Скачать:TXTPDF
Ницше Том 1

лишь следствием при-тянутой и под-тянутой установки,

оно перестает быть таковым, потому что стояние позволяет устоять только тогда, когда

оно (и до тех пор, пока оно) само может утверждать себя, тогда как любое другое стояние,170

держащееся за счет установки, сразу же разрушается, как только эту установку убирают.

«„Я больше ни во что не верю»,— таково правильное направление мыслей

творческого человека» (XII, 250, n. 68). Что подразумевается под словами «я больше ни во

что не верю»? Обычно это расценивается как свидетельство «абсолютного скептицизма» и

«нигилизма», сомнения и отчаяния по отношению ко всякому познанию и порядку и,

следовательно, как признак бегства от всякого решения, от всякой позиции, как

выражение той неустойчивости, которая уже ничего не дает. Однако здесь неверие и неудержание-истинным (Nicht-fur-wahr-halten) подразумевает нечто иное, а именно

нежелание сразу же и напрямую улавливать данное, успокаиваться в нем и, прибегнув к

этому мнимому решению, закрывать глаза, жмурясь от собственного удовольствия.

Что такое истинное с точки зрения Ницше? Это то уловленное (Festgemachte) в

непрестанном течении и изменении становящегося, на которое должны и хотят полагаться

люди, то непреложное, с помощью которого они отделяют себя от всякого вопрошания и

всякого дальнейшего беспокойства и тревоги; поступая таким образом, человек привносит

в свою жизнь постоянство, и если она представляет собой только это постоянство всего,

что ему знакомо и чем он может овладеть, тогда оно выступает как защита от всякой

тревоги и как оправдание его покоя.

Поэтому для Ницше вера выражается в том, чтобы фиксировать непрестанно

меняющийся натиск того, что нас встречает, фиксировать его в определенных

направляющих представлениях о постоянном и упорядоченном и в этом отношении

фиксации и из отношения к фиксации укреплять себя самого. В соотношении с этим

понятием веры как укрепления себя самого в упроченном, понятием, которое Ницше

всюду кладет в основу, его слова о том, что «я больше ни во что не верю», выражают

прямо противоположное сомнению и бессильной невозможности решать и действовать.

Они говорят: я не хочу сводить жизнь к одной возможности и одной форме, я хочу,

напротив, сохранить за ней и предоставить ей ее самое сокровенное право на становление,

пред-посылая ей и пред-образуя новые, высшие возможности и таким образом претворяя

ее в нечто высшее по отношению к ней самой. Поэтому творящий с необходимостью

является неверующим, если под верой понимать обездвижение жизни. Творящий

одновременно выступает и как разрушитель всего очерствевшего и закосневшего. Однако

он таков только потому, что в первую очередь и прежде всего сообщает жизни новую

возможность как ее высший закон. Так звучит 69 отрывок, в котором сказано: «Всякое

созидание есть сообщение. Познающий, творящий, любящий суть одно».

Творчество как сообщениездесь важно суметь правильно вслушаться. Всякое

творчество есть со-общение, со-наделение (Mit-teilen), и это значит, что творчество в себе

самом утверждает, поставляет новые возможности бытия, учреждает их, как говорит

Гельдерлин. Творчество вы-деляет (teilt aus) в прежнем сущем новое бытие и со-наделяет

(teilt mit) его им. Творчество как таковое, не воспринимаемое как использование, есть

одарение. Поэтому ему не надо, у него даже нет внутренней возможности, забегая вперед,

задавать вопрос, может ли оно и если может, то как, быть использовано наилучшим

образом, может ли оно и как именно наилучшим образом послужить. Только там, где нет

ни малейшего признака творческой силы и творческого размаха, где назойливо заявляет о

себе голая тяга к подражанию, там, где творчество не может ничем со-наделить, потому

что оно просто отсутствует, только там задним числом или, скорее, заранее

провозглашается и превозносится цель, по которой рассчитываются результаты.

Творчество есть со-наделение, самое подлинное, которое только можно помыслить,

служение (потому что совершенно не хочет заявлять о себе). Поэтому подлинное

творчество весьма далеко от опасности когда-либо стать самоцелью, ему даже нет

необходимости отмежевываться от этого ложного истолкования его природы; только

голая видимость творчества требует постоянного и громкого заверения в том, что оно не

самоцель, а служение.

Однако творчество может также выступать и в другом, не менее пагубном обличье.171

Присущее творчеству принципиальное отсутствие всякой потребности к упреждающему

целеполаганию может предстать в виде голой, лишенной цели игры, в виде искусства для

искусства, l’art pour l’art, что так же далеко от подлинного творчества (в смысле сонаделения), как уже упомянутая видимость творчества. В целом отсюда следует, что во

всякое время творчество и сотворенное очень трудно постичь и раскрыть, но это и

хорошо, потому что в этом кроется величайший залог его сохранения как чего-то

неутрачиваемого.

С момента появления своей великой мысли Ницше снова и снова и в постоянно

новых выражениях говорит о триединстве познания, творчества и любви. Любовь он часто

осмысляет и выражает в словах «дарение» и «одаряющий»; вместо «познающего» он

охотно говорит о «поучающем». Если мы, как часто это делает и сам Ницше, познающего

назовем философом, творящего — художником, а любящего — святым, тогда, согласно

только что сказанному, философ, художник и святой — единое. Однако Ницше не

смешивает между собой все, что прежде подразумевалось под этими понятиями: он ищет

тот вид человека, который в преображенном единстве этой измененной троичности

одновременно предстает как познающий, творящий и одаряющий. Этот будущий человек

есть подлинно властвующий, ставший господином над последним человеком, причем так,

что последний человек исчезает. Это означает, что Властвующий больше не определяет

себя из противопоставления последнему человеку, хотя, правда, такое еще имеет место,

пока будущий человек, исходящий от последнего, вынужден определять себя как

сверхчеловека, то есть как переход. Властвующий как единство познающего, творящего и

любящего в своей сокровенной глубине совсем другой. Однако для того, чтобы этот

новый, служащий мерилом человек смог сложиться, виды познающего, творящего и

одаряющего человека должны подготовить себя к преображению и соединению в новом

направлении. Эту мысль Ницше однажды выразил так: «Одаряющий, творящий и

поучающий — прелюдии к властвующему» (приложение к «Так говорил Заратустра»,

1882-1886; XII, 363).

Затем в свете этой новой перспективы мы должны понимать и такие изречения,

как, например, следующее, под номером 70:

«„Религиозный человек», „глупец», „гений», „преступник», „тиран» — все это

плохие наименования и детали на месте невыразимого» (XII, 250).

Если ницшевское представление о «религиозном человеке» находит место именно

в таком ряду представлений, тогда нам надо быть очень осторожными и точными в своих

размышлениях, коль скоро на мысли о вечном возвращении мы ставим клеймо

«религиозная», дабы тем самым вышвырнуть ее из ницшевского «учения» и

«познавания». Благодаря этим поневоле немногим и не слишком ясным намекам человеку,

умеющему думать, уже становится ясно, как смешон и несведущ такой подход. Как раз

потому, что осмысление этой тяжелейшей мысли становится высшим познанием, оно в

себе является творением и как таковое является также со-наделением, одарением,

любовью и тем самым — основным видом святого и «религиозного». Ницше называет это

осмысление тяжелейшей мысли верою, однако не потому, что оно как созидающая

любовь свято и религиозно, а потому, что оно как осмысление сущего в целом улавливает

само сущее в проекции бытия. Эта мысль имеет нечто от веры не потому, что она

религиозна, а потому, что она предполагает осмысление, поскольку оно как представление

связи и сопринадлежности всегда подразумевает и утверждает постоянное.

Осмысление тяжелейшей мысли есть вера, себя-удержание в истинном. Для Ницше

истина всегда означает истинное, а оно, в свою очередь, означает для него сущее, означает

то, что улавливается как постоянное, причем таким образом, что живущий в сфере этого

уловленного и через него самого обеспечивает себе прочное положение.

Мысль о вечном возвращении того же самого улавливает то, каким образом

сущность мира как хаос необходимости есть непрестанное становление. Осмысление

этой мысли так проявляется в сущем в целом, что вечное возвращение того же самого172

действительно для него как бытие, определяющее всякое сущее. Так как это истинное

касается сущего в целом, то для отдельного человека его действительность никогда не

может быть подтверждена и доказана фактами. К сущему в целом мы всегда приходим

только прыжком как свершением, со-совершением и последующим совершением

упомянутой проекции, но никогдачерез себя-преднащупывание (Sichforttasten) путем

соотнесения с цепью нанизанных друг на друга отдельных фактов и их взаимоотношений,

поддавшись очарованию причинно-следственной связи. В результате продуманное в этой

мысли никогда не дается как отдельное наличное действительное, но только как

возможность.

Но тогда не утрачивает ли эта мысль всю свою весомость? Если Ницше признает,

что помысленное (Gedachte) в этой мысли есть лишь возможность, не перестает ли он сам

быть серьезным и не перестает ли серьезно воспринимать эту мысль? Ни в коем случае:

через это становится ясно, что себя-удержание в этой мысли существенно важно и для ее

истинного бытия (Wahrsein), что установка определяется из стояния, а не наоборот.

Ницше ясно указывает на это, говоря в 119 отрывке следующее:

«Даже мысль о возможности может потрясти и преобразить нас, не одни только

чувства или определенные ожидания! Ведь как действовала возможность вечного

проклятия!» (XII, 65).

Отсюда мы одновременно узнаем, что та форма, в которой Ницше в «Веселой

науке» выражает свое первое сообщение об этой мысли (это вопрошающее, открывающее

возможность «Что если…?»), не случайна: такой способ выражения вопрошающей мысли

глубочайшим образом соответствует помысленному здесь. Возможность, о которой

спрашивается и переспрашивается, как возможность оказывается могущественнее какойлибо действительности и событийности. Возможное порождает другие возможности,

возможное как таковое наряду с собой необходимым образом пред-являет другие

возможности. Возможное мысли открывает возможности мыслить ее так или иначе,

держаться в ней тем или иным образом. Возможность истинно, то есть со всеми

последствиями, продумывать мысль, уже означает принимать какое-то решение, даже

если это решение простирается только на то, чтобы лишить себя возможности и

оградиться от нее.

Так как, в соответствии со всей предыдущей западной историей человека и

определяющим ее истолкованием сущего, мы слишком привыкли к тому, чтобы мыслить,

исходя только из действительного, то есть истолковывать с точки зрения действительного

(присутствие, ?????), мы оказываемся еще неподготовленными, неуклюжими и

маленькими по отношению к мышлению возможности, которое всегда является

творческим мышлением. Однако поскольку в мысли о вечном возвращении речь идет о

том или ином поведении в целокупности сущего, появляется возможность решать и

определять по отношению к вот-бытию вообще. Ницше говорит, что эта мысль содержит

в себе «возможность заново определять и упорядочивать отдельных людей в их

аффектах» (n. 118). Чтобы как следует понять смысл сказанного, надо знать, что согласно

Ницше из аффектов и влечений определяется та или иная перспектива, в которой человек

видит мир; перспективой определяется угол в углу-стоящего по имени «человек».

В свете мысли о вечном возвращении должно решиться, кто имеет силу и

настроение держать себя в истине, а кто не имеет. Те, кто в это не «верят»,— «беглые». В

это слово Ницше вкладывает двоякий смысл. Во-первых, беглые постоянно бегут от

долгих и больших перспектив, требующих умения ждать. Они сейчас же хотят осязаемого

счастья, которым можно успеть насладиться. Но, будучи такими убегающими, они

являются беглыми и в более широком смысле: сами по себе они переменчивы,

представляют собой нечто преходящее, которое ничего не оставляет, ничего не

утверждает и не учреждает. Другие, не беглые — это «люди с вечными душами, вечным

становлением и грядущими тяготами». Можно также сказать, что это те люди, которые

несут в себе очень много времени, простирают свою жизнь в даль времен и не зависят от173

их действительного срока жизни. Иначе говоря, именно беглые люди меньше всего

годятся для того, чтобы быть

Скачать:TXTPDF

Ницше Том 1 Хайдеггер читать, Ницше Том 1 Хайдеггер читать бесплатно, Ницше Том 1 Хайдеггер читать онлайн