Скачать:TXTPDF
Ницше Том 1

другое: и на волю к расчеловечению сущего в целом, и на волю к

принятию всерьез человеческого в-углу-стояния (Eckensteherwesen). Ницше утверждает их

взаимосвязь. Он призывает к тому, чтобы максимально очеловечить сущее и предельно

оприродить человека в нем. Только тот, кто доходит до этого смыслового сопряжения

воль, может что-то смутно понимать в философии Ницше. Однако если вопрос стоит

именно так, тогда тем более решающей становится мысль о том, как именно выглядит

угол, из которого смотрит человек, и откуда определяется местонахождение этого угла.

Одновременно решающим становится и то, сколь широко полагается горизонт

возможного расчеловечения сущего, и совсем уж решающим становится вопрос о том,

является ли со-утверждающим мерилом (и если да, то каким образом) та проекция на

сущее в целом, которая намечается из того угла, в котором оказывается человек, причем167

оказывается с необходимостью.

Хотя Ницше и не прояснял эти взаимосвязи до такой степени, он, тем не менее, как

мы это позднее увидим, своею самою сокровенною волею мысли какое-то время двигался

в их пространстве. С самого начала, излагая его главную мысль, мы видели, как предмет

нашей мысли, а именно мировое целое и само мышление мыслителя, остаются

неразрывными. Теперь мы яснее понимаем, с чем связана эта неразрывность и что она

означает: речь идет о необходимом отношении человека как локально сущего посреди

сущего в целом — к самому этому сущему в целом. Это основополагающее отношение в

поставлении (Ansatz) человека мы вообще осмысляем так: бытие человека — и, насколько

нам известно, только человека — коренится в его вот-бытии; это «здесь» представляет

собой возможное место для необходимого местоположения его бытия. Однако

одновременно из этой сущностной связи мы улавливаем: очеловечение как угроза истине

становится тем беспочвеннее, чем изначальнее человек занимает свой существенный для

него угол, то есть познает и утверждает вот-бытие как таковое. Однако существенность

угла определяется из той изначальности и широты, в которой сущее в целом переживается

и постигается сообразно единственно решающему отношению, а именно отношению

бытия.

Это соображение ясно показывает, что в осмыслении тяжелейшей мысли то, что

мыслится, неотделимо от того, как мыслится, что само это «что» определяется через «как»

и наоборот. Отсюда видно, сколь неверно представлять доводы в пользу мысли о вечном

возвращении по образцу физических и математических доказательств. Что здесь является

и может являться доказательством, надо определять только из самой сущности этой

мысли мыслей.

Принимая во внимания сущностную нерасторжимость «как» мысли и «что» ее

предмета, мы теперь можем сделать еще один решающий вывод. Изначально оказывается

невозможным различие между «теоретическим» содержанием учения и его

«практическим» воздействием. Эту мысль нельзя ни мыслить «теоретически», ни

применять «практически». Первое невозможно потому, что осмысление этой мысли

требует, чтобы человек не только как практически действующий, но и вообще как сущий

со-вступал в совершение мышления, то есть сразу, а не потом определял себя и свой угол

из мыслимого им. До тех пор пока этого определения не происходит, мысль остается

немыслимой и непродуманной и никакая проницательность не может шагнуть вперед ни

на йоту. С другой стороны, «практическое» применение этой мысли тоже невозможно,

потому что оно становится излишним уже в момент ее осмысления.

Учение о возвращении как вера

Если, сообщая о том, что не было опубликовано самим Ницше, мы все-таки

придерживаемся того принципа, которым руководствовались его первые издатели,

распределяя записи философа, и переходим ко второму разделу, который озаглавлен как

«Влияние учения на человечество», мы это делаем только потому, чтобы показать, в какой

мере в этих обособленных отрывках речь все-таки не идет об этом «влиянии». Даже там,

где, казалось бы, Ницше имеет в виду то же самое, мы должны разъяснять его мысли,

исходя из его собственных основополагающих взглядов, а не из тех грубых

представлений, которые появляются в результате, на первый взгляд, ясного различия

между «изложением» учения и его «воздействием». Насколько сомнителен подход

издателей, явствует уже из того, что отрывки под номерами 113 и 114 из первого раздела

так же хорошо и, быть может, даже еще лучше подходят ко второму разделу, в котором

говорится о «влиянии» учения; вероятно, не зря они помещены в конце первого раздела

Изложение и обоснование учения»). Ниже мы выделяем основные ракурсы, которые

существенно проясняют то, что сказал Ницше, однако это выделение ни в коей мере не

является достаточным истолкованием.168

Под номерами 115—132 собраны отрывки, в которых «содержание» мысли о

возвращении, как кажется, отходит на второй план. Однако то, что здесь появляется

вместо «содержания», представляет собой не столько «влияние» этой мысли, сколько ее

характер; он проявляется в существенном отношении к продуманному. «Осмыслить» эту

мысль не значит вооружиться каким-нибудь транспортным средством, необходимым для

того, чтобы «проехаться» по ней, тем средством, которое всегда будет оставаться чем-то

внешним по отношению к достигнутому, то есть к продуманному, как, например, в случае

с велосипедом, который может довести до Кайзерштуля, причем как таковой, как

«велосипед», совершенно не будет иметь ничего общего с тем, что называется

«Кайзерштулем». Такой «безучастности», которая наблюдается в отношениях между

велосипедом и Кайзерштулем, нет в отношениях между продумыванием мысли о

возвращении и продуманном и пережитом в ней.

Самая важная характеристика мысли о вечном возвращении того же самого,

которую мы встречаем в этих записях,— «вера».

«Мысль и вера — это бремя, которое давит на тебя вместе со всеми другими

тяжестями и даже больше, чем они» (n.117).

«Будущая история: эта мысль будет побеждать все больше и больше — и не

верующие в нее вымрут по самой своей природе!» (n. 121).

«Это учение доброжелательно к тем, кто не верит в него, у него нет ада и угроз.

Тот, кто не верит, думает о скоротечной жизни» (n. 128). По всей вероятности,

именование мысли верою привело к распространенному мнению о том, что учение о

возвращении представляет собой личное духовное вероисповедание Ницше, которое не

имеет значения для «объективного» содержания его философии и поэтому может быть

устранено из нее, тем более что сама эта мысль в смысловом отношении и без того

достаточно неудобна и не позволяет впихнуть себя в рамки расхожих понятий. Это

мнение, сводящее на нет всякое подлинное понимание философии Ницше, даже находит

свою поддержку в том, что иногда Ницше в своих записях говорит о «религии».

«Эта мысль содержит больше, чем все религии, которые презирали эту жизнь как

мимолетную и учили взирать на неясную иную жизнь» (n. 124).

Нет сомнения в том, что здесь эта мысль связана с содержанием некоторых

религий, которые принижают посюстороннюю жизнь и делают мерилом жизнь

потустороннюю. Поэтому можно предположить, что мысль о вечном возвращении того же

самого есть выражение чистой «посюсторонней» религии Ницше и поэтому она

религиозна, а не философична.

«Остережемся преподносить такое учение как некую внезапную религию!»… «Для

могущественнейшей мысли требуется много тысячелетий,— долго, долго приходится ей

быть маленькой и бессильной!» (n. 130).

Складывается впечатление, что здесь Ницше не прочь считать учение о

возвращении религией, он только против того, чтобы оно воспринималось как некая

«внезапная» религия. И как будто для того, чтобы развеять всякие сомнения на этот счет,

последнее предложение заключительного 132 отрывка гласит:

«Она [мысль о возвращении] должна стать религией самых свободных, самых

веселых и самых возвышенных душ — прелестный луг между позолоченным льдом и

чистым небом!»

Однако это предложение, которое, казалось бы, вырывает мысль о вечном

возвращении из философии, целиком передает ее религии и тем самым грозит одним

ударом покончить со всеми нашими усилиями, в действительности делает обратное, так

как говорит: мы не можем эту мысль и учение превращать в некую расхожую религию и

облекать их в расхожие религиозные формы, эта мысль заново сама определяет сущность

религии, исходя из себя самой; она должна сказать, какой будет религия для человека в

будущем, как будет определяться отношение к Богу и как будет определяться он сам.

Допустим, возразят нам, однако в любом случае речь идет о религии, а не о169

философии, ведь об этой мысли говорится как о вере. Но что здесь означает

«философия»? Так же мало, как и расхожее понятие «религии», мы можем брать в

качестве критерия какое угодно понятие «философии». Здесь сущность этой философии

тоже надо определять из ее собственного мышления и ее собственных мыслей. В

конечном счете, осмысление этой мысли таково, что Ницше может и не только может, но

и должен охарактеризовать его как «веру». Однако при этом сохраняется вполне

очевидное, но тем не менее так и не выполненное требованиевыяснить, как сам Ницше

понимает сущность веры. Ясно, что здесь он понимает ее не как согласие с явленным в

Писании и возвещенным с церковной кафедры учением. С другой стороны, вера также не

означает для него уверенности индивида в оправдывающей благодати христианского

Бога.

Что означает вера в соответствии с ее формальным понятием и его еще не

определившимися формами? Ницше характеризует сущность веры следующим образом:

«Что такое вера? Как она возникает? Всякая вера есть удержание чего-либо

истинным» («Der Wille zur Macht», n. 15; 1887).

Отсюда мы теперь можем вывести только одно, но самое важное: вера означает

восприятие представленного (Vorgestelltes) как истинного и тем самым удержание себя

(Sichhalten) при истинном и в истинном. В вере заключено отношение не только к тому, во

что верят (Geglaubte), но прежде всего к самому верующему (Glaubende). Удержаниеистинным есть удержание себя в истинном, которое, таким образом, имеет двойной

смысл: иметь установку и сохранять стояние. Это себя-удержание получает свое

определение из того, что полагается как истинное. При этом остается существенно

важным то, как вообще понимается истина истинного и какое отношение на основании

этого понятия истины возникает между истинным и удержанием себя в нем. Если

удержание себя в истине является образом человеческой жизни, тогда о сущности веры и

особенно о ницшевском понятии веры можно что-то сказать только в том случае, когда

мы выясним его понимание истины как таковой и ее отношения к «жизни», то есть,

согласно Ницше, к сущему в целом. Таким образом, не имея достаточного представления

о том, как Ницше понимает веру, мы вряд ли отважимся сказать, что значит для него

слово «религия», когда он называет свою тяжелейшую мысль «религией самых

свободных, самых веселых и самых возвышенных душ». Кроме того, свободу, о которой

здесь говорится, а также «веселость» и «возвышенность» мы не должны понимать в

соответствии с нашими случайными и расхожими представлениями.

Правда, здесь нам придется отказаться от стремления обстоятельно развить

ницшевское понятие «истины» и себя-удержания в «истине» и при истинном, то есть его

понятие веры, а также изложить его понимание соотношения «религии» и «философии».

Тем не менее применительно к нынешнему контексту мы имеем точку наводки для

нашего истолкования, определенную с помощью самого Ницше, и в качестве

вспомогательного момента приводим некоторые его изречения, относящиеся ко времени

написания «Заратустры» (1882-1884 гг.).

Мы понимаем веру в смысле удержания-истинным как себя-удержание в

истинном; себя-удержание и стояние в истине будут осуществляться тем подлиннее, чем

изначальнее они будут определяться самим стоянием, а не одной только установкой, чем

глубже они будут утверждаться в самих себе и не искать одной лишь внешней опоры, от

которой будут зависеть. Однако в этом направлении Ницше предостерегает всех «самостоящих» (Selbstandigen). Предостережение прежде всего говорит о том, в чем

заключается само-стояние и тем самым устояние.

«Вы, самостоящие — вы должны сами учиться ставить себя или же вы упадете»

(XII, 250, n. 67).

Там, где стояние остается

Скачать:TXTPDF

Ницше Том 1 Хайдеггер читать, Ницше Том 1 Хайдеггер читать бесплатно, Ницше Том 1 Хайдеггер читать онлайн