Скачать:TXTPDF
Ницше Том 2

самого» и «воли к власти». По этому пути, ведущему к усмотрению их внутреннего5

единства, следуют предыдущие лекции, озаглавленные как «Воля к власти как искусство»

и «Вечное возвращение того же самого». В них вечное возвращение того же самого и воля

к власти предстают как основные определения сущего в целом и понимаются именно как

таковые: воля к власти как конечно-историчное запечатление что-бытия, сущности

(quidditas), а вечное возвращение того же самого — как его что-бытие, то есть

существование (quodditas). Хотя необходимость обоснования этого различения

постигается и излагается в одной (неопубликованной) лекции, относящейся к 1927 г., его

сущностное происхождение тем не менее остается сокрытым.

На чем же оно основывается, а вместе с ним и сохранившееся на протяжении всей

истории и становящееся все более понятным господство этих различий? Quid-бытие, то

есть сущее (?? ?? ?????), и quod-бытие, то есть существование (?? ?????), в их

различаемости вбираются в себя тем различением, которое всюду предполагает

метафизику, и впервые (и в то же время окончательно, хотя и сохраняя способность

измениться до неузнаваемости) фиксируется в Платоновом различении ????? ?? и ?? ??

(ср. Aristoteles, Met. Z 4, 1030 a 17). ????? ??, сущностное, то есть в смысле ???????

«истинно» сущее, есть «эйдос», присутствующий вид. В таком присутствии нечто единое

представляют собой то, что (quid est) есть сущее и что оно (а именно в ракурсе

упомянутого вида) есть (quod est). В своем quod «истинный мир» заранее предстает как

нечто решающее, однако поскольку он как «истинный» очерчивается на фоне

«кажущегося», а этот последний показывает что-бытие лишь смутно (и, следовательно,

он не «есть» мир «истинный», но в то же время и не ничто, а некое сущее), в ?? ??

находит свое явное выражение именно «quod est», потому что оно лишено чистого

«эйдоса», в котором проявляется quid. Благодаря различению и в различении ????? ?? и

?? ?? друг от друга отъединяются ?? ?? ????? и ?? ????? (?? и ???). Quod-бытие становится

обозначением данного этого (???? ??) и каждого (???????), которое в то же время в

каждом отдельном случае выражает quid-бытие (?????), но через это определяет quod

бытия и, таким образом, сущее как конкретно данное в том или ином случае. Теперь ????

недвусмысленно превращается в ????? в смысле ?????, характерной для ???, однако

превращается так, что сущесть переносится в ???????, причем упомянутое различение не

утрачивается (об изначальном, исконно греческом смысле ?????, не имеющем никакого

отношения к различению между forma и materia, см. Aristoteles, Phys. B 1). Оно поразному заявляет о себе в будущем — главным образом благодаря богословскому

истолкованию библейской мысли о сотворении мира (existentia, essentia и principium

individuationis). Чем сильнее вопрос о сущести отходит на второй план, тем скорее quidбытие и quod-бытие превращаются в пустые «рефлексивные понятия», но чем больше

метафизика превращается в нечто само собой разумеющееся, тем крепче они сохраняют

свою власть.

Надо ли удивляться тому, что в завершении западноевропейской метафизики

различение quid-бытия и quod-бытия вновь с предельной остротой заявляет о себе, но

заявляет так, что само оно как таковое забывается, и оба основных определения сущего в

целом (воля к власти и вечное возвращение того же самого), как бы утратив свою

метафизическую родину, тем не менее полагаются в безусловное и выражаются в нем?

Воля к власти говорит о том, что сущее «есть», то есть в качестве чего оно

властвует (как власть).

Вечное возвращение того же самого называет то как, в котором сущее обладает

этим характером чтойности, называет его «фактичность», его «quod est». Так как бытие

как вечное возвращение того же самого означает опостоянивание присутствия, оно есть

самое постоянное: безусловное quod.

Однако нам надо принять в соображение и другое: метафизика в своем завершении

пытается из себя самой и (в первую очередь) благодаря простому переиначиванию

преодолеть упомянутое различение «истинного» и «кажущегося» миров. Однако это

переиначивание — не какое-то механическое переворачивание, в результате которого6

низшее, чувственное, оказывается на месте высшего, сверхчувственного, причем так, что

и то, и другое остается неизменным. Переиначивание представляет собой превращение

низшего, чувственного, в «жизнь» в смысле воли к власти, в сущностную структуру

которой вплавляется сверхчувственное как утверждающее постоянство.

Этому преодолению метафизики, то есть ее превращению в последнюю из ее

возможных форм, должно соответствовать устранение остающегося непродуманным

различия между quid-бытием и quod-бытием. Quid-бытие (воля к власти) не есть нечто «в

себе», с чем quod-бытие соотносится как бы случайно. Quid-бытие как сущность есть

условие жизненности жизни (ценность), и в этом условии оно одновременно предстает как

подлинное и единственное quod живого, то есть в данном случае — сущего в целом.

На основании этого единения quod-бытия с quid-бытием (того единения, которое

теперь имеет обратную направленность как изначальная включенность ????? в ????? ?????

??’a как ????) воля к власти и вечное возвращение того же самого должны, как

определения бытия, не просто совпадать, но говорить одно и то же. Мысль о вечном

возвращении того же самого в смысле метафизико-исторической завершенности говорит о

том же самом, о чем говорит завершающая Новое время воля к власти как основная

особенность существенности сущего. Воля к власти есть возвышение над собой как

вхождение в возможность становления утверждающегося повелевания, чье возвышение

над собой в сокровенной глубине остается опостояниванием становления как такового и,

будучи враждебным и чуждым простому убеганию в бесконечное, противопоставляет

себя ему.

Как только нам удается во всех направлениях и законченных формах промыслить

чистую тождественность воли к власти и вечного возвращения того же самого, мы

обнаруживаем ту основу, на которой только и можно постичь обе эти мысли в их

разобщенности и в соответствии с их метафизической значимостью. Тогда они заставляют

вернуться к исконному началу, которое совершают в смысле безусловного полномочия

не-сущности, уже выступающей с ????. Отсюда начинается размышление над

неопределенной и оставшейся необоснованной истиной бытия, а вместе с тем начинается

переход в сферу испрашивания (Erfragen) этой истины.

3

В сущностном единстве воли к власти и вечного возвращения того же самого

сказанное одно и то же (Selbe) есть последнее слово метафизики. Однако «последнее» в

смысле исчерпывающего свершения каким-то образом должно быть первым. Это первое,

?????, начинается в том, что оно разрывается в кажущемся противопоставлении

становления и бытия. Восходящее присутствование, к которому еще не обращен никакой

вопрос и которое не обрело проекции на «временность», улавливается лишь в каком-либо

одном отношении: как возникновение и исчезновение, как изменение и становление, как

пребывание и длительность. В последнем из названных отношений греки усматривают

подлинное бытие, причем так, что сначала каждое изменение определяется как ??? ??,

потом как ?? ??, но при этом всегда еще сохраняется ??. Бытие и становление разделяются

на две сферы, между которыми пролегает ????????, то есть каждое из них занимает место,

отведенное ему соответствующей сферой, и имеет здесь свое пребывание. В какой мере

Аристотель преодолел ???????? в ????? этого нечто (???? ??) (???????)? В той, что бытие

только как ?????????? и ???????? становится ?????.

В конце концов, бытие вступает в противоречие и состязание со становлением,

поскольку последнее притязает на его место. Противоположность между обоими

раскрывается на не слишком наблюдаемой почве «действительного», действительность

которого притязает на бытие, потому что противостоит недействительному и ничтожному,

однако в то же время хочет обладать характером становления, так как она не могла бы

быть никаким застывшим, без-«жизненным» наличным. Гегель делает первый шаг в7

упразднении этой противоположности в пользу «становления», причем это последнее

постигается из сверхчувственного, из абсолютной идеи как ее самораскрытия. Ницше,

переиначивая платонизм, переносит становление в «живое» как «плотствующий» хаос.

Это переиначивающее упразднение бытия и становления означает подлинное завершение,

так как теперь уже нет никакого выхода ни в разделение, ни в более гармоничное

срастание. Это проявляется в том, что «становление» хочет получить преимущество над

бытием, в то время как господство становления лишь внешним образом подтверждает

неколебимую власть бытия в смысле придания постоянства присутствованию, так как

истолкование сущего и его сущести как становления есть опостоянивание становления до

уровня безусловного присутствия. Чтобы сохранить свое господство, становление само

покоряется опостояниванию присутствования. В этом опостоянивании господствует

изначальная, хотя и не постигнутая и не обоснованная, истина бытия, но господствует

только в своей самое себя забывающей не-сущности. Такое властное полномочие

становления по отношению к бытию отнимает у первого последнюю возможность

преимущества и возвращает последнему его изначальную (?????-ную) сущность, правда

совершенную в не-сущности. Теперь сущесть есть все, и оно одновременно вбирает в себя

все: изменение и постоянство. Оно безусловным образом удовлетворяет притязания

сущего («жизни») и в таком удовлетворении предстает как безвопросное и как самое

широкое пристанище.

Сущностное следствие того последнего (Letzte) метафизики, то есть проекта

сущести на опостоянивание присутствования, проявляется в соответствующем

определении сущности «истины». Теперь умолкает последний отголосок, исходящий от

???????. Истина становится справедливостью в смысле повелевающего врастания себеповелевающего в порыв своего возвышения. Всякая правильность есть лишь

предварительная ступень и предлог для возвышения, любое упрочение — лишь основание

для растворения в становлении и вместе с тем в волении опостоянивания хаоса. Теперь

остается только ссылаться на жизненность жизни. Первоначальная сущность истины

изменяется настолько, что это изменение становится похожим на устранение (но не

уничтожение) сущности. Бытие истинного разрешается в соответствующем образом

постигнутое в возвращении присутствие полномочия мощи (власти). Теперь истина снова

становится тем же, что и бытие, с той лишь разницей, что бытие тем временем успевает

найти свое завершение в не-сущности. Однако когда истина как правильность и

несокрытость начинает восприниматься в одной перспективе с «соразмерностью с

жизнью», когда она таким образом устраняется, тогда ее сущность утрачивает всякое

властвование. В сфере господства бесперспективных, то есть лишенных просвета

«ракурсов» и «горизонтов», она перестает быть достойной вопрошания. Но что же тогда

начинается? Начинается толкование как «переоценка всех ценностей».

«Бессмысленность» становится единственным «смыслом», истина предстает как

«справедливость», то есть как высшая воля к власти. Этой «справедливости» подобает

одно лишь безусловное господство человека над Землей, однако его устроение и

упрочение в планетарном масштабе уже является лишь следствием безусловной

антропоморфии.

4

Тогда и тем самым начинается эпоха завершенной бессмысленности. В этом обозначении «бессмысленное» уже имеет силу как понятие мышления истории бытия, того

мышления, которое оставляет позади себя метафизику в целом (а также ее

переиначивание и преломление в сторону переоценки ценностей). Согласно «Бытию и

времени» «смысл» означает проекционное поле, а именно (в подлинном устремлении

вопрошания и в соответствии с единственным вопросом о «смысле бытия») означает

просвет (Lichtung) этого бытия, открывающийся и обосновывающийся в проецировании.8

Однако это проецирование есть то, которое совершается в начертанном проекте как

бытийствующее (Wesendes) истины.

Бессмысленное есть без-истинное (без-просветное) бытия. В результате устранения

сущности истины в метафизике всякая возможность такого проекта оказывается

несостоятельной. Даже там, где вопрос о сущности истины сущего и отношении к нему

предстает со всей решительностью, размышление над истиной бытия как более исконный

вопрос о сущности истины совершенно не имеет места. Претерпев трансформацию

adaequatio в определенность, истина утвердилась как сохранение сущего в его сговорчиво

соделываемой оборотистости (Machbarkeit). Это изменение утверждает власть таким

образом определенной сущести как деловитости (Machsamkeit). Сущесть как деловитость

остается подвластной бытию, которое через вычисление отпускает себя в улаженность и

через безусловное планирование и устроение — в соделываемость (Machenschaft)

соответствующего ему сущего.

Господство бытия в этой сущностной форме означало бы соделываемую уловку,

которая на самом деле препятствует всякому обоснованию «проектов», и под ее властью

остающихся не менее мощными,— и препятствует

Скачать:TXTPDF

Ницше Том 2 Хайдеггер читать, Ницше Том 2 Хайдеггер читать бесплатно, Ницше Том 2 Хайдеггер читать онлайн