Скачать:TXTPDF
Ницше Том 1

из этих людей самостоятельно прийти к такой мысли?

Картина скорее иная: «Что, если бы… подкрался к тебе в твое уединеннейшее одиночество

некий демон…»; эта мысль исходит не от любого человека и приходит она не к любому в

его любом, повседневном состоянии, то есть в том, в котором он не помнит себя: она

приходит в его «уединеннейшем одиночестве». Но где и когда оно начинается? Быть

может, там, где человеку достаточно просто уединиться, отойти в сторону и заняться

своим «я»? Нет, скорее, там, где он полностью становится собой, когда в самых

существенных связях своего исторического вот-бытия находится в средоточии сущего в

его целом.

Это «уединеннейшее одиночество» предлежит всякому различию между «я» и

«ты» и превосходит его, а также отличие «я» и «ты» от «мы», отличие единичного от

единого. В этом уединеннейшем одиночестве нет ничего от разъединения как

обособления, это такое разъединение, которое мы должны постигать как обретение

подлинности, когда человек приобщается к себе в своей самости. Эта самость,

подлинность — не есть «я», это то вот-бытие, в котором утверждается отношение «я» к

«ты», «я» к «мы» и «мы» к «вы», откуда эти отношения только и можно и должно

преодолевать, если они должны быть силой. В самобытии решается, каким весом

обладают вещи и люди, на каких весах они взвешиваются и кто это делает. Что, если бы к

тебе в твое уединеннейшее одиночество подкрался некий демон и поставил тебя перед

лицом вечного возвращения того же самого: «Вечные песочные часы бытия

переворачиваются снова и снова, и ты вместе с ними, пылинка пыли!»

Ницше не говорит, что происходит потом. Он снова задает вопрос и предполагает

две возможности: ты, наверное, проклял бы этого демона или, быть может, признал бы в

нем бога, эта мысль сокрушила бы тебя или, может быть, ты бы не захотел ничего, кроме

ее истины, быть может, эта величайшая тяжесть увлекла бы тебя в пропасть или, может

быть, ты сам стал бы еще большей тяжестью по отношению к ней?

Тот, как Ницше здесь оформляет свое первое сообщение о «величайшей тяжести»,

ясно показывает, что «эта мысль мыслей» одновременно предстает как «тяжелейшая

мысль» (XVI, 414). Она такова в нескольких ракурсах. Во-первых, по отношению к тому,

что в ней надо мыслить: сущее в его целом. Оно обладает тяжелейшим весом и поэтому

есть самое тяжелое как самое весомое. Затем — по отношению к самому мышлению, и в121

этом ракурсе она есть тяжелейшая мысль, ибо она должна проникать в само средоточие

полноты сущего, выходить на предельную границу сущего в его целом и одновременно

промысливать уединеннейшее одиночество человека.

С помощью этих различий мы разъясняем мысли Ницше. Разъяснение же всегда и

необходимым образом есть толкование, причем такое, когда употребляются

соответствующие данной теме, а также прочие слова и понятия. Поэтому здесь

необходимо поговорить о том словоупотреблении, к которому прибегает Ницше и мы

сами.

Ницше говорит о сущем в его целом. Мы употребляем это наименование прежде

всего для того, чтобы обозначить все то, что не является просто ничем: природу,

безжизненное и живое, историю и то, что она порождает, а также ее образы и ее

носителей, бога, богов и полубогов. Кроме того, сущим мы называем и становящееся,

возникающее и преходящее, ибо это есть уже больше не ничто или еще не ничто. Мы

называем сущим также видимость, облик, иллюзию и ложное. Если бы это не было

сущим, оно не могло бы обманывать и вводить в заблуждение. Все это со-называется в

выражении «сущее в целом». Даже его предел, просто не-сущее, ничто как таковое все

еще принадлежит сущему в целом, поскольку без последнего не было бы и этого ничто.

Однако в то же время выражение «сущее в целом» обозначает это сущее именно как то, о

чем вопрошается, что достойно вопроса. В этом выражении остается открытым вопрос о

том, что есть сущее как таковое и как оно есть. В этом отношении данное выражение

есть лишь выражение собирательное, но оно собирает для того, чтобы свести воедино

сущее для вопроса о свойственном ему самому собрании. Следовательно, выражение

«сущее в целом» обозначает то, что больше всего достойно вопрошания, и поэтому само

оно есть самое достойное вопрошания.

Ницше же хотя и уверен в своем словоупотреблении, однако далеко не однозначен.

Когда он имеет в виду всю действительность или вообще все, тогда он говорит о «мире»

(Welt) или о «бытии» (Dasein), и такое словоупотребление восходит к Канту. Когда Ницше

ставит вопрос о том, имеет ли бытие смысл и можно ли вообще определить какой-то

смысл по отношению к нему, тогда в общих чертах и с некоторыми оговорками значение

слова «бытие» совпадает с тем значением, которое мы имеем в виду, говоря о сущем в

целом. Для Ницше «бытие» имеет такое же широкое значение, как и слово «мир»; вместо

«бытия» он также говорит о «жизни», подразумевая под нею не только человеческую

жизнь и человеческое бытие. Мы же, напротив, употребляем слово «жизнь» лишь для

обозначения растительного и животного сущего и отличаем от него человеческое бытие,

которое есть нечто большее и иное, чем просто «жизнь». Для нас слово «вот-бытие» (Dasein) обозначает нечто, что ни в коей мере не покрывается смыслом слова «человеческое

бытие» и решительно отличается от того, что Ницше и предшествующая ему традиция

понимают под этим словом. То, что мы обозначаем словом «вот-бытие», не присутствует

в прежней истории философии. Это отличие в смысле словоупотребления основывается

не на каком-то случайном своеволии: за ним стоит существенная историческая

необходимость. Однако этими языковыми различиями нельзя овладеть путем их чисто

внешнего усвоения и запоминания, нам необходимо, осуществляя разбирательство с

самим существом дела, врасти в произросшее слово. (Относительно ницшевского понятия

«бытие» сравни, например, «Die frohliche Wissenschaft», IV, 341; V, 357, 373, 374).

«Incipit tragoedia»

Мысль о вечном возвращении того же самого, будучи величайшей тяжестью, есть

тяжелейшая мысль. Что происходит, когда эта мысль действительно продумывается?

Ницше дает ответ на этот вопрос в заголовке того отрывка, который непосредственно

примыкает к первому сообщению о тяжелейшей мысли и образует подлинное завершение

«Веселой науки» (n. 342; l Auflage 1882): «Incipit tragoedia». — Начинается трагедия.122

Какая трагедия? Ответ: трагедия сущего как такового. Но что Ницше понимает под

трагедией? Она воспевает трагическое. Мы должны признать, что трагическое Ницше

определяет только из собственного понимания начала трагедии. С продумыванием мысли

о вечном возвращении трагическое как таковое становится основной особенностью

сущего. С исторической точки зрения оно является началом «трагической эпохи для

Европы» («Der Wille zur Macht», n. 37; XVI, 448). То, что здесь начинается и происходит,

совершается в величайшем безмолвии и на долгое время остается сокрытым для

большинства; такая история ничего не оставляет в исторических книгах.

«Самые тихие слова приносят бурю. Мысли, ступающие голубиными шагами,

правят миром» («Also sprach Zarathustra», II. Teil, Schlu?).

«…Какая польза в том, что мы, более осторожные и сдержанные, пока еще не

отходим от старой веры в то, что лишь великая мысль наделяет величием какое-либо дело

или вещь» («Jenseits von Gut und Bose», n. 241).

И наконец:

«Не вокруг изобретателей нового шума — вокруг изобретателей новых ценностей

вращается мир; он вращается неслышно» («Also sprach Zarathustra», II. Teil, «Von gro?en

Ereignissen»).

Лишь немногие и редкие, те, кто способен уловить это неслышное, услышат

«Incipit tragoedia». Но как понимает Ницше сущность трагического и трагедии? Мы знаем,

что в его первом произведении поднимался вопрос о «рождении трагедии» (1872 г.). Опыт

трагического и размышление о его происхождении и его сущности принадлежат к

основному пласту ницшевского мышления. В соответствии с внутренним изменением и

прояснением его мышления проясняется и его понятие трагического. Однако с самого

начала он противостоял аристотелевскому толкованию трагического, согласно которому

оно производит ????????. С точки зрения Аристотеля пробуждение страха и сострадания

должно приводить к нравственному очищению и подъему. «Я не раз касался большого

недоразумения Аристотеля, который считал, что трагические аффекты познаются в двух

угнетающих аффектах — ужасе и сострадании» («Der Wille zur Macht», n. 851; 1888).

Трагическое вообще изначально никак не связано с нравственным. «Тому, кто

наслаждается трагедией в нравственном смысле, еще предстоит подняться на несколько

ступеней» (XII, 177; 1881/82). Трагическое принадлежит к «эстетическому». Для того,

чтобы это разъяснить, нам следовало бы рассмотреть ницшевское понимание природы

искусства. Искусство есть «определенная» метафизическая деятельность «жизни»; оно

определяет, каким образом есть сущее в целом, поскольку оно есть: высшее искусство

искусство трагическое, и, следовательно, трагическое начало принадлежит к

метафизической сущности сущего.

К самом? трагическому принадлежит ужасное, но не как пробуждающее страх в

смысле возможного бегства в «смирение» и жажду ничто; напротив, ужасное здесь

предстает как то, что принимается, причем принимается в его неизменной

принадлежности прекрасному. Трагедия начинается там, где ужасное принимается как

принадлежащая прекрасному внутренняя противоположность его. Великое и

возвышенное образуют единство с глубинным и ужасным, и чем изначальнее желается

что-то одно, тем безусловнее достигается другое. «Величию принадлежит ужасность:

будем откровенны» («Der Wille zur Macht», n. 1028). Признание единства этих

противоположностей есть трагическое познание, трагическая позиция, есть то, что Ницше

называет также «героическим». «Что делает героическим?» — спрашивает он в «Веселой

науке» (n. 268). Ответ: «Одновременно идти навстречу своему величайшему страданию и

своей величайшей надежде». Решающим здесь является одновременность: не

противопоставление одного другому и тем более не стремление отвернуться от обоих, а

обретение господства (Herrwerden) как над своим несчастьем, так и над своим счастьем, то

есть возможность не стать шутом своей мнимой победы.

«Есть героические умы, которые в трагической жестокости говорят самим себе123

„да»: они достаточно суровы, чтобы воспринимать страдание как наслаждение» («Der

Wille zur Macht», n. 852).

Трагический ум вбирает в себя противоречия и сомнения (XVI, 391; ср. XV, 65;

XVI, 377; XIV, 365 f). Трагическое присутствует только там, где такой «ум» господствует,

причем настолько, что высшая трагика совершается только в сфере познавания и того, кто

познает: «До сих пор высшие трагические мотивы оставались не удел: опыт поэтов ничего

не говорит им о сотнях трагедий, обрушивающихся на познающего» (XII, 246; 1881/82).

Сущее само делает своей принадлежностью муку, разрушение и отрицание. В том месте

из своего «Ессе homo», где Ницше рассказывает о возникновении мысли о вечном

возвращении того же самого, он в частности говорит о «высшей формуле утверждения,

которая вообще может быть достигнута» (XV, 85).

Но почему мысль о возвращении является высшим утверждением? Потому что она

утверждает высшее «нет», уничтожение и страдание как присущие бытию. Потому вместе

с этой мыслью трагический дух исконно и всецело входит в сущее: «Incipit tragoedia»,—

говорит Ницше, но он также говорит: «INCIPIT ZARATHUSTRA» («Gotzen-Dammerung»;

VIII, 83).

Заратустра — первый и подлинный мыслитель, продумывающий мысль мыслей.

Быть первым и подлинным мыслителем мысли о вечном возвращении того же самого —

в этом сущность Заратустры. Мысль о вечном возвращении настолько тяжела, что ее не

может помыслить никто из прежних, обычных людей и не смеет даже дерзнуть на это,

включая самого Ницше. Поэтому для того, чтобы тяжелейшая мысль, то есть трагедия,

началась, Ницше должен сначала придумать мыслителя этой мысли. Это происходит в

том произведении, которое начинает свое становление через год после появления

«Веселой науки», то есть с 1883 года. В рассказе о возникновении мысли о вечном

возвращении того же самого говорится, что эта мысль является также «основной

концепцией этого произведения». Заключительный же отрывок

Скачать:TXTPDF

Ницше Том 1 Хайдеггер читать, Ницше Том 1 Хайдеггер читать бесплатно, Ницше Том 1 Хайдеггер читать онлайн