Скачать:TXTPDF
Ницше Том 2

«точки зрения» выявляется один важный

момент для ницшевского понимания ценности: как точка зрения ценность полагается

зрением и благодаря такому полаганию она применительно к устремленности к чему-либо

становится «точкой», принадлежащей перспективе этой устремленности. Следовательно,

ценности не представляют собой нечто заранее в себе наличное, чтобы при случае

становиться и точками зрения. Ницше мыслит достаточно ясно и открыто и потому

убедительно показывает, что точка зрения (Gesichtspunkt) «пунктируется» только через

«пунктуацию» этого зрения. Значащее значимо не потому, что оно есть ценность в себе,

но ценность есть ценность, потому что она значима. Она значима потому, что полагается

как значимая, а таковой она полагается через устремленность к чему-то такому, что через

эту устремленность приобретает характер того, с чем необходимо считаться и что поэтому

является значимым.

Там, где появляется мысль о ценности, необходимо признать, что ценности «есть»

лишь в соотнесении, равно как «объекты» существуют только для «субъекта». Говорить о

«ценностях» в себе — значит или проявлять недомыслие, или опускаться до своего рода

фальшивомонетничества, или делать и то, и другое сразу. По своей сущности «ценность»

— это «точка зрения». Точки зрения существуют только для зрения, которое намечает эти

точки и ведет отсчет в соотнесении с ними.

Но что вместе с ценностью улавливается глазом как центр перспективы? Что

приходится в каждом случае учитывать? На что прежде всего ориентирован этот учет?

Ницше говорит: «Точка зрения „ценности» — это точка зрения условий сохранения и

возрастания». Рассчитывая на что-либо, необходимо считаться с тем, от чего зависит

сохранение и возрастание, с тем, что способствует этому сохранению или препятствует

ему, что приводит к возрастанию или мешает ему, считаться с тем, что обусловливает. В

соответствии с уже сказанным мы можем предположить, что под сохранением и

возрастанием подразумевается сохранение и возрастание власти. Власть есть «нечто», как

бы «вещь», с которой все связано, вещь, сохранение и возрастание которой зависит от

определенных условий.

«Ценности» — это условия, с которыми власть как таковая должна считаться.

Сущность воли к власти заключается в расчете на возрастание власти, на

сверхвластвование тех или иных ступеней власти. «Ценности» в первую очередь являются

условиями возрастания, которые воля к власти не теряет из виду. Воля к власти как

сверхвластвование над самой собой никогда не предстает как некое бездействие.

В метафизике Ницше «воля к власти» — это более полное по смыслу

наименование, пришедшее на смену избитому и пустому «становлению». Поэтому он

говорит: «Точка зрения „ценности» — это точка зрения условий сохранения и

возрастания… внутри процесса становления». Однако в сущностном определении

ценности как условия еще остается неясным, что же именно обусловливают эти ценности,44

какую вещь они делают «вещью», при условии что здесь слово «вещь» мы употребляем в

самом широком смысле как «нечто», не заставляющее нас думать об осязаемых вещах и

предметах. Ценности обусловливают волю к власти. Да, это так, но воля к власти как

основная особенность «действительного» не есть нечто простое по своей сущности, о чем,

собственно, говорит уже само это выражение. Ницше не случайно отмечает, что

«ценность» является принятым в расчет «условием сохранения и возрастания». В сфере

действительного с одинаковой необходимостью говорится о сохранении и возрастании,

ибо для того чтобы воля к власти как сверхвластвование могла перейти какую-либо

ступень, необходимо не только достижение этой ступени, но и ее внутреннее удержание,

даже властное утверждение, ибо в противном случае сверх-властвование не сможет быть

сверх-властвованием. Только то, что уже имеет в себе прочность и постоянство, может

«думать» о возрастании. Чтобы на эту ступень можно было стать, она сначала должна

утвердиться в себе самой.

Поэтому для действительного, обладающего особенностью воли к власти,

необходимо наличие таких ценностей, которые обеспечивают ему устойчивость в его

постоянстве. Однако в то же время необходимо наличие таких условий, которые дают

возможность выхода за свои пределы, возвышения этого действительного (живого),

необходимы ценности как условия возрастания.

Таким образом, воля к власти в соответствии со своей глубинной сущностью

должна постоянно и прежде всего полагать ценности сохранения и ценности возрастания.

Она должна устремлять свой взор в соответствии с этими двумя попеременно

взаимносоотносящимися ракурсами и, высматривая именно таким образом, проставлять

точки зрения, то есть полагать ценности. К утверждению ценностей принадлежит это изсмотрение на точки зрения. Характерное для воли к власти вы-сматривание и просматривание Ницше называет ее «перспективной» особенностью. Таким образом, в себе

воля к власти есть нацеленность на получение еще большей власти; нацеленность-на есть

присущий воле к власти ракурс смотрения и просматривания, то есть пер-спектива.

Поэтому в 12 отрывке, который является для нас путеводной нитью (в заключительном

разделе) Ницше говорит о том, что «все эти ценности, просчитываемые психологически,

суть результаты определенных утилитарных перспектив». Мы также можем сказать, что

все эти ценности как ценности есть определенные точки зрения, свойственные

определенным ракурсам определенной воли к власти. Однако поскольку всякое

действительное действительно благодаря основной особенности воли к власти, каждому

отдельному сущему принадлежит та или иная «перспектива». Сущее как таковое

перспективно. То, что означает действительность, определяется из ее перспективного

характера, и только с постоянным учетом этого момента в метафизике Ницше может

мыслиться собственно «сущее».

Говоря о перспективном характере сущего, Ницше выражает только то, что со

времен Лейбница составляло скрытую основную черту метафизики.

Как известно, согласно Лейбницу всякое сущее определяется через perceptio и

appetitus, через представляющий напор, имеющий своей целью пред-ставить целое

сущего и быть только и единственно в этом representatio и как это representatio. В каждом

случае для этого представления характерно то, что Лейбниц называет point de vue, точкой

зрения. Так же говорит и Ницше. С его точки зрения «перспективизм» (перспективное

строение сущего) есть то, «в силу чего всякий центр силы — не только человек

конструирует из себя весь остальной мир, то есть меряет его своей силой, осязает,

формирует…» (n. 636; 1888 г. Ср. XIV, 13; 1884-1885 гг.: «Если мы захотим выйти из мира

перспективы, мы погибнем»).

Однако Лейбниц не осмысляет эти точки зрения как ценности: мысль о ценности

еще не так существенна и категорична, чтобы ценности как точки зрения могли

осмысляться в контексте перспективы.

Действительное, определенное в его действительности через волю к власти, в45

каждом случае представляет собой переплетение перспектив и ценностных полаганий,

являет собой «сложное» образование, и это происходит потому, что сама воля к власти

есть сложная сущность. Полезно еще раз вспомнить о сложном единстве ее сущности.

Если сущность воли к власти есть приумножение власти, если поэтому власть

властвует как сверхвластвование, тогда ее составу принадлежит нечто такое, что

преодолевается как соответствующая властная ступень, а также то, что осуществляет это

преодоление. Преодолеваемое может быть таковым только в том случае, если оно

оказывает сопротивление и является тем постоянным и устойчивым, что себя удерживает

и сохраняет. Преодолевающее же, напротив, нуждается в способности выйти за свои

пределы на более высокую ступень власти, оно требует возможности возрастания.

Сущность сверхвластвования заключается в необходимом переплетении сохранения и

возрастания. Сама сущность власти есть нечто сложное. Действительное, получившее

такое определение, в одно и то же время есть нечто постоянное и непостоянное, и поэтому

Ницше говорит: «Точка зрения „ценности» — это точка зрения условии сохранения и

возрастания сложных структур с относительной продолжительностью жизни внутри

процесса становления». В этих структурах накапливаются порождения воли к власти,

сущность которой заключается в способности властвовать и повелевать. Поэтому Ницше

также лаконично называет эти структуры «структурами господства» или

«господствующими центрами» (n. 715):

«„Ценность» есть в сущности точка зрения роста или умаления этих

господствующих центров».

В этом определении выражается та мысль, что ценности как условия возрастания и

сохранения постоянно соотносятся со «становлением» в смысле роста и распада власти.

Ценности ни в каком отношении не представляют собой нечто существующее «для себя»,

которое впоследствии по случаю соотносится с волей к власти. Они есть то, что они есть

(а именно условия) только как обусловливающие и таким образом полагаемые самой волей

к власти осуществления ее самой. Так они дают меру для оценки количества власти

упомянутой господствующей структуры и для направления этой оценки в сторону

увеличения или уменьшения. Когда в заключительном разделе 12 отрывка Ницше говорит

о том, что ценности «суть результаты определенных утилитарных перспектив,

направленных на поддержание и возрастание структуры человеческого господства»,

польза и полезность понимаются здесь только в отношении к власти. «Ценность» есть

реальная практическая польза, но здесь «пользу» надо отождествить с условием

сохранения власти, то есть в то же время с условием ее возрастания. По своей сути

ценности являются условиями, и поэтому никогда не выступают как нечто безусловное.

Ценность суть условия «господствующих структур» внутри становления, то есть

действительности в целом, основной отличительной особенностью которой является воля

к власти. Эти господствующие структуры представляют собой формы воли к власти.

Часто Ницше называет «ценностями» не только условия возникновения этих

господствующих структур, но и сами структуры, и делает это не без основания. Наука и

искусство, государство, религия и культура действительны как ценности, поскольку они

являются теми условиями, в силу которых совершается порядок становления как чего-то

единственно истинного. Со своей стороны, эти ценности как структуры власти снова

полагают определенные условия своего собственного постоянства и развития. Однако

само становление, то есть действительное в целом, «не имеет никакой ценности», и это

становится ясно из только что приведенного сущностного определения ценности, так как

вне сущего в целом больше нет ничего, что могло бы быть для него условием.

Отсутствует то, с чем можно было бы его (становление в целом) соразмерять. «Общая

ценность мира не поддается оценке, следовательно, философский пессимизм надо отнести

к числу явлений комического свойства» (n. 708; 1887-1888).

Когда Ницше говорит, что сущее в целом «не имеет никакой ценности», он вовсе

не хочет пренебрежительно отозваться об этом мире. Он лишь хочет, чтобы никакая46

оценка целого не применялась к нему, потому что она является непониманием его

сущности. Тезис о том, что сущее в целом не имеет никакой ценности (продуманный в

смысле метафизики воли к власти) является резким отрицанием веры в то, что «ценности»

существуют как нечто в себе, возвышаясь над сущим в целом и являясь значимым для

него. Мысль о том, что сущее в целом бес-ценно (wert-los) означает, что оно находится

вне всякой оценки, потому что такая оценка достигает только одного: делает зависимым

целое и безусловное этого сущего от частей и условий, которые есть то, что они есть

только из целого. Становящийся мир как воля к власти есть без-условное. Условия, то есть

точки зрения сохранения и возрастания того или иного количества власти, а вместе с ними

и ценности — все это существует только внутри становления, существует в соотношении

с отдельными властными структурами, через которые и для которых они и полагаются. Но

в таком случае Ценности возникают из воли к власти? Да, но мы снова впадем в ошибку,

если решим, что ценности существуют как нечто, находящееся «рядом» с волей к власти,

что прежде всего существует воля, которая потом вдобавок полагает некие «ценности»,

при случае ею и используемые. Ценности как условия сохранения и возрастания власти

существуют только как нечто обусловленное единым безусловным, волей к власти.

Ценности по существу есть обусловленные условия.

Однако, по-видимому, ценности могут только тогда быть условиями воли к власти,

когда они сами обладают характером власти и таким образом представляют определенные

количества власти в расчете на ее возрастание из осознанного осуществления этой воли.

Поэтому ценности как условия возрастания и сохранения власти

Скачать:TXTPDF

Ницше Том 2 Хайдеггер читать, Ницше Том 2 Хайдеггер читать бесплатно, Ницше Том 2 Хайдеггер читать онлайн