есть инстинкт, и до сих пор всякий раз я, уступая, делал беду». Редакция «Колокола» (по всей видимости, Огарев) снабдила «Ответ» следующим примечанием: «Статью эту мы получили из России, с настоятельной просьбой поместить ее. Если мы и не совершенно согласны в частностях и форме, то все же от души приветствуем этот живой призыв на живое дело. Мы давно думали о необходимости органического сосредоточения сил, но считали, что не от нас должна выйти инициатива, не из-за границы, а из самой России..». В том же 107-м листе «Колокола» был перепечатан «для тех, которые не имели случая прочесть его в России», текст первого номера «Великоруса», а в следующем, 108-м листе «Колокола» (от 1 октября) с пространной статьей «Ответ на „Ответ „Великорусу»» выступил Огарев, выразивший твердую уверенность в том, что если «сегодня» сторонников «Великоруса» еще «меньшинство», то «завтра оно будет большинством» (стр. 904).
Состав Комитета, руководившего тайной революционной организацией «Великорус», до сих пор точно не установлен. Наиболее вероятно участие в нем Н. А. и А. А. Серно- Соловьевичей, Н. Н. и В. А. Обручевых, А. А. Слепцова, В. Ф. и С. Ф. Лугининых, Н. А. Добролюбова, М. А. Антоновича, П. И. Бокова. Бесспорно сочувственное отношение к «Великорусу» и хорошая осведомленность о его деятельности Н. Г. Чернышевского. Свод материалов о «Великорусе» см. в статье Н. И. Новиковой «Комитет „Великоруса» и борьба за создание революционной организации в эпоху падения крепостного права» («Вопросы истории», 1957, № 5, стр. 132—142).
Стр. 132. …от долгих рук… — Намек на агентов III отделения, главным начальником которого являлся кн. В. А. Долгоруков.
ИСКОПАЕМЫЙ ЕПИСКОП, ДОПОТОПНОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО И ОБМАНУТЫЙ НАРОД
Печатается по тексту К, л. 105 от 15 августа 1861 г., стр. 877—879, где опубликовано впервые, с подписью: И — р. В OК озаглавлено: Ископаемый епископ. Автограф неизвестен.
379
«A propos, рекомендую вам небольшую статейку мою об открытии мощей Тихона», — писал Герцен Н. В. Шелгунову>, включив эти строки в письмо Н. П. Огарева, датируемое около 1 августа 1861 г., к тому же адресату, найденное затем в бумагах Н. Г. Чернышевского при его аресте 7 июля 1862 г. (см. сообщение Я. 3. Черняка «Был ли H. H. Обручев адресатом письма, взятого при аресте Чернышевского?» — ЛН, т. 62, стр. 420— 432). Свою статью Герцен считал одной из наиболее удавшихся ему. «Когда будете писать, скажите, как на вас подействовала моя любимая статья „о Тихоне воронежском» в „Колоколе»», — писал он В. Н. Кашперову 5 сентября 1861 г.
Открытие мощей воронежского епископа Тихона Задонского, происходившее 13 августа 1861 г., послужило поводом для сатирического выступления Герцена, показавшего истинный смысл грубой церковной комедии. Однако содержание настоящей статьи далеко выходит за рамки разоблачения «чудес». Ее идейный замысел раскрывают последние слова заглавия — «обманутый народ», обманутый прежде всего реформой, не только не принесшей действительного освобождения, а породившей, по выражению Н. П. Огарева, «новое крепостное право». Именно так и восприняли эту статью демократические круги России. Н. Н. Обручев, находившийся в это время в Милане, писал Огареву 8 сентября 1861 г. по этому поводу: «Принципал решительно помолодел; два раза перечитывал я Тихона и катался со смеху, хотя слеза готова была брызнуть совсем не от смеху. Семга, грузди, Погодин, Филарет и рядом мужик, приклонивший голову к новой раке, синие рубцы освобождения… Это черт знает что такое. Каждое слово вас бросает то в смех, то в слезы» (ЛН, т. 62, стр. 418). Для Обручева эта статья являлась свидетельством сближения взглядов Герцена с воззрениями молодого поколения революционной разночинной интеллигенции.
Большую выдержку из настоящей статьи привел В. И. Ленин в статье «Памяти Герцена» как свидетельство поворота Герцена от либеральных иллюзий к демократизму. Увидев в шестидесятых годах революционный народ, Герцен, по словам Ленина, «безбоязненно встал на сторону революционной демократии против либерализма» и «боролся за победу народа над царизмом, а не за сделку либеральной буржуазии с помещичьим царем. Он поднял знамя революции» (В. И. Ленин. Сочинения, изд. 4, т. 18, стр. 14).
Стр. 133. …представление синода и указ… — Имеется в виду представление синода о причислении воронежского епископа Тихона к лику святых и об открытии его мощей, утвержденное 25 мая 1861 г. Александром II.
…святительства адмирала Путятина… — О назначении адмирала графа Е. В. Путятина в июне 1861 г. министром народного просвещения см. выше в статье Герцена «Крестный ход богомокриц в гору просвещения» и комментарий к ней, стр. 128 и 374.
Стр. 134. …известный читателям «Колокола» ^ во Христе сапер Игнатий… — Епископ кавказский Игнатий (Д. А. Брянчанинов) до пострижения служил в динабургской инженерной команде и в 1827 г. был уволен от службы с чином поручика. О нем см. в статье Герцена «Во Христе сапер Игнатий» (т. XIV наст. изд.) и комментарий.
Стр. 135. …ты, отец убитого юноши в Бездне, ты, сын убитого отца в Пензе. — Имеются в виду подавления безднинского и кандеевского восстаний (о них см. в комментариях к статьям Герцена «12 апреля 1861» и «Храбрый Дренякин» — стр. 362 и 376 наст. тома).
Стр. 136. …как М. П. Погодин ^ до того обрадовались манифесту, что стали писать детский бред. — Перед самой реформой М. П. Погодин писал в статье «По поводу крестьянского дела», напечатанной под редакционным заголовком в «Северной пчеле» от 28 февраля 1861 г., № 48: «Русские люди, русские люди, на колени! Молитесь богу, благодарите бога за это высокое, несравненное счастье, всем нам ниспосылаемое, за это беспримерное в летописях ощущение, которое всех нас ожидает…». Дальше рисовалась фантастическая картина того, как должны встретить крестьяне реформу: «…в назначенный день нарядятся в свои кафтаны, пригладят волосы квасом, пойдут с женами и детьми в праздничном платье молиться богу. Из церкви крестьяне потянутся длинной вереницей к своим помещикам, поднесут им хлеб-соль и, низко кланяясь, скажут: спасибо вашей чести на том добре, что мы, наши отцы и наши деды от вас пользовались; не оставьте нас и напредки вашей милостью, а мы навсегда ваши слуги и работники». См. также комментарий к стр. 259 наст. тома.
…молодого архимандрита Казанской академии Иоанна, поместившего ^ сапера. — Об этой статье, помещенной в мартовской книжке «Православного собеседника» за 1859 г., см. в статье Герцена «Во Христе сапер Игнатий» и комментарий к ней (т. XIV).
Стр. 137. …словцом московского Филарета ^ он отпустил цветословие ^ «покоряешь освобождением». — Герцен имеет в виду речь московского митрополита Филарета при посещении Успенского собора 18 мая 1861 г. приехавшим в Москву Александром II. «Обыкновенно сильные земли любят искать удовольствия и славы в том, — говорил Филарет, — чтобы покорить и наложить иго. Твое желание и утешение — облегчить твоему народу древние бремена и возвысить меру свободы, огражденной законом» (И. Корсунский. Святитель Филарет, митрополит московский, его жизнь и деятельность на московской кафедре по его проповедям, Харьков, 1894, стр. 837).
…как в 1848 католический архиерей Афр… — Архиепископ парижский Дени Огюст Аффр был смертельно ранен 25 июня 1848 г. на Бастильской площади, куда он шел, чтобы убедить восставших сложить оружие.
…пострадавший за тебя в Казани иной Антоний… — На события в Бездне и расстрел Антона Петрова Герцен откликнулся в статьях «Русская кровь льется!» и «12 апреля 1861».
РАЗБОЙ В БОЛЬНИЦАХ
Печатается по тексту К, л. 105 от 15 августа 1861 г., стр. 884, где опубликовано впервые, в отделе «Смесь», без подписи. Автограф неизвестен.
В издании Лемке отнесено к разряду Dubia (Л XI, 198).
Авторство Герцена определяется редакционным характером заметки («врач пишет нам»), близостью другим его высказываниям о подобного рода служебных злоупотреблениях и некоторыми характерными для Герцена стилистическими признаками. О «гнилом мясе», «негодных съестных припасах» и «скверном содержаний воспитанников» Герцен писал незадолго до этого времени в заметке «Дети, загрызенные крысами», где замечал с печальным юмором: «Мы даже и не дивились этому: это так и
должно быть там, где нет гласности, а казнокрадов очень много <...> Все это так обыкновенно, так должно быть, что мы и не печатали о негодных съестных припасах» (стр. 116 наст. тома). Характерна для Герцена концовка заметки («О девственник святой!») и ее лексико- стилистическое и интонационное своеобразие: см. сходную реплику Герцена в заметке «Почтовые, почтенные и иные шпионы» приблизительно в том же контексте: «О святая невинность!» (т. XIV наст. изд., стр. 345).
381
СВИРЕПЫЙ ФЕОФИЛАКТ
Печатается по тексту К, л. 105 от 15 августа 1861 г., стр. 884, где опубликовано впервые, в отделе «Смесь», без подписи. Автограф неизвестен.
В издании Лемке отнесено к разряду Dubia (Л XI, 198).
Авторство Герцена определяется редакционным характером заметки (содержащей характерный редакционный запрос: «правда ли»), близостью ее тематики обычным интересам Герцена (система притеснений в учебных заведениях, произвол духовенства), а также некоторыми лексико-фразеологическими особенностями, свойственными стилю Герцена, например, строки о «деспотическом своеволии живых мертвецов, которым на посох дано все белое духовенство»; ср. в статье Герцена «Западные книги» упоминание о «деспотическом своеволии правительств» (т. XIII наст. изд., стр. 94); в статье «На этот раз мы очень богаты корреспонденциями» говорится о духовных чинах как «живых мертвецах» (т. XIV, стр. 88); там же встречается фразеологизм: «отдавая нам на копье» (стр. 87), который повторяется и в заметке «С кем Литва?», где Герцен говорит о «безобразных инструкциях генерал-губернаторам, отдающих им целый край на копье» (стр. 152 наст. тома).
Стр. 139. …ректор одесской семинарии, пользующийся таким боголюбивым именем, точно Каваньяк в 1848 году… — Имеется в виду ректор херсонской духовной семинарии и настоятель одесского Успенского монастыря Феофилакт (Ф. А. Праведников). Феофилакт по-гречески означает «любящий бога»; Евгений (имя генерала Луи Эжена Каваньяка, душителя восстания в 1848 г.) — «благородный».
АСКОЧЕНСКИЙ II
Печатается по тексту К, л. 105 от 15 августа 1861 г., стр. 884, где опубликовано впервые, в отделе «Смесь», без подписи. Автограф неизвестен.
В издании Лемке отнесено к разряду Dubia (Л XI, 198).
Авторство Герцена определяется редакционным характером заключительных строк заметки («Обращаем серьезное внимание…»), идейно-тематической и стилистической
близостью всем другим высказываниям Герцена о «богомокрице» В. И. Аскоченском (см. в наст. томе заметку «Инквизитор В. Аскоченский и его жертва», а также комментарий к ней, стр. 117 и 372) и министре просвещения «архиепископе» Е. В. Путятине, известном своим религиозным ханжеством и мракобесием (о нем см. заметку «Крестный ход богомокриц в гору просвещения» и комментарий к ней, стр. 128 и 374 наст. тома). О «пиетических наклонностях», показном «благочестии» и «слабостях императрицы к православию» Герцен неоднократно упоминал в своих статьях (см. комментарий к заметке «Императрица Мария Александровна», стр.