Скачать:TXTPDF
Ницше Том 1

подлинными людьми перехода, хотя на первый взгляд

кажется наоборот, так как «переход» означает исчезновение. Беглые, которые не

осмысляют и не могут осмыслять эту мысль, «должны, в конце концов, вымереть по

своей природе! Останется только тот, кто считает, что его бытие может повторяться

вечно: при таких возможно состояние, которого не достиг ни один утопист!» (n. 121).

«Кто не верует, думает о скоротечной жизни» (n. 128).

Мысль «действует» не так, что приводит к каким-то последствиям в более позднее

время: благодаря тому, что она осмысляется, благодаря тому, что осмысляющий ее

поставляет себя в эту истину сущего в целом, благодаря тому, что есть такой вид

мыслящих, изменяется и сущее в целом.

«С того мгновения, когда появляется эта мысль, изменяются все краски и

начинается другая история» (n. 120; ср. n. 114).

Здесь тяжелейшая мысль понимается как мысль, которая начинает другую

историю; дело не только в том, что начинаются другие события: другим становится

характер свершения, действования и творения. Изменяется краска, вид, внешность,

присутствие, бытие. Появляются «густо желтый» и «ярко красный».

Но не пора ли, наконец, на этом месте задать вопрос, который развеет сразу все —

все содержание этой мысли, как воздушный замок? Если все необходимо (мир, хаос

необходимости), если все возвращается в том виде, как оно уже было, тогда всякое

мышление и всякие замыслы становятся излишними, даже изначально невозможными;

тогда все приходит так, как приходит, тогда все равнозначно, и эта мысль, вместо того,

чтобы быть тяжестью, снимает с нас всякую тяжесть и бремя решения и действия,

упраздняет всякий смысл намерения и воления, вовлекает нас в необходимо

совершающееся течение вечной круговерти, одновременно открывает всяческие пути во

всевозможное и беззаконное и, наконец, позволяет погрузиться в чистое бездействие и

ускользание от всего. Кроме того, в таком случае эта мысльвовсе не «новая» тяжесть, а

очень старая, которую Восток знает под именем фатализма и которая, образно говоря, в

своем многолетии давно занесена песком времени.

Мысль о возвращении и свобода

Размышляя об этом, мы сразу сталкиваемся с одним вопросом. Если бы мы

отнеслись к нему слишком легко, то есть подошли бы к нему лишь формальнодиалектически, мы действительно не поняли бы, в чем состоит то тяжелейшее, что

заключено в этой тяжелейшей мысли. Кажется, что, вместо того чтобы заставлять нас

принимать высшее и предельное решение, эта мысль позволяет нам погрузиться в пустое

равнодушие. Однако сам факт того, что с подлинной истиной мысли соседствует

видимость ее крайней противоположности, указывает на то, что подлинная философская

мысль требует осмысления. Достаточно немного поразмыслить и кое-что припомнить,

чтобы тотчас увидеть, как проступают очертания того более древнего и старого вопроса, к

которому, как кажется, восходит и теперь возникшая трудность: все сущее как целое и как

полнота деталей его развития заключено в бронзовое кольцо вечного возвращения того же

самого общего состояния. То, что приходит теперь и придет в будущем, есть лишь

возвращение, неизменно предопределенное и необходимое. Но разве в таком случае

сохраняется что-нибудь в этом замкнутом кольце от действования, замыслов и решения,

одним словом — от «свободы»? В этом кольце необходимости свобода насколько

излишня, настолько и невозможна. Но тем самым отрицается и сущность человека,

отрицается возможность его сущности. Если же эта возможность все-таки существует,

тогда совершенно не ясно, как именно.

Ясно, что мысль о вечном возвращении того же самого возвращает к вопросу о

соотношении необходимости и свободы. Отсюда явствует, что эта мысль не может быть,174

как представляет Ницше, мыслью мыслей. Если же мысль о возвращении принадлежит к

области вопроса о соотношении необходимости и свободы, тогда о ее возможной истине в

принципе уже сказано. Можно указать на то, что вопрос о возможном созвучии

необходимости и свободы принадлежит к тем неизбежным и в то же время неразрешимым

вопросам, которые составляют неустранимое противоборство с утверждением того, что,

собственно, и делает их вопросом.

Такие соображения напрашиваются уже при первом знакомстве с учением Ницше о

возвращении. К ним склоняешься еще больше, когда знакомишься с ранними школьными

работами молодого Ницше (Австрия, 1862 год: «Рок и история», «Свобода воли и рок»;

полное историко-критическое издания II, 54—63). Если к тому же мы вспомним о

появившейся почти в ту же пору «биографии», а также о том, что все, продуманное

раньше, впоследствии стало принципиальным средоточием его мышления, тогда нам

покажется, что, включив учение о возвращении в вопрос о необходимости и свободе, мы,

даже с точки зрения Ницше, находимся на правильном пути. И тем не менее при таком

подходе мы пропустим самое важное. Теперь оно должно стать тем более очевидным, что

уже при нашем первом знакомстве с «учением» Ницше мы старались избегать неясных

намеков.

То, на что надо обратить внимание, мы показываем с помощью записей самого

Ницше:

«Мое учение говорит: жить так, чтобы ты желал жить снова — вот задача; тебе это

предстоит в любом случае!» (XII, n. 116).

Кажется, что это последнее («тебе это предстоит в любом случае») делает

излишним саму постановку задачи («жить так»). Для чего желать жить снова и что-то

предпринимать, если все «в любом случае» придет, как оно придет? Если мы именно так

читаем это предложение, мы не читаем его в его истинном свете, не читаем то, о чем оно

говорит, то есть куда оно ведет. Оно обращено к каждому, к «тебе», ко всякому, каков он

есть и как он себя самого понимает. Тем самым осмысление этой мысли отсылает к тому

или иному конкретному «вот-бытию». В нем и из него должно решаться, что есть и что

будет, так как становящееся есть лишь то возвращающееся, что уже было в моей жизни.

Но разве мы знаем, что было? Нет! Можем ли мы вообще это знать? Мы ничего не

знаем о более ранней жизни; все, пережитое нами теперь, мы переживаем впервые, хотя

между этими переживаниями иногда внезапно проглядывает нечто примечательное и

темное: вот это и это, причем так же, как сейчас, ты уже однажды переживал. Начиная

мыслить вспять, мы ничего не узнаем о более ранней «жизни». Но разве мы можем делать

только это? Нет, мы также можем обращаться мыслью в будущее, и в этом заключается

подлинное мышление. В этом мышлении мы в определенном смысле можем наверняка

знать, что было. Разве не удивительно: мысля о будущем, мы постигаем нечто,

находящееся за нами? Конечно, удивительно. Но чтo уже было и чтo снова придет, когда

оно придет? Ответ: то, что наступит в ближайший миг. Если ты в своем малодушии и

неведении отпускаешь от себя вот-бытие со всеми его последствиями, все это вернется и

станет таким, каким уже было. Но если ты свой ближайший миг и, таким образом, каждый

свой миг претворяешь в высший и отмечаешь и удерживаешь его последствия, тогда

вернется именно этот миг и будет то, что уже было: «Торжествует вечность». Однако это

решается в твои мгновения и только в том и из того, что ты сам удерживаешь от сущего и

как держишься в нем — из того, что ты хочешь и можешь хотеть от себя самого.

Напротив, если представлять, что существует только течение событий и ты,

включенный в него, являешься звеном в цепи данностей, которые вновь и вновь

вливаются в бесконечное, вращающееся однообразие,— если представлять себя так

значит не быть у себя самого, не быть как сущее, которое как таковое принадлежит всей

целокупности сущего; представлять человека таким образом значит при окончательном

подведении итогов сбрасывать его со счетов как самость, уподобляясь тому, кто,

перечисляя присутствующих, забывает причислить к ним себя самого. Представлять175

человека таким образом значит вести счет всему извне, а себя самого выкрадывать из

сущего и удерживать вне его. При таком подсчете мы больше не думаем о том, что мы как

временная, себе вверенная самость вверены будущему в воле и что временность

(Zeitlichkeit) человеческого бытия определяется только и единственно тем, какую позицию

человек занимает в этом кольце сущего. Здесь, как и во многих других существенных

отношениях, Ницше не до конца раскрыл свое учение и кое-что оставил сокрытым в

темноте, однако некоторые намеки все яснее дают понять, что он знал об этой мысли

гораздо больше и гораздо сильнее переживал ее, чем об этом можно судить на основании

его записей и даже его собственного изложения. О том, как резко он отвергал внешний,

фаталистический разбор содержания и выводов мысли о вечном возвращении, о том, что

для Ницше такой внешний подход не мог быть мерилом, можно судить по отрывку за

номером 122 (XII, 66):

«Вы мните, что до возрождения будете иметь долгий покой, но вы заблуждаетесь!

Между последним мгновением сознания и первым проблеском новой жизни лежит „безвременье» — оно промелькнет, как молния, даже если бы живущие насчитывали

биллионы лет и не раз. Отсутствие времени и временная последовательность уживаются

друг с другом, как только интеллект исчезает!»

Здесь двоякая возможность видения проступает еще отчетливее: или мы оцениваем

наши отношения к сущему в целом с точки зрения нас самих и на этом основании

принимаем решение, или мы выходим из этого времени нашей временности, но все-таки

именно с помощью этого времени отчисляем целое (Ganze) в бесконечное исчисление.

При этом в каждом случае промежуточный период между каждым возвращением имеет

совершенно различную меру. С точки зрения переживаемой нами нашей собственной

временности между концом одного земного пути и началом другого вообще нет никакого

времени (ср. Аристотель. Физика. Кн. IV. Гл. 10—14), в то время как «объективно»

подсчитанная продолжительность времени превышает даже биллионы лет. Но что такое

эти биллионы в сравнении с вечностью, то есть в то же время и с мгновением

принимаемого нами решения? Однако складывается впечатление, что то, что Ницше здесь

говорит о безвременьи «межвременья», противоречит тому, что он отмечает в другой

записи, относящейся к тому же периоду (n. 114):

«Человек! Вся твоя жизнь вновь и вновь переворачивается, как песочные часы, и

вновь и вновь убегает — одна большая минута времени в промежутке, пока все условия,

из которых ты возник, не соберутся снова воедино в круговращении мира».

Итак, в промежутке пролегает большая минута, и, следовательно, все-таки можно

говорить о том, что в межвременье есть время, «большая минута»! Однако это не

противоречит уже сказанному, а просто сводит воедино оба способа рассмотрения. Какаято одна минута в сравнении с объективно сосчитанными биллионами лет все равно что

отсутствие всякого времени, и в то же время «одна большая минута» должна указывать на

то, что в этом промежутке собрались воедино все условия становления-заново и

возвращения — «все условия, из которых ты сложился». Однако здесь не со-называется

решающее условие: ты сам — способ, которым ты достигаешь своей самости, становясь

властелином над собой, глубинной волей вбирая себя самого в волю и приводя к свободе.

Мы свободны только тогда, когда становимся свободными, а свободными мы становимся

только через нашу волю. Поэтому во второй части «Заратустры» (1883 г.), в разделе «На

блаженных островах» говорится:

«Воля освобождает: таково истинное учение о воле и свободе — ему учит вас

Заратустра».

Мы знаем: Заратустра — учитель вечного возвращения и только его. Таким

образом, через это учение о вечном возвращении того же самого заново ставится вопрос о

свободе и тем самым — о необходимости и их соотношении. Следовательно, мы впадаем

в заблуждение,

Скачать:TXTPDF

Ницше Том 1 Хайдеггер читать, Ницше Том 1 Хайдеггер читать бесплатно, Ницше Том 1 Хайдеггер читать онлайн