на своих вершинах
31—32 Вместо: искусство на Западе родилось, выросло, ему принадлежит и что, наконец, другого искусства нет совсем — было: искусство — на Западе дома, привыкло к его формам — и нет искусства разве его
35 После: на то место — было: в первых рядах
36 После: согласен в этом — было: и очень знаю, что Стр. 135
8 Вместо: о чем ты // да о чем ты
11— 12 Вместо: Но об этом никто не спорит — было: Кто же спорит об этом [Все это так], но у нас речь не идет об истории искусства
12 Вместо: ты хочешь сказать — было: ты хочешь, может, сказать
13 После: жизнь — было: на вершинах своих
14 Вместо: хранилищницы в Европе — было: хранилишницы искусства
16 Вместо: театры лучше обставлены и пр. — было: что театры лучше обставлены
19 Вместо: одна великая опера // одна опера
21 Вместо: но все же Campo Santo — кладбище — было: жаль только, что Campo Santo кладбище
21 После: кладбище — было: Америке очень нужны воспитательные домы >. Но [Всё] это только доказывает, что условия хранения
330
искусственных произведений в Европе хороши — и без всякого сомнения
24 После: живое — было: созидающее
25 Вместо: Вызывать постоянно усопших, повторять Бетховена — было: Вызывать постоянно нам новые заклинатели, вызывать стучащие духи усопших — Бетховена и Байрона
27 Вместо: В скучнейшие времена — было: В дряхлые времена
28—30 Вместо: в Риме берегли статуи Фидиаса и собирали лучшие изваяния накануне Генсерихов и Аларихов — было: берегли статуи Праксителя
31 После: музыке Вагнера? — было: Да где оно в самой жизни?..
34 Вместо: всякую случайность — было: последнюю случайность
35 Вместо: всякий звук и всякую форму — было: морщину на земле Стр. 136
2 После: обожженного солнцем — было: в уровень мадонн и полубогов [в равенстве [товарищи] мадонн и Олимпа]
2— 4 Вместо: От дикой, грозной фантазии ада ~ отвернувшимся мужиком — было: От дикой фантазии вселенной, Варфоломеевской ночи страшного суда — до грязной фламандской таверны, где все хохочет
4— 5 Вместо: до «Камаринской» — было: до Лепорелло
5— 6 Вместо: свой предел — было: свою Ахиллову пяту
6— 7 Вместо: который решительно не берет ни смычок, ни кисть, ни резец—было: непобедимый ни смычком, ни кистью, ни резцом
7— 8 Вместо: искусство, чтоб скрыть свою немоготу, издевается над ним, делает карикатуры — было: остается, чтоб скрыть зеленый виноград, одна насмешка, карикатуры, шарж
9—10 Вместо: который превосходно набрасывает — было: который умеет превосходно изображать
11— 13 Вместо: ничего не видать ~ перед мещанином во фраке — было: кроме железа или монашеской рясы ничего не видать, не может изящно нарисовать мещанина во фраке
13 После: посягательство — было: то
14 После: тогу — было: то
17 После: Прюдом — было: Чичиков
17—18 Вместо: великие карикатуры, иногда гениально верные, верные до трагического у Диккенса, но карикатуры // это карикатуры, иногда верные, до страшного у Диккенса, до трагического, но карикатуры
21— 22 Вместо: и позорный столб // и пилори
24 Вместо: противен, тесен для искусства — было: противоположен искусству
27 Вместо: из ее чинной среды — было: из нее
27— 28 После: до художественного значения — было: и до беспощадного осуждения этой чинной среды
31— 32 Вместо: полна мелких недостатков и мелких достоинств — было: имеет мелкие черты, без особенного безобразия, но и без особенной красоты
33 После: излишнего — было: во всем ищет прежде всего пользу
34— 35 Вместо: с разрисованными щитами на ставнях — было: с окнами на улицу
36 Вместо: Это огромный — было: Все это огромный Стр. 137
3—4 Вместо: Искусству не по себе — было: Искусству тесно, душно
5 Вместо: искусство чует — было: оно чувствует
8 Вместо: дадут грош, и квит — было: лишний грош есть
9 Вместо: изящная соразмерность — было: мера и соразмерность
9— 11 Вместо: выносить аршина, самодовольная в своей ограниченной посредственности жизнь — было: выносить [этого] аршина, этой [узкой] самодовольной жизни — этой ограниченной, посредственной [и довольно] жизни
13— 14 Вместо: Но это нисколько не мешает ~ авангард его уже пришел — было: А между тем весь образованный мир идет в мещанство и уже [почти] пришел
14— 15 Вместо: Мещанство—идеал, к которому стремится, подымается Европа со всех точек дна — было: Это идеал, к которому все стремится
16 После: Генрих IV. — было: Да и где же другой выход?
16— 17 Вместо: Маленький дом с небольшими окнами на улицу — было: Тесный дом с небольшими окнами на улицу, безбедный обед
20— 22 Вместо: Прогнанный с земли со голод — было: Прогнанный с земли, потомок побежденного, осужденный на вечную земляную работу без земли
23— 24 Вместо: делаясь собственником, хозяином, буржуа — было: делаясь маленьким собственником или мещанином
24— 25 Вместо: его сын не будет отдан в пожизненную кабалу из-за хлеба— было: его сын не [назначен в] прикреплен на пожизненную работу на чужом поле, на чужой машине
28—30 Вместо: носится светлым образом ~ усталые руки — было: носится до тех пор перед глазами поденщика, пока его надломленная грудь и заскорузлые руки
31 Вместо: покоем отчаяния — было: отчаянием
32— 33 Вместо: —полуштофе виски — было: пейнтботел Irish Whiskey
35— 36 Вместо: демократизация аристократии // это демократизация аристократии
36— 37 Вместо: Альмавива — было: Роган
37— 38 Вместо: снизу все тянется в мещанство ~ в него — было: потому-то это все и стремится снизу подняться в мещанство, сверху — упасть в него
Стр. 138
3—4 Вместо: работник всех стран — было: английский, французский работник
5— 7 Вместо: покинула своего фанатического любовника Маццини, изменила своему мужу- геркулесу — было: изменила своему фанатическому любовнику Маццини, покинула своего мужа Геркулеса.
12 Вместо: С мещанством — было: А между тем с мещанством
12— 13 Вместо: растет ее благосостояние // растет благосостояние
13 Вместо: Античный бедняк — было: Красивый бедняк
14 Вместо: лавочником — было: Мишелем 19 Вместо: или песни // и песни
19 Вместо: до этого дела нет — было: это существеннее
23 Вместо: а они сами ездят, и очень часто, в фиакрах — было: а они сами колесят [пеш] в фиакрах
23 После: в фиакрах — было: [Я знаю очень хорошо, что] К тому же красота, <1 нрзб.> вкус, — вовсе ненормальны, они исключение, как голос Лаблаша или Гричи
24 После: и должно победить — было: против этого делать нечего 26 После: Господство мещанства — было: растет, будет расти — это
32 Вместо: заменяет артиста — было: заменяет живописца
33 Вместо: нужды — было: необходимости Стр. 138 — 139
38— 1 Вместо: В самой природе, можно сказать, бездна мещанского; она очень часто — было: В природе бездна мещанства, она ужасно охотно
332
Стр. 139
4 Вместо: Европа — было: И зачем? Европа
7— 8 Вместо: Мещане вспомнили со библейские предания — было: Но сильные мира вспомнили героические времена и библейские времена
10 Вместо: будет расти — было: расти
10— 11 Вместо: в предупреждение того, как карает самодержавное мещанство — было: и мещанская Европа
11 Вместо: Все с тех пор — было: Все действительно
13— 14 Вместо: но художественной струны в нем не прибыло — было: но художественного призвания в нем нет
14 Вместо: их и не ищет // его и не ищет
15 Вместо: он согласен с Екатериной II — было: а императрица Екатерина II находила же
16— 17 Вместо: императрица тоже смотрела — было: она тоже смотрела
17 После: точки зрения — было: Где же ты нашел искусство, артистическую жизнь — в прозе мещанской жизни, быта
20 Вместо: тогда я уже // я уже
21— 22 Вместо: теснота и давка цивилизации — было: теснота и давка, толкотня цивилизации
23— 26 Вместо: я с ужасом ~ насытит собою воздух — было: я с некоторым ужасом смотрел на беспрестанно двигающуюся, кишащую толпу, предчувствуя, как она у меня возьмет полместа в театре, в дилижансе, как нагреет и насытит собою воздух [который дойдет до меня прежде через сотни легких], пережеванный и высосанный сотнями легких
30 Вместо: Мне кто-то указал — было: Мне кто-то рекомендовал
33 Вместо: внутри двора — было: не на улице, а внутри дома Стр. 140
1 Вместо: за домом, зеленели // за домом [были] чахло зеленели
3—4 Вместо: с римской прямолинейностью и почернелой позолотой — было: Все довольно полинявшее — и вдруг я почувствовал себя
5 Вместо: но расположение комнат, мебель — было: но размеры комнат, их вышина, расположение, большие окна
7 После: совершенно в стороне — было: тут, вероятно, какая-нибудь сморщившаяся дуарьера ежедневно толковала с каким-нибудь толстым аббатом о бурных временах и о герцогине Ангулемской, лет десять называя Наполеона — Буонапарте, а графа Прованского — королем Франции
9 Вместо: и мне показалось — было: и мне все больше и больше стало казаться
12 Вместо: можно распространить — было: распространяется
16 После: льется через край — было: Ей всего недостает и потому
17— 18 После: Париж узок — было: <С> одной стороны— почтение достоинству, с другой стороны—увеличение потребления… идущее в такой же пропорции
21 Вместо: сигары — было: дорогие сигары
27 После: у меня — было: годовую пропорцию
28 Вместо: Я в день сигар по 2 и по 3 пенса больше продам, чем тех в год — было: А знаете ли, что я в день плохих сигар по 2 и по 3 пенса больше продам в десять раз, чем тех в год
310 После: дух современности — было: В Америке заводятся теперь трактиры и кабаки, в которых положена одна цена за меру напитка — и держится два, три пива. Человек по необходимости должен пить без выбора. Личность стерта и тут, вкус стерт и тут
30 Вместо: Вся торговля — было: Впрочем, вся торговля
36—36 Вместо: рядское, почти всем доступное ~ эстетической отделки —
333
было: стадное и потому всем доступное, но не допускающее требовательности,
оригинальности отделки
38 Подстрочное примечание отсутствует.
Стр. 140 — 141
36—8 Вместо: Возле, за углом ~ как Лансир и Роза Бонер — было: Эта среда размножившаяся, потребительская. Это стотысячеголовая гидра, пожирающая все без разбора, без вкуса, готовая все смотреть, все слушать, все читать. Везде толкающаяся [сегодня на выставке, а завтра на похоронах, на дебюте тенора, на пожаре… ее-то назвал Д. Стюарт Милль], среда без невежества, но и без образования, не глупая, но ограниченная, не любящая смешения и чистая, но странно консервативная, которую назвал Д. С. Милль conglomerated mediocrity. Она составляет тип повседневный в Европе <1 нрзб>, в котором искусство пошлеет, задыхается, лжет, машет руками, кричит, разменивается на мелкую монету [делает фразы, фразерствует] и с отчаяния бросается на иронию, на фарсу и на портреты зверей и скота, как Лансир и Роза Бонер. И ты [воображаешь] думаешь, что искусство
Стр. 141
20 После: далек — было: Вспомни, что
21 После: господствующим—было: за мещанством
22 Вместо: образ жизни мещанства — было: образ жизни
23 После: на