Скачать:TXTPDF
Ницше Том 2

различием между

сущностью (essentia) и существованием (existentia). Essentia подразумевает quidditas, то,

что, например, делает дерево растением, живым организмом, деревом как таковым

независимо от того, «существует» ли то или это дерево или нет. То, что делает дерево

собственно деревом, здесь определяется как ????? в двойном значении происхождения и

рода, то есть как ?? в отношении к ?????. Оно есть единое в смысле происхождения

откуда») и в смысле общего (??????) по отношению ко многому. Essentia называет то,

что может быть как существующее дерево, если таковое существует, называет то, что

делает его возможным как таковое, то есть называет возможность.

В бытии проводится различение между что-бытием (сущностью) и что-бытием

(существованием). Этим различением и подготовкой к нему начинается история бытия как

метафизики. Метафизика усваивает это различение применительно к структуре истины о

сущем как таковом в его целом. Таким образом, начало метафизики раскрывается как

событие, которое состоит в принятии решения о бытии в смысле выявления различия

между сущностью и существованием.

В определении существования (existentia) в качестве опоры используется сущность

(essentia). Проводится различие между действительностью и возможностью. Можно было

бы попытаться осмыслить различение бытия на что-бытие и что-бытие с помощью

выявления того общего, что определяет различенное. Что за «бытие» остается, если

отвлечься от «сущности» и «существования»? Если этот поиск максимально общего ведет

в пустоту, то, быть может, в таком случае сущность надо понимать как некий вид

существования или, наоборот, понимать существование как видоизменение сущности?

Если бы ответ на этот вопрос был найден, тогда все равно остался бы нерешенным вопрос

о происхождении этого различения. Быть может, оно исходит из самого бытия? Что

«есть» бытие? Каким образом из него проистекает различение, каково его

происхождение? Или, быть может, оно только примысливается бытию? Если да, то какое

мышление делает это и на каком основании? Каким образом для этого при-мысливания

ему дается бытие?

Даже если только в общих чертах продумать приведенные вопросы, сразу

исчезнет видимость самопонятности различения essentia u existentia, характерного для

всей метафизики. Это различение остается необоснованным, если метафизика продолжает

непрестанно хлопотать только об обособлении различенных моментов и потчует нас

перечислением способов возможности и видов действительности, каковые вместе с

упомянутым различием, в котором они остаются, уносятся в нечто неопределенное.

Однако если допустить, что этим темным по своему происхождению различием

сущности и существования метафизика обосновывает свою сущность и на нем утверждает178

ее, тогда надо признать, что она сама своими силами никогда не сможет постичь природу

этого различения. Для начала было бы необходимо, чтобы само бытие, сокрытое в этом

различии, намеренно коснулось ее. Однако бытие этого не делает и тем самым дает

метафизике возможность утверждать свое сущностное началоутверждать подготовкой

и раскрытием этого различения. Происхождение различия между essentia и existentia и тем

более происхождение таким образом различаемого бытия остается сокрытым или, погречески говоря, забытым.

В таком случае забвение бытия означает самосокрытие бытия, в котором

проводится различие на сущность и существование, в пользу бытия, которое проясняет

сущее как сущее и остается неопрошенным как бытие.

Различение между сущностью и существованием — не просто образчик

метафизического мышления. Оно указывает на событие в истории самого бытия. Об

этом следует подумать. Для такого памятующего мышления недостаточно свести

распространенное различение между essentia и existentia к его происхождению из

мышления греков, и этого тем более недостаточно, если таковое различение, ставшее

определяющим в греческом мышлении, мы «разъясняем» с помощью сформировавшегося

впоследствии и распространившегося в школьной метафизике построения, то есть по

существу обосновываем основание из его следствий. Между тем контекст различения

между essentia и existentia исторически легко воссоздать, обратившись к мышлению

Аристотеля, который впервые выводит это различение на уровень понятия, то есть дает

ему сущностное обоснование (после того как Платон, осознав притязание бытия, начал

подготовку к этому различению и его разработку).

Essentia отвечает на вопрос ?? ?????, что есть (сущее)? Existentia говорит о сущем

??? ?????, что оно есть. Различение называет различное ?????. В этом проявляется ?????

(бытие) в его различии. Каким образом бытие может впасть в это различение? Какая

сущность бытия раскрывается в это различение как в открытое этой сущности?

В начале своей истории бытие проясняется как всхождение (?????) и раскрытие

(???????). Затем на нем запечатлевается присутствие и постоянство в смысле пребывания

(?????). Так начинается собственно метафизика.

Какое присутствующее появляется в присутствовании? Аристотель мыслит

присутствующее как то, что, придя в это состояние, пребывает в постоянстве или, будучи

приведенным в свое положение, предлежит. Постоянное и предлежащее, выступившие в

несокрытость, предстают то как это, та как то, предстают как ???? ??. Постоянное и

предлежащее Аристотель понимает как каким-то образом покоящееся. Покой проявляется

как особенность присутствия. Однако покой есть особый способ подвижности. В покое

совершается движение.

Движимое приводится в состояние и положение присутствия, причем приводится в

про-из-ведении (Her-vor-bringen). Последнее может совершаться как ????? (отпускать чтолибо от себя и давать ему возможность взойти) или как ??????? (что-либо поставлять сюда

и пред-ставлять). Присутствие присутствующего, будь оно покоящимся или подвижным,

получает свое сущностное определение тогда, когда подвижность, а вместе с ней и покой

постигаются (как основные черты бытия из присутствия) как один из его модусов.

Определение подвижности и покоя как особенностей присутствия, а также

истолкование этих особенностей из изначально уясненной сущности бытия как

всходящего присутствия в несокрытости Аристотель дает в своей «Физике».

Стоящий там дом есть, потому что он, будучи выдвинутым в свой эйдос

(Aussehen), выставленным в несокрытое, находится в этом эйдосе. Находясь в нем, он

покоится — покоится в той выставленности, которую дает его эйдос. Покой сюдавыставленного — не ничто, а собирание. Он собрал в себе все движения, характерные для

вы-ставления дома, завершил их в смысле завершающего очертания (?????, ?????), а не

простого отграничения. Покой хранит совершение подвижного. Дом, который где-то там

находится, есть как ?????. Под «произведением» подразумевается у-покоенное в покой из-179

смотрящего — в этом пребывающего, лежащего — у-покоенное в присутствие в

несокрытом.

В ракурсе греческого мышления речь не идет о произведении в смысле

последствия какого-то напряженного делания, равно как не имеется в виду некий

результат или успех; речь идет о произведении в смысле чего-то выставленного в

несокрытое его эйдоса и пребывающего как таким образом стоящее или лежащее.

Пребывать здесь означает: спокойно присутствовать как творение.

Теперь ????? характеризует модус присутствования. Поэтому присутствие, ?????,

означает ????????: сущность творения (сущность, понятая вербально), находящаяся в нем,

или соделываемость (Werkheit). Последнее означает не действительность как результат

действования, а в несокрытом вот-стоящее присутствование поставленного в разных

ракурсах. Поэтому «энергейя» в греческом понимании этого слова не имеет ничего

общего с позднейшей «энергией»; в крайнем случае, хотя тоже очень отдаленно, имеет

силу обратное. Вместо ???????? Аристотель также употребляет им самим придуманное

слово ??????????. ????? есть завершение, в котором собирается движение сюдапоставления и туда-поставления, каковое завершение представляет присутствование оконченного и за-конченного, то есть завершенного (в творении). ?????????? есть (себя)-

имение-в-завершении, есть сокровенное, оставляющее позади себя всякое установление и

потому непосредственное, чистое присутствование: сутствие в присутствии. ????????,

?????????? ?? значит то же самое, что ?? ?? ????? ?????. То, что присутствует из «втворении-как-творении-сущности», находится в настоящем благодаря виду (эйдосу) и

через него. ???????? есть ????? (присутствие) наличествующего, данного нечто, того или

этого.

В качестве этого присутствия ????? означает: ?? ???????, присутствие, которое

содержит в себе свое, предельное и последнее присутствование. Этот высший способ

присутствия также делает максимально актуальным все то, что пребывает как данное это

или данное то в несокрытом. Если ????? (бытие) определяет высший модус своего

бытийствования как ????????, тогда таким образом определенная ????? должна сообщить

— а именно из своего собственного (Eigene) — о том, как она может впадать в различие

сущности и существования и вследствие четко выраженного господства бытия как

???????? и должна впадать.

Становится необходимым провести различие в самой ?????, указав на ее двоякость.

Это различение Аристотель проводит в начале пятой главы своего трактата «О категориях».

????? ?? ????? ? ????????? ?? ??? ?????? ??? ??????? ????????, ? ???? ???’

??????????? ????? ??????? ???? ?? ?????????? ???? ?????, ???? ??? ???????? ? ? ??? ?????.

«В смысле первостепенно существующего, а также в соответствии с более всего

сказанным (присутствием) присутствующее есть то, что не высказывается ни в отношении

уже каким-то образом предлежащего, ни наличествует в уже каким-то образом

предлежащем, например, человек, лошадь».

Присутствующее таким образом — не какой-то возможный предикат, не

присутствующее в чем-либо другом или по отношению к нему.

В особом, первостепенном значении присутствие есть пребывание того или иного

по себе пребывающего, предлежащего, пребывание когда-либо-бывающего, ????? в

отношении к ???’???????: то или иное «это», единичное.

От этого, таким образом определенного, присутствия отличается другое, чье

присутствующее характеризуется так: ???????? ?? ?????? ????????, ?? ??? ??????? ?? ??????

?????? ????????? ??????????, ????? ?? ??? ? ??? ????? ?????? ???? ???? ? ??? ???????? ??

????? ??? ??????? ?? ???????, ????? ?? ??? ?????? ???? ?? ????. ???????? ??? ????? ????????

??????, ???? ? ?? ???????? ??? ?? ???? (Categ. V, 2 а 11 sqq).

«Во-вторых, присутствующим называются те [обратим внимание на множественно

число], в которых как способах вида уже господствует упомянутое (как там-то и там-то180

бывающее) присутствующее. Сюда относятся (названные) способы вида, а также роды

этих способов, например, этот человек присутствует здесь в виде (эйдосе) человека, для

которого вид „человек» является источником происхождения (его рода), „живое

существо». Таким образом, присутствующими во втором случае называются: например,

человек» (вообще), а также „живое существа» (вообще)». Присутствие во втором

значении есть себя-обнаружение эйдоса, вида, и сюда относится все то, в чем теперь то

или иное пребывающее позволяет проявиться тому, благодаря чему оно присутствует.

Присутствие в первом значении есть бытие, выражающееся в ??? ?????: что-бытие,

existentia. Присутствие во втором смысле есть бытие, о котором спрашивают ?? ?????: чтобытие, essentia.

Что-бытие и что-бытие раскрываются как способы присутствования, основой

чертой которого является ????????.

Но не лежит ли в основе различия между ??? ????? и ?? ????? другое, более широкое

различие, а именно различие между присутствующим и присутствованием? В таком

случае первое различие как таковое можно отнести к одной стороне различения между

сущим и бытием. ??? ????? и ?? ????? называют способы присутствования, поскольку в них

присутствующее присутствует в пребывании данного или остается в одном лишь

самообнаружении эйдоса. Различение между сущностью и существованием исходит из

самого бытия (присутствия). Присутствование имеет в себе различие: оно распадается на

чистую близость пребывания и иерархическую структуру эйдоса. Но в какой мере

присутствование имеет это различие в себе?

Насколько привычной является дистинкция сущности и существования вместе с

дифференцией бытия и сущности, насколько темным является сущностное

происхождение этих различий, настолько неопределенной остается структура их

взаимопринадлежности. Наверное, метафизическое мышление по своей сути никак не

может прояснить загадку этих различий, которые воспринимает как нечто само собой

разумеющееся.

Однако поскольку Аристотель мыслит ????? (присутствие) в первую очередь как

????????, а это присутствие подразумевает не что иное, как то, что позднее в

видоизменившемся истолковании называется actualitas, «действительность» и

«существование», аристотелевское разъяснение упомянутого различения свидетельствует

о предпочтении, которое отдается тому, что позднее будет названо existentia, перед тем,

что предстанет как essentia. То, что Платон мыслил как подлинную и для себя

единственную сущесть (?????) сущего, как присутствие в модусе идеи (?????), теперь

приобретает в бытии второстепенное значение. Для Платона сущность бытия

сосредоточивается в ?????? идеи и тем

Скачать:TXTPDF

Ницше Том 2 Хайдеггер читать, Ницше Том 2 Хайдеггер читать бесплатно, Ницше Том 2 Хайдеггер читать онлайн