др.
… «неприглашенных» на пир… — Имеется в виду определение неимущих классов в книге Мальтуса «Опыт о законе народонаселения», где утверждалось, что для «бедняков нет места на великом пиршестве природы».
… к 18 брюмера или 2 декабря… — 18 брюмера (9 ноября 1799 г.) произошел государственный переворот, приведший к установлению диктатуры Наполеона Бонапарта. В результате переворота 2 декабря 1851 г. вся исполнительная и законодательная власть сосредоточилась в руках президента Луи Бонапарта, через год провозгласившего себя императором Наполеоном III.
Стр. 355. Когда Мишле в своей легенде о Костюшке… — Имеется в виду первая из «Северных легенд демократии» Мишле — «Польша и Россия. Легенда о Костюшко» (1851). См. подробнее об этом в статье «Русский народ и социализм» и примечаниях к ней (т. VII наст. изд.).
Стр. 357. …собственность есть кража. — Определение П. Ж. Прудона, содержащееся в его книге «Qu’est ce que la propriété?» («Что такое собственность?»), Paris, 1840. Критикуя крупную капиталистическую собственность как «кражу», Прудон, однако, всячески отстаивал и превозносил собственность мелкую.
Что ты спишь, мужичок… — Первые строки стихотворения А. В. Кольцова «Что ты спишь, мужичок?» (1841).
Стр. 358. Он, как евангельская девица, не умер, а спит. —
632
Имеется в виду евангельская легенда о воскрешении Христом доч«священнослужителя (Евангелие от Марка, гл. V, 35 — 43).
Один человек, игравший большую роль в своей родине и как революционер, и как администратор, спорил со мной о социализме. — Речь идет о Джемсе Фази, споры с которым Герцен подробно передал в «Былом и думах», ч. V, гл. XXXVIII (т. X наст. изд., стр. 98 — 108).
…Они постоянно называют Маццини социалистом, несмотря на его брошюры, статьи и пр. — Герцен подразумевает лондонскую газету «Таймс» и ряд газет Пьемонта («Unione», «II Dfritto», «II Parlamento»), выступавших против революционности и социализма Маццини, несмотря на его враждебное отношение к социалистическим учениям после поражения революции 1848 г. См. подробнее об этом в «Былом и думах», ч. V, гл. 1 XXXVII, XL; ч. VI, гл. I — т. X и XI наст. изд.
Стр. 359. Уступку, которую я делал моему «Дионисию, тирану Сиракувскому»… — Герцен намекает на эпизод из биографии Платона, который пытался перестроить политическую организацию Сиракуз (367 г. до н. э.), но, встретив отпор со стороны сиракузского тирана Дионисия Младшего и его окружения, пошел на уступки, попросив у Дионисия лишь небольшой участок земли и немного людей для своих социальных экспериментов.
… для Бентама, говорившего Александру I в Лондоне о «счастии, что России не мешает со ни католическая церковь?» — О личном свидания Бентама с Александром I, приезжавшим в Лондон в 1814 г., нет никаких сведений. Бентама посетил сопровождавший Александра князь Адам Чарторижский и вел с ним беседу, связанную с неосуществившимся намерением Александра воспользоваться советами Бентама при составлении кодекса русских законов. См. об этом также в «Письме к Джузеппе Маццини о современном положении в России» и примечаниях к нему (т. XII наст. изд., стр. 351 и 556).
Стр. 359 — 360. …в медицине — от кровопролитий Брусе до наводнений Пристница… — Франеуа- Жозеф Брусе — известный французский врач, лечивший кровопусканием. Винцент Присниц — один из основателей водолечения, пользовавшегося. большой популярностью в западной Европе тридцатых-сороковых годов.
Стр. 360. … индийская триада Пьера Леру, полемика Прудона… — В основе каждого учреждения республики будущего, — утверждал Пьер Леру в книге «Человечество» (1840), — должна лежать «триада»: например, ассоциация должна удовлетворять трем элементам психики (ощущению, чувству и познанию), во главе государства должны стоять три учреждения: законодательное, административное и воспитательное. См. о «триаде» П. Леру в статье Герцена «Repetitio est mater studiorum» (т. XV наст. изд., стр. 148). Говоря о Прудоне, Герцен имеет в виду его полемику с представителями других направлений и сект мелкобуржуазного социализма в 1848 — 1851 гг. См. об этом «Былое и думы», ч. V, гл. XLI и примечания к ней.
… социальные оттенки в тюльерийских декретах… — Герцен имеет в виду, очевидно, декреты первой половины 1860-х годов, в которых Наполеон III сделал некоторые уступки общественному мнению в духе социально-экономических взглядов своей книги «Exitiction dupaupérisme» (Paris, 1844), написанной под влиянием идей Луи Блана.
… следы проповедей Менильмонтанской улицы остались в оборотах Перейры, в ликеидациях недвижимой собственности… — Герцен подразумевает депутатскую деятельность банкира Эмиля Перейры в Законодательном корпусе Франции, усматривая в его выказываниях о недвижимой собственности следы влияния утопической идеологии тридцатых годов, когда
Перейра примыкал к сен-симонистской коммуне, расположенной на Менильмонтанской улице.
633
… Гладстон дошел до порицания безусловного права собственности и до государственной организации страховых обществ… — Имеются в виду финансовые мероприятия Гладстона 1859 — 1865 гг., когда, возглавив министерство финансов, он провел билль о повышении подоходного налога, освобождая от обложения им предметы народного потребления, высказался за понижение имущественного ценза при парламентских выборах, основал страховые общества и сберегательные кассы, обеспечивающие доход даже при незначительных вкладах, что доставило Гладстону широкую популярность в демократических кругах Англии.
… Стюарт Милль остановился в раздумье перед общинным владением, не рубя с плеча вопроса как наши молинарьевские подмастерья? — Д. С. Милль, не отказываясь от своих симпатий к частной земельной собственности, в новых работах, изданных им в шестидесятых годах, пересмотрел отношение к общинному землевладению в соответствии с изменением своего отношения к коммунизму, в котором он стал видеть учение, «согласующееся с наибольшим распространением человеческой свободы и развития», и потому рекомендовал «внимательно присмотреться к общинным» формам землевладения» (см. «Основания политической экономии»,. II, ч. I, гл. 4). Д. С. Миллю Герцен посвятил в «Былом и думах» статью «Джон- Стюарт Милль и его книга „On Liberty»» (т. XI наст. изд., стр. 66 — 77). «Молинарьевскими подмастерьями» Герцен называет сотрудников «Московских ведомостей» и «Русского вестника», на страницах которых. систематически публиковались экономические исследования Густава де Молинари, одного из крупнейших авторитетов для Каткова, Корша, Чичерина и других сторонников капиталистического пути развития России и замены общинного владения землей частным землевладением.
… о чем робко и не выступая из парламентских форм хлопочет — Брум? — Генри Брум, член английской палаты пэров, призывал к расширению политического образования и улучшению экономических условий жизни народа.
Ей недоставало имени, имя явилось как-то само собой. — Имеется в виду бонапартизм. Ср. «Былое и думы», т. XI наст. изд., стр. 490 — 491.
Стр. 361. Это-то и хотел сказать американец Брейсбен, которого-слова я уж не раз приводил, парижским работникам в 1848 году… — Речь идет о выступлении Альбера Брисбейна, основателя фурьеристского движения в США, на заседании прудоновского «Народного банка» в мае 1849 г. См. об этом в «Письмах из Франции и Италии» (т. V наст. изд., стр. 183 — 184).
Прудон упрекал в атом социализм, разумея под социализмом организацию работ Луи Блана, коммунизм Теста, отца Кабе, а не социализм вообще. — «В сумме что же такое общинность коммунистов и социалистов, как не идея государства, доведенная до поглощения личности», — писал Прудон в «Системе экономических противоречий». Подробнее об интерпретации Прудоном социализма см. в статье Ю. Г. Жуковского «Прудон и его экономическая система противоречий» («Современник», 1865, № 2). Об отношении Прудона к социализму см. также «Былое и думы», ч. V, гл. XLI (т. X наст. изд.).
Не будьте ни Апеллесов, ни Павлов, и тогда вы не будет клясть церковь из-за Апеллеса или Павла. — Ср. заметку Герцена «Не будь ни А-пеллесов, ни Павлов» и комментарий к ней (т. XVI наст. изд., стр. 35 — 36 и 363 — 364).
Стр. 363… они, как Квазимодо, бросают каменья и льют свинец на Ьтиапйгпг, пришедшую спасти цыганку, которую они защищают. — Герцен использует для сравнения эпизод из романа
В. Гюго «Собор Парижской богоматери» (кн. девятая, гл. II). Тгиапйвпв — сброд (франц.).
634
…не кадилы и не рипиды… — Кадила и рипиды — принадлежности
Стр. 364. … мм бархатный жилет верховного отца Анфантена ~ ни соттипа bonorum… — Как глава сен-симонистского Менильмойтанского семейства Анфантен назывался «верховным отцом» и носил бархатный костюм особого покроя (см. об этом Н. Г. Чернышевский. Полн. собр. соч., т. VII, стр. 179 — 182). Под «государственной барщиной» Герцен разумеет систему экономических мероприятий, руководимых «государством будущего», изложенную в книге Луи Блана «Организация труда».
… фаланстеры, Икарии, национальные рабочие, государственные подряды и пр. — Имеются в виду фаланстеры Фурье, «Икария» Кабе, «национальные рабочие» и «государственные» подряды», предложенные Луи Бланом в его книге «Организация труда».
Стр. 366. … «лет чрез пятьсот», по пушкинскому выражению … — Цитата из «Евгения Онегина», гл. VII, строфа XXXIII.
Стр. 367. «Марфа, Марфа, печешися о мнозе, едино же есть на потребу». — По евангельской легенде, слова Христа, обращенные к женщине, которая торопилась приготовить угощение для него и сетовала на сестру Марию, слушавшую поучения Христа и не принимавшую участия в приготовлениях Марфы (Евангелие от Луки, гл. X, 38 — 42).
Стр. 368. Основной тон жизни Кобдена ~ смотрел прежде всего и после всего на free trade. — О значении деятельности Ричарда Кобдена как одного из крупнейших представителей фритредерства см. в некрологе его на страницах «Русского слова», 1865, № 3. Сочувственный отзыв Герцена о Кобдене в связи с его борьбой за отмену хлебных законов см. в статье «1864» (наст. том).
… ограбили ли немцы белым днем Данию или нет… — В 1865 г. разногласия между Пруссией и Австрией после датской войны (см. примечание к стр. 351) были урегулированы Голштейнской конвенцией, по которой Шлезвиг переходил под верховную власть Пруссии, получавшей также право на содержание гарнизона в Голштинии, принадлежавшей прежде Дании. О враждебном отношении Герцена к организаторам нападения на Данию см. в статье «Что же дальше?» (наст. том).
«В. Н. Каразин». — Статью Герцена «Император Александр I и В. Н. Каразин» см. в т. XVI наст. изд.
Стр. 369. Есть люди, которые постоянно в жизни видят ее изнанку ~ называлось алармистами… — Алармистами (т. е. людьми, склонными к распространению тревожных необоснованных слухов) Герцен именует здесь деятелей «молодой эмиграции» (Н. И. тина,
А. А. Серно-Соловьевича, П. И. Якоби, М. С. Гулевича, Н. И. Жуковского, Л. И. Мечникова), к которым он относился с явным недоверием, особенно после неудачной попытки к сближению во время Женевского съезда эмигрантов (см. в наст. томе комментарий к статье «1865»).
Старцы Сибири возвратились через тридцать лет каторги… — Речь идет о декабристах, возвращенных из Сибири после смерти Николая I.
Стр. 370. Вот когда оно по немецкому совету и по наговору помещичьих журналистов со наследственным разделом ее в собственность… — Речь идет о правительственных распоряжениях середины 60-х