Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений. Том 19. Статьи из Колокола и другие произведения 1866-1867 годов

помещенной в «Областном отделе» газеты «Москва» от 13 января 1867 г., № 10, без подписи. Говоря о голуховщине, автор ее имел в виду назначение в 1866 г. поляка гр. А. Голуховского наместником Галиции.

…Катков, почивший на голубых лаврах своих. — Намек на роль. М. Н. Каткова как журнального доносчика (служебная форма жандармов была голубого цвета).

Стр. 226. Летаргический сон ~ не отрезвил его … — Намек на перерыв в публицистической деятельности Аксакова со времени прекращения газеты «День» (18 декабря 1865 г.) до основания с 1 января 1867 г. газеты «Москва» (об этом см. также выше в наст. томе, стр. 212).

некогда и для него ~ были святы права человека и ненавистна рука правительства, врывающаяся в последние твердыни личности ~ брея бороду седому Хомякову ~ запрещая, как непристойно с ть, нашу народную поддевку? — В 1849 г. подвергнуты были аресту Ю. Ф. Самарин и И. С. Аксаков (освобожденные через несколько дней). В апреле 1849 г. был разослан циркуляр министра внутренних дел губернским предводителям дворянства, запрещавший, по воле Николая I, русским дворянам носить бороды, так как при них невозможно пользоваться «правом ношения мундира». Этот приказ был воспринят славянофилами как запрещение русской одежды вообще, ношение которой было для них символом «русских начал» (см. об этом письма С. Т. Аксакова от 25 и 27 апреля 1849 г. к И. С. Аксакову и письмо К. С. Аксакова от 26 апреля к нему же — «Иван Сергеевич Аксаков в его письмах», т. II, М., 1888, стр. 141 — 146). Несмотря на письменные объяснения, которые С. Т. Аксаков направил в III Отделение, с него и с его сына Константина были взяты полицией расписки о выполнении приказа. «Мы все ходим уже бритые», — писал А. С. Хомяков А. Н. Попову в мае 1849 г. (см. А. С. Хомяков. Полное собрание сочинений, т. VIII, Письма, М., 1904, стр. 191).

… Садык-паша укажет правоверному султану ~ а тот и начнет ~ изводить не только людей, но и язык греческий… — Имеется ввиду ренегатская роль участника польского восстания 1831 г. польско-украинского националиста М. И. Чайковского, который вступил в 1851 г. на службу к турецкому правительству, приняв магометанство под именем Могаммета Садыка. Во главе сформированного им казачьего полка он участвовал в Крымской войне против России, а затем, в 1867 г., в подавлении национального движения в Болгарии, был лично близок к султану Абдуль-Меджиду и его преемнику с 1867 г. Абдуль-Азизу.

Мы об этой федерации сами мечтали ~ проповедовали об ней, несмотря на смех с обеих сторон… — Идеи «демократической и социальной» федерациии славянских народов Герцен развивал в статьях «Письмо русского к Маццини» (см. т. VI наст. изд.), «О развитии революционных идей в России», «Русский народ и социализм» (см. т. VII наст. изд.), «Старый мир и Россия» (см. т. XII наст. изд.) и других.

ПРОРОК-ИЗДАТЕЛЬ

447

Стр. 227. «Меркнет заря на Западе ~ Так в день богоявления господня провозвещал Иезекииль- Аксаков ~ в Москве. — Герцен цитирует начальные строки передовой статьи И. С. Аксакова, напечатанной в газете «Москва» от 6 января 1867, № 5. В статье рассматривалось отношение «католического» Запада и «православной» России к освободительному движению греков и славян против турецкого владычества, развивалась панславистская программа объединения славян под опекой России, в связи с чем предсказывалось усиление значения православной церкви и падение могущества католицизма. Высокопарный и многозначительный тон автора статьи, претендующего на провидение будущего, высмеивается сравнением его с библейским пророком Иезекиилем, чьи пророчества были полны таинственных символов и видений, возвещавших падение, а затем восстановление Иерусалима и его храма. День богоявления в православном юлианском календаре приходился на 6 января.

… знает наше мнение о Западе и о папе ~ нашу веру в будущую славу и значение России… — Убеждение в кризисе западноевропейской буржуазной цивилизации, высказанное Герценом еще в последних «Письмах из Франции и Италии» (см. т. V наст. изд.), стало основной мыслью книги «С того берега» (см. т. VI наст. изд.), а затем в работах «Россия» (т. VI), «Русский народ и социализм» (т. VII), «Старый мир и Россия» (т. XII наст. изд. ) и многих других было дополнено народнической концепцией об особой исторической роли России, связанной с сохранением сельской общины, которую Герцен считал зародышем социализма.

… антиминс… — атрибут православного богослужения — покрывало с зашитыми в нем мощами.

Стр. 228. Великое счастье, что Россия избегнула римского крещенья ~ мы это не сегодня стали говорить. — Эти мысли высказывались Герценом, в частности, в статьях «Россия», «Письмо русского к Маццини» (см. т. VI наст. изд., стр. 211—212, 232), «Старый мир и Россия» (см. т. XII наст. изд.).

Великий позор ждет Европу, если она, вместо греков, вступится за турков. Великое дело сделает Россия, если протянет им руку, — но ~ оставьте в покое Византию… — В указанной передовой статье Аксаков писал о дипломатических маневрах Англии, Австрии и Франции, поощрявших Турцию в ее расправе с восставшими на о. Крит греками, и заявлял: «За русским государством обязанность действовать в качестве внешней силы православного общества». Однако действенная помощь, русского правительства критянам ограничилась лишь перевозкой на русских судах семей восставших с острова в Грецию. Кроме того, по инициативе русской дипломатии в апреле 1867 г. европейскими державами была направлена Турции коллективная нота (см. об этом подробнее комментарий на стр. 449 наст. тома). Но в ответ на отказ Турции, поддержанной Англией, никаких решительных действий эти державы не предприняли. В 1868 г. восстание было подавлено.

Мы русские, а не греки du Bas Empire ~ из французской болезни в византийскую. — Симпатии славянофилов к Византии (Bas Empire — Восточная Римская империя), «этому бездонному стоячему болоту», были ранее подвергнуты Герценом уничтожающей критике в книге «О развитии революционных идей в России» (т. VII наст. изд., стр. 232—233).

…все это «украшение в стиле», как говаривал один русский генерал в 1848 году. — Подробнее об этом см. в последней главе «Скуки ради» (т. XX наст. изд.).

…косвенно похвалишь императора Николая и Паскевича, «исполнявшего по крайнему разумению » его волю… как это сказано в 2 № «Москвы». — Герцен имеет в виду «Письмо из Варшавы», напечатанное в газете «Москва» от 3 января 1867 г., № 2, без подписи. Автор его писал: «… в недавнее еще время головой выдавалось полякам национальное

448

русское дело в лице <... > самого покойного императора Николая Т и фельдмаршала князя Паскевича, виновного в том, что по мере крайнего разумения исполнял волю своего государя».

Даниил ~ был тоже пророк, а как себя держал относительно тогдашних Николаев! — Библейская легенда наделяет израильского пророка Даниила чертами независимого и непреклонного правдолюбца, обличающего царей (см. Библия, Книга пророка Даниила, гл. IV, У, VI).

<ОБЩЕСТВО ПОДЖИГАТЕЛЕЙ>

Печатается по тексту К, л. 237 от 15 марта 1867 г., стр. 1933, где опубликовано впервые, без заглавия, с подписью: Александр Герцен. Заглавие взято из ОК. Этой статьей открывается лист «Колокола». Автограф неизвестен.

Заметка была написана за неделю до выхода в свет «Колокола», как это следует из письма Герцена к Н. П. Огареву от 8 марта 1867 г. из Флоренции: «Что вы, милые мои алармисты, так горячо приняли полицейскую дресню в „Голосе»? Пусть они пишут, что хотят. Ответ я написал проще и короче и посылаю его».

По поводу этой заметки Огарев писал Герцену 12 марта 1867 г.: «Я удивляюсь в твоей статье: почему ты выбрасываешь в статье Долгорукова бранные слова, а сам употребляешь в сто раз хуже? Но мне она все же нравится» (ЛН, т. 39—40, стр. 43). В ответном письме от 15 марта Герцен возражал: «Долгоруков ругается с посторонними и без причины; „я хочу оскорбить клеветников” — пусть делают процесс, я же отвечаю сам» (см. также письмо Герцена к Огареву от 18 марта 1867 г.). Желая, чтобы настоящая заметка стала известна упомянутым в ней лицам, Герцен писал Огареву 17 марта 1867 г.: «„Колокол” от 15 марта <...> следует послать <...> 1) Бергу в Варшаву, 2) Трепову в Петербург, 3) изд. „Варшавского дневника”, 4) — „Московских ведомостей”, 5) — „Голоса”, 6) — „Москвы” 7) изд. Journal de St.-Petersbourg”».

Помимо настоящей заметки, опровержению клеветы об участии в «за-жигательстве» Герцен посвятил позднее «Письмо к Аксакову» и статью «Ответ Аксакову» (см. в наст. томе).

Стр. 229. В 46 № «Голоса» перепечатана статья из «Варшавского дневника» ~ было занесено в всеподданнейший отчет генерал-полицмейстера»… — В газете «Голос» от 15 февраля 1867 г., № 46, в составе корреспонденции без подписи и заглавия была перепечатана из «Варшавского дневника» (1867, № 34) статья «Объяснение», которую и цитирует Герцен. В приведенных строках речь идет о «всеподданнейшем отчете» генерал-полицмейстера в Царстве Польском Ф. Ф. Трепова за 1865 г.

Мы уже отвечали Каткову на подобную клевету и звали его на суд — он отлынял. — Имеются в виду статьи Герцена «Письмо к издателю», «В редакцию„Инвалида»»,«Агентство Герцена в Тульче и „Московские ведомости»», «Лжецы» и др. (т. XVIII наст. изд.). По поводу «отлыниваяия» Каткова от открытого судебного разбора его обвинений «перед английским или швейцарским судом» Герцен писал в заметках «Поджигатели и подлецы» и «Первая ретирада» (т. XVIII наст. изд.).

<КОНЧИНА М. В. ПЕТРАШЕВСКОГО>

Печатается по тексту К, л. 238 от 1 апреля 1867 г., стр. 1941, где опубликовано впервые, без подписи, в траурной рамке. Этим некрологом от редакции открывается лист «Колокола».

449

Деятельность и судьба М. В. Петрашовского глубоко волновали Герцена. Идейные искания петрашевцев он расценивал как один из важных этапов в развитии социалистической мысли в России (см. «1831 — 1863» — т. XVII наст. изд., стр. 106—107; «Порядок торжествует!» — стр. 193 наст. тома), видя в них предшественников «новой России», России революционеров- разночинцев (см. «VII лет» — т. XVIII наст. изд., стр. 243—244).

Обстоятельства следствия над петрашевцами в 1849 г. и смертный приговор, замененный царем в последнюю минуту каторгой, многократно упоминались в статьях и письмах Герцена в ряду тяжких преступлений николаевской реакции. В «Колоколе» публиковались материалы «дела» петрашевцев (см. «Львов и Гагарин» — К, л. 140 от 1 августа 1862 г.) и многочисленные

прошения Петрашевского о его пересмотре (см. «Юстиция и Михаил Васильевич Буташевич- Петрашевский», «Необходимое приложение к прошениям г. Буташевича-Петрашевского» — К, лл. 49—53 от 1 и 15 августа, 1 и 15 сентября и 1 октября 1859 г.).

Отбыв наказание на Шилкинском и Александровском заводах в Восточной Сибири, Петрашевский в 1856 г. был переведен на поселение в Иркутск, но

Скачать:TXTPDF

помещенной в «Областном отделе» газеты «Москва» от 13 января 1867 г., № 10, без подписи. Говоря о голуховщине, автор ее имел в виду назначение в 1866 г. поляка гр. А.