Скачать:TXTPDF
Ницше Том 1

с

раздражением спросить: почему Ницше излагает свою мысль так невразумительно? Ответ

ясен: потому что здесь он не пишет какое-то школьное, учебное пособие по

«пропедевтике» уже готовой «философии», а говорит прямо из того, что подлинно

следует знать. В горизонте его размышления обсуждаемое положение настолько

однозначно и лаконичное, насколько это возможно. Здесь, правда, еще не решено, что

происходит: или мыслитель должен говорить так, чтобы его понимал всякий, причем без

какого-либо усилия со своей стороны, или осмысленное в данном случае стремится к

такому выражению, которое предполагает долгий путь последующего обдумывания, тот

путь, на котором случайный человек непременно застрянет и только единицы, быть

может, окажутся близкими к цели.

В этом заключается и другой вопросвопрос о том, что оказывается более

существенным и исторически более решающим: что как можно больше людей или почти

все удовлетворяются предельно поверхностным мышления или что одиночки сами

отыскивают подлинный путь. От решения этого вопроса зависит любое отношение к той,

быть может, даже возмутительной неясности, которая содержится в заключительном

предложении 515 записи и даже во всей этой записи, поскольку она содержит в себе

совершено явные подтверждения ницшевского «биологизма», который хотя и не

составляет его основной позиции, но с необходимостью принадлежит ей как некая

двусмысленность.

4. Усмотрев в познавании повеление и творческий вымысел, мы обрели ракурс

видения самобытной, в сущности познания властвующей необходимости, которая одна

утверждает, почему и каким образом истина как почитание-за-истинное является

необходимой ценностью. Необходимость (долженствование повеления и творческого

вымысла) берет свое начало в свободе. К сущности свободы принадлежит у-себя-самогобытие (Bei-sich-selbst-sein), когда сущее свободно предоставляется себе самому, когда оно

дает себя себе самому в своих возможностях. Такого рода сущее находится вне той сферы,

которую мы привычно называем биологической, вне сферы растительно-животного.271

Свободе принадлежит то, что, согласно определенному направлению истолкования,

характерному для мышления Нового времени, проявляется как «субъект». Ницше также

говорит (515 запись, последний раздел) о «субъективном принуждении» к избежанию

противоречия, наблюдаемом в том постоянном сущностном случае, каковым является

субъект «человек», в том случае, когда этот субъект представляет объекты, то есть мыслит

сущее.

«Субъективное принуждение» означает принуждение, соответствующее сущности

субъективности, то есть свободы. Однако Ницше все-таки говорит, что «субъективное

принуждение» «есть принуждение биологическое»; умозаключение, совершаемое по

правилу закона противоречия, он называет «инстинктом», а в предыдущем абзаце разум,

способность мыслить, называет «лишь идиосинкразией определенных видов животных».

В то же время Ницше вполне однозначно говорит о том, что закон противоречия,

необходимость и действительность которого с точки зрения их сущности поставлены под

вопрос, есть «императив», то есть что он относится к области свободы, той области,

которая не находится где-то уже в готовом виде, а создается этой самой свободой.

Сущность принуждения, о котором говорится в законе противоречия, никогда не определяется из биологической сферы.

Если же Ницше говорит, что это принуждение есть принуждение «биологическое»,

тогда мы не будем навязчивы и назойливы, если, со своей стороны, поставим вопрос о

том, не подразумевается ли под словом «биологическое» нечто иное, отличное от того

живого, которое представляется как растительное и животное. Если мы постоянно

сталкиваемся с тем, что, восставая против унаследованного понятия истины, Ницше

заостряет внимание на почитании-за-истинное, на свершении жизни как жизни творческоповелевающей, тогда не слышится ли в слове «биологическое» нечто иное, а именно то,

что обнаруживает сущностные черты творческого вымысла и повеления? Не появляются

ли основания по-разному называемую жизнь впервые определить, исходя из этих

сущностных черт, вместо того чтобы держать наготове неопределенное и запутанное

понятие «жизни», с помощью которого можно разъяснить все и, следовательно, ничего?

Да, Ницше все соотносит с «жизнью», с «биологическим», но мыслит ли он саму

жизнь, само биологическое «биологически», то есть разъясняет ли он сущность жизни на

основании явлений растительного и животного порядка? Ницше осмысляет

«биологическое», сущность живого, в направлении повелевающего и творческого,

перспективного и очерчивающего горизонт начала: в направлении свободы.

Биологическое, то есть сущность живого, он осмысляет совершенно не биологически.

Угроза биологизма настолько далека от его мышления, что он, напротив, склоняется к

тому, чтобы даже биологическое в собственном и строгом смысле этого слова (а именно

растительное и животное начала) истолковывать небиологически, то есть, в первую

очередь, человечески, истолковывать в контексте определений перспективы, горизонта,

повелевания, творческого вымысла, вообще в контексте представления о сущем. Однако

такой взгляд на ницшевский биологизм потребовал бы дальнейшего разъяснения и

обоснования.

На вопрос о том, биологизм здесь или нет, мы хотим дать ответ, руководствуясь

путеводной нитью вопроса о сущности познания и истины как формы воли к власти.

Истина и различие «истинного» и «кажущегося» миров

Итак, на данный момент мы знаем: истина есть почитание-за-истинное, а оно, по

своей сути, есть перспективная и горизонтообразующая устремленность и обращенность

на одинаковое и тождественное как основу постоянства. Как горизонтообразующее

опостоянивание (Bestandigung) в перспективе на постоянство познание составляет

сущность человеческой жизни, поскольку она имеет отношение к сущему. Составляя

сущностную упроченность человеческой жизни, познание является внутренним условием272

этой жизни. Истину как почитание-за-истинное, то есть принятие-за-сущее, Ницше

понимает как необходимую ценность, хотя и не самую высокую.

Ницшевское истолкование сущности истины умаляет ее достоинство, и в свете

предшествующего метафизического господства истинного как в себе вечно сущего и

действительного такое умаление может очень удивлять. Тем не менее ницшевский

метафизический проект ясен и ненавязчив: истина принадлежит жизни как

опостоянивание. Сама человеческая жизнь, будучи вовлеченной в хаос, принадлежит ему,

как напирающему становлению, в виде искусства. То, чего не может истина, совершает

искусство: преображение живого в высшие возможности и тем самым в осуществление и

свершение жизни посреди подлинно действительного — посреди хаоса.

Когда Ницше здесь, то есть в кругу метафизического осмысления сущего в целом,

говорит об искусстве, он имеет в виду не только искусство в узком смысле известных

видов. Искусством называется любая форма преображающего, убедительного

перемещения жизни в ее высшие возможности, и в этом смысле философиятоже

«искусство». Если мы хотим сказать, что для Ницше высшей ценностью является

искусство, то данное высказывание только в том случае имеет смысл и право на

существование, когда искусство понимается метафизически, когда остается открытым

вопрос о том, какие пути преображения оказываются предпочтительными в той или иной

ситуации.

Какое-то время Ницше склонялся к тому, чтобы считать, что его основная

метафизическая позиция определена и обоснована иерархическим противопоставлением

истины и искусства. Истина придает хаосу устойчивость и удерживается в кажущемся

мире в силу фиксации становящегося; искусство как преображение открывает новые

возможности, освобождает становящееся в его становлении и так совершает свое

движение в «истинном» мире. Тем самым совершается переиначивание платонизма.

Принимая во внимание ницшевское истолкование платонизма в смысле различия

«истинного мира» и «мира кажущегося» можно сказать так: истинный мир есть

становящееся, в то время как кажущийся мир есть прочное и постоянное. Истинный и

кажущийся миры поменялись своими местами, своим иерархическим достоинством и

своим способом существования, но в этой перемене и переиначивании как раз и

сохраняется различие между миром истинным и миром кажущимся. Такое

переиначивание возможно только при том условии, что в основу кладется само это

различие.

Если бы Ницше не был мыслителем, если бы он не стоял как одинокий страж в

сокровенном средоточии сущего, если бы он как «вечный курортник» на основании

прочитанного в сотнях книг подытоживал бы и упорядочивал для своих образованных и

необразованных современников ту или иную картину мира и мирозданий, чтобы

успокоить себя самого и изгладить возникающие «противоречия», тогда он, конечно же,

закрыл бы глаза на те бездны, к краю которых его привела уже представленная им картина

мира. Однако он не закрыл глаза, он подошел к тому, что должен был увидеть, в

последние два года своих раздумий он прошел до конца им самим проложенный и

неизбежный путь.

Мы почти ничего не знаем о его последних мыслях и тем более не можем осознать

их подлинную значимость, введенные в заблуждение тем взглядом, уже превратившимся

в догму, согласно которому Ницше со времен написания «Заратустры» больше не

«развивался», а «только» пытался совершенствовать уже достигнутое. Здесь вообще

неуместно вести разговор о «развитии» и создавать какое-то представление о нем, но если

и думать в этом плане, тогда надо сказать, что еще не известное нам последнее «развитие»

оставляет далеко позади все те потрясения, которые он пережил на пути своей мысли.

Сказанное наводит на мысль о том, что в таком случае наш предыдущий рассказ о

ницшевском понимании сущности истины тоже не может быть окончательным; что мы

должны сделать решающий шаг на пути его мысли, который, правда, можем сделать273

только в том случае, если знаем все, сказанное прежде, так как самый последний шаг в его

сущностном определении истины не совершается внезапно. Кроме того, как это можно

было бы определить задним числом, он не получается и «сам собой», но проистекает из

вновь начинающейся непредвзятости мышления, так как у осмысляющего мышления есть

свое собственное постоянство. Оно состоит в последовательности все более изначальных

начал, в таком мышлении, которое настолько далеко от мышления научного, что здесь

даже нельзя сказать, что оно ему противостоит. Если ход мысли к воле к власти

раскрывает единственную мысль Ницше, тогда познание и истина только там должны

ясно показать себя как форма воли к власти, где они сами осмысляются в их предельной

сущности.

Уже не раз указывали на своеобразную двусмысленность в ницшевском понимании

истины, ту двусмысленность, которую Ницше никогда не скрывает, но которую он не

может сразу же одолеть в ее внутренней бездонности. Складывается такая картина:

истинное этой истины не есть истинное, так как истинное этой истины означает представленное постоянное, упроченное до уровня сущего. В направляющей перспективе,

обращенной к хаосу, это прочное обнаруживается как закоснение становящегося; это

закоснение превращается в отрицание устремляющегося, напирающего; таким образом,

такое закоснение является отходом от подлинно действительного. В результате этого

отрицания хаоса истинное как жесткое закоснение никак не отвечает подлинно

действительному. Если иметь в виду хаос, то истинное этой истины никак не соразмеряется с ним и, таким образом, является неистинным, является заблуждением. В уже

приведенном отрывке Ницше говорит об этом вполне ясно: «Истина есть вид

заблуждения, без которого не мог бы существовать определенный род живых существ».

(«Der Wille zur Macht», n. 493; 1885). Это положение можно было бы в достаточной мере

прояснить и обосновать на основании всего того, что мы уже рассмотрели.

Но что же здесь двусмысленного? Самое большее, что мы еще можем сказать,

звучит так: однозначное определение истины как вида заблуждения противоречит

обычному, «одноколейному» повседневному мышлению; возвращаясь к грекам, можно

сказать, что перед нами ?????????. Вновь и вновь артикулируемое истолкование истины

как заблуждения, как иллюзии, как лжи и как видимости слишком однозначно. О

двусмысленности можно говорить только там, где одно и то же осмысляется двояко и

различно. Существенная двусмысленность, которая, таким образом, обусловливается не

одной лишь небрежностью мышления и говорения, наблюдается только там, где двоякое

значение одного и того же оказывается неизбежным.

Однако здесь сказано ясно: «истина есть вид заблуждения», а заблуждение

означает прохождение мимо истины, промах по отношению к истинному. Это

действительно так, и поэтому заблуждение как бы пропускает истину.

Но только не в том случае, когда в заблуждении (и в нем даже глубже, чем в

истинном) истина напирает непрестанно и все более ощутимо! Заблуждение сохраняет

свою соотнесенность с истинным и истиной, да и как оно могло бы упускать истину, как

оно могло бы проходить мимо нее или не замечать ее, если бы ее вообще не

Скачать:TXTPDF

Ницше Том 1 Хайдеггер читать, Ницше Том 1 Хайдеггер читать бесплатно, Ницше Том 1 Хайдеггер читать онлайн