историк досократовской философии
вынужден заняться реабилитацией исключенных или «исправленных» (искаженных)
текстов, введением в обиход игнорируемых или ранее незамеченных текстов, и т. д.,
короче — пополнением, приведением в порядок и анализом корпуса всех дошедших
до нас источников. И тут из филолога-археолога он наконец превращается… нет, не в
филолога-историка, а пока лишь в филолога-реставратора. Потому что его
следующая задача — из обломков реконструировать целое, причем не какое угодно, а
максимально приближающееся к потерянному оригиналу, — будь-то тексту (если
12 Читатель скажет, что так же волей-неволей поступает и автор настоящего издания. И он будет в какой-то мере
прав. Автор действительно, натолкнувшись на непонятное, часто склоняется к недоверию, но при этомстарается
обращать его, скорее, против общепринятых выводов своих коллег, чемпротив доброкачественности источников
(ошибку коллеги можно исправить, опровергнуть или проигнорировать; общепринятое «исправление» источника
может его исказить на десятки и даже сотни лет — тому есть, увы! печальные примеры). Автор тоже прибегает к
рискованнымконъектурам, допущениям, и проч. и проч. Но одно дело — гадание на кофейной гуще, другое —
целенаправленный поиск со знаниемрисков и опасностей, с разработанной иерархией средств обнаружения
возможных изьянов, контроля выводов, c четкой системой «противовесов»… Но это тема для другой работы.
264
С. Н. Муравьев
фрагментов много), будь-то учению (если преобладает доксография). Чтобы этого
добиться, ему опять-таки придется соблюдать ряд правил (о которых говорить у меня
уже нет времени).
Но, допустим, ему удалось собрать все тексты и он приступил к их рассмотрению, т. e.
из филолога-реставратора превратился в филолога-герменевта. Тут он обнаруживает,
что в этих текстах нет той «философии», которую он ожидал. Отсутствует какой-либо
философский язык, нет никаких понятий, зато много образов, сравнений, метафор,
аллюзий, загадок, тропов, двусмысленностей. И он вынужден заниматься сперва
литературоведением , поэтикой протофилософских текстов, и пытаться установить их
философское значение в томконтексте, который ему удалось востановить для них… И
лишь тогда, когда он все это совершит, он станет наконец филологом-историком
философского творчества того досократика, которымон занимался.
Но и это не все. Ведь данный досократик — лишь один из многих. Необходимо
установить, насколько он зависит от своих предшественников, какое влияние он
оказал на своих последователей, какое место он занимает в их ряду, какую роль он
сыграл в развитии философского умозрения… и т. д. и т. п. И только занявшись всеми
этими сугубо историко-философскими вопросами, наш новоиспеченный не-
предубежденный историк досократовской философии сможет отрешиться от фило-
логии и стать полноценным историком философии…
Но не философом. Ибо философы — никудышные филологи и никудышные историки
(будь-то Гегель, Ницше, Хайдеггер или Поппер). Они пишут каждый свою соб-
ственную историю философии, сообразуясь с собственными, отнюдь не античными,
воззрениями и опираясь при этом на выводы отнюдь не философов, а филологов. А
поскольку филологи имвесьм
а редко предлагают что-нибудь стоящее, реальным
историческимпредшественникамони предпочитают историю их рецепций другими,
поздними
мыслителями,
чьи
произведения
сохранились.
Так,
современный русский философ утверждает буквально следующее:
«Фактомистории философии стал Сократ Платона, а не «исторический». Факт истории
философии
Платон своих писаных и «неписаных» сочинений + Платон Аристотеля +
неоплатоников + флорентийцев + Гегеля + неокантианцев + Хайдеггера +…, а вовсе не
некий «исторической» Платон по ту сторону всех этих «толкований»: тот кто жил, жив и
будет жить в философии, покуда она сама будет жива, а не тот, кто давным-давно мертв
в своем «месте-и-времени». Как ни парадоксально это прозвучит, исторический Платон
это Платон будущий, а не (только) бывший, это тот Платон, который остался все еще
недоуслышанным, все еще недосказанным, все еще возможным. Вот тут-то работа
филолога незаменима: не сконструировать «настоящего» Платона вместо его истори-
ческих искажений, а открыть таящиеся в его, Платона, текстах новые источники
настоящей мысли.» 13
Как сейчас принято говорить на Руси, все это так, но с точностью до наоборот.
Процитированный философ ожидает от историка (и от лучше «сохранившихся»
предшественников) не достоверных знаний о древних философах, а таящихся у них
«новых источников настоящей мысли», идущих в «дело» философских подсказок. Да,
настоящая философия тоже, как поэзия, «езда в незнаемое». Да, в некотором смысле
у всех настоящих философов — единое «дело», отличное от дела филолога-историка,
и это, воможно, и в самом деле способствует межфилософскому взаимопониманию
13
.
,
. C
,
.
Семь смертных грехов филологии досократиков
265
сквозь тысячелетия.