтобы тем самым оценивать их в перспективе возможного их

вбирания в себя или отвержения. Согласно такому углу зрения все встречающее нас

истолковывается в контексте жизненной силы этого живого. Этот угол зрения и

намечаемый им горизонт заранее определяют, что вообще попадает в поле зрения живого

существа и что не попадает. Ящерица, например, улавливает в траве еле слышный шорох,

но не слышит тут же сделанного пистолетного выстрела. Следовательно, живое существо

как бы «истолковывает» свое окружение и вместе с тем — все происходящее, причем не

мимоходом, а в качестве основного процесса самой жизни: «перспективное — основное

условие всякой жизни» (VII, 4).

Имея в виду этот основной настрой всего живого, Ницше говорит (XIII, 63):

«Главная особенность органического существа — новое множество, которое само есть

событие».

Живое отличается чуткой прозорливостью, окружающей живое существо «линией

горизонта», внутри которой что-либо может перед ним появиться. В «органическом»

содержится множество влечений и сил, каждая из которых имеет свою перспективу.

Множество перспектив отличает органическое от не-органического, но и у последнего

есть своя перспектива, только в ней — в привлечении и отталкивании — однозначно

устанавливаются «отношения силы» (XIII, 62). Механическое представление о

«безжизненной» природе — лишь гипотеза, предполагающая исчисление, она не видит

того, что и здесь соотношения сил и тем самым те или иные связи устанавливаются

определенной перспективой. Каждая точка приложения той или иной силы имеет в себе

определенную перспективу. Отсюда ясно, что нет никакого неорганического мира» (XIII,

81). Все «реальное» проникнуто жизнью, оно «перспективно» в себе самом и

утверждается в своей перспективе по отношению к другому. Именно в этом ракурсе мы

понимаем наброски Ницше, сделанные в 1886—1887 годах: «Основной вопрос:

принадлежит ли перспективное к сущности? И, быть может, между различными

сущностями существует только некая форма созерцания, некое отношение? Быть может,

различные силы находятся в определенном отношении, так что это отношение связано с

определенной оптикой восприятия? Это было бы возможно, если бы все бытие было бы

чем-то принципиально воспринимающим» (XIII, 227 f). Не надо никаких пространных

доказательств, чтобы дать понять, что такое осмысление сущего сродни взгляду

Лейбница, с той лишь разницей, что Ницше исключает его богословскую метафизику, то

есть платонизм. Все сущее в себе есть перспективно-воспринимающее, то есть в

очерченном теперь понятии — «чувственное».

Чувственное больше не является «кажущимся», больше не является затемненным,

оно есть единственно реальное, то есть «истинное». Что же получается из видимого? Оно

само принадлежит к сущности реального. В этом легко убедиться, вспомнив о

перспективной природе действительного. Следующее предложение поясняет нам природу

видимости в контексте перспективно выстроенного действительного: «С началом

органического миром начинается неопределенность и видимость» (XIII, 228, ср. также

229). В единстве органической сущности содержится множество влечений и

способностей, каждое из которых имеет свою перспективу, противоборствующую другой.

При наличии такой множественности утрачивается однозначность той единственной

перспективы, в которой находится соответствующее действительное. Налицо

многозначность того, что проявляется в нескольких перспективах, и тем самым —

неопределенность: то, что кажется то таким, то другим и, следовательно, принимает то

один, то другой облик. Однако этот облик только тогда предстает как видимость в смысле

просто видимости, когда то, что обнаруживается в какой-либо перспективе, упрочивается108

и утверждается как единственное мерило в ущерб другим, попеременно напрашивающимся перспективам.

В результате этого для живого существа в том, что его окружает, появляются четко

очерченные вещи и «предметы», появляется постоянное с теми

Скачать:TXTPDF

Ницше Том 1 Хайдеггер читать, Ницше Том 1 Хайдеггер читать бесплатно, Ницше Том 1 Хайдеггер читать онлайн