Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений. Том 16. Статьи из Колокола и другие произведения 1862-1863 годов

героев декабристов Биронам и Потемкиным, а Зимнему дворцу, как воплощению царизма, «арьергард с топорами за кушаком», т. е. восставших крестьян.

Ошибочное предположение о том, что русская сельская община есть лучшая форма социалистического устройства общества, не является конечным выводом герценовского произведения. Сам Герцен признается в конце третьего письма: «…все ищу, ищу начал, — они только в теории и отвлечениях».

Во вступлении к «Концам и началам», написанном 1 августа 1863 г., Герцен упомянул о том, что оп был намерен посвятить «началам» русской жизни более значительное место, но замысел его изменился в результате происшедших событий. «Строй мыслей изменился: события не давали ни покоя, ни досуга — они принялись за свои комментарии и за свои выводы», — пишет он.

В январе 1863 г. началось восстание в Польше. Царское правительство, поддержанное буржуазно-помещичьим обществом, ответило на него рядом жестоких военных репрессий.

В обстановке вынужденного молчания передовой части русского общества, в период дикого националистического разгула не время было говорить и писать о «русских началах».

Однако эти события не в силах были изменить основных выводов Герцена, так же, впрочем, как и реакционная политика царского правительства не смогла разрушить его надежд на прогрессивную роль революционного русского народа в будущем: «… все давно увядшее в старом мире <...> явилось еще раз во всем поэтическом блеске своем в восставшей Польше, как будто для того, чтоб украсить молодыми цветами старцев цивилизации, медленно двигающихся на борьбу, которой они боятся … С другой стороны <...> происходит совершенно обратное явление … все отжившее старого мира поднялось на защиту петербургской империи и отстаивает ее неправое стяжание…»

По его убеждению, петербургская империя и революционная «восходящая сила» — враждебны друг другу; преступления первой только

407

расчищают дорог второй: «Но зерна, лежащего в земле, эта буря не вырвет и не затронет, а, пожалуй, еще укрепит его», — заканчивает Герцен.

Даже предполагая, что и Россия «может, пройдет мещанской полосой», Герцен, аппелирующий к юной России, верил в великое революционное будущее русского народа и эта вера питала его исторический оптимизм.

Стр. 129. …приходит в голову образ дантовских единоборцев… — Имеется в виду эпизод из «Божественной комедии» Данте («Ад», песнь двадцать пятая, строфы 34—76), где идет речь о трех ворах-флорентинцах и об их чудесных превращениях друг в друга.

Стр. 130. …нельзя не отойти от беснующихся сил, от бесчеловечной бойни и еще больше бесчеловечных рукоплесканий. — Речь идет о польском восстании 1863 г. Говоря о «бесчеловечных рукоплесканиях», Герцен имеет в виду сочувственное отношение помещичье-буржуазного общества к тем жестоким мерам, которые были приняты царским правительством по отношению к восставшим, выразившееся в ряде газетных и журнальных статей, разжигавших шовинистические настроения.

Посмотрите на дикого сатрапа в Литве… — Герцен имеет в виду M. Н. Муравьева.

Стр. 134 Hаука ~ как гётевский «Диван», — запад но — во сточная . — Имеется в виду цикл лирических стихотворений Гёте в духе восточной поэзии — «Западно-восточный Диван».

Стр. 135. «Сатро Santo»— знаменитое кладбище на соборной площади Пизы, с многочисленными гробницами, скульптурными украшениями и фресками мастеров школы Джотто.

Стр. 136. …посягательство Роберту Пилю набросить римскую тогу. — Герцен имеет в виду скульптурный портрет Роберта Пиля работы Мэтью Нобла, находящийся в Национальной галерее в Лондоне.

…как у Молчалина, два таланта, и те же самые: «умеренность и аккуратность». — См. «Горе от ума» Грибоедова (действие III, явление 3).

Стр. 137. …«курица во щах», о которой мечтал Генрих IV. — Генрих IV будто бы говорил, что хотел бы видеть по воскресеньям курицу на обеде каждого французского крестьянина.

Стр. 138. Господство мещанства — ответ на освобождение без земли, на открепление людей и прикрепление почвы малому числу избранных. — В результате французской буржуазной революции конца XVIII века были отменены личная зависимость крестьян и феодальная собственность на землю. Однако земли, отобранные у дворянства и духовенства и превращенные в «национальное имущество», скупались прежде всего буржуазией и зажиточными крестьянами, которые переходили, таким образом, из рядов крестьянства в среду земледельческой буржуазии. В результате, частная собственность на землю сохранилась, сосредоточившись в руках «малого числа избранных».

Стр. 139. …à trois chambres à coucher de maître… — Три прекрасно обставленные спальни (франц.).

Стр. 141. …самодержавная толпа сплоченной посредственности ~ Ст. Милля. — Герцен использует формулировку Джона Стюарта Милля, Данную им в книге «On liberty».

Стр. 142. «Gottes feste Burg»… — Герцен цитирует известный псалом Лютера («Бог — наша твердыня»), являвшийся гимном протестантов во время Реформации.

Hсколько месяцев тому назад появился первый том полного собрания «го сочинений. — Речь идет об издании собрания сочинений Маццини,

предпринятом им самим и впоследствии продолженном А. Саффи—«БспШ editi ed inediti» (1861-1891).

…лев св. Марка… — Эмблема государственной власти Венецианской республики, находившейся в то время под австрийским игом («черно-желтая тряпка» — австрийский флаг).

…гонителя ~ материализма… — Маццини был непримиримым противником материализма. Он писал: «В моей деятельности я всегда руководился и буду руководиться религиозной идеей. Противоположен папству, но одинаково является источником испорченности — материализм». К. Маркс и Ф. Энгельс, указывая на религиозное содержание манифестов Маццини, отмечали: «Они проповедуют религию, апеллируют к вере, их девиз — Dio ed il popolo, бог и народ» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. 7, 1956, стр. 471).

Стр. 145. …итальянская Марфа, мешающая хозяйственными дрязгами единой мечте

итальянской Марии. — Герцен сопоставляет библейские образы поэтической Марии и практической Марфы применительно к политической жизни Италии того времени («фанатик» Маццини и «мещанин» Кавур).

…кроила для Италии бельгийский костюм… — Герцен имеет в виду внешнюю и внутреннюю политику Кавура, способствовавшую капиталистическому развитию Италии, классическим образцом которого в то время являлась Бельгия. По словам К. Маркса, Бельгия — это «образцовое государство континентального конституционализма, уютный, хорошо отгороженный маленький рай помещиков, капиталистов и попов» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, том XIII, часть I, 1936, стр. 304).

Стр. 146. … гнев наших крепостных людей, приписанных к научным фабрикам и схоластическим заводам… — Имеется в виду доктринерский, послушный канонам консервативной науки, характер воззрений Б. Н. Чичерина, постоянно вызывавший отпор со стороны Герцена.

Стр. 148. … Ст. Милль, например, вовсе не преувеличивал, говоря о суживании ума, энергии, о стертости личностей… — Герцен развивает и заостряет здесь положения, высказанные им в 1859 г. в прибавлении к III главе VI части «Былого и дум» — «Джон-Стюарт Милль и его книга „On liberty»» (см. т. XI наст. изд., стр. 68—69).

…цицероновское «vixerunt/»—Предaв казни своих политических противников, Цицерон объявил об этом на форуме, сказав: «Vixerunt!» («Отжили!» — лат.). Глава IV книги «С того берега» названа Герценом «Vixerunt!».

Стр. 151 — 152. Бедный король Лир в демократии ~ чтоб поймать его богу в предсмертном бреде. — Эти сюжетные подробности были использованы Герценом в повести «Доктор, умирающий и мертвые» (1869 — см. т. XX наст. изд.).

Стр. 153. …«30-й егерский, а после 45-й». — Неточная цитата из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (действие II, явление 5).

Стр. 157. …могут их назвать à la Dumas fun. «блудными отцами»… — Намек на драму А. Дюма-сына «Блудный сын».

Стр. 161. …«неоплаканный» Клейнмихель. — Отставка П. А. Клейнмихеля в октябре 1855 г. была с большим удовлетворением принята в самых широких кругах русской общественности. А. В. Никитенко писал в своем дневнике в связи с отставкой Клейнмихеля: «Еще одна смерть, только политическая и притом возбуждающая общую радость, а не печаль: Клейнмихель, наконец, <...> пал и уничтожился <...>. Все поздравляют друг друга с победою, которая, за недостатком настоящих побед, составляет истинное общественное торжество» (А. В. Никитенко. Дневник.т. 1, ГИХЛ, 1955, стр. 422; записи от 9 и 12 октября 1855 г.).

…на полях Мадженты и Сольферино делались другие комментарии на

409

международное право. — Маджента и Сольферино (Италия) — места, где австрийская армия была разбита итало-французскими войсками в 1859 г. Это решило вопрос об освобождении Северной Италии от австрийской оккупации.

Стр. 162. Далее — Индия, Пекин… — В 1857 г. в Индии вспыхнуло восстание против английского господства, вызванное жестоким колониальным гнетом. В 1856 г. Англия, а затем и Франция, начали войну с Китаем, носившую захватнический характер. В 1860 г. англо¬французские войска заняли Пекин.

война демократов за рабство черных, война республиканцев за рабство государственной нераздельности. — Имеется в виду гражданская война в США (1861), когда «демократический» Юг отстаивал сохранение рабства негров и независимость южных штатов, а республиканцы выступали за сохранение единого государства, в котором рабство должно было быть уничтожено.

…«кажись, не подобает» … — Неточная цитата из эпиграммы А. С. Пушкина «В академии наук».

…наш Дидро… — Герцен имеет в виду Б. Н. Чичерина. Бакон Веруламский давным-давно уже разделил ученых на пауков и пчел. — Герцен имеет в виду следующие строки из «Нового Органона»: «Те, кто занимались науками, были либо эмпириками, либо догматиками. Эмпирики, подобно муравью, только собирают и пользуются собранным. Рационалисты, подобно пауку, из самих себя создают ткань. Пчела же избирает средний способ, она извлекает материал из цветов сада и поля, но располагает и изменяет его собственным умением» (Ф. Бэкон Веруламский. Новый Органон, М., 1938, стр. 78).

Стр. 163. …a vol d’araignée. — Буквально: «С паучьего полета» (франц.), перефраз выражения «с птичьего полета» (à vol d’oiseau).

Стр. 164. …Гервинус поучает, что за демократическим переворотом следует эпоха централизации и деспотизма… — Герцен ссылается на концепцию исторического процесса, изложенную Г. Гервинусом в его многотомном труде «История XIX века». В сокращенном виде эта теория представлена в «Введении в историю XIX века», вышедшем отдельным изданием в 1853 г.

Англия не сделалась католической, как хотел Донозо Кортес… — См. «С того берега», глава VIII (т. VI наст. изд.).

…ни международного права по Peace Society… —Речь идет о международном праве в соответствии с кодексом «Лиги мира».

Стр. 165. …«Что он, не в самом ли деле вечно хочет жить?»— Цитата из драмы Ф. Шиллера «Разбойники» (действие IV, сцена 5). …Но днях я простился с Маццини. —25 или 26 августа 1862 г.

Стр. 166. …обратное приветствие гладиаторов: «Идущим на гибель оставшиеся в живых кланяются!»— См. примечание к стр. 9.

Через четыре дня все было кончен о. — Герцен говорит о походе, предпринятом Гарибальди для освобождения Рима от папской власти в июне 1862 г. 29 августа произошло столкновение корпуса волонтеров, предводительствуемого Гарибальди, с королевскими войсками, у Аспромонте. Гарибальди был ранен, взят в плен и посажен в крепость.

будущий Дант стихом, будущий Бонарроти резцом изваяют раненого льва под деревом… — Можно предположить, что в основу этого образа положено описание битвы у Аспромонте, данное газетой «Il Diritto»: «…две пули поражают его… Гарибальди, в ту минуту, как

Скачать:TXTPDF

героев декабристов Биронам и Потемкиным, а Зимнему дворцу, как воплощению царизма, «арьергард с топорами за кушаком», т. е. восставших крестьян. Ошибочное предположение о том, что русская сельская община есть лучшая