vis, actus.
Всюду безвопросность бытия.
Самое ясное в кантовском определении: бытие (есть) «только позиция».
Во-первых, этот тезис означает: бытие (есть) лишь полагание связи между
субъектом и предикатом.
Во-вторых, он означает: бытие (в смысле вот-бытия и экзистенции) есть чистое
полагание вещи в исхождении из ее понятия.
Наконец, этот тезис означает: бытие, «есть» связки, в суждении опыта нацелено на
полагание объекта как действительного» («Критика чистого разума», второе издание,
параграф 19).
В отрицательной форме тезис Канта о бытии как «только позиции» означает: бытие
не есть ни реально вещное, ни вообще предикат какой-либо вещи или предмета.
Тезис Канта о бытии — онтотеологический, высказанный в связи с вопросом о
существовании Бога в смысле summum ens qua ens realissimum.
В том, что для Канта не становится предметом вопрошания, для нас остается
достойным вопроса: сущностное происхождение этой «позиции» из возможности
предлежания присутствующего в его присутствии.
Ponere (полагать, ставить, класть), исходящее из: тезис, re-praesentatio (представление) и ?????? (раскрывающее вы-явление).
Бытие
??????? (???????, ?????, ??-????);
раскрытие как исходное располагание;
????? — всхождение (в-себя-возвращение);
?????, присутствование, несокрытость;
?????, зримость (??????), причинность;
????????, совершительность, приставленность ??-????? ?? ?????;
??????????, предлежание (из ?????), ?????.
(Присутствие — постоянство — стоянство — ???.)
???????, властно присутствовать в ракурсе уже-предлежания.
Subiectum.
actualitas: сущее — действительное —
действительность.
creator — ens creatum.
causa prima (ens a se).
certitudo — res cogitans.
vis — monas (perceptio — appetitus), exigentia essentiae
объективность.
свобода воля — представленность
практический разум
воля — как абсолютное знание: Гегель.
воля как любовь: Шеллинг.
воля к власти — вечное возвращение: Ницше.
Действие и организация — прагматизм
Воля к власти.210
Соделываемость (по-став).
Завершение метафизики
Завершение метафизики помещает сущее в оставленность бытием. Оставленность
сущего бытием есть последний отблеск бытия как сокрытия раскрытия, где все сущее
всякого рода может явиться как таковое. В этой оставленности остается нерешенным
вопрос о том, остается ли непреложным сущее в его первенстве. Далее это означает, не
подрывает ли и не искореняет ли сущее всякую возможность начала в бытии и таким
образом не длит ли себя и в то же время не способствует ли опустошению, которое хотя и
не разрушает, но подавляет изначальное своим устроением и упорядочением.
Оставленность бытия содержит в себе нерешенный вопрос о том, не проясняется ли в нем
как в максимуме сокрытия бытия раскрытие этого сокрытия и таким образом — более
исконное начало. К этому сроку нерешенности, в котором раскрывается завершение
метафизики и человеческое существо начинает притязать на «сверхчеловека», человек
присваивает себе достоинство подлинно действительного.
Действительность действительного, уже давно обретшая свое лицо как
экзистенция, оставляет такую особенность за человеком. Человек есть подлинно
экзистирующее, и сама экзистенция определяется из человеческого бытия, сущность
которого была знаменована началом новоевропейской метафизики.
Так как по истечении срока нерешенности вопроса о бытии мышление начинает в
истории бытия смутно предощущать свое первое воспоминание, обращенное в бытие, это
мышление должно просмотреть природу господства человеческого существа в
действительном и оставить это господство вне себя.
Благодаря окольному пути, проложенному Кьеркегором, который не был ни
богословом, ни метафизиком, но тем не менее сохранял в себе нечто весьма существенное
как от первого, так и от второго, экзистенция, представленная Шеллингом в смысле
действительности как бытия самостью (Selbstsein), претерпела своеобразное сужение. Тот
факт, что превращение действительности в самодостоверность ego cogito непосредственно
определяется через христианство, а сужение понятия экзистенции — опосредованно через
христианское умонастроение, лишний раз свидетельствует о том, как христианская вера
сообразуется с основными особенностями метафизического мышления и как в такой
смысловой чеканке метафизика начинает господствовать во всем западном мире.
Бытие
В «действительности», которая превращается в господствующую особенность
сущести сущего, заключено действование и тем самым causalitas (?????? как то, что
делает возможным). В «действительности» заключено действенное достижение, каковое
скрывает в себе пред-ставление и устремление, бытийствующие из собственного
единства. Таким образом определенное действенное достижение есть действенное самодостижение (Sich-erwirken), в котором заключено возможное притязание на самообеспечение, на достоверность как самодостоверность. Где действительность, там воля,
где «воля», там себя-воление (Sichwollen), где себя-воление, там возможности
сущностного раскрытия воли как разума, любви, власти. Но когда и как сущность воли
становится существенной для действительности?
Тот факт, что, в конечном счете, в завершении метафизики действительность
вступает в сущность воли (причем «волю» здесь не следует мыслить «психологически»:
напротив, психологию можно определять в ракурсе сущности действенного
самодостижения), свидетельствует о решимости сущностного раскрытия сущести из продвижения бытия к этой сущести. Правда, изначальное продвижение оставляет начало как
необоснованное и поэтому может всё сосредоточить на устроении себя как прогресса и211
исхождения.
В волевой сущности сущести как действительности скрывается (всегда оставаясь
принципиально недоступным метафизике) делание (???????) — то делание, в котором в
контексте исконных сущностных черт еще раздается голос «энергии» (????????), где
продвижение полагает из первоначала (первоначала ???????) свое решительное и все
предопределяющее начинание. Однако в то же время ???????? является последним
сохранением сущности ?????, и таким образом она принадлежит началу.
Экзистенция
То, что в метафизике передается терминами existentia, экзистенция,
действительность, существование, есть.
1. ?????, свойственная ?????????? ???’ ????, то есть свойственная ???????; ?????
?????; присутствование как пребывание в то или иное время бывающего (Аристотель).
2. Эта ????? ????? понимается как ????????, присущая ??, как ???? ?? ??,
присутствование произведенного и выставленного, совершительность. Самое широкое
наименование для ????? как присутствования, которое одновременно поясняет его
греческое толкование, есть ????????. В этом ???-???????, уже-предлежание мыслится в
единстве с ????, властвующим началом; ???????? означает: «уже-предлежагосподствовать», причем по-гречески помысленное «пред-господствовать» предстает как
«из себя присутствовать».
3. ???????? переистолковывается в actualitas actus’a. Agere как facere, creare. Чистая
сущность актуальности есть actus purus как existentia сущего (ens), к сущности (essentia)
которого принадлежит existentia. (Средневековая теология.) Actus характеризуется
свершением как действенным достижением соделанного, а не возможностью
присутствования в несокрытости.
4. В соответствии с превращением veritas в certitudo актуальность (actualitas)
понимается как actus в ракурсе ego cogito, как percipere, repraesentare.
Первенство subiectum’a в смысле ego (Декарт); existere как esse применительно к
ego sum; repraesentare (percipere) против ????? как ?????, и это последнее против ?????
Парменида. Из бытия как присутствия становится бытие как представленность в субъекте.
5. Repraesentare как perceptio-appetitus в смысле vis primitiva activa есть actualitas
всякого subiectum’a в старом смысле и определяет сущность субстанции как монады.
Соответствующее различие между феноменом и ?????????.
Existentia теперь есть exigentia essentiae; ее principium есть perfectio; perfectio есть
gradus essentiae; essentia же есть nisus ad existendum.
Схоластическое различение между potentia и actus, которое само представляет
переистолкование аристотелевского различения ??????? — ????????, преодолевается
(Лейбниц).
6. Экзистенция как actualitas, действительность, соделанность и делаемость
превращается в объективность опыта и таким образом в модальность наряду с
возможностью и действительностью.
7. Безусловная достоверность знающей себя воли как абсолютная действительность
(дух, любовь).
Экзистенция как бытие определяется из «реального» различения бытия сущего на
основание экзистенции и экзистенцию основания.
Так как воля составляет сущность бытия, это различение принадлежит самому
волению: в волю основания и волю понимания.
Экзистенция: становление явным (Offenbarwerden), ceбя-к-себе-самомупринесение, бытие самостью в становлении самости по отношению к основанию и против
него.
Становление в себе «противоречиво» (Шеллинг).212
8. Экзистенция, как ее понимает Шеллинг, Кьеркегором суживается до сущего,
которое «есть» в противоречии к временности и вечности, суживается до человека,
хотящего стать собой. Экзистировать — значит верить, то есть удерживать себя в
отношении действительности действительного, которое есть сам человек.
Вера как становление явным перед Богом. Удержание себя в отношении к
действительному, которое говорит о том, что Бог стал человеком.
Вера как бытие христианином в смысле становления им.
9. Экзистенция в понимании Кьеркегора, только без существенного отношения к
христианской вере, есть бытие христианином. Бытие самостью как личность,
возникающая в процессе коммуникации с другой личностью. Экзистенция в отношении к
«трансценденции» (К. Ясперс).
10. Экзистенция — иногда в «Бытии и времени» этот термин употребляется в
смысле экстатического внутри-стояния в просвете «вот», характерном для вот-бытия.
Внутри-стояние в истине бытия, основанное на недвусмысленном обосновании
онтологической дифференции, то есть на различении между сущим и бытием. (Вне всякой
метафизики и экзистенциальной философии.)
11. Каким образом в метафизике Ницше исчезает различие между essentia и
existentia, почему оно должно исчезнуть в конце метафизики и каким образом все-таки
именно так происходи максимальное удаление от начала.
Однако такое исчезновение становится заметным только тогда, когда делается
попытка прояснить это различие: воля к власти как essentia, вечное возвращение того же
самого как existentia (см. «Метафизика Ницше»).
Бытие и сужение понятия экзистенции
1. Подчеркнутое употребление термина «экзистенция» в Шеллинговом различении
экзистенции основания и основания экзистенции (бытие как воля).
2. Сужение этого понятия до христианского верования, совершенное Кьеркегором
(экзистенция — христианское умонастроение), вера — теология.
3. Переход кьеркегоровского понятия экзистенции в «экзистенциальную
философию» (К. Ясперс). Экзистенция: бытие самостью — коммуникация — метафизика.
4. Экзистенция как характер вот-бытия в «Бытии и времени» (история бытия).
Здесь речь не идет ни о кьеркегоровском понятии экзистенции, ни о том ее
понятии, которое имеет место в экзистенциальной философии. Напротив, экзистенция
осмысляется в ретроспективном соотнесении с экстатическим характером вот-бытия в
стремлении истолковать вот-бытие в его четко определенном отношении к истине бытия.
Только этим вопросом обусловлено временное употребление понятия экзистенции.
Вопрос служит лишь подготовкой к преодолению метафизики. Все это находится вне
экзистенциальной философии и экзистенциализма, остается совершенно непохожим на
страсть Кьеркегора, в основе своей богословскую, удерживается в поле принципиального
разбирательства с метафизикой.
В каком смысле впервые понятие экзистенциального может и должно появиться у
Шеллинга?
Экзистенциальное, то есть экзистирующее, рассмотренное в соотнесении с его
экзистенцией, то есть как экзистирующее, точнее — сущее, помысленное в ракурсе его
экзистирования, как экзистирующее.
(Причем следует обратить внимание на имеющееся чередование в терминологии
Шеллинга:
основание — экзистенция; экзистенция — экзистирующее.)
Шеллинг и Кьеркегор213
Экзистенция: некое бытие самостью — субъективность (воля разума, ego cogito).
Становиться явным.
Противоречие — различение.
«Страсть» — «порыв» — «знающая воля» — «становление».
Однако у Кьеркегора:
1. Сведение к человеку, только он экзистирует.
2. Экзистенция — обращенность к экзистенции, действительность.
3. Эта обращенность — не представление, но вера-в; предание себя
действительному, взыскание действительного.
4. Вера в иное, причем не как отношение к учению и его истине, но как отношение
к истинному как действительному, сросшемуся с ним, ставшему конкретным.
Экзистенция в новоевропейском смысле.
5. Вера в то, что Бог присутствовал здесь как человек, бесконечно личностна. Вера
как бытие христианином, то есть становление им.
Неверие как грех.
Шеллинг
«Воление есть прабытие».
Всякое бытие есть экзистирование: экзистенция.
Однако экзистенция есть экзистенция основания.
Бытию принадлежит экзистенция и основание экзистенции.
Бытию принадлежит это раз-личение как «реальное».
Само бытие таково, что сущее как таковое себя различает.
Это различение лежит в сущности воления.
Различение: воля основания и воля разума.
В какой мере? Воля в воле есть разум.
«Различение», о котором говорит Шеллинг, подразумевает властное
противоборство (борьбу), пронизывающее всякую сущность (сущее в его сущести); все
это постоянно на основе субъективности.
Прабытие есть воление.
Бытие (еще не бытие-сущим) как сокрытие.
Сущее (субстантивное, вербально-транзитивное): самость. В-себе-бытие.
Экзистенция и экзистенциальное
Экзистенциальное подразумевает следующее: человек в своем человеческом бытии
не просто устанавливает определенный способ своего отношения к действительному, но,
будучи существом экзистирующим, пребывает в заботе по отношению к самому себе, то
есть озабочен своими отношениями и действительным.
Действительность такова, что все действительное всюду овладевает человеком как
совершителем и совершающим, как со-совершителем и тем, кто претерпевает это
совершение. Экзистенциальное, взятое в кажущейся исторической индифференции, не
обязательно понимать (как это делал Кьеркегор) только по-христиански, но в любом
ракурсе, допускающем вовлеченность человека в ту или иную ситуацию как действенного
совершителя действительного. Та тональность, которую экзистенциальное обрело в
последние десятилетия, имеет свою основу в сущности действительности, которая как
воля к власти превратила человека в орудие делания (изготовления, действенного достижения). Эта сущность бытия, несмотря на Ницше и