Скачать:TXTPDF
Гераклит. Феохарий Харлампиевич Кессиди

и отвлеченное понятие. Для Гераклита языкорудие выявления скрытой от непосредственного восприятия истины, а не просто риторический прием. Проблема отображения в мышлении противоречивой природы вещей, с которой столкнулся эфесский философ, волнует людей и поныне. Вот одна из современных формулировок этой проблемы. «Если любой объект, — пишет известный советский исследователь Е. В. Ильенков, — есть живое противоречие, то какой должна быть мысль (суждение об объекте), его выражающая? Может ли и должно ли объективное противоречие найти отражение в мышлении и в какой форме?» (19, 232).

Для выражения диалектики бытия Гераклит находил слова и корни слов, обозначающие противоположные понятия, совмещал смысл слова с его контрсмыслом, прибегал к игре слов и парадоксам, ярким аналогиям, многочисленным образным сравнениям и противопоставлениям. Одним из средств выражения «скрытой гармонии» противоположностей, в том числе диалектики единичного и общего, конкретного и абстрактного, отдельных вещей и всеобщего логоса, эфесец избрал впечатляющие образы-понятия (смыслообразы реки, войны, лиры, лука и т. д.). Если справедливо замечание, сделанное Платоном в диалоге «Федр» (266 b), о том, что людей, способных охватить мыслью одновременно единое и многое, следует назвать «диалектиками», то Гераклит из Эфеса является одним из самых выдающихся диалектиков в истории философской мысли.

Гераклитмастер парадокса. И если «парадоксальность, — как пишет Г ей, — принцип парадокса (не в традиционном понимании как „взрыва“ здравого смысла, но как совмещение противоречивых, несовместимых, казалось бы, сторон единой истины) — одна из центральных особенностей современной картины мира» (13, 126), то в этом смысле наука и философия наших дней представляют мир и саму жизнь по-гераклитовски. Гераклит близок современности.

Вместе с тем вера Гераклита в то, что в слове (языке), как таковом, заключены многие загадки и отгадки мира, делает его далеким от современности. Стремление эфесца найти в слове и словосочетаниях скрытую истину вещей приводило порой к «насильственному» объединению противоположных понятий и «выжиманию» из слова многозначности, в результате чего слово теряло определенность своих смысловых значений, выходило из собственных семантических берегов. Если к тому же иметь в виду многочисленность образов-понятий эфесского мыслителя, то становится очевидным источник его «темноты» — загадочность и замысловатость многих его высказываний. В стиле же Гераклита заключается одна из причин многочисленных и весьма различных толкований его учения.

Гераклиту был незнаком понятийный язык науки, оперирование строго очерченными понятиями и категориями. Гераклитовские образы-понятия, обеспечивая соответствие между формой и содержанием знания, позволяли также избегать отрыва противоположностей (единичного и всеобщего, конкретного и абстрактного) друг от друга. Однако смыслообразы Гераклита, как и многочисленные его аналогии и сравнения, заменявшие ему логические доказательства, оказались известным препятствием на пути развития понятийного мышления и формализации знаний.

В греческой философии, рационалистической по своей сути, противопоставление одной стороны бытия другой и освобождение структуры знания от материи (содержания) знания было неизбежным. Иначе говоря, открытие форм и законов мышления, в частности построение силлогизма и формулировка умозаключения, т. е. введение так называемого среднего термина и замена аналогии логической последовательностью или обязательностью вывода, стало возможным на пути получения чистых форм мысли, в которые вкладывается любое содержание.

Решительный поворот от образно-понятийного к рационально-логическому мышлению сделал элеец Парменид. Придерживаясь установки на рационально-логическое определение первоначала вещей, он пришел к идее о едином, вечном и самотождественном бытии, принципиально отличном от подвижных и изменчивых вещей. Тем самым у Парменида наметилась постановка онтологического вопроса о (подлинном) бытии, а у его знаменитого последователя Зенона Элейского — гносеологической проблемы об отношении мышления к бытию, точнее, вопрос о том, как выразить противоречие движения в непротиворечивой логике понятий.

Прогресс на пути развития понятийного мышления достаточно противоречив: получение чистых форм мысли и формализация знания стали возможны ценой утраты единичного, индивидуального, непосредственно-чувственного. Не удивительно поэтому, что в настоящее время, когда возникла необходимость преодоления полярности дискурсивно-понятийного познания мира и интуитивно-целостного его видения и усиливается «стремление к новому синтезу противоположностей, к возвращению на новом уровне к глубинному единству науки и искусства» (Шрейдер) (64, 115–116), проявляется исключительный интерес к Гераклиту, ибо ни у кого из мыслителей, живших до и после него, не встречается столь характерного для «теорийного» мышления органического единства непосредственного образа и отвлеченного понятия, гармонического совмещения расходящихся противоположностей. И если верна мысль, высказываемая учеными вслед за М. М. Бахтиным, согласно которой в наши дни назрела потребность замены категории точности категорией глубины проникновения, то с уверенностью можно сказать, что Гераклит Эфесский является одним из таких философов прошлого, «диалог» с которым не просто испытывается, но диктуется современной эпохой.

Именной указатель

Аверинцев С. С. 9

Акселос К. 56, 183

Александр Македонский 28

Анаксимандр 35, 41, 44, 49–54, 56, 98

Анаксимен 49, 50, 54, 55, 117

Андрокл 28

Антисфен 38

Аполлодор Афинский 24, 27

Аристагор 21, 33

Аристарх Афинский 169, 171

Аристотель 7, 16, 34, 35, 37, 42, 43, 50, 52, 60, 62, 63, 70, 71, 76, 78, 79, 84, 85, 93, 105, 121–123, 172, 176, 180, 181

Артаферн 21

Архилох 41, 45—49

Асмус В. Ф. 178

Афинагор 18

Аэций 80, 121, 123, 127, 130, 131

Бахтин М. М. 189

Биант 31, 32, 170

Блосон 27

Бреккер В. 54

Вейкос Ф. 140

Властос Г. 50, 122, 169, 170, 173

Гатри У. 50, 112, 136

Гачев Г. Д. 76

Гегель 62, 71

Гей Н. К. 187

Гекатей 31, 35, 56, 87, 149, 169

Георгулис К. 32

Гераконт 27, 30—32

Гермодор 29–33, 165, 167–169, 175

Гермипп 25

Геродот 19–20, 29, 31

Герострат 28

Гесиод 45, 56–58, 87, 126, 139, 149, 151, 164, 169 174, 183, 184

Гигон О. 101, 135, 139

Гиппонакт 18

Гладиш А. 99

Гомер 41–45, 57, 95, 101, 113, 123, 169, 174, 183, 184

Дарий 21—23

Деметрий Фалерский 24

Демокрит 38, 175, 176

Дильс Г. 10, 11, 118, 127, 134

Диоген Лаэртский 24–27, 33, 36, 38, 120. 128—130

Драгона Монаху М. 142

Драконт 19

Еврипид 37

Залевк 19

Зенон Элейский 60, 188

Ильенков Э. В. 186

Ипполит 7, 121, 134

Кант 142

Керк Г. 10, 24, 35, 36, 44, 80, 85, 98, 112, 116, 117, 127

Кир 20

Клеаиф 36

Клив Ф. 121

Климент Александрийский 18, 116

Кодр 28

Кома 18

Кранц В. 10, 11

Кратил 85

Крез 20

Ксенофан 56, 57, 87, 95, 113, 149, 164, 169, 184

Ксенофонт 173

Ксеркс 23

Лассаль Ф. 121

Лебанидзе В. Ш. 124

Ленин В. И. 104

Лже-Смердис 18

Лосев А. Ф. 71–73, 121, 167

Лукреций Кар 38

Маковельский А. О. 128

Мардоний 29, 33

Маркович М. 10, 24, 32, 36, 62, 70, 80, 135, 169, 173

Меланкома 18, 29

Мнезарх 150

Муравьев С. Н. 25, 28—31

Мурелатос А. 50, 143, 144, 173, 174

Неанф Кизикийский 25

Ноэт 7

Нумений 139, 140

Ньютон И. 44

Овсяннико-Куликовский Д. Н. 113

Парменид 51, 52, 60, 83, 114, 124, 143, 155, 188

Пиндар 18

Пифагор 18, 56–59, 87, 102, 103, 149–151, 164, 169

Платон 7, 36, 37, 52, 70, 71, 73, 78, 79, 84, 92, 93, 99, 143, 187

Плутарх 80

Поппер К. 45

Рейхенбах Г. 83

Руссос Е. 4, 10, 46–48, 80, 89, 101, 127

Секст Эмпирик 148

Симплиций 120, 121, 123

Скифин 81, 82

Снелль Б. 71

Сократ 61, 142, 173

Солон 41, 62, 158, 170—172

Солопов Е. Ф. 7

Стобей 81

Страбон 28

Уэст М. 99

Фалес 49, 50, 113

Фемистокл 23

Феофраст 37, 44, 120, 122

Финк Е. 140

Филон Александрийский 104

Фрасибул 19

Френкель Г. 24

Хайдеггер М. 76, 140

Целлер Э. 28

Церетели Г. Ф. 12

Чанышев А. Н. 140

Шлейермахер Ф. 121

Эратосфен Киренский 24

Литература

(античные авторы даны в тексте)

1. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е, т. 20.

2. Ленин В. И. Полн. собр. соч., т, 29.

3. Аверинцев С. С. Классическая греческая философия как явление историко-литературного ряда. — Новое в современной классической филологии. М., 1979.

4. Аскин Я. Ф. Проблема времени. М., 1966.

5. Асмус В. Ф. Классики античной эстетики. — В кн.: Античные мыслители об искусстве. М., 1938.

6. Асмус В. Ф. Диалектика Сократа. — В кн.: История античной диалектики. М., 1972.

7. Асмус В. Ф. Античная философия. М., 1976.

8. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

9. Блаватский В. Д. Природа и античное общество. М., 1976.

10. Галанза П. Н. Об антиисторической характеристике взглядов античных материалистов на религию. — «Вестник Московского университета», сер. экономика, философия, 1960, № 3.

11. Гачев Г. Д. Содержательность художественных форм. М., 1968.

12. Гегель. Лекции по истории философии. — Соч., т. IX. М., 1932.

13. Гей Н. К. Мышление научное и мышление художественное. — «Вопросы философии», 1976, № 12.

14. Герцен А. И. Письма об изучении природы. — Соч. в 9-ти томах, т. 2. М., 1955.

15. Гомперц Т. Греческие мыслители, т. 1. СПб., 1911.

16. Доброхотов А. Л. Гераклит: фрагмент В 52.— В кн.: Из истории античной культуры. М., 1976.

17. Древнеиндийская философия. Начальный период. М., 1963.

18. Дынник М. А. Диалектика Гераклита Эфесского. М., 1929.

19. Ильенков Э. В. Диалектическая логика. М., 1974.

20. История Древней Греции. М., 1972.

21. История философии, т. 1. М., 1940.

22. Кессиди Ф. X. Диалектика и материализм в философии Гераклита Эфесского. — «Вопросы философии», 1953, № 5.

23. Кессиди Ф. X. Философские и эстетические взгляды Гераклита Эфесского. М., 1963.

24. Кессиди Ф. X. От мифа к логосу. М., 1972.

25. Кессиди Ф. X. Гераклит. — В кн.: История античной диалектики. М., 1972.

26. Кессиди Ф. X. Новое о Гераклите и Демокрите. — «Вопросы философии», 1968, № 8.

27. Кобылина М. М. Милет. М., 1965.

28. Лебанидзе В. Ш. Огонь и космос в философии Гераклита. — «Вопросы философии», 1981, № 6.

29. Лебедев А. В. Новый фрагмент Гераклита. — «Вестник древней истории», 1979, № 2.

30. Лебедев А. В. Новый фрагмент Гераклита. — «Вестник древней истории», 1980, № 1.

31. Лелеков Л. А. Рецензия на книгу: М. L. West. Early Greek Philosophy and the Orient. Oxford, 1971.— «Вестник древней истории», 1975, № 2.

32. Лосев А. Ф. Эстетическая терминология ранней греческой литературы. — «Ученые записки МГПИ им. В. И. Ленина», т. LXXXIII, 1954, вып. 4.

33. Лосев А. Ф. Гераклит. — Философская энциклопедия, т. 1. М., 1960.

34. Лосев А. Ф. История античной эстетики (ранняя классика). М., 1963.

35. Лурье С. Я. Очерки по истории античной науки. Греция эпохи расцвета. М.—Л., 1947.

36. Лурье С. Я. Демокрит. Тексты. Перевод. Исследования. Л, 1970.

37. Ляховецкий Л. А. Несколько слов о Гераклите. — «Философские науки», 1962, № 4.

38. Маковельский А. О. Досократики, 1. Казань, 1914.

39. Маковельский А. О. Английская книга о Гераклите. — «Вопросы философии», 1958, № 1.

40. Мандес М. И. Огонь и душа в учении Гераклита. Одесса, 1912.

41. Мандес М. И. К теории познания Гераклита. — В кн.: Сборник статей в честь проф. В. П. Бузескула. Харьков, 1914.

42. Михайлова Э. Н., Чанышев А. Н. Ионийская философия. М., 1966.

43. Молчанов Ю. Б. Четыре концепции времени в философии и физике. М., 1977.

44. Муравьев С. Н. Жизнь Гераклита Эфесского. — «Вестник древней истории», 1974, № 4.

45. Муравьев С. Н. Гераклит: современники, легенда, иконография. — «Вестник древней истории», 1975, № 1.

46. Муравьев С. Н. Книга Гераклита Эфесского. — «Вестник древней истории», 1976, № 2.

47. Нерсесянц

Скачать:TXTPDF

. Феохарий Харлампиевич Кессиди Гераклит читать, . Феохарий Харлампиевич Кессиди Гераклит читать бесплатно, . Феохарий Харлампиевич Кессиди Гераклит читать онлайн