Скачать:TXTPDF
Ницше Том 1

лабораторий, библиотек и

архивов, наконец, без доведенной до совершенства техники связи плодотворная научная

работа и соответствующий результат сегодня просто немыслимы. Любое ослабление этой

тенденции или противодействие ей есть реакция.

В отличие от «науки» в философии дела обстоят совершенно иначе. Когда здесь

произносят слово «философия», имеют в виду лишь творчество великих мыслителей,

которое обладает своим собственным временем и законами и в том, что касается

сообщения. Стремление как можно скорее что-то создать и боязнь того, что это будет

слишком поздно, здесь не актуальны в силу одной особенности, присущей всякой

подлинной философии: ее современники всегда понимают ее неправильно. Философ

должен перестать быть современником даже по отношению к самому себе. Чем

принципиальнее и революционнее оказывается его философия, тем сильнее она нуждается

в воспитании того человека и того поколения, которые должны ее принять. Поэтому и по

сей день мы стараемся понять, например, основное содержание философии Канта и

освободиться от превратных ее истолкований, характерных для его современников и

сторонников.

Так же и Ницше тем малым и потаенным, что он сам сообщает о своем учении о

вечном возвращении, не стремиться добиться полного понимания, но готовит перемену в

основном настрое, благодаря которой его учение, наконец, станет понятным и

действенным. Своих современников он хочет сделать лишь отцами и делами тех, кто

должен прийти. («Also sprach Zarathustra» II. Teil, «Auf den gluckseligen Inseln»).

Поэтому сначала мы разберемся с теми сообщениями, которые делает сам Ницше,

и при этом будем довольствоваться лишь предварительным пояснением, а затем

приступим к обзору того, о чем он не торопился рассказать.118

Первое сообщение Ницше об учении о вечном возвращении

Так как для философского сообщения принципиально важно, в каком контексте и

как именно оно делается, мы должны, во всем своем дальнейшем стремлении постичь

учение о возвращении, хорошо усвоить тот факт, что впервые Ницше говорит о нем в

конце «Веселой науки», увидевшей свет в 1882 году; в более позднем и хорошо известном

втором издании отрывок под номером 341 находится в конце четвертой книги: это

предпоследний отрывок данного сочинения, в котором говорится о вечном возвращении

(V, 265 f). То, о чем там говорится, принадлежит «Веселой науке» и звучит так:

«Величайшая тяжесть. — Что, если бы однажды днем или ночью в твое

уединеннейшее одиночество подкрался некий демон и сказал бы тебе: „Эту жизнь, как ты

ее теперь живешь, должен будешь прожить еще раз и еще бессчетное количество раз; и

ничего в ней не будет нового, но каждая боль и каждое удовольствие, всякая мысль и

любой вздох и все несказанно малое и великое твоей жизни должно будет снова вернуться

к тебе, и все в том же порядке и той же последовательности — также и вот этот паук и

этот лунный свет между деревьями, и вот это мгновение и я сам. Вечные песочные часы

бытия переворачиваются вновь и вновь — и ты вместе с ними, пылинка пыли!» — Разве

не бросился бы ты навзничь, скрежеща зубами и проклиная демона, который так говорит?

Или однажды тебе довелось пережить чудовищное мгновение, когда ты ответил бы ему:

«Ты — бог, и никогда не слышал я ничего более божественного!» Если бы эта мысль

овладела тобой, она бы преобразила тебя, каков ты есть, и, быть может, сокрушила;

вопрос, сопровождающий все и вся: «хочешь ли ты этого еще раз и еще бессчетное

количество раз?» величайшей тяжестью лег бы на твои поступки! Или насколько хорошо

должен был бы ты относиться к самому себе и к жизни, чтобы не жаждать больше

ничего, кроме этого последнего утверждения и скрепления печатью?»

И вот это Ницше предлагает нам в конце своей «Веселой науки?» Перед нами

мрачная перспектива всего состояния бытия, вселяющего страх. Где же здесь

«веселость»? Быть может, скорее, ужас? Конечно, и чтобы убедиться в этом, достаточно

лишь бросить взгляд на заголовок следующего, 342 отрывка, завершающего эту книгу. Он

гласит: «Incipit tragoedia». Начинается трагедия. Разве можно такое знание назвать

«веселой наукой»? Демоническая напасть, а вовсе не наука, ужас, а не «веселье»! Однако

здесь важно не то, что случайно приходит нам в голову, когда мы видим — «Веселая

наука»; важно только то, что думает Ницше.

Но что же значит «веселая наука»? Здесь слово «наука» не является наименованием

когда-то существовавшей и доныне наличествующей специальной науки и ее

установлений в том виде, как они сформировались в прошлом. «Наука» означает

установку на сущностное знание, волю к этому знанию. Хотя каждому знанию с

необходимостью принадлежат те или иные сведения (и для Ницше в его эпоху это, прежде

всего, сведения естественнонаучные), однако они не составляют сущности подлинного

знания. Оно заключается в соответствующем принципиальном отношении человека к

сущему и, следовательно, в определенном способе существования истины и в той

решительности, которая полагается этим принципиальным отношением. «Наука» — здесь

это слово звучит так же, как «страсть», страсть обоснованного господства над тем, что

пред-стоит нам, а также над тем, как мы противо-стоим этому предстоящему и

связываем его с большими и важными целями.

«Веселая» наука? Веселость, о которой здесь говорится,— не пустая забава и

поверхностное мимолетное удовольствие, когда кто-нибудь, например, находит

«развлечение» в ничем не нарушаемом занятии научными вопросами; речь идет о том

веселье превознесенности, которую самое тяжкое и ужасное больше не потрясает, то есть,

если говорить о знании, ее больше не потрясает самое сомнительное, она скорее только

крепнет от него, утверждая его в его необходимости.

Только так понимая «веселую науку», можно постичь весь ужас мысли о вечном119

возвращении и, следовательно, его самого в его существенном содержании. Теперь мы

понимаем, почему Ницше впервые сообщает эту демоническую мысль в конце «Веселой

науки»: то, что здесь упоминается в конце, по существу, есть не конец, а начало «Веселой

науки»; ее начало и одновременно конецвечное возвращение того же самого, то, что

«Веселая наука» призвана постичь в начале и в конце, дабы быть подлинным знанием.

«Веселая наука» — для Ницше это есть не что иное, как наименование «философии»,

наименование того, что прежде всего учит вечному возвращению того же самого.

Для правильного понимания учения о вечном возвращении одинаково важен как

тот факт, что впервые Ницше сообщает о нем в конце «Веселой науки», так и то, как

именно он при этом заранее характеризует мысль о возвращении. Упомянутый отрывок

(n. 341) озаглавлен как «Величайшая тяжесть». Мысль как тяжесть! Что мы

представляем при слове «тяжесть»? Тяжесть мешает колебанию, привносит покой и

прочность, сводит все силы воедино, собирает их и наделяет определенностью. В то же

время тяжесть влечет тебя вниз и потому ты всегда делаешь усилие, чтобы оставаться

наверху, в ней кроется опасность соскользнуть вниз и остаться там. Следовательно,

тяжесть — это препятствие, которое хочет, чтобы его постоянно «брали», чтобы его

перепрыгивали. Однако тяжесть не порождает новых сил, она просто изменяет

направление их движения и таким образом создает новые законы движения для уже

имеющихся сил.

Но каким образом «мысль» может быть тяжестью, то есть становиться

определяющей во всех названных способах упрочения, собрания воедино, влечения,

препятствования и изменения направления? И что она должна определять? Кому она

должна быть свойственной, быть присущей, и кто должен поднять ее, чтобы самому не

остаться внизу? Ницше говорит об этом в конце данного отрывка: эта мысль в качестве

вопроса («хочешь ли ты этого еще раз и еще бессчетное количество раз?») всегда и всюду

тяготела бы над нашими поступками. Под «поступками» здесь подразумевается не просто

практическая деятельность и не какие-то нравственные поступки, а скорее вся полнота

отношений человека к сущему и к самому себе. Для стояния в средоточии сущего в его

целом (Mitteninnestehen) мысль о вечном возвращении должна быть «тяжестью», то есть

быть определяющей.

Однако теперь мы тем более вправе спросить: как мысль может иметь

определяющую силу? «Мысль»! Да разве может такая мимолетность стать центром

тяжести? Разве для человека не является определяющим как раз обратное, а именно то,

что его окружает, его обстоятельства, его «пища», согласно Фейербаху, сказавшему, что

человек есть то, что он «ест»? А рядом с пищей и место обитания, которое, согласно

распространенным в ту пору учениям английской и французской социологии, является

«средой» — воздух и общество? Все, что угодно, только не «мысли»! Ницше возразил бы

так: да, именно «мысли», потому что они определяют человека еще больше, они решают,

чем он будет питаться, где будет жить, каким воздухом дышать, в каком обществе

находиться; в мысли человек решает, принимает ли он именно эти обстоятельства и

сохраняет ли их или предпочитает другие, истолковывает ли выбранные обстоятельства

так или по-другому, так или как-то иначе справляется с ними. Тот факт, что это решение

часто совершается при всяком отсутствии мысли, говорит не против ее господства, а в

пользу него. Среда для себя ничего не проясняет, среды как таковой просто нет. В этой

связи Ницше говорит: («Der Wille zur Macht», n. 70; 1885-1886): «Против учения о

влиянии Milieu и внешних причин: внутренняя сила бесконечно выше».

Сердцевина «внутренней силы» — мысли, и если мысль о вечном возвращении

того же самого касается не чего попало, не того или этого, но сущего в его целом, как оно

есть, если эта мысль продумывается на самом деле, то есть как вопрос ввергает нас в

сущее и тем самым выводит из него, если эта мысль о вечном возвращении предстает как

«мысль мыслей» (XII, 64), а именно так однажды и назвал ее Ницше,— тогда разве не

станет она для каждого человека «тяжестью», причем не какой-то тяжестью среди других,120

а «величайшей тяжестью»!

Но почему именно так? Что такое человек? Быть может, он — существо, которое

нуждается в тяжести, которое всегда берет на себя тяжесть и должен ее брать? С какой

опасной необходимостью здесь надо считаться? Тяжесть может увлекать вниз, может

принижать человека и, когда тот оказывается внизу, может оказаться излишней, так что

человек внезапно остается без тяжести и больше не может судить о том, что является его

высотой, перестает замечать, что он находится внизу, начинает считать себя самого

средоточием и мерой, в то время как на самом деле все это лишь его заурядность.

Быть может, мысль об этой тяжести пришла к Ницше случайно, без какой-либо

подготовки с его стороны, или она пришла потому, что все прежние виды тяжести

увлекли человека вниз и затем исчезли? Опыт необходимости новой величайшей тяжести

и ощущение того, что все вещи утратили свой вес, образуют единство.

«Наступает время, когда нам придется платить за то, что мы в течение двух

тысячелетий были христианами: мы утратили тяжесть, которая позволяла нам жить,—

мы уже не знаем, ни откуда, ни куда идем» («Der Wille zur Macht», n. 30; 1888).

Путь этот пока еще неясный для нас отрывок лишь намекнет нам на то, что мысль

Ницше о новой величайшей тяжести своими корнями уходит в исторический контекст

двух тысячелетий. Отсюда и та манера, с которой он впервые о ней сообщает: «Что, если

бы однажды днем…» — то есть в виде вопроса и возможности. Речь идет о том, что эта

мысль не подается напрямую самим Ницше. Разве мог бы кто-либо из сегодняшних

людей, которые не знают «ни откуда, ни куда» и к которым Ницше должен причислить и

самого себя, разве мог бы кто-либо

Скачать:TXTPDF

Ницше Том 1 Хайдеггер читать, Ницше Том 1 Хайдеггер читать бесплатно, Ницше Том 1 Хайдеггер читать онлайн