среди лавочников, владельцев ремесленных мастерских и мелких промышленников, задыхавшихся под бременем долгов и ростовщического кредита. К началу апреля 1849 года на «акции» прудоновского банка подписалось около двадцати тысяч человек. Тем не менее «Народный банк» практически так и по был создан из-за начавшихся между учредителями банка разногласий в толковании его целей и задач. В начале апреля 1849 года Прудон неожиданно объявил о ликвидации «Народного банка». Предлогом для своего решения Прудон избрал приговор, осудивший его на три года тюремного заключения, что сделало якобы невозможным личное руководство Прудона «реформой кредита». Замечание Герцена свидетельствует о том, что он никогда не давал себя обмануть этими объяснениями Прудона и, критически относясь к его реформаторской деятельности, отчетливо видел ее провал.
709
Я помню сочинения Прудона, от его рассуждения «О собственности» до «Биржевого руководства»… — Имеются в виду сочинения Прудона, начиная от «Что такое собственность, или Изыскания о принципе права и государства» до «Руководства биржевого игрока».
710
…от диссертации, написанной на школьную задачу безансонской академии… — В 1838 году Прудон был зачислен на одну из стипендий безансонской академии, что дало ему возможность в течение трех лет продолжать самообразование. В качестве стипендиата этой академии Прудон принял в следующем году участие в объявленном ею конкурсе сочинений на тему «О пользе празднования воскресенья». Он написал на эту тему ученический трактат, в котором пытался критически рассмотреть проблемы собственности. В этом трактате Прудон говорил о «равном для всех праве на жизнь и развитие» и называл собственность «последним из ложных богов».
711
…до недавно вышедшего carmenhorrendum биржевого распутства… — Герцен, по-видимому, имеет в виду вышедшее в 1857 году пятое издание сочинения Прудона «Руководство биржевого игрока». Первые два издания этой книги (1853 и 1854) вышли анонимно, и только начиная с третьего издания (1855) цензура разрешила поставить фамилию ее автора.
712
…тот же порядок мыслей… идет и через «Противоречия» политической экономии, и через его «Исповедь», и через его «журнал». — Кроме «Системы экономических противоречий, или Философии нищеты», Герцен имеет здесь в виду сочинение Прудона «Исповедь революционера» и серию газет, которые редактировал Прудон в 1848–1851 годах.
713
Стр. 690. …не место было Прудона в Народном собрании… в этом мещанском вертепе. — На парижских дополнительных выборах в Учредительное собрание в июне 1848 года Прудон был избран депутатом. Учредительное собрание в своей подавляющей части состояло из буржуазных республиканцев и перекрасившихся вчерашних монархистов.
714
…Маррастовой конституции, этому кислому плоду семимесячной работы семисот голов… — Имеется в виду конституция Французской республики, принятая Учредительным собранием в ноябре 1848 года. В разработке проекта этой конституции активнейшую роль играл председатель Учредительного собрания Марраст. Конституция 1848 года была отмечена многими реакционными чертами, одной из которых было учреждение поста независимого от парламента главы государства и правительства — президента республики, избираемого голосованием всех избирателей. Прудон голосовал в Учредительном собрании против проекта конституции.
715
Парламентская чернь отвечала… «…в сумасшедший дом!» — Герцен имеет в виду обсуждение в Учредительном собрании 31 июля 1848 года внесенного Прудоном утопического законопроекта, предусматривавшего обложение движимого и недвижимого имущества единовременным налогом в размере одной трети доходов от него. Предложение Прудона привело в бешенство буржуазное большинство собрания и буржуазную печать. Маркс отмечал, что выступление Прудона в защиту своего проекта было «…актом высокого мужества» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, т. 16, стр. 29), хотя оно и обнаружило, «…как мало понимал он все происходящее…». Основным оппонентом Прудона выступил Тьер. Учредительное собрание отвергло проект Прудона (за него было подано лишь два голоса, из них один самого Прудона) как подстрекательство против собственности и «гнусное покушение на принципы общественной нравственности».
716
Стр. 691. …на тысячи ладов повторял он… «это не Каталина у ворот ваших, а смерть». — Эти слова Прудона неоднократно приводились Герценом в его работах, посвященных революции 1848 года. В судьбах этой революции и в торжестве бонапартистской контрреволюционной диктатуры Герцен видел полное подтверждение пророческих слов Прудона. Прудон написал их в заключении своей статьи «Философия 10 марта», опубликованной в «La Voix du Peuple» 29 марта 1850 года. Однако фраза Прудона о Катилине и «смерти» отнюдь не звучала пророчеством о неизбежной гибели республики во Франции. Наоборот, заключительные слова статьи Прудона выражали надежду на то, что гибели республики можно избегнуть и что предотвратить ее катастрофу может именно демократия, причем по сути дела — формальная демократия всеобщего избирательного права, демократия классового мира и классового сотрудничества буржуазии и пролетариата.
717
…«Объявления прав человека». — Подразумевается основной программный документ французской буржуазной революции конца XVIII века — «Декларация прав человека и гражданина».
718
Стр. 693. Lohn der reichlich lohnet — строка из баллады Гете «Der Sänger» («Певец»).
719
Стр. 694. Прудон из своей тюремной кельи мастерски дирижировал своим оркестром. — Прудон руководил газетой «La Voix du Peuple», находясь в тюрьме, где он отбывал трехгодичное тюремное заключение по приговору от 28 марта 1849 года.
720
Стр. 695. Мой ответ на речь Донозо Кортеса… — Герцен имеет в виду свою статью «Донозо Кортес, маркиз Вальдегамас…», опубликованную в газете «La Voix du Peuple» 18 марта 1850 года. Статья Герцена была ответом на речь испанского политического деятеля в Законодательном собрании в Мадриде 30 января 1850 года, в которой он проповедовал католицизм как единственное спасение от социализма и подвергал критике учение Прудона, видя в нем крайнее воплощение всех отрицательных черт современной цивилизации.
721
…раз я застал у него в С.-Пелажи д’Альтон-Ше и двух из редакторов. — Поскольку данное свидание запечатлелось в памяти Герцена по критическим замечаниям, которые высказал в его присутствии д’Альтон-Ше в адрес «La Voix du Peuple», и по реакции Прудона на эту критику в виде решения написать статью, «чтобы загладить дурное действие» слабых последних номеров газеты, — встреча эта могла происходить либо в конце января, либо в самом начале февраля 1850 года, так как указанная статья Прудона «Vive l’Empereur!» была опубликована в «La Voix du Peuple» 5 февраля 1850 года.
722
Сверх нового процесса правительство отомстило по-своему Прудону». — Память Герцена не совсем точно сохранила относящиеся к этому эпизоду факты. По поводу статьи «Да здравствует император!» власти действительно предприняли следствие и подвергли Прудона заключению. Но до нового судебного процесса над Прудоном дело тогда не дошло, поскольку Прудон дал указание своей газете выступить против империи под лозунгом «ни красной, ни белой реакции» и обратился к парижскому префекту Карлье с письмом, где просил не предпринимать против него нового судебного процесса, обещая впредь воздержаться от всякой критики правительства и посвятить себя всецело «научным проблемам». Но 19 апреля 1850 года, в разгар избирательной кампании по дополнительным выборам в Законодательное собрание, Прудон опубликовал статью под заглавием «Выборы 28 апреля. К парижской буржуазии», в которой призвал парижскую буржуазию голосовать на предстоящих выборах за кандидата демократическо-социалистического блока писателя Э. Сю. Номер газеты со статьей Прудона был конфискован и против него были выдвинуты новые обвинения. На следующий день, 20 апреля, он был переведен из Парижа в крепостную тюрьму Дулланс. Судебный процесс Прудона в связи со статьей «Выборы 28 апреля» состоялся 13 июня 1850 года — уже после закрытия властями газеты «La Voix du Peuple». Присяжные вынесли ему оправдательный приговор.
723
Стр. 696. Гонимый Прудон… сделал усилие издавать «Voix du Peuple» в 1850; но этот опыт был тотчас задушен. — Речь идет о газете «Le Peuple de 1850», которую Прудон и его единомышленники издавали после закрытия газеты «La Voix du Peuple». Издание «Le Peuple de 1850» продолжалось недолго. Первый номер газеты вышел 15 июня 1850 года, а 13 октября того же года газета прекратила существование.
724
Последний раз я виделся с Прудоном в С.-Пелажи, меня высылали из Франции… два года тюрьмы. — Описываемая Герценом встреча с Прудоном могла иметь место лишь в июне 1850 года. До конца мая 1850 года Прудон еще содержался в провинциальной тюрьме Дулланс и был отправлен оттуда в Париж не ранее 27 мая. Герцен, получивший 24 апреля 1850 года распоряжение полиции о своей высылке из Франции, выехал около 20 июня из Парижа в Ниццу. Место данной встречи Герцен явно запамятовал и, вероятно, спутал с местом предшествующей своей встречи с Прудоном.
725
…Кромвеля, смеющегося над Крупионом. — Имеется в виду отношение Кромвеля к Долгому парламенту, созванному королем Карлом I Стюартом в начале буржуазной революции XVII века и ставшему затем ее законодательным органом. После казни короля и провозглашения республики остатки Долгого парламента, прозванного в народе «огузком» (по-французски croupion), утратили всякое политическое значение и были с позором разогнаны в 1653 году О. Кромвелем.
726
…в 1851 году… он был отослан в какую-то центральную тюрьму. — Здесь воспоминания Герцена неточны. В 1851 году Герцен был в Париже в период с 8 но 25 июня. Прудон в это время содержался в Консьержри и никуда оттуда ее переводился до 18 сентября 1851 года, когда, по его просьбе, он снова был переведен в Сен-Пелажи.
727
Через год я был проездом… в Париже, Прудон тогда лечился в Безансоне. — Герцен был в Париже с 20 по 25 августа 1852 года. Прудон, незадолго до того освобожденный из тюрьмы (5 июня 1852 г.) после отбытия срока заключения, находился с семьей на родине, где отдыхал и лечился.
728
Стр. 697. …одичалая Франция снова осудила его на три года тюрьмы… — Книга Прудона «О справедливости в революции и в церкви» была по выходе в свет в 1858 году конфискована, а он был привлечен к ответственности за «оскорбление духовенства и осквернение религии». Суд приговорил Прудона к трем годам тюремного заключения. Прудон эмигрировал в Бельгию, где проживал до 1862 года.
729
Every inch — выражение из трагедии Шекспира «Король Лир»; в смысле «король с головы до ног».
730
Стр. 698. Это будут новые кавдинские фуркулы… — В Кавдинском ущелье в 321 году до н. э. римские войска были окружены самнитами и капитулировали.
731
Стр. 701. …какую-то мандаринскую иерархию… — Огюст Конт создал в 1848 году Общество позитивистов, основавшее «позитивистскую церковь», проповедовавшую социально-политическую «реорганизацию человечества». Создание новой «позитивистской религии» обставлено было введением нового катехизиса, духовенства и церковной иерархии, подчинявшейся «первосвященнику» — О. Конту.
732
Стр. 706. …Наполеон… уговаривал Камбасереса прибавить… фразу, моральную… слушаться его. — Герцен имеет в виду известные статьи о семье и браке в Гражданском кодексе Наполеона (1804); в разработке этого кодекса принимал участие Камбасерес, руководствовавшийся во многих случаях указаниями Наполеона.
733
Стр. 707. …чтоб скромно, как Геркулес, лечь у ног Омфалы… — См. прим. к стр. 539.
734
…изнывать от десятка Леон-Леони. — Леон-Леони — герой одноименного романа Жорж Санд.
735
РАССКАЗ О СЕМЕЙНОЙ ДРАМЕ
Стр. 720. У Байрона есть